Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 17:45, курсовая работа
Цель данной работы ─ выявить и изучить особенности механизма функционирования туристского рынка Республики Беларусь и проанализировать спрос на услуги туристской отрасли.
Автор работы ставит перед собой следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты рыночного туристского механизма;
2) привести теоретические сведения о спросе на туристские продукты и факторы, его определяющие;
3) изучить методы анализа и прогнозирования туристского спроса
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Туристский рынок и спрос: теоретические аспекты…………………………….6
1.1 Сущность и отличительные черты рынка туристских услуг……………..…6
1.2 Механизм функционирования туристского рынка……………………..……8
1.3 Спрос в туризме и факторы, его определяющие………………..…………..11
1.4 Анализ и прогнозирование спроса…………………………………….…….15
2 Состояние современного рынка туризма Беларуси……………………………21
2.1 Механизм функционирования туристского рынка
в Республике Беларусь…………………………….……………………………..21
2.2 Анализ спроса на услуги белорусского туристского
рынка по итогам 2008-2009 гг..……………………………….………………...27
2.3 Прогноз развития международного туризма на перспективу….………….29
3 Пути совершенствования механизма функционирования
туристского рынка Беларуси………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………………………..38
1 Туристский рынок и спрос: теоретические аспекты
1.1 Сущность и отличительные черты рынка туристских услуг
Категория «рынок» в настоящее время является одной из наиболее распространенных как в экономической теории, так и в хозяйственной практике. В действительности существует множество толкований понятия «рынок» и, в частности, «туристский рынок».
В самом общем виде, рынок представляет собой институт или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. [6, с. 74]
Рынок в сфере туризма можно рассматривать в качестве:
- совокупности покупателей и продавцов туристского продукта;
- инструмента согласования интересов покупателей и продавцов туристского продукта;
- сферы реализации туристского продукта;
- сферы проявления экономических отношений между покупателями и продавцами туристского продукта. [2, с.62]
Туристский рынок определяется как совокупность конкретных экономических отношений и связей между туристами (покупателями) и туроператорами (продавцами), а также турагентами (торговыми посредниками) и их контрагентами по поводу движения туристских продуктов и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений. [9, с.77]
Таким образом, туристский рынок выступает как сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями туристского продукта. Рынок в данном случае – это своеобразный инструмент согласования интересов производства и потребления, который для конкретного туристского хозяйствующего субъекта (туроператора, турагента) представляет собой совокупность потребителей, которые заинтересованы в туристском продукте этого хозяйствующего субъекта и имеют денежные средства купить его сегодня или завтра. [2, с. 63]
В сфере туризма существует также понятие «субрынки» - это элементы рынка при его дифференциации на сегменты в зависимости от особенностей туристского продукта. В качестве «субрынков» могут выступать гостиничный рынок (рынок гостиничных услуг), ресторанный рынок (рынок услуг питания) и т.д. [6, с. 74]
Сущность туристского рынка выражается в его экономических функциях:
1) туристский рынок
обеспечивает согласование
2) туристский рынок обеспечивает экономическое стимулирование эффективности оказания туристских услуг и побуждает производителей к созданию необходимых туристских продуктов с наименьшими затратами и получением необходимой и достаточной прибыли; [9, с.78]
3) туристский рынок организует процесс доведения туристского продукта до потребителя через создание сети турагентов и туроператоров по его реализации;
4) туристский рынок
обеспечивает установление
Сущность и функции туристского рынка определяют его роль как категории экономики туризма, которая в целом сводится к следующему:
─ выдавать сигнал туроператорам с помощью обратных связей, какие туристские продукты, в каком объеме и в какой структуре следует производить;
─ уравновешивать спрос и предложение туристских продуктов, обеспечивать сбалансированность туристской экономики;
─ дифференцировать туроператоров, турагентов и их контрагентов в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;
─ очищать туристский комплекс и его экономику от неконкурентоспособных продуктов и предприятий. [9, с. 78]
Рынок туризма, представляющий собой рынок услуг, не похож на другие рынки и, таким образом, имеет специфические черты, непосредственно связанные с особенностями туристского продукта:
─ основным предметом купли-продажи являются услуги;
─ услуга не существует до момента ее предоставления, а, значит, невозможны сравнение и оценка услуг до их получения, таким образом, сравнивать можно только ожидаемые выгоды и полученные;
─ услуге присуща высокая степень неопределенности, что ставит клиента в затруднительное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок; [7, с. 53]
─ кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка включается значительное количество посреднических звеньев, которые обеспечивают связь спроса и предложения;
─ туристский рынок характеризуется высокой фондоемкостью отрасли, низкой эластичностью и комплексностью предложения; [10, с. 70]
─ сложность функционирования организаций индустрии туризма заключаются в том, что оценка качества туристских услуг потребителем достаточно субъективна и зависит от различных факторов;
─ значительное влияние на туристский рынок оказывают внешние факторы, имеющие форс-мажорный характер, т.е. не зависящие от воли и действий продавца и покупателя: погода, природные условия, политика, международные события и т.д.
─ туристский пакет создается усилиями многих организаций, каждая из которых имеет собственные методы работы, специфические потребности и различные коммерческие цели. Достижение успеха на рынке возможно лишь в том случае, если все участники туристского обслуживания выработают и будут придерживаться общих целей. [22]
Туристский рынок
Современный туризм действует в рыночной среде, контролируемой и регулируемой государством и другими финансовыми и экономическими институтами и организациями. Данные отношения с субъектами туристского рынка, а также взаимосвязь основных составляющих рынка туристских услуг (спроса, предложения, цены, качества и т.д.) проявляются через его механизм функционирования, речь о котором пойдет в следующем подразделе данной главы.
