Автор работы: v****@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 12:51, курсовая работа
Цель работы – изучить особенности развития этнографического туризма на современном туристском рынке.
Задачи: рассмотреть теоретические основы и изучить основные понятия этнографического туризма, проанализировать современное состояние этнографического туризма, познакомиться со знаменитыми этнографическими объектами мира
Объектом исследования является этнографический туризм, предметом – особенности развития этнографического туризма.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА 5
1.1 Основные понятия этнографического туризма 5
1.2 Понятие этнографического объекта 7
1.3 Анимационные программы в этнографическом туризме 8
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМ А 15
2.1 Использование этнографического наследия в туризме 15
2.2 Особенности развития этнографического туризма в России 18
2. 3. Современные этнографические музеи России 23
3 ЗНАМЕНИТЫЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ МИРА 30
3.1 Скансен (швед. Skansen) 30
3.2 Историко-этнографическая деревня и «деревня ловцов жемчуга» (Heritage Village) в ОАЭ 31
3.3 Этнографическая деревня Хата в ОАЭ 33
3.4 Плимутская плантация (Plimoth Plantation) 35
3.5 Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи" в России 37
3.6 Этнографический музей Тальцы 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В добавление к восстановленному поселению пилигримов "Плимут плантейшн" построен индейский лагерь племени вампаноаг, который был расположен в этом районе, когда прибыли поселенцы. Здесь же стоит судно "Мэйфлауэр-II" длиной 27 метров. Это копия "Мэйфлауэра", на котором колонисты прибыли в Новый Свет в 1620 году. С большой точностью были воспроизведены дома, мебель, одежда колонистов, их внешний вид и даже диалект, на котором они говорили в Плимуте. В поселении нет ничего от современного мира, за исключением, конечно, туристов.
Сотрудники музея живут жизнью маленькой сельской общины XVII века. Они работают на огородах, пекут хлеб в печах, стоящих во дворах, строят дома, стригут овец, делают плетеные изгороди, солят рыбу, тушат цыплят в горшках над огнем. В обычный день кузнец показывает посетителям, как он выковывает сельскохозяйственную утварь на своей наковальне, а кровельщик объясняет как покрывать соломой крышу. Матросы с "Мэйфлауэра-II" рассказывают визитерам о долгом пути из Европы на борту прохудившегося судна.
В индейском лагере индейцы племени вампаноаг живут, как жили их предки, занимаясь ткачеством, прожариванием моллюсков и оленины на огне в обложенной камнями яме, выдалбливанием каноэ и торговлей мехами, которые они продают "пилигримам".
Поселение открыто широкой публике с апреля до ноября. Каждый год здесь бывает около 250 тыс. посетителей. Зимой, когда поселение закрыто для туристов, сотрудники музея посещают школы в Новой Англии и проводят беседы со школьниками. Группы школьников приезжают в поселение, чтобы увидеть как пилигримы переносили тяготы суровой зимы 1627 года.
"Плимут
плантейшн" - один из первых
музеев живой истории в
Самым выдающимся памятником древнего деревянного зодчества Севера является ансамбль Кижи - группа небольших островов в шхерах южной части Заонежского полуострова, на одном из которых расположился Кижский погост, включенный в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
В наше время ансамбль Кижского погоста стал основой для создания на острове известного всему миру архитектурного музея-заповедника. В нем собраны памятники архитектуры, предметы быта, иконы, которые на протяжении трех последних столетий создавались в русских, карельских и вепсских деревнях разных районов Обонежья, а также в Северной и Южной Карелии. Музей, общая территория которого насчитывает 10 тыс. га, находится в 68 км от Петрозаводска на о.Кижи, входящем в состав Кижских шхер.
Кроме памятников, составляющих основную экспозицию, на территории музея находится несколько старинных деревень, выявлены ценные природные объекты и памятники археологии. Кижи – один из первых музеев под открытым небом. Первый дом был привезен на остров в 1951 году, а начиная с 1966 года Кижи существует как самостоятельный музей.
