Мировые экономические отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:14, курс лекций

Описание

Мировое хозяйство представляет собой сложную, самоорганизующуюся систему, находящуюся в постоянном неравновесии. В ней отсутствуют жесткие связи и господствует постоянная изменчивость, но она стремится к равновесию. Глобальное хозяйство как самоорганизующаяся система обладает механизмом поддержания внутреннего равновесия и способностью к саморазвитию.

Работа состоит из  1 файл

ответы на госэкзамен по Мировой экономике.docx

— 145.50 Кб (Скачать документ)

Основана в г. Канберра (Австралия) по инициативе премьер-министра Австралии Б. Хоука в 1989. Первоначально  в нее вошли 12 стран - 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся государств Ассоциации государств Юго-Восточной  Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). К 1997 в АТЭС входили уже почти все основные страны тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг (1993), КНР (1993), Мексика (1994), Папуа-Новая Гвинея (1994), Тайвань (1993), Чили (1995). В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых  членов – России, Вьетнама и Перу – введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.

Цели организации:

поддержание экономического роста стран региона;

укрепление взаимной торговли;

ликвидация ограничений  на передвижение между странами товаров, услуг и капиталов согласно нормам ГАТТ/ВТО.

Хотя деятельность АТЭС развертывается на основе преимущественно неформальных механизмов, она развивается вширь  и вглубь.

АТЭС начинался со скромной программы переговоров о развитии взаимной торговли. На Осакском саммите  странами АТЭС было определено более  десятка приоритетных сфер деятельности:

торговые тарифы;

нетарифные меры регулирования  взаимной торговли;

международные услуги;

международные инвестиции;

стандартизация товаров  и услуг;

таможенные процедуры;

права интеллектуальной собственности;

конкурентная политика;

распределение государственных  заказов;

правила, касающиеся происхождения  товара;

посредничество в спорах;

мобильность бизнесменов;

внедрение результатов уругвайского раунда переговоров по торговле в  рамках ВТО;

сбор и анализ информации.

Наиболее важным направлением являются мероприятия, направленные на стимулирование взаимной торговли и  зарубежных инвестиций.

Странам АТЭС уже за первое десятилетие удалось добиться сильного снижения таможенного обложения, хотя и продолжает сохраняться их дифференциация. Параллельно снижаются и другие, нетарифные протекционистские барьеры (количественные ограничения на экспорт  и импорт, трудности в импортном  и экспортном лицензировании, экспортные субсидии и др.). В результате, например, ежегодные темпы прироста экспорта стран АТЭС составляли в 1995–2000 4,7%, в  то время как в других странах  мира – только 3,0%.

Россия заинтересована развивать  отношения с АТЭС, поскольку на них приходится около 20% российской внешней торговли и около 25% накопленных  иностранных инвестиций в РФ. Поэтому  уже в марте 1995 по распоряжению президента РФ была подана заявка на вступление в  Форум, в 1998 на Ванкуверском саммите  Россию приняли в АТЭС как полноправного  члена.

В ноябре 1998 по инициативе МИД  России был сформирован «Деловой клуб АТЭС» – неформальное объединение  представителей российских деловых  кругов, ориентированных в своей  деятельности на азиатско-тихоокеанский  регион. В него входят более 50 крупных  российских фирм и банков.

Первым важным мероприятием в России в рамках Форума АТЭС стало  прошедшее в мае 2001 в Москве заседание  ДКС, в котором приняло участие  около 100 представителей деловой элиты  стран АТЭС.

К сожалению, даже сейчас связи  большинства стран-участниц АТЭС с  Россией довольно слабы, им не хватает  информации о нашей стране и её деловых кругах. Одной из основных причин этой негативной ситуации эксперты считают недостаточную активность российских представителей в ДКС  АТЭС, их слабую взаимосвязь с российскими  государственными ведомствами и  деловыми кругами.

Шагом к активизации участия  РФ в АТЭС стала разработка государственной  концепции участия России в Форуме, которую изложил президент Российской Федерации В.В. Путин во время  очередного саммита АТЭС в Бангкоке в октябре 2003. В своем выступлении  он заявил, что «курс России на дальнейшее развитие всестороннего сотрудничества со странами АТР – это наш осознанный выбор. Он сделан в силу возрастающей взаимозависимости мира… и в  силу того, что этот регион сегодня  стал одним из самых динамично  развивающихся». На 13 саммите АТЭС в  Пусоне в ноябре 2005 было предложено считать приоритетным направлением экономического сотрудничества России со странами АТЭС совместную работу в  сфере энергетики, а в политической сфере – борьбу с терроризмом.

На саммите АТЭС в 2007 году было принято решение, что саммит АТЭС-2012 пройдет во Владивостоке.

 

Содружество Независимых  Государств (СНГ) — межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР.

СНГ основали Белоруссия, Россия и Украина. В Соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря 1991 в Минске, эти государства констатировали, что СССР в условиях глубокого  кризиса и распада прекращает своё существование, и заявили о  стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях.

