Отчет о самооценке международного Казахско-Турецкого университета имени Х. А. Ясави

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 14:59, курсовая работа

Описание

Международный казахско-турецкий университет им. А.Ясави создан Указом Президента РК Н.А.Назарбаева за № 329 от 6 июня 1991 года, а также впослествии подписания 31 октября 1992 года в городе Анкаре соглашения между правительствами Республики Казахстан и Турецкой Республики «О создании Междунаролного казахско-турецкого университета им. Х.А.Ясави». Таким образом, МКТУ им. Х.А.Ясави функционирует на рынке образовательных услуг Казахстана с 1991 года и стал первым высшим учебным заведением тюркоязычных государств, получившим статус международного.

Содержание

Введение .................................................................................................................5
Стандарт 1. Миссия, цели и задачи ...................................................................8
Стандарт 2. Планирование и эффективность ...............................................13
Стандарт 3. Руководство и менеджмент.........................................................18
Стандарт 4. Образовательные программы....................................................22
Стандарт 5. Профессорско-преподавательский состав и эффективность
преподавания.................................................................................40
Стандарт 6. Студенты.........................................................................................56
Стандарт 7. Научно-исследовательская работа............................................75
Стандарт 8. Финансы........................................................................................104
Стандарт 9. Ресурсы: материально-технические, библиотечные
и информационные…................................................................109
Заключение ........................................................................................................116

Работа состоит из  1 файл

111.doc

— 1.35 Мб (Скачать документ)

    Изменения в учебных программах элективных дисциплин производятся через процедуру  актуализации или переутверждения  УМК дисциплин (в случае значительных изменений). Ответственными за анализ необходимости изменения и корректировки образовательных программ и учебных программ дисциплин являются заведующие выпускающими кафедрами.

    Результаты  последовательного изучения эффективности элективных курсов позволяют судить об устойчивой положительной динамике в усвоении разработанного содержания программы, ориентированного на формирования профессиональных компетенций студентов различных специальностей вуза. Обработанные данные свидетельствуют, что выбранные содержание, формы и методы изучения предлагаемого курса способствуют успешному формированию компетенций, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности выпускников.

    Структура и содержание доступного для студентов каталога элективных дисциплин по всем специальностям бакалавриата, магистратуры и докторантуры в университете максимально учитывают будущие профессиональные интересы студентов, дают им широкие возможности составления собственной траектории обучения с учетом индивидуальных и профессиональных потребностей.

    С целью учета интересов работодателей  при разработке образовательных  программ в формировании КЭДов активное участие принимают потенциальные работодатели, практические работники, руководители баз практик (проведение круглых столов с частно-государственными  структурами, c заключением меморандумов о сотрудничестве; приглашение практических работников на учебно-методические семинары и заседания кафедр, где обсуждаются каталоги элективных дисциплин, по результатам которых в структуре каталогов элективных дисциплин предусмотрено более 120-ти новых дисциплин; рецензирование и экспертиза каталогов элективных дисциплин и учебных программ  элективных дисциплин; проведение анкетирования руководителей баз практик и практических работников на предмет формирования профессиональных компетенций и включение по его результатам в структуру каталога (см. Приложение № 4.8).

      Согласно  требованиям кредитной системы  обучения в учебном процессе увеличилась доля самостоятельной работы (в рамках СРС и СРСП), введена балльно-рейтинговая система оценки знаний. В университете созданы условия для формирования студентами индивидуальной траектории обучения, функционирует институт эдвайзеров, отдел регистрации, осуществляется регистрация студентов на элективные дисциплины, составляются и корректируются индивидуальные учебные планы. Оптимизирована система контроля знаний студентов – используется многобалльная буквенная шкала с широким диапазоном оценки знаний, введены три этапа контроля – текущий, рубежный и итоговый, и процедура апелляции. С 2009-2010 учебного года начат поэтапный переход на централизированное компьютерно-матричное тестирование в режиме он-лайн, полностью исключающее участие ППС в процессе проведения экзаменов. Все пересдачи неудовлетворительных оценок упразднены, для ликвидации академических задолженностей ежегодно организуется летний семестр. 

        Отдел регистрации является службой поддержки студентов, поэтому его деятельность направлена на защиту их интересов в области организации учебного процесса. С этой целью, а также для выявления проблем студентов, связанных с обучением по кредитной системе, отделом регистрации совместно с учебно-методическим управлением и с участием с турецких специалистов было проведено социологическое исследование среди студентов всех курсов на предмет их удовлетворенности уровнем и качеством преподавания, организации учебного процесса, процедурой проведения контроля знаний и т.д. Например, анализ данных социологического исследования показывает, что уровень удовлетворенности студентов качеством преподавания в университете составляет 94 % (см. рис. 4.3). 

