Отчет о самооценке международного Казахско-Турецкого университета имени Х. А. Ясави

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 14:59, курсовая работа

Описание

Международный казахско-турецкий университет им. А.Ясави создан Указом Президента РК Н.А.Назарбаева за № 329 от 6 июня 1991 года, а также впослествии подписания 31 октября 1992 года в городе Анкаре соглашения между правительствами Республики Казахстан и Турецкой Республики «О создании Междунаролного казахско-турецкого университета им. Х.А.Ясави». Таким образом, МКТУ им. Х.А.Ясави функционирует на рынке образовательных услуг Казахстана с 1991 года и стал первым высшим учебным заведением тюркоязычных государств, получившим статус международного.

Содержание

Введение .................................................................................................................5
Стандарт 1. Миссия, цели и задачи ...................................................................8
Стандарт 2. Планирование и эффективность ...............................................13
Стандарт 3. Руководство и менеджмент.........................................................18
Стандарт 4. Образовательные программы....................................................22
Стандарт 5. Профессорско-преподавательский состав и эффективность
преподавания.................................................................................40
Стандарт 6. Студенты.........................................................................................56
Стандарт 7. Научно-исследовательская работа............................................75
Стандарт 8. Финансы........................................................................................104
Стандарт 9. Ресурсы: материально-технические, библиотечные
и информационные…................................................................109
Заключение ........................................................................................................116

Работа состоит из  1 файл

111.doc

— 1.35 Мб (Скачать документ)

    В целом же, анализ деятельности университета в соответствии с критериями институциональной аккредитации показал, что МКТУ им. Х.А.Ясави имеет достаточно четко сформулированную миссию, которая реализуется в соответствии с национальными приоритетами развития высшего образования в Казахстане. Миссия университета определяет предназначение вуза и стратегию его развития, роль вуза в социально-культурном, образовательном и научном контексте развития страны и региона и реализуется в рамках определенных руководством вуза приоритетов развития, на что выделяются необходимые материальные, финансовые и другие ресурсы. 

 

Стандарт 2. Планирование и эффективность 

     Планирование  деятельности МКТУ им. Х.А.Ясави исходит из того, что в современном вузе оно является функцией стратегического менеджмента. Основой стратегического планирования развития университета и его текущей деятельности являются существующие законы и нормативно-правовые документы, государственные программы развития образования в Республике Казахстан. К их числу следует отнести в первую очередь законы Республики Казахстан «Об образовании» (№ 319-III от 27 июля 2007 года), «О науке», «Об информатизации» и др., стратегические задачи развития высшего образования, содержащиеся в посланиях Президента РК народу Казахстана, в том числе - «Программа Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояние всех казахстанцев», государственные стандарты высшего образования, а также «Концепцию развития образования до 2015 года», «Программу развития образования в Республике Казахстан до 2020 года», постановления и другие нормативные докменты МОН РК, а также программные документы международных организаций, таких, как Установочные документ ЮНЕСКО по образованию «Реформа и развитие высшего образования» (1995 г.) «Высшее  образование в глобализованном обществе» (2004 г.), ратифицированные Казахстаном международные конвенции и соглашения в сфере высшего образования и др.

     Второй основной составляющей стратегического планирования в МКТУ им. Х.А.Ясави является изучение, адаптация и использование современных образовательных механизмов, характерных для университетов высокоразвитых стран мира. При этом реализация стратегических планов осуществляется в целом на основе эффективного использования собственных материальных, финансовых и кадровых ресурсов.

     Основные  усилия университета за истекший период были акцентированы на: переход на многоуровневую систему образования (бакалавриат-магистратура-PhD), внедрение дистанционно-кредитной технологии обучения, что привело к увеличению контингента студентов по дистанционной форме обучения, построение современной инфраструктуры, повышение остепененности профессорско-преподавательского состава, укрепление материально-технической базы, создание качественного учебно-методического обеспечения, закрепление за университетом имиджа инновационного университета, способного реализовывать инновационную деятельность, проводить научные исследования, внедрять интегрированные образовательные учебные программы.

     Для разработки стратегического плана  развития Президентом университета была создана рабочая группа под  руководством Первого вице-президента проф. Махира Накипа. На первом этапе с учетом мнении коллектива сформулированы Миссия, видение университета и основные ценности, необходимые для их реализации.

     На  втором этапе проведен ситуационный анализ деятельности университета за последние 5 лет. Проведен детальный анализ контингента студентов, кадровых ресурсов, материально-технической оснащенности, источников финансирования, научных и учебных процессов, международных связей и вклада в развитие региона. В целом же, при подведении итогов реализации индикативного плана за период с 2004 по 2008 годы, можно констатировать, что ключевые задачи, поставленные руководством, были достигнуты, хотя при реализации плана возникли определенные сложности.

     На  следующем этапе были проведены  SWOT анализы во всех подразделениях университета, результаты которых легли в основу обобщенного SWOT анализа МКТУ им.Х.А.Ясави для оценки конкурентных позиций на рынке образовательных услуг (см. табл. 2.1). 

