Состояние современного рынка туризма Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание

Цель данной работы ─ выявить и изучить особенности механизма функционирования туристского рынка Республики Беларусь и проанализировать спрос на услуги туристской отрасли.
Автор работы ставит перед собой следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты рыночного туристского механизма;
2) привести теоретические сведения о спросе на туристские продукты и факторы, его определяющие;
3) изучить методы анализа и прогнозирования туристского спроса

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Туристский рынок и спрос: теоретические аспекты…………………………….6
1.1 Сущность и отличительные черты рынка туристских услуг……………..…6
1.2 Механизм функционирования туристского рынка……………………..……8
1.3 Спрос в туризме и факторы, его определяющие………………..…………..11
1.4 Анализ и прогнозирование спроса…………………………………….…….15
2 Состояние современного рынка туризма Беларуси……………………………21
2.1 Механизм функционирования туристского рынка
в Республике Беларусь…………………………….……………………………..21
2.2 Анализ спроса на услуги белорусского туристского
рынка по итогам 2008-2009 гг..……………………………….………………...27
2.3 Прогноз развития международного туризма на перспективу….………….29
3 Пути совершенствования механизма функционирования
туристского рынка Беларуси………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………………………..38

Работа состоит из  7 файлов

21-31) 2 Раздел.doc

— 99.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

32-35) 3 Раздел.doc

— 46.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Заключение.doc

— 31.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Литература.doc

— 35.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

3) Содержание.doc

— 29.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

4-5) Введение.doc

— 31.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

6-20) 1 Раздел.doc

— 202.50 Кб (Скачать документ)

- откладываемый (отсрочиваемый) спрос - это спрос, отложенный на время вследствие проблем в сфере предложения, таких как: недостаточное количество средств размещения, неблагоприятные погодные условия или терроризм; снятие проблем в сфере предложения превратит откладываемый спрос в действительный.

3) Нулевой  спрос характеризует существование постоянной группы людей, не желающих путешествовать ни при каких обстоятельствах; они формируют категорию отсутствия спроса. [6, с. 80]

Спрос на продукцию туриндустрии носит специфический характер, и  потребность в ней возникает только тогда, когда имеются свободные денежные средства, т.е. население обладает платежеспособностью.

Платежеспособный  спрос — это форма проявления потребностей населения в товарах и услугах, обеспеченная денежными доходами. [15, с. 52] Формирование платежеспособного спроса населения на туристские продукты зависит от различных факторов, которые классифицируют по природе возникновения на:

1) экономические: общая  экономическая ситуация в стране; денежные доходы населения; цены на товары и услуги в целом и на продукцию туриндустрии; уровень инфляции и пр.;

2) социальные: общая социальная  политика государства (социальные льготы, выплаты); социальная политика, связанная с туризмом (льготные путевки, дотации); определение различных социальных нормативов; уровень жизни населения и пр.;

3) демографические: численность  населения и его состав и половозрастная структура; численность и состав семей; соотношение городских и сельских жителей; процессы миграции и пр.;

4) природно-климатические: продолжительность времен года; климатические показатели (температура, количество солнечных дней и пр.); географические условия; наличие природных ресурсов;

5) национально-исторические: традиции и обычаи; условия быта и пр. [15, с. 53]

При определенном уровне дохода и наличии свободного времени именно цена определяет реальную возможность приобрести тот или иной тур. Характер взаимосвязей между ценой и продолжительностью тура отражен в законе спроса.

Суть закона спроса состоит в том, что повышение рыночной цены на туристские услуги при прочих равных условиях уменьшает объем спроса, и напротив, понижение рыночной цены увеличивает величину спроса. [11, с. 85]

Однако спрос на различные туристские продукты отличается по степени чувствительности к изменению детерминантов, его определяющих. Своеобразной мерой такого изменения является коэффициент эластичности спроса по цене (Е), который определяется как отношение роста объема спроса или количества приобретаемого  туристского   продукта  (в %) к снижению цены (в %). Эластичный спрос (Е>1), неэластичный спрос (Е<1), единичная эластичность спроса (Е=1) выступают показателями относительной зависимости реализации туристского продукта от изменения цены. Высокая эластичность спроса означает, что туристы чрезвычайно чувствительны к любому изменению цены. Спрос является неэластичным, когда процентное изменение величины спроса меньше процентного изменения цены. [20, с. 93]

Особенностью спроса на туристском рынке является его  крайняя эластичность. Вместе с тем необходимо отметить, что туристский спрос на отдельные разновидности туристских услуг весьма разнообразен, в том числе и по ценовой эластичности. В туристской отрасли при изучении эластичности спроса теоретически значимыми и практически полезными являются следующие сведения:

1) Заменяемость. Чем больше хороших заменителей данного туристского продукта предлагается туристу (потребителю), тем эластичнее бывает спрос на него.