  

Рисунок 4.3 - Уровень удовлетворенности студентов качеством преподавания в университете 

    Особое  внимание в социологическом обследовании уделялось также уровню удовлетворенности  студентов профессиональной компетентностью  профессорско-преподавательского состава университета, борьбе с проявлениями коррупции, уровню обеспеченности необходимыми учебно-методическими материалами, использованию интерактивных методов обучения и новизне презентации нового материала, уровню преподавания казахского, турецкого, английского, русского языков и др.

    По  результатам опроса проводится комплексная работа по устранению недостатков. Например, основная часть экзаменов проводится с использованием компьютерных технологий без участия преподавателей с выставлением оценок в режиме реального времени,  продолжительность экзамена была увеличена до 3 часов, для достижения объективности преподавателей практикуется процедура апелляции, за корректность экзаменационных вопросов кафедры несут полную ответственность.

    Эта работа будет продолжена, причем акцент будет сделан на информационную поддержку студентов, разъяснение процедуры апелляции. Как показало исследование, 40 % студентов не знают, что это такое, и представляют апелляцию как возможность повышения рейтинга и пересдачи экзамена. Это лишает их возможности апелляции в истинном значении этого слова, как процедуры опротестования несправедливой, необъективной оценки.

    Как показала прошлогодняя практика, студенты испытывают трудности при подсчете переводного балла GPA, а процесс подсчета для студентов не прозрачен. Чтобы облегчить студентам процесс управления своим обучения была разработана и передана в деканаты программа автоматического расчета GPA для студентов. Ежегодно отдел регистрации проводит консультации студентов первого курса по функционированию кредитной системы, на которых разъясняются вопросы организации итогового контроля, летнего семестра, подсчета GPA.

    Одним из условий эффективного внедрения  кредитной технологии обучения является применение инновационных методов  обучения. Пути совершенствования имеющейся  базы инновационных методик и  средств обучения систематически рассматриваются на заседаниях Учебно-методического совета. Опыт внедрения наиболее актуальных и эффективных методик становится объектом обмена между преподавателями посредством проведения показательных и открытых занятий и фиксируется в журналах взаимопосещений преподавателей.

    Разработка  и внедрение инновационных методов  обучения планируется каждой кафедрой в отдельности и фиксируется  в годовом плане кафедры. Так, по данные, представленные на рис. 4.4 демонстируют, что, несмотря на то, что количество применяемых  активных и технических средств обучения возрастает из года в год, темпы роста успеваемости растут медленее. Так, в 2006-2007 учебном году, вообще наблюдалось снижение на 5%, однако это могло быть объяснено тем, что в 2004-2005 учебном году началось внедрение кредитной технологии обучения. В связи с этим некоторые процедуры, в том числе контроля и оценки знаний студентов были не достаточно отработаны и формализованы, поэтому с ужесточением требований, как к студентам, так и к преподавателям при выставлении оценок привело, на наш взгляд, к некоторому снижению успеваемости.  

    Рисунок 4.4 – Взаимосвязь инновационных методов преподавания и успеваемости студентов за 2005-2010 гг. 

    Немаловажным  аспектом повышения качества образования  является постоянный обмен опытом преподавания (открытые и показательные занятия, взаимопосщения, контрольные посещения). С целью самооценки преподавателей в МКТУ функционирует механизм взаимопосещения занятий, динамика которых приведена на рисунке 4.5.  

 

Рисунок 4.5 – количество взаимопосещений преподавателей за период с 2004 по 2010 год

    Как показывают приведенные данные, количество взаимопосещений за последние 5 лет увеличилось более чем на 5000 занятий. Записи результатов взаимопосещений отражаются в специальном журнале «Журнал взаимопосещений», который хранится на каждой кафедре.

    Вместе  с тем в университете разработана  методика оценки качества обучения на каждом уровне и этапе, в которой  отражены права и обязанности  каждого из субъектов контроля качества. Качество обучения зависит и от соотношения аудиторной и самостоятельной работы студентов, а также трудоемкости по обязательным дисциплинам, которая установлена ГОСО соответствующих специальностей. Структура аудиторных занятий (лекции – семинарские занятия) утверждается для каждой дисциплины Учебно-методическим советом вуза. Трудоемкость дисциплин компонента по выбору определяется кафедрой в рамках общего объема кредитов на элективный компонент и фиксируется в РУПах.

    С целью информирования студентов  трудоемкость и структура учебной деятельности студента по дисциплине проставляется на титульном листе силлабуса каждой дисциплины. В каждом семестре студент осваивает, как правило, 18-21 кредит, изучая 8-12 дисциплин. Необходимость оптимального их соотношения учитывается при составлении расписания занятий и экзаменов. Для обеспечения условий по оптимизации трудоемкости учебной деятельности в университете функционирует несколько библиотек, читальных залов, компьютерные классы с доступом в Интернет, компьютерный центр и другие элементы вузовской инфраструктуры.