21 декабря 1991 к Соглашению  присоединились Азербайджан, Армения,  Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан,  Туркмения, Узбекистан, подписавшие  совместно с Белоруссией, Россией  и Украиной в Алма-Ате Декларацию  о целях и принципах СНГ.

До ратификации парламентами действительного членства Азербайджан (до сентября 1993) и Молдавия (до апреля 1994) были ассоциированными членами  СНГ.

В октябре 1993 действительным членом СНГ стала Грузия.

В августе 2005 Туркмения вышла  из действительных членов СНГ и получила статус ассоциированного члена-наблюдателя.

Молдавия и Украина, как  и Туркмения, не ратифицировали Устав  СНГ. Это означает, что формально  они членами Содружества не являются, хотя при этом Украина остаётся государством-основателем  и участником СНГ.

В ряде структур СНГ (координационные  комитеты аппаратов президентов, по статистике, железным дорогам и др.) в качестве наблюдателя участвует  Монголия.

В настоящее время велика вероятность выхода из СНГ или  перехода в статус ассоциированных  членов Грузии.

В 1993 принят Устав СНГ, который  предусматривает сферы совместной деятельности государств:

обеспечение прав и свобод человека,

координация внешнеполитической деятельности,

сотрудничество в формировании общего экономического пространства, в развитии систем транспорта и связи,

охрана здоровья населения  и окружающей среды,

вопросы социальной и иммиграционной политики,

борьба с организованной преступностью,

сотрудничество в оборонной  политике и охране внешних границ.

Согласно Уставу, наряду с действительными членами в  СНГ могут быть ассоциированные  члены, участвующие в отдельных  видах деятельности СНГ, а также  могут быть государства, представленные на заседаниях совета глав государств СНГ как наблюдатели.

Органы СНГ:

Совет глав государств СНГ;

Совет глав правительств СНГ;

Совет министров иностранных  дел СНГ;

Совет министров обороны  СНГ;

Совет объединенных вооруженных  сил СНГ;

Совет командующих пограничными войсками СНГ;

Межгосударственный экономический  совет СНГ;

Межпарламентская ассамблея  СНГ;

Экономический суд;

Статистический комитет  СНГ;

Комиссия по правам человека.

В июле 2004 на заседании Совета безопасности РФ, посвящённом политике России в СНГ, президент Владимир Путин признал: «Мы подошли к  определённому рубежу в развитии СНГ. Либо мы добьёмся качественного  укрепления СНГ, создадим на его базе реально работающую, влиятельную  в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждёт „размывание“ этого геополитического пространства и, как следствие, окончательное  падение интереса к работе в Содружестве  среди его государств-участников».

В марте 2005, после того как  российское руководство потерпело  целый ряд ощутимых политических провалов в отношениях с бывшими  республиками СССР (Грузия, Украина, Молдавия), и в самый разгар кризиса власти в Киргизии, Владимир Путин высказался уже более категорично: «Все разочарования  — от избытка ожиданий… Если кто-то ожидал от СНГ каких-то особых достижений в экономике, политике или  в военной сфере, естественно, этого  не было, так как и быть не могло. Цели программировались одни, а на деле процесс после распада СССР проходил по-другому…». Как выразился  Путин, СНГ создавалось для «цивилизованного развода» постсоветских стран, а  всё остальное — «политическая  шелуха и болтовня». Реальными же интеграционными инструментами, по его мнению, сейчас являются такие  объединения, как ЕврАзЭс и создаваемое  Единое экономическое пространство (ЕЭП). Что же касается СНГ, то оно, по словам Путина, играет роль «весьма  полезного клуба для выявления  взглядов руководителей государств на имеющиеся проблемы гуманитарного  и экономического характера».

В связи с нарастанием  центробежных процессов в СНГ, в  последние годы неоднократно поднимался вопрос о необходимости его реформирования. В июле 2006 на неформальном саммите  глав государств Содружества президент  Казахстана Нурсултан Назарбаев  предложил свой вариант — он считает, что СНГ следует сосредоточиться  на следующих областях сотрудничества:

согласованная миграционная политика,

развитие единых транспортных коммуникаций,

взаимодействие в научно-образовательной  и культурно-гуманитарной сферах

сотрудничество при борьбе с трансграничной преступностью.

Как отмечали некоторые СМИ, в 2006 году скептицизм в отношении  жизнеспособности и эффективности  СНГ был связан ещё и с торговыми  войнами между Россией, с одной  стороны, и Грузией, Молдавией, Украиной — с другой, но особенно — с  резким обострением отношений между  Россией и Грузией. Последние  события, по мнению некоторых наблюдателей, поставили СНГ на грань выживания, поскольку российские санкции против страны, которая входит в СНГ, оказались  беспрецедентными.