Таблица 2.1 – Результаты обобщенного SWOT анализа деятельности подразделений МКТУ им.Х.А.Ясави для оценки конкурентных позиций на рынке образовательных услуг (сильные и слабые стороны)

Потенциально  позитивные внутренние факторы (S-сильные  стороны) Потенциально негативные факторы

(W-слабые  стороны)

  • общее управление университетом осуществляет Полномочный совет, имеющий полномочия от правительств двух государств;
  • возможность использования ресурсов и достижений в области науки, техники и культуры двух государств;
  • многопрофильность направлений подготовки специалистов;
  • город Туркестан является духовным центром тюркоязычных народностей;
  • наличие при университете клинико-диагностического центра;
  • наличие необходимой инфраструк-туры и материально-технической базы;
  • в соответствии с регламентом Полномочного Совета университет имеет возможность обучения студентов из многих стран Азии и Европы;
  • многоязычность обучения;
  • наличие сертификата ИСО 9001-2008;
  • установление содружества с казах-станскими и зарубежными вузами;
  • возможность обучения в Турции по программам магистратуры и PhD;
  • возможность дистанционного обучения как в Турции, так и в Казахстане;
  • наличие центра специализированного обучения.
  • недостаточное количество докторов наук в профессорско-преподавательском составе;
  • недостаточное количество преподавателей, профессоров из других стран;
  • высокая доля студентов, обучающихся по заочной форме обучения;
  • низкая доля студентов с высоким баллом по результатам ЕНТ;
  • недостаточная автоматизация процессов управления и сбора информации;
  • частое изменение и переименование структурных подразделений университета;
  • диспропорция между количеством профессорско-преводавательского состава и административно-хозяйственного персонала;
  • разбросанность учебных корпусов университета;
  • недостаточная эффективность обучения иностранными языками;
  • на некоторых специальностях недостаточный контингент студентов;
  • недостаточный контроль над трудоустройством выпускников;
  • необходимость признания международного статуса университета парламентом РК;
  • индивидуальные трудовые соглашения с профессорско-преподавательским составом составляется на 1 год.
   

     По  результатам обобщенного SWOT анализа  МКТУ им.Х.А.Ясави для оценки конкурентных позиций на рынке образовательных  услуг также отмечены в качестве потенциально позитивных внешних факторов (Q -благоприятные возможности) и потенциально негативных факторов (Т-угрозы) отмечены: 

Таблица 2.2 - Результаты обобщенного SWOT анализа деятельности подразделений МКТУ им.Х.А.Ясави для оценки конкурентных позиций на рынке образовательных услуг (благоприятные возможности и угрозы)

Потенциально  позитивные внешние факторы (Q-благоприятные возможности) Потенциально негативные факторы

(Т-угрозы)

  • исторический и культурный потенциал г.Туркестан;
  • имя Ахмета Ясауи является символом тюркоязычных народов;
  • потенциал развития туризма в г.Туркестан;
  • богатство природных ресурсов Казахстана;
  • плотное население на юге Казахстана;
  • интенсивный рост экономики Казахстана.
  • низкий  доход населения региона;
  • отдаленность г.Туркестана от крупных городов, трудности приезда и отъезда;
  • недостаточность промышленных предприятий в регионе;
  • нежелание квалифицированных специалистов и студентов с хорошими показателями знания приезжать в г.Туркестан из-за неразвитости инфраструктуры города.
   
 

     На  завершающем этапе работы рабочая  группа на основе ситуационного анализа  и SWOT анализа, а также, учитывая предложения руководителей структурных подразделений университета и внешних заинтересованных сторон, определила стратегические цели и индикативные показатели университета.

     Стратегические  цели сформулированы по следующим направлениям (см. рис. 2.1):

  1. Повышение качества образования.
  2. Повышение количественных и качественных показателей научно-исследовательских работ.
  3. Развитие и укрепление материально-технической базы университета.
  4. Совершенствование кадровых ресурсов.
  5. Совершенствование и оптимизация управления университетом.

     В целом же, все стратегические цели детализированы В Стратегическом плане развития МКТУ им. Х.А.Ясави с учетом ответственных за выполнение, индикативных показателей и сроков реализации, например, стратегические цели по совершенствованию качества образования детализированы в двадцати пятти пунктах с указанием индикативного показателя, ответственных за выполнение и сроком реализации.  
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2.1 – Основные направления  реализации стратегических целей в МКТУ им. Х.А.Ясави 

     Основные  из пунктов реализации детализированных стратегических целей в Стратегическом плане развития МКТУ им. Х.А.Ясави на 2009-2013 годы:

  • все образовательные программы привести в соответствие ECTS (срок выполнения 1 год);
  • до 2013 года снизить долю студентов на одного преподавателя c 12 до 8 человек;
  • снизить нагрузку преподавателей до 12-18 часов в неделю в зависимости от специальностей (срок выполнения 2 года);
  • до 2013 года ежегодно повысить долю преподавателей с учеными степенями на 5%;
  • до 2013 года довести обеспеченность компьютерной техникой: 1 компьютер на 5 студентов, 1 компьютер на 2 преподавателя и 1 компьютер на 1 профессора;
  • до 2013 года провести международную специализированную аккредитацию по нескольким образовательным программам и т.д.