2) Удельный вес в доходе потребителя. Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя при прочих равных условиях, тем выше эластичность спроса на него.

3) Предметы роскоши и предметы необходимости. Спрос на предметы необходимости обычно является неэластичным. Например, хлеб и соль общепризнанны в качестве предметов первой необходимости, и повышение цен на них не приведет к существенному сокращению их потребления.

Спрос на предметы роскоши обычно эластичен. Туризм сегодня признается в жизни человека фактором восстановления его физических и психических сил, однако предметом первой необходимости он еще не является. Более того, многими он рассматривается как предмет определенной роскоши и шика. Например, дорогостоящие туры в Китай или Доминиканскую Республику, являются предметами роскоши и могут быть исключены из потребления без особых затруднений.

4) Фактор времени. Спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени, необходимый для принятия решения о приобретении. [1, с. 144]

Помимо ценового фактора, влияющего на туристский спрос, существует множество факторов неценовой природы, так называемые неценовые детерминанты спроса. К их числу можно отнести следующие:

1) Потребительские вкусы. На спрос туристского продукта оказывают влияние потребительские вкусы или предпочтения туристов. Изменение потребительских вкусов туристов может быть вызвано рекламой, модой и т.п. Если оно благоприятно для туристского продукта, то спрос на него будет возрастать. Неблагоприятные перемены в предпочтениях туристов вызовут уменьшение туристского спроса.

2) Число туристов (покупателей). Увеличение на рынке числа потребителей туристской продукции обусловливает повышение спроса, а уменьшение числа потребителей приводит к его сокращению.

3) Доход потенциальных туристов. Воздействие на туристский спрос изменений денежного дохода потребителя достаточно сложно. В большинстве случаев повышение дохода приводит к увеличению спроса на туристский продукт, так как по мере роста доходов потенциальные туристы, как правило, начинают покупать больше туров. И, наоборот, при снижении доходов спрос на туристские услуги падает.

В то же время увеличение доходов может снизить туристский спрос на туры в определенные туристские дестинации, так как более состоятельные потребители могут переключиться на приобретение туров в более комфортабельные, модные и, соответственно, более дорогие туристские дестинации.

4) Цены на сопряженные туры (услуги). Когда два турпродукта (туристские услуги) взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.

Существуют  пары турпродуктов (туристских услуг), которые являются взаимодополняющими. Эти пары «сопутствуют» друг другу в том смысле, что спрос на них идет одновременно. Такой спрос носит название сопряженного спроса. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. [6, с. 84]

5) Туристские (потребительские) ожидания. Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на турпродукт, наличие турпродукта и будущий доход, способны изменить туристский спрос. Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем могут побудить их покупать тур сегодня, чтобы «предупредить» угрожающее повышение цен. В то же время, ожидание увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы и т.д.

6) Сезонность. Данный фактор связан с колебаниями туристского спроса во времени. Как правило, эти колебания связаны с климатическими, мотивационными, экономическими и социальными факторами. В высокий сезон спрос максимален, а в низкий, соответственно, - минимален.

7) Ограничения  по здоровью. Плохое здоровье или физические недостатки не позволяют человеку покинуть свой дом, заставляют отказаться от путешествия. [1, с. 146]

8) Жизненный  цикл семьи. Родители малолетних детей не путешествуют часто из-за семейных обязанностей или возможных неудобств, связанных с переездом. Одинокий человек (вдовец), как правило, не путешествует из-за отсутствия в поездке попутчика.

9) Дефицит интереса. Незаинтересованность, как и незнание тех видов туристской деятельности и туристских направлений, которые могут принести необходимую удовлетворенность от поездки, часто являются серьезным барьером к путешествию. [5, с. 93]

10) Социальная  принадлежность. Этот фактор оказывает существенное влияние на мотивацию выбора отдыха. Выделяют следующие социальные  группы:

- рабочие и служащие — занятые, как правило, монотонной работой; они стремятся к активному отдыху и составляют значительный контингент туристов. Доход, как правило, достаточен, чтобы выделить часть средств на туризм;

- учащиеся и студенты — в силу своих возрастных и социальных особенностей и характерных в связи с этим стремлений к расширению и подтверждению знаний они составляют подавляющую часть групп познавательного туризма;

- пенсионеры — в большинстве стран они имеют льготы и дотации, использование которых позволяет им совершать туристские поездки в «средний» и «низкий» сезоны;

- фермеры и работники подсобных хозяйств — из-за отсутствия четко регулируемого отпуска или возможности выделения времени на отдых эта группа является исключительно неблагоприятной для туризма. В западных странах фермеры составляют туристский контингент в «средний» и «низкий» сезоны, а также в зимнее время. Активно участвуют в рождественских и новогодних турах.

