Особенности развития этнографического туризма на современном туристском рынке

Автор работы: v****@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 12:51, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучить особенности развития этнографического туризма на современном туристском рынке.
Задачи: рассмотреть теоретические основы и изучить основные понятия этнографического туризма, проанализировать современное состояние этнографического туризма, познакомиться со знаменитыми этнографическими объектами мира
Объектом исследования является этнографический туризм, предметом – особенности развития этнографического туризма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА 5
1.1 Основные понятия этнографического туризма 5
1.2 Понятие этнографического объекта 7
1.3 Анимационные программы в этнографическом туризме 8

2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМ А 15
2.1 Использование этнографического наследия в туризме 15
2.2 Особенности развития этнографического туризма в России 18
2. 3. Современные этнографические музеи России 23
3 ЗНАМЕНИТЫЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ МИРА 30
3.1 Скансен (швед. Skansen) 30
3.2 Историко-этнографическая деревня и «деревня ловцов жемчуга» (Heritage Village) в ОАЭ 31
3.3 Этнографическая деревня Хата в ОАЭ 33
3.4 Плимутская плантация (Plimoth Plantation) 35
3.5 Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи" в России 37
3.6 Этнографический музей Тальцы 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 288.00 Кб (Скачать документ)

      Экомузеи характеризуются:

      - Интенсивным взаимодействием с  местным населением, связью с  его хозяйственной и культурной  деятельностью, активным участием  местного населения на всех  этапах создания и функционирования  музея;

      - наличием четко зафиксированной  социальной миссии, направленной на творческое развитие местного сообщества, его культурной самоидентификации и на решение его насущных социальных проблем;

      - широким пониманием историко-культурного  наследия, в качестве которого  выступает вся территория проживания  данного социума, а сосредоточенные на ней как материальные объекты, так и формы социальной и культурной деятельности являются потенциальными музейными объектами;

      - отсутствием задач музеефикации в ее традиционном понимании, необязательностью собирания коллекций путем изъятия предметов из среды бытования, преобладанием "мягкой", "частичной музеефикации" [10, с. 23].

      Теоретическое осмысление принципов построения экомузеев  выразилось в т.н. "новой музеологии". Один из основных творцов и идеологов экомузея Ж.-А. Ривьер назвал его музеем "места, времени и действия". Другое его образное определение гласит, что экомузей - это зеркало, глядя в которое сообщество узнает о себе, и окно, глядя в которое, о нем узнают другие [34].

      В РФ идеи экомузеологии распространялись медленно и не привели к созданию крупных и влиятельных музейных учреждений. Ближе всего к типу экомузея оказались небольшие этномузеи Сибири - живые музеи народной культуры коренных малочисленных народов. Несколько экомузеев начали создаваться в Кемеровской обл. В конце 20 в. в сторону экомузея эволюционировали некоторые музеи-заповедники, характеризующиеся ориентацией на активное участие местного населения в сохранении и актуализации своего материального и нематериального наследия ("Кижи", "Шушенское", Соловецкий историко-архитектурный и природный музей-заповедник). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3 ЗНАМЕНИТЫЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ МИРА

      3.1 Скансен (швед. Skansen)

 

      Скансен— этнографический комплекс — первый музей под открытым небом, музей-деревня, расположенный на острове Юргорден  в Стокгольме. Основан Артуром Хазелиусом 11 октября 1891 года.  
 
В 1810 году на острове Юргорден, ранее являвшемся владением шведской короны, торговец Йон Бургман построил летний павильон с красивым видом на город, там же им был разбит великолепный сад. Имение Бургмана получило название «Скансен» поскольку рядом была небольшая крепостица (по шведски skans — укрепление), где принцы королевской фамилии обучались военному мастерству.  
 
В 1891 году Артур Хазелиус, директор и основатель Музея Северных стран, приобретает имение «Скансен». Тогда он пишет: «…туда была перенесена палатка, с целью заложить музей не имеющий аналогов, а именно фольклорный культурно-исторический музей под открытым небом».  
 
В воскресенье, 11 октября 1891 года «Скансен» впервые открылся для посетителей, а его первым экспонатом стал домик из Муры.  
 Развитие музея  
 
«Скансен» стал первым в мире этнографическим музеем под открытым небом в самом центре Стокгольма, где собраны дома и постройки с различных концов Швеции и даже целые комплексы, как, например, кузница, мастерская стеклодува, или пекарня.  
 
