Особенности развития этнографического туризма на современном туристском рынке

Автор работы: v****@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 12:51, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучить особенности развития этнографического туризма на современном туристском рынке.
Задачи: рассмотреть теоретические основы и изучить основные понятия этнографического туризма, проанализировать современное состояние этнографического туризма, познакомиться со знаменитыми этнографическими объектами мира
Объектом исследования является этнографический туризм, предметом – особенности развития этнографического туризма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА 5
1.1 Основные понятия этнографического туризма 5
1.2 Понятие этнографического объекта 7
1.3 Анимационные программы в этнографическом туризме 8

2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМ А 15
2.1 Использование этнографического наследия в туризме 15
2.2 Особенности развития этнографического туризма в России 18
2. 3. Современные этнографические музеи России 23
3 ЗНАМЕНИТЫЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ МИРА 30
3.1 Скансен (швед. Skansen) 30
3.2 Историко-этнографическая деревня и «деревня ловцов жемчуга» (Heritage Village) в ОАЭ 31
3.3 Этнографическая деревня Хата в ОАЭ 33
3.4 Плимутская плантация (Plimoth Plantation) 35
3.5 Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи" в России 37
3.6 Этнографический музей Тальцы 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 288.00 Кб (Скачать документ)

      Наличие такого количества крупных проектов говорит о том, что в настоящий  момент интерес к традиционной культуре народов, их языкам, обычаям, обрядам, истории  постоянно растет. И на сегодняшний день строительство объектов этнического стиля является перспективным направлением развития туризма в России. 

      К предпосылкам развития этнографического туризма в России можно отнести: 
1) высокая степень этнического разнообразия населения, проявляющаяся не только в национальном или макро- региональном масштабах, но и в пределах отдельных субъектов федерации и даже на уровне низовых административных единиц (районов, муниципалитетов, сельских поселений); 
2) уникальное сочетание различных этнокультурных комплексов, прежде всего, восточнославянского, тюркского и финно-угорского, сложившееся в процессе длительной межэтнической интеграции, аккультурации и ассимиляции; 
3) необходимость активной пропаганды идей межэтнической толерантности с учетом напряженных, а в некоторых регионах – серьезно осложнившихся за последние десятилетия – межэтнических отношений; 
4) традиционно сравнительно невысокий (в Приволжье, на Урале) и резко снизившийся за последние десятилетия вследствие массовых миграций (на Северном Кавказе) уровень территориальной консолидации этнических групп в соответствующих национальных республиках; 
6) деструктивное влияние урбанизации на традиционный культурный комплекс практически всех этнических групп страны; 
7) необходимость более эффективного продвижения на отечественном и зарубежных туристских рынках регионов России, в особенности — с низким рейтингом туристских предпочтений туристов [15]

      2. 3. Современные этнографические музеи России

 

      Этнографические музеи - группа исторических музеев, собирающих, хранящих, изучающих и экспонирующих этнографические коллекции, документирующие процессы этногенеза, быт и культуру различных этнических общностей.

      Документирование  осуществляется как в рамках коллекционных музеев, собирающих и экспонирующих этнографические коллекции, включающие преимущественно вещевые памятники, так и методом музеефикации, в т.ч. фрагментов среды и объектов нематериального наследия. Одной из наиболее распространенных форм этнографических музеев являются музеи под открытым небом, осуществляющие комплексное хранение и демонстрацию быта и культуры человеческих сообществ в естественной среде[18, с. 29]. 

      В последние десятилетия 20 в. получила развитие практика комплексного сохранения этнографических материальных и нематериальных объектов без изъятия из среды бытования. Так, охрана исторических территорий проживания малочисленных народов может осуществляться путем придания им статуса уникальных исторических территорий. В основном этот статус присваивают богатым памятникам материальной и нематериальной культуры районов Сибири и Европейского Севера, получившим в проектных документах название "этно-экологических районов проживания малочисленных народов"; в их состав, как правило, входят этнографические живые музеи или учреждения музейного типа [21, с. 4].

      Современная тенденция демонстрации этнографических коллекций связана с выполнением этнографическими экспозициями задачи воспитания толерантности, терпимости, понимания людей другой расы, народности, культуры. Осознание важности сохранения традиционных экологических представлений и взгляда на человека как часть природы привела к появлению музейных проектов, совмещающих изучение и показ памятников природы и этнографии [16, с. 35]. 

