Автор работы: v****@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 12:51, курсовая работа
Цель работы – изучить особенности развития этнографического туризма на современном туристском рынке.
Задачи: рассмотреть теоретические основы и изучить основные понятия этнографического туризма, проанализировать современное состояние этнографического туризма, познакомиться со знаменитыми этнографическими объектами мира
Объектом исследования является этнографический туризм, предметом – особенности развития этнографического туризма.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА 5
1.1 Основные понятия этнографического туризма 5
1.2 Понятие этнографического объекта 7
1.3 Анимационные программы в этнографическом туризме 8
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМ А 15
2.1 Использование этнографического наследия в туризме 15
2.2 Особенности развития этнографического туризма в России 18
2. 3. Современные этнографические музеи России 23
3 ЗНАМЕНИТЫЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ МИРА 30
3.1 Скансен (швед. Skansen) 30
3.2 Историко-этнографическая деревня и «деревня ловцов жемчуга» (Heritage Village) в ОАЭ 31
3.3 Этнографическая деревня Хата в ОАЭ 33
3.4 Плимутская плантация (Plimoth Plantation) 35
3.5 Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи" в России 37
3.6 Этнографический музей Тальцы 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Усадьба крестьянина Серышева середины 19 века. Вывезена из деревни Антоновка, Братского района. Экспозиция усадьбы знакомит с жизнью и бытом кустаря-гончара.
Усадьба
крестьянина Прокопьева. 60-е годы
19 века. Вывезена из деревни Зыряново,
Нижнеилимского района. В архитектурном
отношении эта усадьба
Троицкая церковь 1914 г. Вывезена из деревни Дядино, Жигаловского района. В 1990-1992 гг. на территории музея снимался советско-японский фильм «Сны о России». Для его съемок за счет японских кинематографистов церковь была перенесена на территорию музея и собрана в предварительной сборке без канонической ориентации алтарем на восток.
Бурятский улус-летник конца 19-начал 20 века. Состоит из 6 деревянных восьмиугольных юрт, вывезенных из улуса Алагуевский (вблизи поселка Бугульдейка, Ольхонского района) и улуса Баянзагуй, Эхирит-Булагацкого района. Юрта из улуса Баянгазуя уникальна – изготовлена из трехгранных бревен, что очень редко встречается. По поверию бурят, треугольные бревна в стене юрты острием наружу, способствовали деторождению хозяйки юрты. В юртах представлены атрибуты быта скотоводов-кочевников 18-19 вв. В одной из юрт развернута экспозиция «Старая вера бурятского народа», в другой – «быт молодой бурятской семьи».
Кладбищенский комплекс. Типичное сибирское захоронение 19 века. Образовался в результате переноса из зоны затопления Иркутского водохранилища одиночных могил и общего братского захоронения жителей старого селения Тальцы.
Усадьба крестьянина
Заридана. Начало 20 века. В доме размещена
выставка продукции Тальцинского стекольного
завода [25].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Туризм - наилучший способ знакомства с культурой. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить - важные части восстановительной функции туризма. Поэтому желание познакомиться с особенностями культуры различных регионов мира все чаще побуждает людей проводить отпуск в путешествии. Знакомство с культурой и обычаями разных народностей обогащает духовный мир человека, способствует расширению кругозора.
Из
всех многочисленных видов туризма
в настоящий момент наиболее активно
развиваются экологический, спортивный,
экстремальный, горнолыжный, деловой,
лечебно-оздоровительный
Этнографический туризм основан на интересе туристов к подлинной жизни народов, к ознакомлению с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой.
Этнографический туризм – одно из направлений культурно-познавательного туризма, являющееся в настоящее время заманчивым для многих стран. Мировая практика доказывает, что подобный вид туризма способен удовлетворить целый ряд духовных потребностей человека. Наиболее важным в организации этнического туризма является ознакомление участников с традициями и культурой различных этносов
Этнографический туризм имеет своей целью ознакомление с бытом, культурой, традициями и обычаями людей, которые живут в гармонии с окружающей природной средой.
Развитие этнографического туризма в России становится новым и ведущим направлением деятельности. Этот вид туризма будет востребован в будущем в связи с его уникальностью и неповторимостью, так как в настоящее время этническое разнообразие сокращается со скоростью, соизмеримой с темпами утраты биологического разнообразия. Коренные малочисленные народы являются носителями уникальной культуры и системы хозяйствования, поэтому развитие этнографического туризма перспективно в комплексе с развитием экологического туризма на территориях их традиционно проживания. Этнографический туризм может рассматриваться как одно из возможных стратегических направлений сохранения и развития экономики традиционного хозяйства. Развитие этнографического туризма должно способствовать сохранению культурного наследия и являться фактором устойчивого развития территорий проживания.
Главная задача проектов по развитию этнографического туризма должна быть направлена на то, чтобы уберечь процесс развития экологического и этнографического туризма от непродуманных, сиюминутных тенденций, придать ему устойчивость – прежде всего, посредством активного вовлечения коренных малочисленных народов в сферу туристского бизнеса. Гарантией стабильности и эффективности проектов развития туристского бизнеса и устойчивого развития в более широком смысле станет самостоятельное руководство реализацией проектов представителями коренных малочисленных народов
Россия располагает огромным потенциалом как для развития всех видов туризма, в том числе и этнографического туризма. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие. В богатой истории России в разные времена оставили свои следы викинги, древние славяне, монголо-татары, половцы, скифы, шведы, тевтонцы, греки, генуэзцы и другие народы. Наши предки наследовали от них внешность, веру, разные культуры, языки и традиции. Это стимулирует развитие этнографического туризма - делает современных россиян и граждан других государств интересными друг другу.
