Особенности развития этнографического туризма на современном туристском рынке

Автор работы: v****@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 12:51, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучить особенности развития этнографического туризма на современном туристском рынке.
Задачи: рассмотреть теоретические основы и изучить основные понятия этнографического туризма, проанализировать современное состояние этнографического туризма, познакомиться со знаменитыми этнографическими объектами мира
Объектом исследования является этнографический туризм, предметом – особенности развития этнографического туризма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА 5
1.1 Основные понятия этнографического туризма 5
1.2 Понятие этнографического объекта 7
1.3 Анимационные программы в этнографическом туризме 8

2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМ А 15
2.1 Использование этнографического наследия в туризме 15
2.2 Особенности развития этнографического туризма в России 18
2. 3. Современные этнографические музеи России 23
3 ЗНАМЕНИТЫЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ МИРА 30
3.1 Скансен (швед. Skansen) 30
3.2 Историко-этнографическая деревня и «деревня ловцов жемчуга» (Heritage Village) в ОАЭ 31
3.3 Этнографическая деревня Хата в ОАЭ 33
3.4 Плимутская плантация (Plimoth Plantation) 35
3.5 Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи" в России 37
3.6 Этнографический музей Тальцы 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 288.00 Кб (Скачать документ)

2 СОВРЕМЕННОЕ  СОСТОЯНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА 

   2.1 Использование этнографического наследия в туризме 
 

        Этнографическое наследие, вовлекаемое  в туристские маршруты, представлено двумя видами: 

      1. экспозиции в музеях народного быта, краеведческих и деревянного зодчества

       2. существующие поселения, сохранившие  особенности традиционных форм хозяйствования, культурной жизни и обрядов, присущих данной местности. 

      1. Этнографические музеи - научные учреждения, осуществляющие сбор, хранение, изучение и популяризацию коллекций, характеризующих культуру и быт, социальные отношения и общественный строй различных народов.

      Музейные  экспозиции содержат коллекции народных костюмов, предметов крестьянского быта и народного творчества, характерных для населения определенных регионов. Они знакомят туристов с историческим прошлым. В каждой местности на протяжении исторического развития складывался свой особый архитектурный стиль, связанный с национальными и природными особенностями края [5].

      В музеях деревянного зодчества представлены образцы народной архитектуры. Они располагают жилой застройкой, хозяйственными службами (мельницы, амбары и т. д.) и культовыми сооружениями. Сюда свозят экспонаты из различных районов области. В музее они находятся в природных условиях, близких к реальным. Например, Малые Карелы под Архангельском, Витославлицы в Новгородской области, Васильево под Торжком. Деревянное зодчество, кроме того, представлено отдельными объектами в городах и деревнях.  

      2. Существующие поселения, сохранившие особенности традиционных форм хозяйствования, культурной жизни и обрядов, присущих данной местности.

      Указанные поселения можно назвать демонстрационными или показательными, и они бывают как постоянные, так и временные (например, стоянки кочевников-скотоводов или бродячих охотников и собирателей). Туристические маршруты, проходящие через такие поселения, существуют во многих странах. Так, популярным видом отдыха в Египте является сафари по пустыне на джипах, во время которого туристы посещают стоянки бедуинов и знакомятся с их кочевым укладом жизни [6, с. 137].

      Одной из целей поездки в латиноамериканское государство Перу для многих туристов является желание соприкоснуться с традиционным бытом коренных жителей страны – индейцев. Для этого туристы отправляются в глубинные районы страны – в частности, в джунгли бассейна Амазонки. В данном случае четко прослеживается сочетание этнографического туризма с экологическим. Аналогичные маршруты проложены в горах Северной Индии и Северного Таиланда, во внутренних районах Австралии и на островах Океании. И в некоторых сельских поселениях различных стран Европы население иногда использует национальную одежду, привлекая тем самым туристов. Часто в разных регионах мира туристы становятся свидетелями и даже участниками красочных традиционных праздников и фестивалей. Посещая традиционные поселения, туристы с удовольствием приобретают в качестве сувениров различные изделия местных умельцев, пробуя блюда национальной кухни [15, с.5]. 

        Интересный этнографический материал предоставляют места расселения малых народов. Там можно познакомиться со своеобразной культурой, разнообразными формами жилищ (чумы, вигвамы, сакли и т. п.), обрядами, традициями. Такие поселения сохранились на Крайнем Севере у ненцев, чукчей, в Сибири и на Дальнем Востоке у коряков, манси и других, а также среди многочисленных горских народностей Кавказа. 