      Интерес к предметам, произведенным другими  народностями, наблюдается с эпохи  античности. Однако до 18-19 вв. привезенные  из далеких стран предметы не выделялись в отдельные коллекции и воспринимались в основном как диковинки, а представление  об их происхождении и свойствах нередко сводилось к фантастическим легендам.

      Начало  сбору этнографических предметов  в России было положено Петром I, приобретшем  в Амстердаме в 1716 г. этнографическую  коллекцию для Кунсткамеры, в  которой со временем сформировался  этнографический отдел. В 1-й пол. 19 в. развитие и обособление этнографии как научной дисциплины стимулировало рост научного интереса к сбору и изучению этнографических памятников. Немалую роль в формировании сети этнографических музеев в 19 в. сыграли этнографические выставки, особенно такие значительные, как Этнографическая выставка (1867 г.), Антропологическая выставка (1879 г.). Этнографические кабинеты и музеи сформировались в ряде университетов, значительные этнографические отделы существовали в музеях научных обществ, музеях статистических комитетов, музеях местного края и др. Этнографические коллекции народов, населяющих территорию России, легли в основу этнографического отдела Русского музея, созданного в 1902 г. и возглавлявшегося крупным этнографом Д.А. Клеменцем. Сегодня это ведущий этнографический музей страны. В Петербурге действует и другой крупнейший этнографический музей - Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, ведущий свою историю от Петровской Кунсткамеры. В 20 в. богатые этнографические музеи и этнографические отделы краеведческих музеев возникли во всех регионах РФ (один из крупнейших - Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока в г. Новосибирск) [35].

      Наиболее  активно развивающейся подгруппой этнографических музеев становятся историко-этнографические и архитектурно-этнографические музеи под открытым небом, осуществляющие комплексное сохранение и демонстрацию этнографических коллекций в подлинной или достоверной среде и природном окружении (Историко-этнографический музей Вологодской обл. в д. Семенково, Архитектурно-этнографический музей народов Приангарья и Иркутской обл. "Тальцы" и др.) В последние десятилетия 20 в. в связи с развитием во многих регионах культурных центров в них также стали складываться музеи этнографической направленности (Музей Татарского Сибирского центра в Тобольске). Интерес к памятникам городской этнографии вызвал к жизни целый ряд музеев городской культуры и быта, занимающих промежуточное положение между этнографическими и историко-бытовыми музеями (Омский музей городского быта, Нижнетагильский музей городского быта и ремесел и др). Появились частные этнографические музеи (Музей народности сету в Изборском р-не Псковской обл.). В отдаленных регионах Севера и Сибири возникла новая перспективная форма этнографического музея - сельские этномузеи, сохраняющие, изучающие и демонстрирующие традиционные формы материальной и нематериальной культуры малых народностей непосредственно в среде бытования. Особо удачным специалисты признают опыт создания таких музеев в Ханты-Мансийском автономном округе. Сельские этномузеи малых народностей по характеру, методам и задачам работы приближаются к экомузеям [8, с.29].

      Музеи под открытым небом - группа музеев, основные объекты и экспозиции которых расположены вне помещений, на открытых территориях. Музеи под открытым небом создаются на основе недвижимых памятников истории и культуры на месте их нахождения и в природном окружении или на основе перевозки памятников на специально отведенную территорию из других мест[11]. Значительную часть составляют музеи смешанного типа, включающие памятники как музеефицированные на месте, так и перевезенные. Наиболее ценным музеям под открытым небом присваивается статус музеев-заповедников. Сегодня термин "Музеи под открытым небом" наиболее часто употребляется по отношению к музеям, созданным на основе свезенных памятников, или смешанного типа; музеи под открытым небом, созданные на базе музеефикации архитектурных ансамблей, ландшафтов, поселений и т.п., как правило, называют музеями-заповедниками [12]. 

      Часто музеи под открытым небом типа "скансен" входят в состав больших  музеев-заповедников: так, музей народной архитектуры "Витославлицы" (осн. в 1964 г.) является филиалом Новгородского объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, в составе Нижегородского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника - Музей истории архитектуры и быта народов нижегородского Поволжья "Щелыковский хутор" и т.п. В 1970-80-е гг. остро дискутировался вопрос о правомочности и целесообразности изъятия памятников деревянной архитектуры из подлинной среды бытования и перемещения в искусственную музейную среду; однако решить вопрос охраны и музеефикации деревянной архитектуры в отдаленных районах не удается, и перевозка в музей под открытым небом для большинства из них до сих пор является единственным путем сохранения [23, с. 56].