Кроме того, как отмечают многие обозреватели, к концу 2005 года политику России в отношении стран  СНГ (и вообще постсоветских государств) стала «формировать» российская газовая монополия «Газпром», как  бы заменившая собой Министерство иностранных  дел. Цены на поставляемый природный  газ превратились в действенный  инструмент поощрения и наказания  стран СНГ в зависимости от их политики в отношении России:

В июле 2005 было объявлено  о постепенном увеличении цен  на газ для прибалтийских государств до общеевропейского уровня — 120—125 долл. В 2005 году цена 1 тыс. куб. м газа составляла 92-94 долл. для Латвии, 85 долл. — для  Литвы, 90 долл. — для Эстонии.

В сентябре 2005 было объявлено  об увеличении цены на газ для Грузии в 2006 с 62,5 до 110 долл. На 2007 год «Газпром»  предлагает газ Грузии уже по 235 долл.

В ноябре 2005 было объявлено  об увеличении цен для Армении  до 110 долл. (контракт на 2005 год предусматривал поставку 1,7 млрд. куб. м по 54 долл.). Руководство  Армении — стратегического союзника в России в Закавказье — высказало  опасение, что республика не сможет позволить себе покупать газ по такой  цене. Россия предложила предоставить Армении беспроцентный кредит для  компенсации возросших цен на газ. В качестве альтернативного выхода было предложено передать в собственность России один из энергоблоков Разданской ТЭС и всю газотранспортную систему республики. Несмотря на предупреждения армянской стороны, что подобные шаги могут иметь негативные последствия для армяно-российских отношений, удалось лишь добиться отсрочки повышения цен до 1 апреля 2006.

В ноябре 2005 было объявлено  об увеличении цен для Молдавии в 2006 году до 160 долл. В 2005 году «Газпром»  поставлял Молдавии газ по 80 долл. за 1 тыс. куб. м. На 2007 согласовано увеличение цены российского газа уже до 170 долл.

В декабре 2005 «Газпром» и  Азербайджан договорились о переходе на оплату поставок и транзита газа по рыночным ценам. В 2006 году Азербайджан  получал газ «Газпрома» уже по 110 долл. за тысячу кубометров (в 2005 —  по 60 долл.). В 2007 году «Газпром» хочет  поставлять газ уже по 235 долл.

В декабре 2005 разгорелся конфликт в отношении цен на газ на 2006 для Украины. Россия потребовала  с 1 января 2006 повысить цену с 50 долларов за 1 тыс. куб. м до 160 долларов, а затем, поскольку переговоры не привели  ни к каким результатам, — до 230 долларов. Соглашение о поставках  газа в 2006 году (по цене 95 долл.) было подписано  лишь 4 января 2006. Верховная рада Украины, однако, использовала факт его подписания для обострения отношений с президентом  Виктором Ющенко, отправив правительство  Юрия Еханурова в отставку. Новому премьер-министру Виктору Януковичу  удалось договориться о сохранении этой цены до конца 2006 года, что он считал своей главной политической и  экономической победой.

Белоруссия в этом отношении, можно считать, занимает привилегированное  положение. В марте 2005 было объявлено  о повышении тарифов на газ  для Белоруссии, однако уже 4 апреля Владимир Путин пообещал сохранить  отпускные цены на прежнем уровне, а 19 декабря была достигнута окончательная  договоренность о поставке в Белоруссию в 2006 году 21 млрд. куб. м газа по 46,68 долл. США за 1 тыс. куб. м (то есть цена осталась неизменной с прошлых лет). Сразу  же после президентских выборов  в Белоруссии вновь объявил о  намерении повысить цену на газ. После  длительного выяснения отношений  цена на 2007—2011 годы была установлена  на уровне 100 долл. за тысячу кубометров.

После того как Россия перешла  на рыночные цены на газ, поставляемый партнёрам по СНГ, Содружество лишилось главного объединяющего фактора  — низких цен на газ и нефть. Одновременно на протяжении всего 2006 года российское руководство предпринимало  усилия по формированию на базе СНГ  некоего союза государств, связанных  системой нефте- и газопроводов и  признающих лидирующую и ключевую роль России как монопольного поставщика энергоресурсов в Европу со всего  постсоветского пространства. Сопредельные государства в этой структуре  должны играть роль либо поставщиков  своего газа в российские трубопроводы (Туркмения, Казахстан, Узбекистан), либо транзитных стран (Украина, Белоруссия). Залогом энергетического союза  должна была стать продажа энергетических и энерготранспортных активов или  обмен ими. Так с Туркменией была достигнута договорённость об экспорте её газа через «Газпром». В Узбекистане  российские компании осваивают местные  месторождения энергоресурсов. В  Армении «Газпром» получил в  собственность магистральный газопровод из Ирана. С Молдавией достигнута договорённость о том, что «Молдовгаз», 50 % которого принадлежит «Газпрому», проведёт дополнительную эмиссию акций, которую Молдавия оплатит, внеся  в компанию газораспределительные  сети, а «Газпром» — денежные средства.

Информация о работе Мировые экономические отношения