Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:14, курс лекций
Мировое хозяйство представляет собой сложную, самоорганизующуюся систему, находящуюся в постоянном неравновесии. В ней отсутствуют жесткие связи и господствует постоянная изменчивость, но она стремится к равновесию. Глобальное хозяйство как самоорганизующаяся система обладает механизмом поддержания внутреннего равновесия и способностью к саморазвитию.
Основана в г. Канберра (Австралия) по инициативе премьер-министра Австралии Б. Хоука в 1989. Первоначально в нее вошли 12 стран - 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся государств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). К 1997 в АТЭС входили уже почти все основные страны тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг (1993), КНР (1993), Мексика (1994), Папуа-Новая Гвинея (1994), Тайвань (1993), Чили (1995). В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов – России, Вьетнама и Перу – введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.
Цели организации:
поддержание экономического роста стран региона;
укрепление взаимной торговли;
ликвидация ограничений на передвижение между странами товаров, услуг и капиталов согласно нормам ГАТТ/ВТО.
Хотя деятельность АТЭС развертывается на основе преимущественно неформальных механизмов, она развивается вширь и вглубь.
АТЭС начинался со скромной
программы переговоров о
торговые тарифы;
нетарифные меры регулирования взаимной торговли;
международные услуги;
международные инвестиции;
стандартизация товаров и услуг;
таможенные процедуры;
права интеллектуальной собственности;
конкурентная политика;
распределение государственных заказов;
правила, касающиеся происхождения товара;
посредничество в спорах;
мобильность бизнесменов;
внедрение результатов уругвайского раунда переговоров по торговле в рамках ВТО;
сбор и анализ информации.
Наиболее важным направлением являются мероприятия, направленные на стимулирование взаимной торговли и зарубежных инвестиций.
Странам АТЭС уже за первое
десятилетие удалось добиться сильного
снижения таможенного обложения, хотя
и продолжает сохраняться их дифференциация.
Параллельно снижаются и
Россия заинтересована развивать отношения с АТЭС, поскольку на них приходится около 20% российской внешней торговли и около 25% накопленных иностранных инвестиций в РФ. Поэтому уже в марте 1995 по распоряжению президента РФ была подана заявка на вступление в Форум, в 1998 на Ванкуверском саммите Россию приняли в АТЭС как полноправного члена.
В ноябре 1998 по инициативе МИД России был сформирован «Деловой клуб АТЭС» – неформальное объединение представителей российских деловых кругов, ориентированных в своей деятельности на азиатско-тихоокеанский регион. В него входят более 50 крупных российских фирм и банков.
Первым важным мероприятием в России в рамках Форума АТЭС стало прошедшее в мае 2001 в Москве заседание ДКС, в котором приняло участие около 100 представителей деловой элиты стран АТЭС.
К сожалению, даже сейчас связи
большинства стран-участниц АТЭС с
Россией довольно слабы, им не хватает
информации о нашей стране и её
деловых кругах. Одной из основных
причин этой негативной ситуации эксперты
считают недостаточную
Шагом к активизации участия
РФ в АТЭС стала разработка государственной
концепции участия России в Форуме,
которую изложил президент
На саммите АТЭС в 2007 году было принято решение, что саммит АТЭС-2012 пройдет во Владивостоке.
Содружество Независимых Государств (СНГ) — межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР.
СНГ основали Белоруссия, Россия
и Украина. В Соглашении о создании
СНГ, подписанном 8 декабря 1991 в Минске,
эти государства
21 декабря 1991 к Соглашению
присоединились Азербайджан,
До ратификации парламентами действительного членства Азербайджан (до сентября 1993) и Молдавия (до апреля 1994) были ассоциированными членами СНГ.
В октябре 1993 действительным членом СНГ стала Грузия.
В августе 2005 Туркмения вышла из действительных членов СНГ и получила статус ассоциированного члена-наблюдателя.
Молдавия и Украина, как и Туркмения, не ратифицировали Устав СНГ. Это означает, что формально они членами Содружества не являются, хотя при этом Украина остаётся государством-основателем и участником СНГ.
В ряде структур СНГ (координационные комитеты аппаратов президентов, по статистике, железным дорогам и др.) в качестве наблюдателя участвует Монголия.
В настоящее время велика вероятность выхода из СНГ или перехода в статус ассоциированных членов Грузии.
В 1993 принят Устав СНГ, который
предусматривает сферы
обеспечение прав и свобод человека,
координация внешнеполитической деятельности,
сотрудничество в формировании общего экономического пространства, в развитии систем транспорта и связи,
охрана здоровья населения и окружающей среды,
вопросы социальной и иммиграционной политики,
борьба с организованной преступностью,
сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ.
Согласно Уставу, наряду с действительными членами в СНГ могут быть ассоциированные члены, участвующие в отдельных видах деятельности СНГ, а также могут быть государства, представленные на заседаниях совета глав государств СНГ как наблюдатели.
Органы СНГ:
Совет глав государств СНГ;
Совет глав правительств СНГ;
Совет министров иностранных дел СНГ;
Совет министров обороны СНГ;
Совет объединенных вооруженных сил СНГ;
Совет командующих пограничными войсками СНГ;
Межгосударственный
Межпарламентская ассамблея СНГ;
Экономический суд;
Статистический комитет СНГ;
Комиссия по правам человека.
