Мировые экономические отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:14, курс лекций

Описание

Мировое хозяйство представляет собой сложную, самоорганизующуюся систему, находящуюся в постоянном неравновесии. В ней отсутствуют жесткие связи и господствует постоянная изменчивость, но она стремится к равновесию. Глобальное хозяйство как самоорганизующаяся система обладает механизмом поддержания внутреннего равновесия и способностью к саморазвитию.

Работа состоит из  1 файл

ответы на госэкзамен по Мировой экономике.docx

— 145.50 Кб (Скачать документ)

 

 

22. Интеграционные  процессы в мировом хозяйстве.  Формы интеграционных объединений.

 

Термин «интеграция» применяется  в разных сферах жизни – политике, биологии, математике и т. д. В основном под интеграцией понимаются различные объединения. В экономике же этот термин тоже имеет место.

Но здесь речь идет о  дальнейшем развитии общественного  характера международного производства. Интеграция предполагает объединение  производственных и научных потенциалов  нескольких стран для вывода их на принципиально новые производственно-технические  и социально-экономические рубежи, для поднятия их экономического сотрудничества на более высокий уровень развития. В результате курса стран на интеграцию должно произойти постепенное сближение  их национальных хозяйств и появление  совместного международного производства.

Таким образом, экономическая интеграция представляет собой подлинное обобществление производства на международном уровне с помощью сознательного регулирования правительствами участвующих в ней стран взаимного разделения труда и международной производственной кооперации.

Такого рода обобществление выражается в повышении эффективности  производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах  регионального сообщества государств и в формировании оптимальной  структуры их национальной экономики.

Основным фактором, побуждающим  страны объединять свои усилия, является рассмотрение экономической интеграции в качестве средства преодоления  противоречия между необходимостью эффективного развития экономики каждой страны, участвовавшей во взаимном международном разделении труда, и  неограниченными возможностями, которыми располагали отдельные страны региона  для реализации этой неотложной экономической  задачи.

Интегрирующиеся страны планируют  увеличить эффективность функционирования национальных экономик за счет ряда факторов, которые возникают в ходе развития регионального международного обобществления производства:

1) расширяется экономическое пространство, в пределах которого действуют хозяйствующие субъекты. Между предприятиями интегрирующихся стран усиливается конкурентная борьба, которая стимулирует их к активным поискам более совершенных технических средств и новых технологий, приводящих к повышению эффективности производства. Это касается всех стран—участниц интеграции, но особенно стран с менее высоким уровнем развития. Более развитые страны, подключая своих соседей к интеграции, способствуют их быстрому экономическому росту и тем самым созданию там более емких рынков;

2) региональные экономические объединения стран позволяют создать более стабильную и предсказуемую ситуацию для развития взаимной торговли по сравнению с традиционными двух– или многосторонними переговорами, интересы участников которых очень отличаются друг от друга;

3) интеграционные блоки не только улучшают взаимную торговлю их участников, но и укрепляют их согласованную позицию в рамках торговых переговоров во Всемирной торговой организации. Выступления от лица блока более весомы и дают лучшие результаты в области международной политики;

4) интеграционные объединения, возникающие в современной мировой экономике, предоставляют возможность входящим в них странам использовать преимущества экономики масштаба. В частности, эти преимущества позволяют расширить масштабы рынка сбыта, поддержать местных производителей, особенно среди новых отраслей национальной промышленности, сократить межстрановые торговые издержки и извлечь другие торговые льготы на основе теории экономики масштаба. Кроме того, расширенное экономическое пространство создает лучшие условия для привлечения прямых иностранных инвестиций на рынки больших размеров, на которых есть смысл создавать самостоятельные производства;

5) региональные интеграционные объединения формируют для их участников благоприятную внешнеполитическую среду. В самом деле, одной из важнейших задач всех существующих ныне интеграционных блоков является усиление сотрудничества их членов не только в экономической, но и в политической, военной, культурной и других неэкономических сферах.

