Автор работы: v****@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 12:51, курсовая работа
Цель работы – изучить особенности развития этнографического туризма на современном туристском рынке.
Задачи: рассмотреть теоретические основы и изучить основные понятия этнографического туризма, проанализировать современное состояние этнографического туризма, познакомиться со знаменитыми этнографическими объектами мира
Объектом исследования является этнографический туризм, предметом – особенности развития этнографического туризма.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА 5
1.1 Основные понятия этнографического туризма 5
1.2 Понятие этнографического объекта 7
1.3 Анимационные программы в этнографическом туризме 8
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМ А 15
2.1 Использование этнографического наследия в туризме 15
2.2 Особенности развития этнографического туризма в России 18
2. 3. Современные этнографические музеи России 23
3 ЗНАМЕНИТЫЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ МИРА 30
3.1 Скансен (швед. Skansen) 30
3.2 Историко-этнографическая деревня и «деревня ловцов жемчуга» (Heritage Village) в ОАЭ 31
3.3 Этнографическая деревня Хата в ОАЭ 33
3.4 Плимутская плантация (Plimoth Plantation) 35
3.5 Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи" в России 37
3.6 Этнографический музей Тальцы 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Наличие
такого количества крупных проектов
говорит о том, что в настоящий
момент интерес к традиционной культуре
народов, их языкам, обычаям, обрядам, истории
постоянно растет. И на сегодняшний
день строительство объектов этнического
стиля является перспективным направлением
развития туризма в России.
К
предпосылкам развития этнографического
туризма в России можно отнести:
1) высокая степень этнического разнообразия
населения, проявляющаяся не только в
национальном или макро- региональном
масштабах, но и в пределах отдельных субъектов
федерации и даже на уровне низовых административных
единиц (районов, муниципалитетов, сельских
поселений);
2) уникальное сочетание различных этнокультурных
комплексов, прежде всего, восточнославянского,
тюркского и финно-угорского, сложившееся
в процессе длительной межэтнической
интеграции, аккультурации и ассимиляции;
3) необходимость активной пропаганды
идей межэтнической толерантности с учетом
напряженных, а в некоторых регионах –
серьезно осложнившихся за последние
десятилетия – межэтнических отношений;
4) традиционно сравнительно невысокий
(в Приволжье, на Урале) и резко снизившийся
за последние десятилетия вследствие
массовых миграций (на Северном Кавказе)
уровень территориальной консолидации
этнических групп в соответствующих национальных
республиках;
6) деструктивное влияние урбанизации
на традиционный культурный комплекс
практически всех этнических групп страны;
7) необходимость более эффективного продвижения
на отечественном и зарубежных туристских
рынках регионов России, в особенности
— с низким рейтингом туристских предпочтений
туристов [15]
Этнографические музеи - группа исторических музеев, собирающих, хранящих, изучающих и экспонирующих этнографические коллекции, документирующие процессы этногенеза, быт и культуру различных этнических общностей.
Документирование
осуществляется как в рамках коллекционных музеев, собирающих и экспонирующих этнографические коллекции, включающие преимущественно
вещевые памятники, так и методом музеефикации, в т.ч. фрагментов среды
и объектов нематериального
наследия. Одной
из наиболее распространенных форм этнографических
музеев являются музеи
под открытым небом,
осуществляющие комплексное хранение
и демонстрацию быта и культуры человеческих
сообществ в естественной среде[18, с. 29].
В последние десятилетия 20 в. получила развитие практика комплексного сохранения этнографических материальных и нематериальных объектов без изъятия из среды бытования. Так, охрана исторических территорий проживания малочисленных народов может осуществляться путем придания им статуса уникальных исторических территорий. В основном этот статус присваивают богатым памятникам материальной и нематериальной культуры районов Сибири и Европейского Севера, получившим в проектных документах название "этно-экологических районов проживания малочисленных народов"; в их состав, как правило, входят этнографические живые музеи или учреждения музейного типа [21, с. 4].
Современная
тенденция демонстрации этнографических
коллекций связана с выполнением этнографическими
экспозициями задачи воспитания толерантности,
терпимости, понимания людей другой расы,
народности, культуры. Осознание важности
сохранения традиционных экологических
представлений и взгляда на человека как
часть природы привела к появлению музейных
проектов, совмещающих изучение и показ
памятников природы и этнографии [16, с.
35].
Интерес
к предметам, произведенным другими
народностями, наблюдается с эпохи
античности. Однако до 18-19 вв. привезенные
из далеких стран предметы не выделялись
в отдельные коллекции и
Начало
сбору этнографических
Наиболее
активно развивающейся
Музеи
под открытым небом - группа музеев, основные
объекты и экспозиции которых расположены
вне помещений, на открытых территориях.