      Большой интерес у туристов вызывают такие  элементы народной культуры, как искусство, наука, религия, история и др.

      Для этнографических туров особый интерес представляют религиозные традиции, обряды, предметы религиозного культа, памятники культовой архитектуры.

      Принятие  христианства на Руси оказалось благотворным для развития русской культуры. Постепенно христианская церковь стала оказывать влияние на все стороны жизни человека. Она сопровождала его от рождения до смерти, требуя строгого соблюдения установленных моральных требований и норм [15, с. 6].

      Архитектура церковных строений, скульптурные и  живописные украшения, хоровое пение  и различные театрализованные действия, т. е. эстетическая сторона культа, - все это использовалось для влияния на чувства человека.

      Стремясь  преобразовать языческую сущность народных праздников, церковь заменила народный календарь церковными святцами, в которых в календарном порядке были расположены даты поминовения христианских святых, событий из истории церкви и т. д. В результате дни многих народных праздников совпали с датами поминовения христианских святых, и их празднование стало включать как языческие, так и христианские обряды. 

      Этнографический (фольклорный) туризм может быть стационарным и событийным.

       1. Стационарный туризм: Например, туры с анимационной программой, проходящие круглый год (город Мышкин, анимационные туры в усадьбах и др.), т. е. стационарно, а также разово, в честь определенных событий (праздники, фестивали, карнавалы, соревнования и др.) в конкретный период времени. 

      2. Событийно-анимационные туристские программы - новый вид продуктов программного туризма. Стоящие на стыке экскурсионно-познавательных и зрелищно-развлекательных программ обслуживания туристов, событийно-анимационные туры удачно сочетают в себе все лучшие качества. Это не только стандартный экскурсионный показ, но и вовлечение туриста в действие, которое, в свою очередь, основано на исторически сложившемся факте празднования той или иной даты.

      Событийно-анимационные туры - особый вид программного туризма. Их планирование имеет ряд специфических особенностей, отличий от создания стандартного турпродукта, следовательно, подлежит особой разработке. Особенность разработки данного вида турпродукта требует знаний фольклора, культуры, традиций, обычаев, празднований особых дат, суеверий, легенд, связанных с ними, т. е. всего того, без чего событийная программа перестает быть таковой, а также методики и технологии анимации, ставящих целью включение туриста в активную деятельность в процессе потребления услуг, интеграции психологических и психофизических аспектов при создании максимально комфортного событийно-анимационного тура. 
 

      2.2 Особенности развития этнографического туризма в России 

      Россия  располагает огромным потенциалом  как для развития всех видов туризма, в том числе и этнографического туризма. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие. В богатой истории России в разные времена оставили свои следы викинги, древние славяне, монголо-татары, половцы, скифы, шведы, тевтонцы, греки, генуэзцы и другие народы. Наши предки наследовали от них внешность, веру, разные культуры, языки и традиции. Это стимулирует развитие этнографического туризма - делает современных россиян и граждан других государств интересными друг другу.

      Важнейшая задача развития этнокультурного туризма  в ближайшие десятилетия –  необходимость расширения потока туристов в центральную зону европейской части России, характеризующуюся наиболее высокими социально-экономическими показателями [21, с.16].

        Бесспорное конкурентное преимущество  Центральной России перед такими  богатыми этнокультурными ресурсами  макрорегионами, как Поволжье, Урал или Русский Север, — имидж исторического очага становления русского этноса, наличие многих широко известных центров народной культуры.

      Формирование  регионами имиджа неповторимых и  уникальных туристских центров этнографического туризма требует активной пропаганды тысячелетнего этнокультурного единства и многообразия различных народов страны. Яркий пример теснейшего сотрудничества властных национальных структур с региональными администрациями в деле поддержания и развития традиционной этнической культуры – Мордовия. С 2006 года столица Мордовии Саранск позиционируется как общероссийский центр изучения финно-угорских этносов. Поволжский центр культур финно-угорских народов в Саранске включает в себя межрегиональный научный центр финно-угроведения.  

      Этнографические деревни зачастую не располагают необходимым штатом научных сотрудников, соответствующей информационной базой, не имеют благоприятного транспортно-географического положения.

      Постепенно возрастает популярность туров на Русский Север, Алтай, в Прибайкалье, в которых удачно совмещены элементы экологического, этнографического и агротуризма, свидетельствует о больших шансах на успех подобного рода программ и в других регионах России. 