Международная экономическая  интеграция в своем развитии проходит ряд ступеней:

1) зону свободной торговли;

2) таможенный союз;

3) общий рынок;

4) экономический союз и политический союз.

Все эти ступени имеют  характерную особенность, которая  заключается в том, что между  странами, вступившими в тот или  иной вид интеграции, устраняются  определенные экономические барьеры. В итоге в пределах интеграционного  объединения формируется общее  рыночное пространство, где разворачивается  свободная конкуренция, и под  действием рыночных регуляторов (цен, процентов и т. д.) возникает более эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Из-за этого все страны только выигрывают, так как увеличивается производительность труда и экономятся расходы на таможенный контроль. В то же время каждая ступень интеграции имеет специфические черты.

Зона свободной торговли – участвующие в ней страны добровольно отрекаются от защиты своих  национальных рынков только во взаимоотношениях со своими партнерами по данному объединению. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли определяет свои собственные тарифы. Такой вид  интеграции используется странами ЕАСТ, НАФТА и другими интеграционными  группами.

Таможенный союз. Участники  союза совместно устанавливают  единый таможенный тариф для третьих  стран, что дает возможность более  надежно защищать формирующееся  единое региональное рыночное пространство и представляется на международной  арене в качестве объединенного  торгового блока. Но при этом участники  данного интеграционного объединения  лишаются части своего внешнеэкономического суверенитета. Подобный вариант интеграции осуществлялся в рамках Европейского союза.

Общий рынок. Здесь остаются значимыми все условия таможенного  союза. Кроме того, в рамках общего рынка устраняются ограничения  на перемещение различных факторов производства, что усиливает экономическую  взаимозависимость стран-членов данного  интеграционного объединения. При  этом свобода межстранового передвижения требует более высокого организационного уровня межгосударственной координации  экономической политики.

Общий рынок не является завершающим этапом развития международной  экономической интеграции.

Для формирования зрелого  рыночного пространства необходимо выполнить следующие мероприятия:

1) сделать одинаковые уровни налогов;

2) устранить бюджетные субсидии отдельным предприятиям и отраслям;

3) преодолеть различия в национальных трудовых и хозяйственных законодательствах;

4) унифицировать национальные технические и санитарные стандарты;

5) скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты.

Реализация этих мероприятий  и дальнейшая координация национальной налоговой, антиинфляционной, валютной, промышленной, сельскохозяйственной и  социальной политики участников данного  интеграционного блока повлечет за собой создание единого внутрирегионального  рынка. Эту ступень интеграции принято  называть экономическим союзом. На данном этапе объединяющиеся страны создают управленческие структуры, способные не только наблюдать и  координировать экономические действия, но и принимать оперативные решения  от имени всего интернационального блока.

Предпосылки для высшей ступени  региональной интеграции политического  союза образуются с развитием  экономического союза в странах. Этот вид региональной интеграции предусматривает  преобразование зрелого единого  рыночного пространства в единый хозяйственно-политический организм. В результате перехода от экономического союза к политическому взаимные внешнеэкономические связи участвующих  в нем стран перестраиваются  во внутригосударственные. Проблема международных  экономических отношений в границах данного региона перестает существовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. Место России в современных интеграционных процессах. Взаимодействие России со странами СНГ.

 

Единое Экономическое  Пространство: РФ, Беларусь, Казахстан, Украина

 

Под Единым экономическим  пространством понимается экономическое  пространство, объединяющее таможенные территории государств, на котором  функционируют механизмы регулирования  экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей  силы и проводится единая внешнеторговая и согласованная, в той мере и  в том объеме, в каких это  необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная  и валютно-финансовая политика.

Президенты России, Белоруссии, Казахстана и Украины заявили  о намерении сформировать Единое экономическое пространство 23 февраля 2003 года. 19 сентября 2003 года было подписано  соглашение по этому поводу.

