Состояние современного рынка туризма Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание

Цель данной работы ─ выявить и изучить особенности механизма функционирования туристского рынка Республики Беларусь и проанализировать спрос на услуги туристской отрасли.
Автор работы ставит перед собой следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты рыночного туристского механизма;
2) привести теоретические сведения о спросе на туристские продукты и факторы, его определяющие;
3) изучить методы анализа и прогнозирования туристского спроса

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Туристский рынок и спрос: теоретические аспекты…………………………….6
1.1 Сущность и отличительные черты рынка туристских услуг……………..…6
1.2 Механизм функционирования туристского рынка……………………..……8
1.3 Спрос в туризме и факторы, его определяющие………………..…………..11
1.4 Анализ и прогнозирование спроса…………………………………….…….15
2 Состояние современного рынка туризма Беларуси……………………………21
2.1 Механизм функционирования туристского рынка
в Республике Беларусь…………………………….……………………………..21
2.2 Анализ спроса на услуги белорусского туристского
рынка по итогам 2008-2009 гг..……………………………….………………...27
2.3 Прогноз развития международного туризма на перспективу….………….29
3 Пути совершенствования механизма функционирования
туристского рынка Беларуси………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………………………..38

Работа состоит из  7 файлов

21-31) 2 Раздел.doc

— 99.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

32-35) 3 Раздел.doc

— 46.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Заключение.doc

— 31.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Литература.doc

— 35.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

3) Содержание.doc

— 29.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

4-5) Введение.doc

— 31.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

6-20) 1 Раздел.doc

— 202.50 Кб (Скачать документ)

Перечисленные теоретические инструменты прогнозирования развития туризма предполагают следующие этапы:

1) Выбор типа прогноза: оперативный, краткосрочный, среднесрочный  и долгосрочный.

2) Выбор вида прогноза  по административно-территориальному  принципу (федеральный, региональный, муниципальный и др.).

3) Выбор прогнозных  показателей развития:

- интенсивность туризма;

- туристская подвижность;

- численное значение  туристского потока по направлениям (въезд, выезд, транзит и др.);

- численное значение  туристского потока по странам и регионам;

- распределение туристского  потока по видам транспорта;

- объем обслуживания  по видам туризма (внутренний, въездной, выездной, социальный, детско-юношеский и др.);

- объем дохода (прибыли);

- уровень рентабельности.

4) Определение тенденции изменения каждого из показателей во времени и пространстве.

5) Расчет темпов роста  (снижения) данных показателей.

6) Выбор факторов, оказывающих  влияние на развитие туризма. (266-267)

7) Расчет численного  значения влияния каждого фактора  на параметры прогноза.

8) Учет факторов риска  и неопределенности по каждому  параметру.

9) Определение степени  надежности прогноза.

10) Определение численных  значений параметров прогноза.

11) Социально-экономическая  оценка реализации прогноза. [8, с. 268]

Стоит отметить, что прогнозирование в туристской отрасли тесно связано с многочисленными рисками и неопределенностями, отсюда вытекает, что спрос на туристские услуги является трудно прогнозируемым явлением.

Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях выполнения прогноза, в том числе о связанных с ними затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе выполнения прогноза неблагоприятных ситуаций и последствий, называется риском. [26, с. 72]

При оценке прогноза наиболее существенными представляются следующие  виды неопределенностей и рисков:

- риск, связанный с  нестабильностью текущей экономической  ситуации;

- внешнеэкономический  риск (возможность введения ограничений  на экспорт услуг,  торговлю и поставки, закрытия границ и т.п.); 

- неопределенность политической  ситуации, риск неблагоприятных  социально-политических изменений  в стране или регионе;

- неполнота или неточность  информации о динамике выбранных  технико-экономических показателей,  параметрах новой техники и технологии;

- колебания рыночной  конъюнктуры, цен, валютных курсов  и т.п.;

- неопределенность природно-климатических  условий, возможность стихийных бедствий;

- неопределенность целей,  интересов и поведения участников  рынка туристских услуг;

- неполнота или неточность  информации о финансовом положении и деловой репутации партнеров (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств). [26, с. 73]

К простым методам  относятся опросы покупателей торговым персоналом. Они позволяют устанавливать наибольший контакт с потребителями и внешней средой, получать хорошо структурированные данные, определять возникающие тенденции, изучать сильные и слабые стороны предложения, стратегии конкурентов, разбивать прогноз спроса по продуктовым категориям, группам потребителей и регионам. Но не следует забывать, что видение персонала носит ограниченный характер и грозит неправильной интерпретацией желаний туристов. Также среди простых методов можно назвать следующие: анализ тренда и анализ доли на рынке. [7, с. 61]

Среди прочих методов, выбор которых определяется разными задачами прогнозирования, можно выделить: структурный метод прогнозирования спроса, метод экспертных оценок, метод прогнозирования на основе эластичности спроса, экономико-математическое моделирование и пр.