1.2 Механизм функционирования туристского рынка
Механизм функционирования туристского рынка - это система действий экономических рычагов для сбалансирования спроса и предложения на туристский продукт, на обмен «деньги - туристский продукт», на денежные потоки и потоки туристского продукта. [12, с.123]
Функционирование туристского
рынка можно представить
Рисунок 1 – Схема функционирования туристского рынка
Примечание – Источник: [2, с. 72].
Приведенная выше схема показывает, что спрос на услуги туризма обусловлен пожеланиями и вкусами туристов: людей с туристскими потребностями и желанием путешествовать; людей с высокой покупательной способностью, спрос которых направлен на престижные туры, оригинальные путешествия, высокий уровень туристского обслуживания (комфорт, особое внимание обслуживающего персонала, предоставление индивидуального гида-переводчика и автотранспорта и т.п.); людей с покупательским поведением. В свою очередь, покупательское поведение потребителей туристских услуг определяется природными, психологическими, социальными и другими причинами, которые заставляют их определенным образом реагировать на рекламу. Данный экономический фактор требует разделения туристского рынка на отдельные секторы, изучение которых помогает в достижении самого оптимального сочетания предложения и спроса на услуги туризма.
Развитие туризма и
туристского рынка требует
Туристский рынок по
отношению к экономике любой
страны характеризуется
Рисунок 2 – Двухцикличность туристского рынка
Примечание – Источник: [2, с. 72]
Развивающаяся же экономика туризма не имеет возможностей удовлетворить все потребности и желания туристов. Изобилие туристских ресурсов предполагает создание сложной и многообразной материально-технической базы туризма.
На туристском рынке происходит непрерывное движение потоков денег и туристского продукта, которые движутся навстречу друг другу, создавая туристский кругооборот.
Туристский кругооборот - это система экономических и юридических (гражданско-правовых) отношений, возникающая между туристом и туристской фирмой и показывающая направления движения туристских потоков туристского продукта, инвестиций в развитие туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности. [12, с. 124]
Туристский кругооборот осуществляется по схеме, представленной на рисунке 3:
Рисунок 3 – Схема туристского кругооборота
Примечание – Источник: [2, с. 75]
1 - турист платит турфирме деньги за турпутевку;
2 - турфирма выдает туристу турпутевку;
3 - турист обменивает туристскую путевку на турпродукт, т. е. на конкретные услуги туризма;
4 - в процессе реализации турпродукта турист получает туристские впечатления, т. е. происходит процесс косвенного возврата туристу его денег;
5 - турфирма производит
инвестиции в развитие
6 - турфирма получает новые виды турпродукта;
7 - турфирма платит налоги и различные сборы в бюджет.
Скорость кругооборота во многом определяется сезонностью туризма.
В основе функционирования механизма туристского рынка лежат также законы стоимости (ценности), полезности, спроса и предложения, конкуренции, прибыли и др. Они реализуются через различные типы цен туристских продуктов: цены эквивалентного обмена (определяемые полезностью и затратами), равновесные, монопольные, дискриминационные и другие цены.
Туроператоры, турагенты и производители туристских услуг (гостиницы, рестораны, перевозчики и т. д.) в своей хозяйственной деятельности неизбежно руководствуются коммерческими интересами. Экономическое положение субъектов туристского рынка зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием множества факторов. [20, с.88]
Конъюнктура туристского рынка — это экономическая ситуация на рынке в определенный момент времени как результат взаимодействия факторов и условий, определяющих соотношение спроса и предложения на туристские услуги, а также уровень и динамику цен на них. [10, с. 74]
При изучении конъюнктуры туристского рынка ставится задача не только определения его состояния в тот или иной момент, но и предсказание вероятного характера дальнейшего развития. Конъюнктурный прогноз дает оценку перспектив развития рынка и является основой для выработки стратегии и тактики деятельности предприятия. Качество прогноза определяется, главным образом, тем, насколько глубоко и комплексно проведены анализ и оценка факторов формирования и развития конъюнктуры, в том числе спроса, детальное описание которого представлено в следующем подразделе.
1.3 Спрос в
туризме и факторы, его
Спрос - это идеальная потребность и реальная возможность покупателя купить определенное количество данного товара. [11, с. 85]
В сфере туризма спрос рассматривается с точки зрения мотивации и психологии. Исходя из этого, туристский спрос - это общее количество людей, которые путешествуют или желают путешествовать, пользуются туристским оборудованием и услугами за пределами традиционного места жительства и работы. [18, с. 24]
Туристский спрос состоит из трех основных элементов:
1) Действительный (фактический)
спрос – это фактическое число
участников туризма, то есть тех, кто в
действительности путешествует.
Этот элемент спроса легче всего поддается
измерению, и основная часть
статистических данных по туризму относится
именно к фактическому спросу.
2) Скрытый спрос характеризует ту часть населения, которая хочет, но не может путешествовать по какой-либо причине. Данный вид спроса подразделяется на:
- потенциальный
спрос, который относится к
тем, кто будет путешествовать
в будущем, в случае
Информация о работе Состояние современного рынка туризма Беларуси