На саммите в Астане 15 сентября 2004 года президенты стран  «четвёрки» утвердили перечень из 29 документов, подлежащих согласованию и подписанию в первоочередном порядке.

Основные задачи ЕЭП:

формирование зоны свободной  торговли без изъятий и ограничений, предполагающей неприменение во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных  и специальных защитных мер на базе проведения единой политики в  области тарифного и нетарифного  регулирования, единых правил конкуренции, применения субсидий и иных форм государственной  поддержки;

унификация принципов  разработки и применения технических  регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм;

гармонизация макроэкономической политики; создание условий для свободного движения товаров, услуг, капитала и  рабочей силы; гармонизация законодательств  Сторон в той мере, в какой это  необходимо для функционирования ЕЭП, включая торговую и конкурентнуюполитику;

формирование единых принципов  регулирования деятельности естественных монополий (в сфере железнодорожного транспорта, магистральных телекоммуникаций, транспортировки электроэнергии, нефти, газа и других сферах), единой конкурентной политики и обеспечение недискриминационного доступа и равного уровня тарифов  на услуги субъектов естественных монополий.

Предполагалось, что все 29 первоочередных соглашений должны составлять неразрывный пакет и должны быть подписаны и вступить в силу одновременно.

Украина, однако, с первых же дней начала тормозить процесс  формирования ЕЭП, стремясь к получению  односторонних политических и экономических  преимуществ. Когда же к власти пришёл новый президент — Виктор Ющенко, — то новое руководство поставило  во главу угла идею Евроинтеграции (вступления в Евросоюз и НАТО). Уже  в апреле 2005, комментируя отношение  к России и планам создания ЕЭП, президент  Ющенко отметил, что «Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с  членами этой организации, но не допустит девальвации своего фискального, таможенного  и бюджетного суверенитетов».

7 апреля 2005 на Первом интеграционном  форуме по ЕЭП с участием  министров экономики четырёх  стран-участниц министр экономики  Украины Сергей Терёхин объявил,  что Украина будет настаивать  на пересмотре базового соглашения  по формированию ЕЭП, подписанного  в 2003 году, поскольку, согласно  тексту соглашения, после поэтапной  отмены ограничений в торговле, что должно было произойти  до 2012 года, планировалось создание наднациональных органов, которые бы проводили скоординированную экономическую политику.

Как заявил Сергей Терёхин, Украина будет настаивать, чтобы  уже в ближайшее время все  четыре страны создали «зону свободной  торговли без ограничений и изъятий», то есть отменили все квоты и пошлины. Если тарифные ограничения не будут  сняты до конца 2005 года, Украина угрожала вообще выйти из ЕЭП. «Украина рассматривает  своё участие в ЕЭП только в  формате создания зоны свободной  торговли и условий для перемещения  капитала, услуг и рабочей силы», — заявил Терёхин.

В конце августа 2005 на саммите  глав стран — участников Соглашения по формированию Единого экономического пространства Виктор Ющенко подтвердил, что украинское руководство считает  возможным подписать лишь 15 документов, регламентирующих создание зоны свободной  торговли. Остальные документы по ЕЭП, в которых речь идёт о создании наднационального тарифного органа и таможенного союза, Киев не устраивают.

Несмотря на это 6 октября 2007 г. на саммите Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали  пакет документов, касающийся формирования правовой базы Таможенного союза  ЕЭП: договора о комиссии Таможенного  союза, о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного  союза, протокол о порядке вступления в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу союза, выхода из них и присоединения  к ним. Создание таможенного союза  должно завершиться к 2010 году.

Это соглашение стало фактически первым серьезным шагом трех государств на пути к взаимной экономической  интеграции.

АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ  ФОРУМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (АТЭС)– международная экономическая  организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. В настоящее  время объединяет экономики 21 страны самого разного уровня развития (Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (специальный  административный район КНР), Канада, Китайская народная республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая  Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония).

Информация о работе Мировые экономические отношения