Основное развитие и первые программы работы «Скансен» получил в первые двадцать лет своего существования. В музей начинают свозиться дома и усадьбы со всей Швеции, звери для небольшого зверинца, и т. д.  
 
В настоящее время в Скансене представлены более 150 домов и усадеб XVIII — XX веков, в которых сохранена обстановка, показывающая, как жили в те времена люди различного социального происхождения в разных районах Швеции. Смотрители домов, одетые в костюмы соответствующей эпохи, могут провести посетителей по комнатам и рассказать об экспонатах.  
 
Также в Скансене находится зверинец, где живут как дикие, так и домашние животные Швеции. Рядом со входом в Скансен работает относящийся к нему Биологический музей, а внутри расположен Аквариум Скансена.  
 
Ежегодно в Скансене празднуется множество праздников (Вальпургиева ночь, Праздник середины лета, Рождество и т. п.), а один из праздников, придуманных Артуром Хазелиусом и отмечаемых особенно широко — День Шведского флага, празднуемый 6 июня, с 1983 года стал официальным праздником Швеции.  
 
В связи с большой популярностью название «Скансен» стало нарицательным для обозначения музеев такого рода [42].  
 

      3.2 Историко-этнографическая деревня и «деревня ловцов жемчуга» (Heritage Village) в ОАЭ

 

      В историко-этнографической деревне, расположенной недалеко от входа в Бухту, демонстрируют свои изделия гончары и ткачи. Здесь посетители могут прикоснуться к наследию прошлого. «Деревня ловцов жемчуга» в Шиндаге — часть грандиозного проекта по воссозданию облика и быта старинного Дубая.

      Построенная в 1997 году историко-этнографическая деревня расположилась на полуострове Шиндага, недалеко от устья Бухты, рядом с домом знаменитого шейха Сайда.

      Территория  этнографической деревни занимает площадь чуть меньше гектара. К внутренней стороне стены, которая скрывает территорию деревни, примыкают дома, выполненные в стиле типичного укрепленного поселения, традиционного для Аравии. Попасть в деревню можно через ворота со стороны набережной Шиндага, проходящей по улице Халидж-роуд.

      В деревне можно посетить летний дом бедуина, каркас и перекрытия которого выполнены из стволов финиковой пальмы, а крыша из стены — из пальмовых ветвей. Рядом расположился «гурф» — здание из двух этажей, присущее для пустынных и внутренних районов Дубая. Первый этаж представляет собой вышеописанную конструкцию, а второй — открытое помещение.

      Напротив  площади расположился небольших  размеров рынок, на котором всего за один дирхам можно полакомиться печеными лепешками, которые готовятся в присутствии туристов. В лавках, расположенных на территории рынка, работают кузнецы, ремесленники, занимающиеся плетением циновок и т.д.

      В деревне есть музей, где представлены археологические находки, которые являются результатом производившихся раскопок на окраинах современного города, в его северо-восточных районах Аль-Суфух, Джумейры и Аль-Ку-сайс. Представленные здесь находки — сосуды, украшения, бронзовое вооружение — относятся к 2500–500 гг. до н.э.

      Историко-этнографическая  деревня работает с 8.00 до 22.00, по пятницам с 8.00 до 11.00 и с 16.00 до 22.00. Посещение деревни бесплатное.

      Деревня ныряльщиков

      Ловцы жемчуга обитают в деревне ныряльщиков, распложенной на полуострове Шиндага, в нескольких шагах от устья Бухты, рядом с Историко-этнографической деревней.

      Вход  в деревню ныряльщиков расположен со стороны набережной Шиндага по улице Халидж-роуд через ворота. На территории деревни выстроен ресторан.

      Перед входными воротами со стороны набережной расположились два якоря, над которыми парит рыбацкая лодка доу. Справа от входа можно увидеть лодку, использовавшуюся главным образом при добыче жемчуга, так называемую джальбут. Она отличается от доу формой кормы и носа. Кроме того, высота бортов у доу выше. В левой стороне маленького дворика представлен еще один вид лодки — самаа. Использовался данный тип не только ловцами жемчуга, но и рыбаками. Правый угол двора заставлен самыми разнообразными лодками: от транспортных с навесом лодок — абр, до малых рыбачьих лодок — баггару.

      Деревня открыта для просмотра ежедневно  с 8.00 до 22.00, по пятницам с 8.00 до 11.00 и с 16.00 до 22.00. Посещение деревни бесплатное [36]. 
 