11) Менталитет. Данный фактор определяется в основном воздействием общества, в котором человек проводит большую часть своего времени, что в свою очередь зависит от уровня образования и занимаемого в обществе положения. При выборе вида отдыха этот фактор имеет большое значение, особенно для туристов старше 18 лет, в период становления личности. Обычно во время отдыха имеет место стремление к восполнению недостающих эмоций и ощущений.

12) Конфессия. Влияние этого фактора проявляется в том, что верующие, как правило, отторгают развлекательные программы (варьете, казино). Представители религиозных групп совершают туры, которые отвечают их убеждениям и удовлетворяют познавательные и духовные интересы соответственно образу жизни, вероисповеданию, возможностям совершения обрядов и молитв. [5, с. 89]

Кроме вышеперечисленных  детерминант, существует еще целый  ряд факторов, влияющих на изменение  туристского спроса. В любом случае, ясно, что туристский спрос не является постоянной величиной. Под воздействием огромного числа переменных он постоянно изменяется как по характеру, так и по величине. Все это необходимо учитывать при формировании политики развития туризма, при анализе и прогнозировании спроса на туристские услуги.

 

1.4 Анализ и  прогнозирование спроса

 

Основная цель изучения покупательского спроса заключается в том, чтобы научно обосновать его развитие на предстоящий период, то есть дать прогноз спроса, который можно было бы использовать в планировании производства, реализации и потреблении туристского продукта и в других социально-экономических перспективных расчетах. [7, с.60]

Экономический и социальный прогнозы развития туризма являются частью прогноза развития экономики  и социальной сферы страны.

Под прогнозированием спроса на продукцию туриндустрии понимается определение различных вариантов предполагаемого объема спроса; оно может осуществляться не только в целом, но и по отдельным группам товаров и услуг, например на туристскую продукцию. Такая товарно-групповая структура спроса определяется из соотношения расходов населения на приобретение товаров и услуг данной группы в пределах общего объема платежеспособного спроса населения.

Прогнозирование спроса на продукцию туризма может осуществляться как на макроуровне (на уровне туриндустрии), так и на микроуровне (на уровне предприятия). При этом решаются различные задачи. Исследование и прогнозирование спроса на макроуровне нацелено на определение направлений развития туризма страны в целом и отдельных ее регионов (выявление спроса на отдельные туристские продукты, определение новых туристских направлений, дестинаций, выявление предпочтений, связанных с видами отдыха, средствами размещения и доставки, развлечениями и пр.). Результаты исследований потребительского спроса на уровне предприятия необходимы для осуществления текущего планирования и оперативного управления предприятием и его структурными подразделениями. [8, с. 267]

Специфической чертой прогнозирования  является то, что расчеты носят  многовариантный характер и из этого  множества решений необходимо выбрать  наилучший (оптимальный) вариант. На качество результата прогноза будут оказывать влияние как достоверность информации (репрезентативность) и чем совершеннее математические методы  расчетов, тем правильнее будет прогноз. Но такое исследование потребует больших затрат как времени, так и средств, поэтому перед исследователями всегда стоит проблема соизмерения затрат и  результатов. Если в результате прогноза необходимо определить общие тенденции поведения спроса, направления его развития, то можно применить более простые методы прогнозирования. Это же может иметь место и тогда, когда исследователь не обладает достаточными знаниями в области математики. Если же надо получить более точные результаты, то следует применять и самые современные математические методы. [15, с. 52]

Развитие туризма зависит от огромного числа факторов, в т.ч. и различных форс-мажорных обстоятельств непреодолимой силы, природных и техногенных катаклизм, прогнозирование которых затруднено или практически невозможно.

В соответствии с теорией  вероятностей, чем больше число вероятностных факторов, определяющих данное событие, тем ниже надежность прогноза возникновения данного события:

,                                  (1)                       

где    ─ вероятностная надежность прогноза;

 ─ вероятность возникновения  прогнозируемых событий 

  (показателей) для каждого из факторов, определяющих прогноз. [26, с. 68]

 

Таким образом, сама природа  туристской многофакторной модели прогнозирования  предопределяет недостаточную надежность таких прогнозов.

Научно-обоснованный прогноз  развития туризма можно составить, пользуясь известными методами математического  моделирования процессов, а также  методами вероятностей и математической статистики.

Информация о работе Состояние современного рынка туризма Беларуси