Первые летописные сведения о селении и шатровых церквях на острове Кижи датируются XV веком. С XVI века Кижи становятся административным центром целого района (погоста) с населением в 12 тысяч человек. На народные средства в 1714 году здесь была построена двадцатидвухглавая Преображенская церковь. В 1764 году рядом с ней выросла Покровская. Третье сооружение ансамбля - стройная колокольня, которая придает комплексу равновесие и завершенность. Народ воплотил в этих культовых постройках свое представление о мире. Собор, церковь и часовня - модель Вселенной.
В
настоящее время музей-
Этнографическое собрание музея насчитывает около 30 тыс. предметов, бытовавших в деревнях Карелии в XIX - начале XX века, 500 икон XVI - XIX века, среди которых единственное собрание "небес" из храмов Обонежья. Музей-заповедник является не только хранилищем памятников культуры прошлого, но и исследовательским центром. В центре острова находятся экспозиционная деревни Ямка и Васильево. Еще один экспозиционный центр, посвященный культуре русских Пудожья, находится в северной части острова. Кроме того, один из секторов посвящен Пряжинским карелам. Главные памятники сосредоточены в южной части острова, поблизости от причала. Здесь же объекты социально-бытовой инфраструктуры – кафе, бар, сувенирные киоски, почта и медпункт. Основу собрания составили выдающиеся памятники народного зодчества - кижский архитектурный ансамбль, возведенный на острове в XVIII - XIX веках.
Почти 250 лет пожары, антирелигиозная истерия 1930-х гг., военное лихолетье (в последнюю войну финский летчик, пораженный красотой соборов, не выполнил приказ о бомбардировке острова Кижи) обходили храмы стороной. А в 1966 году погост был превращен в музей.
В последние годы остров Кижи стал местом проведения красочных, фольклорных праздников и Дней народных ремесел. И это не случайно: этот остров - древняя земля, где когда-то совершались языческие обряды (в переводе с карельского слово "кижат" означает "игрища").
В музее создана "ожившая экспозиция" - организована демонстрация крестьянских ремесел и промыслов, а также фольклорных обрядов. Действует ансамбль колокольной музыки. При музее "Кижи" функционирует Республиканский детский музейный центр, разрабатывающий и реализующий музейно-образовательные программы. В последнее время рядом с заповедником сооружаются гостевые дома, что позволяет туристам еще глубже погрузится в неповторимое соединение природы и народного мастерства.
Ежегодно около 180 тыс. человек из Карелии, России, стран Европы, Америки, Азии приезжают на остров Кижи. Музей-заповедник "Кижи" держит первенство среди самых посещаемых мест в Карелии. Музей "Кижи" предоставляет услуги экскурсоводов на русском, английском, французском, немецком и финском языках. К услугам посетителей - аудиогиды на русском, английском и финском языках.
Экологическая тропа
Музей-заповедник "Кижи" широко известен как музей русской деревянной архитектуры под открытым небом, но не менее интересна и красива природа этих мест - источник вдохновения древних зодчих. Еще в XVIII веке были отмечены необычайные для северных широт разнообразие и живописность природы Кижских островов. Академик Лаксман, путешествуя по Заонежью в 1779 году, так писал об этих краях: "Трудно вообразить себе, как живописно-красивы виды, начиная от острова Большой Клименецкого. Чередуясь с красивыми полями и лугами, видны здесь хвойные, березовые и густые липовые леса, крутые горы, голые утесы и холмы".
Музей-заповедник "Кижи" расположен в уникальном природном районе Карелии - Кижских шхерах. Благодаря относительно мягкому климату, разнообразнейшим условиям увлажненности, освещенности, температурных режимов на островах Кижских шхер сформировался богатейший по флористическому составу и фауне природный комплекс. На островах обитают многие редкие виды птиц. На данной территории были выделены 43 ценных природных объекта - скалистые острова с уникальными растительными сообществами, колониями птиц, геологические памятники.
Природное наследие острова является объектом изучения, использования и сохранения, поэтому в музее наряду с традиционным экскурсиями появилась экологическая тропа - маршрут протяженностью 2,8 километра с серией из десяти видовых точек, местами отдыха и информационными стендами. Во время маршрута можно увидеть следы ледника, сошедшего около 11 тыс. лет назад (озовая гряда, термокарстовая воронка), следы древнего землетрясения, местообитание многих видов птиц - болото Мошгуба, разнотравные луга острова Кижи [28].