      3.3 Этнографическая деревня Хата в ОАЭ 

      Хатта – одно из древнейших поселений в ОАЭ, оно появилось почти три тысячи лет назад. Сейчас в оазисе, затерянном среди дюн на самом севере Эмиратов, недалеко от г. Дубаи, на месте древнего поселка воссоздан облик традиционной арабской деревни: маленькие домики, форт, мечеть; население занимается народными промыслами. После тщательной работы реставраторов, возродивших картину жизни арабов, какой она была четыреста лет назад, в феврале 2001 года деревня Хатта была открыта для всех, кто хочет заглянуть в историческое прошлое страны. Это один большой музей под открытым небом, и здесь можно не только осмотреть экспозицию, но и послушать национальную музыку или даже принять участие в соревнованиях по традиционным видам спорта!

      Первое сооружение, которое привлечет ваше внимание в Хатте - это древний форт с высокой смотровой башней. Укрепления возвел в 1896 году шейх Мактум бин Хашир аль Мактум для защиты наместника короля Абдуллы II, жившего в Хатте, от нападения противников. Сам форт с многочисленными внутренними постройками служил настоящим дипломатическим центром. Вы можете пройтись по роскошному меджлису, предназначенному для приема послов и делегаций, обсуждения политических вопросов и ведения переговоров наместника короля с противниками и союзниками. Кроме того, вам откроют доступ в личные покои наместника, впечатляющие своим интерьером опочивальни и в огромный внутренний двор за высокими стенами. 

      В одном из больших залов форта вы найдете музей, посвященный военному делу арабов. Здесь по каменным стенам развешено богато сработанное холодное и огнестрельное оружие: мечи, сабли, кинжалы, пистолеты и винтовки.  И можно посмотреть фотографии и видеоматериалы о других мощных крепостях и фортах, расположенных в разных районах ОАЭ.

      Вся современная Хатта состоит из тридцати небольших домов, расположенных так, чтобы воссоздать облик национальной арабской деревни, существовавшей здесь несколько веков назад. При этом все строения при реставрации создавались из традиционных материалов и традиционными же методами: сегодня вы можете видеть глинобитные домики или постройки из барасти  - ветвей финиковой пальмы. 
 
Если дети не разделяют вашего увлечения этнографией, отправьте их на скоротать время на детской площадке. Здесь, как и везде в Хатте, все сделано из традиционных материалов, а ведь на качелях, сделанных из веревок из волокон пальмовых деревьев и  сандалового дерева, им еще наверняка не доводилось. И, конечно, здесь можно поиграть в традиционные игры бедуинов. 
После долгой культурологической прогулки подкрепиться можно в ресторане традиционной арабской кухни, расположенном в одном из реконструированных в национальном стиле домиков.

      Можно подгадать и посетить Хатту в дни, когда в деревне проводятся национальные фестивали (как, например, 2 декабря, в Национальный день ОАЭ, или во время Дубайского торгового фестиваля, 4 января – 4 февраля). Кроме того, бывает, здесь устраивают ярмарки, на которых можно купить самые разные изделия традиционных народных ремесел, и принять участие в фестивале национальных видов искусства и спорта - поиграть на необычных музыкальных инструментах, пострелять из лука или бесплатно прокатиться на верблюде. 
 
Для полноты впечатлений, после Хатты стоит прокатиться до цепочки живописных горных озер, расположенных в получасе езды от  деревни. Правда, надо иметь в виду, что гарантированно чистой вода бывает только в сезон дождей, в другое время для купания это место не очень подходит и все, что остается – это любоваться на водную гладь среди потрясающего рельефа массивных скал.  
Вход в деревню,  форт и все постройки – бесплатный [31]
 

      3.4 Плимутская плантация (Plimoth Plantation) 

      В сегодняшнем Плимуте, штат Массачусетс, можно увидеть плимутскую плантацию, восстановленное поселение пилигримов, а также музей о жизни поселенцев и макет "Мэйфлауэра".

      В 1947 году некоммерческая организация "Плимут плантейшн"("Плимутская плантация") построила точную копию первого поселения неподалеку от Плимута. Поначалу первое поселение служило только музеем, с манекенами, одетыми в одежду XVII века. В конце 1960-х годов сотрудники музея, досконально изучившие условия жизни начала XVII века, заменили манекены и демонстрируют многочисленным посетителям все работы, которые приходилось выполнять ранним поселенцам. Они готовы рассказать о восстановленной "Плимутской плантации" и о жизни пилигримов.

Информация о работе Особенности развития этнографического туризма на современном туристском рынке