    Организация самостоятельной работы студентов  осуществляется на основании «Методических  рекомендаций по планированию и организации  СРС в условиях кредитной системы  обучения» (МКТУ, 2004).  Преподаватели планируют СРС в рабочих программах, составляют графики СРС, разрабатывают систему заданий, тематику рефератов, тесты, ситуационные задачи. Методические указания, силлабусы предоставляются студентам до начала учебного процесса.

    Организация СРС осуществляется в соответствии с образовательными программами специальностей, в том числе рабочими программами, материалами для самостоятельного изучения разделов дисциплины. Общее  описание СРС с указанием тем, заданий, форм проведения, объема часов содержится в силлабусе по дисциплине. Внеаудиторная форма СРС предполагает самостоятельное освоение учебного материала в условиях библиотеки, компьютерного класса, лингафонного кабинета, медиатеки, спецлаборатии и т.д. Контроль качества СРС осуществляет кафедра, которая утвреждает объем, содержание и формы отчестности СРС; определяет трудоемкость, последовательность и сроки выполнения СРС; рассматривает отчеты студентов и ППС о результатах СРС. По всем специальностям бакалавриата, магистратуры и докторантуры спецкафедры готовят комплекс учебно-методических материалов на бумажных и электронных носителях.

    Все специальности в достаточной  мере обеспечены всей необходимой учебно-методической и вспомогательной литературой, для чего активно используются современные  виды и формы интерактивного обучения: медиатека, интернет, видео- и аудио материалы, электронные учебники и т.д. (см. рис. 4.6).

 

Рисунок 4.6 - Уровень удовлетворенности студентов современными видами и формами интерактивного обучения 

     Согласно  требованиям кредитной системы  обучения в учебном процессе  высока доля самостоятельной работы студентов (в рамках СРС и СРСП). Введена балльно-рейтинговая система оценки знаний, в университете созданы условия для формирования студентами индивидуальной траектории обучения, функционирует институт эдвайзеров, осуществляется регистрация студентов на элективные дисциплины, составляются и корректируются индивидуальные учебные планы. Оптимизирована система контроля знаний студентов, в том числе, по СРС и СРСП – используется многобалльная буквенная шкала с широким диапазоном оценки знаний, введены три этапа контроля – текущий, рубежный и итоговый, и процедура апелляции, что предусмотрено «Методической инструкцией по организации и проведению контроля знаний студентов. Очная и заочная форма обучения. Бакалавриат» (МКТУ, 2007). Все пересдачи неудовлетворительных оценок упразднены, для ликвидации академических задолженностей ежегодно организуется летний семестр.        

    Весь  объем СРС подтвержден заданиями, отраженными в УМК дисциплин. Каждый студент обеспечен методическими указаниями по подготовке к занятиям. Организация самостоятельной работы обучающегося осуществляется как в библиотеке университета, так и в специально оборудованных для этих целей аудиториях, Интернет – классах. Контроль СРСП и СРС осуществляется в форме приема  коллоквиума, защиты индивидуальных заданий, написание рефератов, составление кроссвордов, мини-тестов, письменных контрольных работ, компьютерного тестирования.

     Удовлетворенность студентов работой библиотек  и интернет-классов достаточно высока (см. рис. 4.7), что свидетельствует об эффективности предпринимаемых усилий со стороны ректората, деканатов и кафедр по повышению значения такой формы обучения, как самостоятельная работа студентов.

Рисунок 4.7 -Уровень удовлетворенности студентов работой библиотек и интернет-классов 

    В целом же, совершенствование профессов получения образования в МКТУ им. Х.А.Ясави нацелено на подготовку высококвалифицированных профессионалов, что предусматривает формирование широко образованных творческих личностей. Образовательные программы по специальностям вуза постоянно уточняются и совершенствуются в соответствии с высоким темпом развития наук. Все больше фундаментальные исследования ориентируются на конкретные прикладные цели. Изменения в разработанные образовательные программы вносятся по мере необходимости, в зависимости от требований законодательства Республики Казахстан в области высшего образования, современных потребностей рынка труда и др.

     За  последние пять лет образовательной деятельностив университете были пересмотрены образовательные программы по всем специальностям, что было связано с введением новых Государственных общеобязательных стандартов образования Республики Казахстан. Кроме того, в 2010 году в университете была впервые в стране разработана новая образовательная программа бакалавриата по специальности «Теология» и получена соответствующая лицензия МОН РК.

     В университете действует механизм внутренней оценки качества и экспертизы образовательных программ, обеспечивающих контроль  выполнения учебного плана и поставленных задач, а также обратную связь для их совершенствования. Это выражается в оценке качества образовательных программ со стороны самих студентов в процессе проведения  анонимного анкетирования «Преподаватель глазами студентов», комплексной проверки остаточных знаний после зимней и летней сессий, которые в совокупности дают наглядную картину качества преподавания и выполнения учебного плана.

Информация о работе Отчет о самооценке международного Казахско-Турецкого университета имени Х. А. Ясави