      Сегодня в РФ также многие музеи имеют отдельные экспозиции под открытым небом. Военно-исторические музеи организуют под открытым небом выставки боевой техники (Музей Великой Отечественной войны в Москве, Саратовский музей боевой славы, музей авиации в Монино, Музей бронетанковой техники в Кубинке (Московская обл.),художественные музеи - экспозиции скульптуры (Ярославский художественный музей - экспозиция "Скульптура в пленэре" в Губернаторском саду; Московский дом художника - постоянная выставка скульптуры); научно-технические музеи и промышленные музеи - экспозиции крупногабаритного оборудования (Нижнетагильский музей-заповедник горнозаводского дела Среднего Урала, Екатеринбургский музей архитектуры и техники). Сегодня нередко целые поселения и крупные территории рассматриваются в качестве музея под открытым небом (например, города-музеи).

      Прообразом  музеев под открытым небом в России можно считать Летний сад. С 1-й  половины 19 в. появляется тенденция  оставлять открытыми для осмотра  территории археологических раскопок, появляются археологические экспозиции под открытым небом. В 1885 г. складывается "Исторический уголок города Вологды"; в него вошли Дом Петра I, церковь Феодора Стратилата, сад на берегу р. Вологды, в котором были размещены под открытым небом такие экспонаты, как пушки и била петровского времени [22, с. 126]. Черты музеев под открытым небом имели многие музеи-усадьбы и музеи-монастыри, созданные после 1917 г. После 1958 г. большинство музеев под открытым небом, созданных путем музеефикации памятников на месте их нахождения, получают статус музеев-заповедников.

      Первый  в мире музей на основе свезенных  памятников был основан в 1891 г. в  Стокгольме (Швеция) ученым-этнографом А. Газелиусом и по месту расположения получил имя "Скансен", ставшее впоследствии нарицательным для музеев этого типа. В России "первый советский скансен" был создан на территории музея "Коломенское" в Москве П.Д. Барановским в 1929-34 гг. и долго оставался единственным в РФ. В него вошли хозяйственная постройка из с. Преображенское 18 в., Дом Петра I 1702 г. из Архангельска (первоначально находился на о. Марков в устье Северной Двины), проездная шатровая башня Николо-Корельского монастыря 1692 г.

      Дальнейшее  развитие сети музеев под открытым небом происходило в 1960-90-е гг. В 1963 г. был основан Архангельский  музей деревянного зодчества  и народного искусства "Малые  Корелы" (организован по программе  арх. В.А. Лапина, генплан разработан в 1971 г. арх. Б.В. Гнедовским, первые памятники перевезены в 1968, открыт в 1973, включает 92 постройки). С 1975 г. в музее действует "живая" экспозиция "Звоны северные" [14]. Самым известным среди музеев смешанного типа стал организованный в 1960-е гг. Музей-заповедник народного деревянного зодчества и этнографии "Кижи" в республике Карелия, занимающий территорию о. Кижи, окружающих островов и часть побережья Онежского озера (с 1969 г. - Историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи"). Организация заповедной зоны вокруг острова началась еще в 1945 г. Заповедник организован на основе памятников деревянной архитектуры Карелии, музеефицированных на месте бытования и свезенных на остров. В составе музея Кижский погост - всемирно известный ансамбль шедевров северной деревянной архитектуры, включающий 37-метровую 22-главую Преображенскую церковь 1714 г., 10-главую Покровскую церковь 1764 г., шатровую колокольню 1874 г. Среди десятков памятников, перевезенных на о-в Кижи, особо выделяется древнейшая из дошедших до наших дней русских деревянных церквей - клетская церковь св. Лазаря, датированная 14 в.

        Также с 1960-х гг. формируется  сеть сибирских "скансенов", крупнейшим из которых являются "Тальцы" (своз памятников начался  в 1964 г., музей открыт для посетителей в 1980 г.), насчитывающий свыше 60 подлинных памятников народной архитектуры [33].

      В 1990-е гг. процесс формирования экспозиций российских скансенов затормозился в связи с экономическими проблемами. 

      Экомузеи - тип средовых музеев, нацеленных в первую очередь на решение насущных социальных, экономических, культурных проблем местного сообщества на основе его активного включения в работу по сохранению и использованию всех видов своего наследия.

Информация о работе Особенности развития этнографического туризма на современном туристском рынке