Структурный метод  прогнозирования спроса. Этот метод основывается на данных выборочных обследований бюджетов семей в разрезе отдельных социальных групп населения. Осуществляется группировка семей по размерам годового дохода на одного члена семьи, соответственно определяется величина денежных расходов на приобретение товаров и услуг как в целом, так и по отдельным составляющим, например, затраты на туризм, и составляется структурная модель спроса в виде таблицы, в которой данные могут быть представлены как в абсолютных величинах, так и в относительных (в процентах).

Зная численность населения  и значение средних затрат на туризм, приходящихся на одного члена семьи, можно определить прогнозируемый спрос на туризм, перемножив эти величины. Недостатком данного метода является то, что не учитываются возможные структурные изменения в группах населения в следующем году (статика). Поскольку переход населения из одной группы по доходам в другую может повлиять на величину средних затрат, то это скажется и на правильности расчета общего прогноза. Достоинством структурного метода прогнозирования является его простота. Он не требует от исследователя глубоких математических знаний, но требует больших затрат времени и средств на проведение социологических исследований. 

Более того, при проведении выборочных бюджетных исследований результат может не соответствовать  реальному спросу всего населения, поскольку он не охватывает все социальные группы. [15, с. 58]

Метод экспертных оценок. Данный метод используется при прогнозировании спроса на краткосрочный период. Суть метода заключается в привлечении экспертов-практиков, работающих в данной отрасли, хорошо знающих особенности функционирования туристского рынка, владеющих необходимой информацией, и специалистов, занимающихся проблемами изучения спроса. Оценки, которые были получены в результате проведения опросов, обобщаются и обрабатываются при помощи современных методов математической статистики. [8, с. 272]

Метод прогнозирования  на основе коэффициента эластичности. Зная коэффициент эластичности спроса, например, в зависимости от изменения дохода населения или другого определяющего фактора, можно рассчитать темп прироста среднедушевого объема спроса на продукцию туриндустрии по следующей формуле (2):

 

,                                                   (2)

где     ─ темп прироста среднедушевого объема спроса на продукцию

туриндустрии в планируемом  периоде (%);

 ─ коэффициент эластичности спроса по доходу населения;

 ─ темп прироста среднедушевого  дохода в планируемом периоде.

 

На основе данного  показателя можно рассчитать среднедушевой  размер спроса на продукцию туриндустрии в планируемом году (руб.) по следующей формуле (3):

 

,                                               (3)

где   ─ среднедушевой объем спроса на продукцию туриндустрии

 соответственно в  прогнозируемом (планируемом) и отчетном  периодах, руб.

Общий объем спроса на продукцию туриндустрии в прогнозируемом периоде (руб.) определяется следующим образом:

 

,                                                      (4)

где    ─ численность населения в планируемом году (чел.). [15, с. 59]

 

Применение  экономико-математического моделирования при прогнозировании спроса на продукцию туриндустрии.

Моделирование — это искусственное описание (представление) объекта или процесса, отражающее наиболее существенные для исследователя признаки, характерные связи между компонентами.

При прогнозировании  спроса на продукцию туриндустрии экономико-математическое моделирование можно применить  по следующим направлениям:

- прогнозирование путем экстраполяции динамического ряда;

- прогнозирование на основе многофакторных экономико-математических моделей.

Они отличаются методикой  расчета и применяемым математическим аппаратом. [15, с. 60]

Пробный маркетинг позволяет анализировать наращивание рынков. Будущий совокупный спрос (и, соответственно, сбыт) оценивают на базе краткосрочных, географически ограниченных продаж нового продукта на одном или нескольких рынках. При этом проводится полномасштабная маркетинговая кампания. Анализ объема продаж на пробном рынке в течение какого-то фиксированного отрезка времени позволяет составить прогноз спроса. Однако следует учитывать, что пробные рынки имеют свои черты в разных регионах, а потому показатели одного исследования не всегда можно распространить на всю страну. [7, с. 62]

Объем реализованных услуг туризма имеет ярко выраженный сезонный характер, который обусловлен многими факторами (временем года, периодом отпуска, каникул и т.д.). Поэтому в процессе анализа и планирования объема реализованных услуг туристской фирмы необходимо учитывать закономерность отклонений показателей отдельных месяцев от среднегодовых показателей. Эти расчеты производятся на основе коэффициентов сезонности, которые рассчитываются как процентное отношение средних месячных уровней за ряд лет к среднемесячному объему реализованных услуг за весь расчетный период:

 

,                                                      (5)

где     ─ коэффициент сезонности, %;

 ─ средний уровень объема  реализованных услуг отдельного месяца;

 ─ среднемесячный объем  реализованных услуг за расчетный  период.

 

Для выявления устойчивой, а не случайной закономерности внутригодовой  динамики объема реализованных услуг  туризма в разрезе отдельных месяцев расчеты должны производиться за ряд лет (не менее трех последних). [2, с. 79]

Существует множество  других методов анализа и прогнозирования  спроса на туристские услуги. Получаемые данные являются составляющими успеха развития туристской отрасли в целом и туристского предприятия, в частности. Экономический и маркетинговый анализ рыночного спроса способствует повышению уровня его регулируемости и предсказуемости, что позволяет строить соответствующие рыночные стратегии и максимально эффективно осуществлять бизнес-планирование.

 

 

 




Информация о работе Состояние современного рынка туризма Беларуси