      В настоящее время отечественный  этнографический туризм не получил уровня развития, соответствующего его богатейшему ресурсному потенциалу.

      Сдерживающее  влияние на развитие этнографического туризма, по словам Бутузова А.Г. [43], оказала идеология урбанизации в советский период, когда у элиты отсутствовало понимание необходимости сохранения культурной преемственности между выходцами из сельской среды и их потомками. Также одной из причин относительно низкой притягательности целого ряда регионов страны для любителей этнографического туризма — отсутствие четких ассоциаций с глубокими историческими «пластами».

      На  современном туристском рынке отсутствуют  профессиональные организаторы, специализирующиеся исключительно или преимущественно  на этнографических и ностальгических  турах. Более того, в последние  годы многие эксперты отмечают некоторое снижение интереса к внутреннему этнографическому туризму.

      На  этом фоне впечатляют довольно высокие  темпы увеличения въездного и  внутреннего этнографического туризма  во многих регионах Европейского Севера, Дальнего Востока, Восточной Сибири. Так или иначе, но доля этого вида путешествий в структуре национального туризма по-прежнему не превышает нескольких процентов.

      По  уровню туристского предложения, учитывающего неравномерность распределения  туристских ресурсов на территории страны, а также различный уровень развития туристской инфраструктуры и кадрового потенциала, районы страны могут быть распределены следующим образом:

      - регионы с высоким уровнем  развития туристского продукта - Москва и Московская область,  Санкт-Петербург и Ленинградская область, район Кавказских Минеральных вод, Краснодарский край, Калининградская область, регионы Золотого Кольца;

      - регионы со средним уровнем  развития туристского продукта - Северо-Западный регион, Тверская  область, Центральная Россия, Татарстан, Поволжье, такие республики Северного Кавказа, как Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария, Ростовская область, Иркутская область, Приморский край, Камчатка, Мурманская область, Ханты-Мансийский автономный округ;

      - регионы с недостаточным уровнем  развития туристского продукта, но обладающие значительным потенциалом для перспективного развития: прибрежные территории Каспийского и Азовского морей, районы Крайнего Севера (Арктика, Земля Франца-Иосифа), Дальневосточный регион (Курилы, Командорские острова, Якутия, Хабаровский край, Чукотка, Магаданская область), Западная Сибирь (Алтай, Красноярский край и др.), Тува (п.Кунгуртуг, озеро Тере-Холь, крепость Пор-Бажын), Бурятия, Урал. В перечисленных районах качественный туристский продукт только начинает появляться [20].

      Одной из актуальных проблем является проблема транспортной составляющей в обеспечении  дальнейшего развития туризма в  России. Это относится к авиа-, железнодорожному, водному и автосообщению, строительству автомобильных дорог.

      На  сегодняшний день почти в каждом регионе России получают развитие проекты в области этнографического туризма. Так на территории Краснодарского края  у всех желающих появилась возможность ближе познакомиться как со своей национальной культурой, так и погрузиться в традиции других народов Кубани.

      В анапском селе Гай Кодзоре открыт культурный армянский центр «Арин-Берд», где все приезжие смогут познакомиться  с историей и культурой одной  из самых больших диаспор на Кубани.

      На  территории Анапского района существует парк «Добродея». В состав данного парка входит этнографическая экспозиция «Казачье подворье» представленное в виде казачьего музея, где всем желающим рассказывают об истории и традициях казачества на Кубани.

      В Крымском районе Краснодарского края открыт этнический культурно-развлекательный центр «Кавказские легенды», в котором гостей знакомят с черкесскими обычаями и фольклором.

      Аналогичные проекты развиваются в Пермском крае, они знакомят  жителей и  гостей региона с живой самобытной культурой коренных народов Прикамья.

      В Нижегородской области предлагают уникальное путешествие по загадочным и малоизученным заволжским местам силы, осознанное исследование взаимосвязи  внутреннего пространства и окружающего  мира через красоту природы, познание национальной культуры и быта, освоение ремесел.

      На  Чукотке стоит только попасть  в дом к оленеводу, охотнику как  моментально вливаешься в традиционный уклад. И за долгими утренними  и вечерними «чаепитиями» пропитываешься их стилем жизни, переживаешь их захватывающие  тундровые или морские истории, и просто становишься частью Чукотки на некоторое время.

Информация о работе Особенности развития этнографического туризма на современном туристском рынке