Архитектурно-
Раньше в этом месте располагалось большое трактовое село Тальцы, в котором действовал уникальный стекольный завод, выпускавший даже фарфор, но при постройке иркутской ГЭС основная часть села была затоплена, а на возвышенности образован музей.
Сюда приезжают тысячи людей, чтобы окунуться в атмосферу жизни предков. Большинство фильмов, действие в которых происходит в сибирских деревнях, бурятских юртах или эвенкийском стойбище снимается здесь[38].
В Тальцах проводятся праздники Пасха, Масленица, Троица, Рождество, Сагаалган (бурятский Новый год), ночь Янки Купалы - по всем национальным канонам. Здесь можно покататься на тройках с бубенцами, покататься на ледяных горках, поучаствовать в обрядах и развлечениях.
В музее собрано 78 архитектурых памятников оборонного, культового и гражданского зодчества народов иркутской области XVII-XX вв., а также этнографические коллекции Х-ХХ вв., всесторонее отражающих материальную и духовную rekmenhe русских, бурят, эвенков, тофалар. Однако история комплекса началась задолго до его официального рождения - открытия. В 1966 г. иркутские ученые, обеспокоенные судьбой памятников сибирского деревянного зодчества, которые могли оказаться на дне строящегося Усть-Илимского водохранилища, предложили создать под Иркутском музей под открытым небом. Одним из наиболее активных авторов идеи был директор областного краеведческого музея Владимир Вячеславович Свинин. Главный архитектор проекта - москвичка Галина Оранская. Осуществление замысла, превращение его в деревянную сказку потребовало от ее создателей значительных усилий. За очень короткое время, всего за 12 лет, "Тальцы" вошли в число лучших музеев страны под открытым небом. Сейчас здесь, на территории в 70 гектаров, собрано более 80 уникальных памятников истории и архитектуры, работают 17 экспозиций [26].
В музейный комплекс входит:
Эвенкийское летние и зимнее стойбище (19, нач. 20 века). Воссоздано в материальных традициях культуры эвенков. Обращает на себя внимание зимний чум с трехслойным покрытием: жерди, полубревна и мох с лиственной корой.
Каскад из 3 водяных наливных мельниц конца 19 века. Вывезен из деревни Владимировки Братского района. В Сибири у крестьян бытовало 3 вида мельниц: мутовчатые, подливные и наливные. Наиболее распространенными в конце 19 веке были наливные мельницы как более производительные.
Усадьба крестьянина Московского конца 19 века. Вывезена из деревни Антонова Братского района. В усадьбе развернута экспозиция «Городового казака». Среди уникальных экспонатов – мележный станок для изготовления колес.
Мангазея. Общественный хлебный амбар конца 19 века. Вывезен из одной из деревень Красноярского края. Подобные амбары для хранения семенного фонда зерновых характерны для общественных построек Сибири. Запасной семенной фонд оставался неприкосновенным и мог использоваться только в случае неурожая. Каждый год после сбора урожая зерно обновлялось.
Илимская
привратная Казанская острожная
церковь (часовня) строилась как
оберег ворот острога. Единственный
сохранившийся архитектурный
Спасская проезжая башня Илимского острога17 века, первый острог в Предбайкалье. Начало Илимского острога относится к 1630 году, в 1648 он становится центром Илимского воеводства. 21 июня 1667 года воевода Оничков заложил первую Спасскую башню. Всего в остроге было 8 башен, из которых до наших дней сохранилась только одна – башня Илимского острога. Спасская башня рублена «в лапу», верх вышки крыт тесом «под шатер». Башня стояла на парадном въезде в Илимск со стороны Енисейского тракта.
Церковно-приходсая одноклассная школа 1880 года. Вывезена из с. Кеуль, Усть-Илимского района.
Усадьба
крестьянина-середняка
Информация о работе Особенности развития этнографического туризма на современном туристском рынке