В июле 2004 на заседании Совета
безопасности РФ, посвящённом политике
России в СНГ, президент Владимир
Путин признал: «Мы подошли к
определённому рубежу в развитии
СНГ. Либо мы добьёмся качественного
укрепления СНГ, создадим на его базе
реально работающую, влиятельную
в мире региональную структуру, либо
нас неизбежно ждёт „размывание“
этого геополитического пространства
и, как следствие, окончательное
падение интереса к работе в Содружестве
среди его государств-
В марте 2005, после того как
российское руководство потерпело
целый ряд ощутимых политических
провалов в отношениях с бывшими
республиками СССР (Грузия, Украина, Молдавия),
и в самый разгар кризиса власти
в Киргизии, Владимир Путин высказался
уже более категорично: «Все разочарования
— от избытка ожиданий… Если
кто-то ожидал от СНГ каких-то особых
достижений в экономике, политике или
в военной сфере, естественно, этого
не было, так как и быть не могло.
Цели программировались одни, а на
деле процесс после распада СССР
проходил по-другому…». Как выразился
Путин, СНГ создавалось для «
В связи с нарастанием
центробежных процессов в СНГ, в
последние годы неоднократно поднимался
вопрос о необходимости его
согласованная миграционная политика,
развитие единых транспортных коммуникаций,
взаимодействие в научно-
сотрудничество при борьбе с трансграничной преступностью.
Как отмечали некоторые СМИ, в 2006 году скептицизм в отношении жизнеспособности и эффективности СНГ был связан ещё и с торговыми войнами между Россией, с одной стороны, и Грузией, Молдавией, Украиной — с другой, но особенно — с резким обострением отношений между Россией и Грузией. Последние события, по мнению некоторых наблюдателей, поставили СНГ на грань выживания, поскольку российские санкции против страны, которая входит в СНГ, оказались беспрецедентными.
Кроме того, как отмечают многие обозреватели, к концу 2005 года политику России в отношении стран СНГ (и вообще постсоветских государств) стала «формировать» российская газовая монополия «Газпром», как бы заменившая собой Министерство иностранных дел. Цены на поставляемый природный газ превратились в действенный инструмент поощрения и наказания стран СНГ в зависимости от их политики в отношении России:
В июле 2005 было объявлено
о постепенном увеличении цен
на газ для прибалтийских
В сентябре 2005 было объявлено об увеличении цены на газ для Грузии в 2006 с 62,5 до 110 долл. На 2007 год «Газпром» предлагает газ Грузии уже по 235 долл.
В ноябре 2005 было объявлено
об увеличении цен для Армении
до 110 долл. (контракт на 2005 год предусматривал
поставку 1,7 млрд. куб. м по 54 долл.). Руководство
Армении — стратегического
В ноябре 2005 было объявлено об увеличении цен для Молдавии в 2006 году до 160 долл. В 2005 году «Газпром» поставлял Молдавии газ по 80 долл. за 1 тыс. куб. м. На 2007 согласовано увеличение цены российского газа уже до 170 долл.
В декабре 2005 «Газпром» и Азербайджан договорились о переходе на оплату поставок и транзита газа по рыночным ценам. В 2006 году Азербайджан получал газ «Газпрома» уже по 110 долл. за тысячу кубометров (в 2005 — по 60 долл.). В 2007 году «Газпром» хочет поставлять газ уже по 235 долл.
В декабре 2005 разгорелся конфликт в отношении цен на газ на 2006 для Украины. Россия потребовала с 1 января 2006 повысить цену с 50 долларов за 1 тыс. куб. м до 160 долларов, а затем, поскольку переговоры не привели ни к каким результатам, — до 230 долларов. Соглашение о поставках газа в 2006 году (по цене 95 долл.) было подписано лишь 4 января 2006. Верховная рада Украины, однако, использовала факт его подписания для обострения отношений с президентом Виктором Ющенко, отправив правительство Юрия Еханурова в отставку. Новому премьер-министру Виктору Януковичу удалось договориться о сохранении этой цены до конца 2006 года, что он считал своей главной политической и экономической победой.
Белоруссия в этом отношении,
можно считать, занимает привилегированное
положение. В марте 2005 было объявлено
о повышении тарифов на газ
для Белоруссии, однако уже 4 апреля
Владимир Путин пообещал сохранить
отпускные цены на прежнем уровне,
а 19 декабря была достигнута окончательная
договоренность о поставке в Белоруссию
в 2006 году 21 млрд. куб. м газа по 46,68 долл.
США за 1 тыс. куб. м (то есть цена осталась
неизменной с прошлых лет). Сразу
же после президентских выборов
в Белоруссии вновь объявил о
намерении повысить цену на газ. После
длительного выяснения
После того как Россия перешла
на рыночные цены на газ, поставляемый
партнёрам по СНГ, Содружество лишилось
главного объединяющего фактора
— низких цен на газ и нефть.
Одновременно на протяжении всего 2006 года
российское руководство предпринимало
усилия по формированию на базе СНГ
некоего союза государств, связанных
системой нефте- и газопроводов и
признающих лидирующую и ключевую роль
России как монопольного поставщика
энергоресурсов в Европу со всего
постсоветского пространства. Сопредельные
государства в этой структуре
должны играть роль либо поставщиков
своего газа в российские трубопроводы
(Туркмения, Казахстан, Узбекистан), либо
транзитных стран (Украина, Белоруссия).
Залогом энергетического союза
должна была стать продажа энергетических
и энерготранспортных активов или
обмен ими. Так с Туркменией была
достигнута договорённость об экспорте
её газа через «Газпром». В Узбекистане
российские компании осваивают местные
месторождения энергоресурсов. В
Армении «Газпром» получил в
собственность магистральный