Музеи под открытым небом создаются на
основе недвижимых памятников истории
и культуры на месте их нахождения и в
природном окружении или на основе перевозки
памятников на специально отведенную
территорию из других мест[11]. Значительную
часть составляют музеи смешанного типа,
включающие памятники как музеефицированные
на месте, так и перевезенные. Наиболее
ценным музеям под открытым небом присваивается
статус музеев-заповедников. Сегодня термин "Музеи
под открытым небом" наиболее часто
употребляется по отношению к музеям,
созданным на основе свезенных памятников,
или смешанного типа; музеи под открытым
небом, созданные на базе музеефикации
архитектурных ансамблей, ландшафтов,
поселений и т.п., как правило, называют
музеями-заповедниками [12].
Часто музеи под открытым небом типа "скансен" входят в состав больших музеев-заповедников: так, музей народной архитектуры "Витославлицы" (осн. в 1964 г.) является филиалом Новгородского объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, в составе Нижегородского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника - Музей истории архитектуры и быта народов нижегородского Поволжья "Щелыковский хутор" и т.п. В 1970-80-е гг. остро дискутировался вопрос о правомочности и целесообразности изъятия памятников деревянной архитектуры из подлинной среды бытования и перемещения в искусственную музейную среду; однако решить вопрос охраны и музеефикации деревянной архитектуры в отдаленных районах не удается, и перевозка в музей под открытым небом для большинства из них до сих пор является единственным путем сохранения [23, с. 56].
Сегодня
в РФ также многие музеи имеют отдельные
экспозиции под открытым небом. Военно-исторические
музеи организуют
под открытым небом выставки боевой техники
(Музей Великой Отечественной войны в
Москве, Саратовский музей боевой славы,
музей авиации в Монино, Музей бронетанковой
техники в Кубинке (Московская обл.),художественные музеи - экспозиции скульптуры
(Ярославский художественный музей - экспозиция
"Скульптура в пленэре" в Губернаторском
саду; Московский дом художника - постоянная
выставка скульптуры); научно-
Прообразом
музеев под открытым небом в России
можно считать Летний сад. С 1-й
половины 19 в. появляется тенденция
оставлять открытыми для
Первый в мире музей на основе свезенных памятников был основан в 1891 г. в Стокгольме (Швеция) ученым-этнографом А. Газелиусом и по месту расположения получил имя "Скансен", ставшее впоследствии нарицательным для музеев этого типа. В России "первый советский скансен" был создан на территории музея "Коломенское" в Москве П.Д. Барановским в 1929-34 гг. и долго оставался единственным в РФ. В него вошли хозяйственная постройка из с. Преображенское 18 в., Дом Петра I 1702 г. из Архангельска (первоначально находился на о. Марков в устье Северной Двины), проездная шатровая башня Николо-Корельского монастыря 1692 г.
Дальнейшее развитие сети музеев под открытым небом происходило в 1960-90-е гг. В 1963 г. был основан Архангельский музей деревянного зодчества и народного искусства "Малые Корелы" (организован по программе арх. В.А. Лапина, генплан разработан в 1971 г. арх. Б.В. Гнедовским, первые памятники перевезены в 1968, открыт в 1973, включает 92 постройки). С 1975 г. в музее действует "живая" экспозиция "Звоны северные" [14]. Самым известным среди музеев смешанного типа стал организованный в 1960-е гг. Музей-заповедник народного деревянного зодчества и этнографии "Кижи" в республике Карелия, занимающий территорию о. Кижи, окружающих островов и часть побережья Онежского озера (с 1969 г. - Историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи"). Организация заповедной зоны вокруг острова началась еще в 1945 г. Заповедник организован на основе памятников деревянной архитектуры Карелии, музеефицированных на месте бытования и свезенных на остров. В составе музея Кижский погост - всемирно известный ансамбль шедевров северной деревянной архитектуры, включающий 37-метровую 22-главую Преображенскую церковь 1714 г., 10-главую Покровскую церковь 1764 г., шатровую колокольню 1874 г. Среди десятков памятников, перевезенных на о-в Кижи, особо выделяется древнейшая из дошедших до наших дней русских деревянных церквей - клетская церковь св. Лазаря, датированная 14 в.
Также с 1960-х гг. формируется сеть сибирских "скансенов", крупнейшим из которых являются "Тальцы" (своз памятников начался в 1964 г., музей открыт для посетителей в 1980 г.), насчитывающий свыше 60 подлинных памятников народной архитектуры [33].
В
1990-е гг. процесс формирования экспозиций
российских скансенов затормозился
в связи с экономическими проблемами.
Экомузеи - тип средовых музеев, нацеленных в первую очередь на решение насущных социальных, экономических, культурных проблем местного сообщества на основе его активного включения в работу по сохранению и использованию всех видов своего наследия.
Информация о работе Особенности развития этнографического туризма на современном туристском рынке