Таким
образом, этнографический туризм, при
правильном подходе к его развитию,
является перспективной отраслью туризма. Развитие этнографического
туризма не только имеет положительный
экономический результат, а в первую очередь,
предполагает огромный социальный эффект.
На первое место выходит занятость местного
населения. Развитие этнографического
туризма, несомненно, способствует и развитию
сопутствующих сфер: производство сувениров,
строительство средств размещения туристов,
услуг питания и т.д.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Александрова А.Ю. Международный туризм:
Учеб. пособие для вузов. М., 2001. С. 32.
2. Алексеев В.П. Демонстрация проблем этногенеза
в музейной экспозиции. //Музеи мира, М.,
1991;
3. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебное пособие / М.Б. Биржаков, М., 2004. — 37 с.
4. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
5. Веденин Ю.А., Шульгин П.М. Основные положния современной концепции управления культурным наследием // Наследие и современность: Информационный сборник. М., 2002. Вып. 10;
6. Воскресенский, В.Ю. Международный туризм [Текст]: учеб. пособие / Ю.В. Воскресенский. – М.: Юнити-Дана, 2006. – 255 с.
7. Кононенко, Б.И. Большой толковый словарь по культурологии [Текст] / Б.И. Кононенко. – М.: Вече 2000; АСТ, 2003– 512с.
8. Кошурникова А.Ю. Особенности фондово-экспозиционной работы в деятельности сельских этномузеев // Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе. - Томск, 2002;
9. Крюкова Г.А., Студенецкая Е.Н. Государственный музей этнографии народов СССР за 50 лет Советской власти. //Очерки истории истории музейного дела в СССР, вып. 7, М., 1971;
10. Лисюк В.Е. Проблемы развития экомузеев в некоторых зарубежных странах (обзор). - М., 1987 (Культура и искусство за рубежом. Музейное дело и охрана памятников. Экспресс-информация ГБЛ, вып. 4);
11. Маковецкий И.В. Принципы организации музеев под открытым небом и их задачи, "Советская этнография", 1963, №2;
12. Музееведение. На пути к музею ХХI века. Музеи-заповедники. - М., 1991;
13. Показ современной жизни народов СССР в этнографических музеях, М., 1985 (Музейное дело и охрана памятников. Экспресс-информация ГБЛ, вып. 3);
14. Разгон А.М. Этнографические музеи в России (1861-1917) // Очерки истории музейного дела в России. В.3. М., 1961;
15. Ресурсы этнического туризма в Самарской области [Текст]: учеб. пособие по дисциплине «Краеведение и туризм» для студ. всех форм обучения специальности «Социально-культурный сервис и туризм» / сост.: С.Э. Зубов, М.В. Кржижевский. – Самара: Филиал ГОУ ВПО «МГУС», 2007. – 67 с.
16. Рихтер О. Идеальные и практические задачи этнографических музеев. Пер. с нем. //Казанский музейный вестник, 1921, №3-6;
17. Сапожникова, Е.Н. Страноведение. Теория и методика туристского изучения стран [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. / Е.Н. Сапожникова. – М.: Изд. центр «Академия». 2007. – 240 с.
18. Сотникова С.И. Музеология. М., 2004;
19. Станюкович Т.В. Этнографическая наука и музеи. Л., 1978;
20. Токарев С.А. Этнографический туризм: учебное пособие / С.А. Токарев, М., 1978г
21. Чумаков, К. Этно-экологический туризм в сохранении природного и культурного наследия / К. Чумаков // Новая жизнь. – 2006.- № 5. – С. 15-16.
22. Шангина Н.И. Этнографические музеи Москвы и Ленинграда на рубеже 20-3-х гг. ХХ века. // "Советская этнография" №2, 1991;
23. Шмелев В.Г. Музей под открытым небом. Очерки истории, возникновения и развития. Киев, 1983;
24. Этнографические музеи СССР. Перечень. Сост. Л.А. Фотий, Н.И. Ивановский. Л., 1988;
25.
АГРОСНАБ Черноземья [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://195.218.220.4/exib/
26. Байкальские приключения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.go-baikal.ru/talci/
27.
Бутузова А.Г. Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.zelife.ru/ekochel/
28.
Карелия. Туристский портал [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.ticrk.ru/ru/
29.
Курина В. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.acis.vis.ru/8/2/2_
30.
Малова Н. А. Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.sgu.ru/faculties/
31.
ОАЭ: Путеводитель [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://letun.ru/guide/country/
33.
Российская музейная энциклопедия. Музеи
под открытым небом [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.museum.ru/rme/sci_
34.
Российская музейная энциклопедия. Экомузеи
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.museum.ru/rme/sci_
35.
Российская музейная энциклопедия. Этнографические
музеи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.museum.ru/rme/sci_
36.
Туристер. ру [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.tourister.ru/world/
37.
Турфирма «Возрождение» [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.vturizme.ru/2010-
38.
Чудеса России [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.ruschudo.ru/
39. Этнографический музей под открытым небом. Республика Марий-Эл, г. Космодемьянск [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.museum.ru/M1268.
Информация о работе Особенности развития этнографического туризма на современном туристском рынке