    Учитывая  ошибки подготовки предыдущих стратетических планов: низкая вовлеченность персонала и студентов в разработку, слабая увязка его с текущими планами подразделения и низкая осведомленность ППС о структуре, методах и инструментах стратегического планирования на всех этапах подготовки проекта нового Стратегического плана, проведены обучающие семинары с привлечением специалистов из Турции и обсуждения отдельных этапов на заседаниях рабочей группы, ректората и Сената университета. Итоги проделанной работы подведены 5 ноября 2009 года на заседании Полномочного Совета университета утверждением стратегического плана развития МКТУ им.Х.А.Ясави на 2009-2013 гг. Разработана и внедрена автоматизированная программа для поэтапного контроля выполнения Стратегического плана и измерения вклада каждого подразделения и отдельных сотрудников.

    Для более четкого контроля показателей  качества каждое структурное подразделение  составляют на учебный год цели по качеству и план мероприятий по их выполнению. Ход и итоги выполнения всех видов плана работы подразделений МКТУ им. Х.А.Ясави регулярно обсуждаются на заседаниях соответствующих коллегиальных органов университета и при необходимости проводятся корректирующие и предупреждающие действия. Проведение этих мероприятий регламентируются и контролируются следующими процедурами системы менеджмента качества: «Анализ со стороны руководства», «Предупреждающие и корректирующие действия», «Внутренний аудит».

    На  основе Стратегического плана разработаны  рабочие планы, включающие в себя цели и задачи структурных подразделений как по направлениям деятельности, так и по специальностям. Рабочие планы существуют на уровне кафедр, факультетов и других структурных подразделений университета и ориентированы на выполнение всех задач, обусловленных стратегическим планом. На каждой кафедре преподаватели имеют свои индивидуальные планы работы на учебный год.

    Таким обрназом, существующая в МКТУ им. Х.А.Ясави  система планирования и контроля результатов выполнения планов обеспечивает достаточно высокую эффективность учебной, научной и в целом всей деятельности университета. 

 

Стандарт 3. Руководство и менеджмент 

     МКТУ  им.Х.А.Ясави осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства Республики Казахстан и договора между Республикой Казахстан и Турецкой Республикой «О принципе деятельности МКТУ им.Х.А.Ясави» от 22.10.2009 г., а также нормативными документами МОН РК, уставом университета и внутренних нормативных документов (регламентов, правил, положений, инструкции и др.). Функционирующая структурная схема управления университетом, перечень структуных подразделений вуза и сведения о составе ректората приведены в Приложениях №№ 3.3, 3.4 и 3.5.

     Высшим  органом управления университетом  является межправительственный Полномочный  совет, состоящий из 10 членов-представителей Республики Казахстан и Турецкой Республики. Согласно уставу университета, 5 членов Полномочного совета назначаются Правительством Турецкой Республики из числа высокопоставленных государственных служащих. Президентом Турецкой Республики один из них назначается председателем Полномочного совета. Заместитель Полномочного совета - Президент (ректор) университета и остальные 4 члена Полномочного совета назначаются Правительством Республики Казахстан из числа высокопоставленных государственных служащих. Действующий состав Полномочного совета представлен в табл. 3.1. 

Таблица 3.1 - Состав Полномочного совета

Фамилия, имя, отчество Должность в совете Дата  назначения Основная  должность
Осман Хората Председатель 08.03.2008 г Председатель  культурного центра им. Ататюрка (ТР)
Мустафа Исен член 04.04.2003 г Советник министерства культуры ТР
Мухитдин  Шимшен член 26.02.2008 г Член коллегии аудиторов Совета по высшему образованию  ТР
Нажы  Агбал член 26.02.2008 г Министерство  финансов, генеральный директор по бюджету и финансовому контролю ТР
Ханан Фидан член 26.02.2008 г Помощник советника  Премьер-министра ТР
Л.Ташимов Заместитель председателя 28.01.2008 г Президент (ректор) МКТУ им.Х.А.Ясави РК
Ж.Туймебаев член 07.06.2007 г Министр образования  и науки РК
А.Даденова член 28.05.2004 г Министерство  экономики и бюджетного планирования РК, начальник отдела планирования затрат на социальные сферы
С.Пралиев член 11.06.2003 г Ректор КазНПУ им.Абая РК
М.Турысбеков член 02.04.2006 г Министерство  финасов РК, заместитель председателя комитета госимуществ по ЮКО

Информация о работе Отчет о самооценке международного Казахско-Турецкого университета имени Х. А. Ясави