Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:28, курсовая работа
Рабочая сила – это способность к труду, совокупность физических и духовных сил, которыми обладает живой организм и использует в производстве. Наиболее убедительной является точка зрения тех экономистов, которые рассматривают рабочую силу как действующие (функционирующие) ресурсы труда. А трудовые ресурсы (трудовой потенциал) как совокупность ресурсов труда общества, коллектива, их потенциальную способность к труду.
1.Теоретические основы анализа исследования рынка труда. 3
1.1 Трудовые ресурсы и их классификация. 3
1.2 Рынок труда: механизм действия, спрос и предложение на
рабочую силу. 4
1.3 Безработица: причины возникновения, сущность и виды. 7
1.4 Занятость и ее формы. 5
2. Особенности функционирования российского рынка труда. 11
2.1 Оценка законодательных норм, действующих при найме
рабочих, и их реальное положение. 11
2.2 Увольнение по закону и реальное положение. 13
2.3 Распределение рабочей силы. 15
2.4 Вопросы оплаты труда. Тарифное регулирование и
самостоятельность предприятий. 16
2.5 Зависимость между изменением уровня заработной платы и
безработицей. 17
2.6 Рабочее время: устаревшие нормы, провоцирующие
нарушения законодательства. 19
3. Пути снижения безработицы и обеспечение занятости. 20
3.1 Закон о занятости населения 20
3.2 Предложения по реформированию закона 23
3.3 Устройство службы занятости РФ и других стран 27
3.4 Временная занятость 31
Список использованной литературы 36
Исследования показали, что вновь создаваемые предприятия и те, что имеют устойчивое финансово положение, проводят активную политику занятости, тогда как на давно существующих предприятиях, находящихся в крайне тяжелом финансовом положении, она пущена на самотек. Такие предприятия не в состоянии конкурировать по уровню зарплаты с соседями и принимают на работу чуть ли не всех подряд в надежде, что часть вновь принятых уволится не сразу, а проработает месяц – другой; кроме того, они избегают нанимать молодежь, что согласно законодательству предполагает дополнительные затраты на обучение, и предпочитают привлекать дешевую рабочую силу, в частности работников предпенсионного возраста.
Успешно действующие предприятия,
напротив, обычно прибегают к найму,
основанному на принципах отбора;
чаще всего заключают трудовые договоры
на ограниченный срок с тем, чтобы
обеспечить достаточную свободу
маневра в ситуации нестабильности
спроса; допускают установление испытательного
срока. Кроме того в последнее
время на российском рынке труда
широкое распространение
На нашем рынке труда
наблюдается также избыток
Если обратиться конкретно
к цифрам опроса, то мы увидим как
обстоят дела с наймом работников.
Только 30% обследованных предприятий
сообщили , что у них не возникало
проблем с наймом персонала. А
остальные признаются в их существовании
и выражают обеспокоенность по поводу
способностей центров занятости
помочь им в их решении. Не удовлетворяет
их и качество подготовки кадров в
профессионально-технических
Предприятия, испытывая финансовые
затруднения, не в состоянии привлечь
работников нужной квалификации. Они
вынуждены нанимать вышедших на пенсию
рабочих или увеличивать
Работодатели предпочитают
не нанимать женщин, молодых работников,
выпускников ВУЗов, поскольку те
обладают дополнительными льготами
в области занятости. Нередко
в объявлениях о вакансиях
точно указывается возраст
В общем, в самих способах поиска, набора и найма работников пока трудно выделить какие-то приоритетные тенденции. Можно только сказать, что на российском рынке труда найм ведется по “произвольно меняющейся методике”: в одних случаях пользуются старыми формальными и неформальными каналами, в других – прибегают к новым, т.е. обращаются в центры занятости, кадровые агентства, размещают объявления в специальных изданиях и т.д.
2.2 Увольнение по закону и реальное положение.
Действующие законодательные нормы содержат серьезные препятствия для увольнения работников, администрация вправе разорвать трудовой договор только по следующим основаниям:
ликвидация предприятия и сокращение штата сотрудников;
несоответствие работника занимаемой должности;
систематическое неисполнение работником обязанностей;
прогул (в том числе, отсутствие на рабочем месте более 3-х часов в течение рабочего дня без уважительной причины);
возвращение на прежнее место лиц, ранее выполнявших эту работу;
появление на работе в нетрезвом виде, в состоянии наркотического или токсического опьянения;
совершение хищения
Причем наличие вышеуказанных оснований для увольнения
должно быть подтверждено
документально. А о предстоящем
массовом высвобождении работники
должны предупреждаться персонально
под расписку не менее, чем за 2 месяца.
Соответствующая информация должна
заблаговременно
Профсоюзы могут инициировать обсуждение с работодателями и соответствующими органами исполнительной власти перспектив трудоустройства высвобождаемых работников, порядка предоставления им социальных гарантий и источников финансирования мероприятий на срок до 6 месяцев. Длительность этого срока определяется положением в сфере занятости в данном регионе, а расходы финансируются из местного бюджета.
В случае, если государственное или муниципальное предприятие находится в процессе приватизации, запрещается сокращать более 10% персонала в течение 6 месяцев до даты приватизации. При продаже государственного предприятия по конкурсу в его условиях может оговариваться соблюдение ряда социальных требований. Например, сохранение определенного числа рабочих мест, организация подготовки, повышения квалификации кадров и т.д. В случае банкротства органы исполнительной власти могут потребовать выкупа предприятия на основе тендера с соблюдением таких условий, как сохранение не менее 70% рабочих мест, обеспечение переподготовки кадров и трудоустройство персонала в случае перепрофилирования предприятия.
Женщины, молодежь и инвалиды
имеют дополнительные гарантии. Так,
администрация не вправе увольнять
беременную женщину, женщину, имеющую
ребенка в возрасте до 3 лет; одинокую
мать, имеющую ребенка до 14 лет, за
исключением случаев ликвидации
предприятия, когда увольнение допускается,
но с обязательным предоставлением
работы. То есть администрация обязана
трудоустроить вышеуказанных
В случае сокращения численности или штата работнику полагается выходное пособие в размере месячного среднего заработка; на период трудоустройства за ним сохраняется заработная плата в течение 2-3 месяцев при условии, что он не позднее, чем через 2 недели после увольнения зарегистрировался в качестве безработного в органах занятости.
В случае увольнения по собственному
желанию лица, работающего по бессрочного
трудовому договору, оно обязано
предупредить об этом администрацию
письменно за 2 недели и до истечения
этого срока администрация
Жесткие законодательные
нормы, регулирующие увольнение работников,
вынуждают работодателей
Стратегия и тактика работодателей
с этом вопросе столь же проста,
сколько некорректна и груба:
поскольку официальное
Готовность работника согласиться с увольнением по собственному желанию нередко объясняется также боязнью в случае отказа получить “плохую” запись в трудовой книжке и уверенностью в том, что если работодатель захочет, то всегда найдет для этого повод.
Очевидно, именно поэтому, повсеместно на российском рынке труда наблюдается чрезмерно высокая доля увольнений по собственному желанию по сравнению с увольнением по инициативе работодателя. Результаты нашего исследования показывают следующую градацию увольнений: по собственному желанию – 72%, по сокращению штатов – 13%, в связи с выходом на пенсию – 10%, за нарушение трудовой дисциплины – 5%.
Среди причин увольнения по
собственному желанию на первом месте
неудовлетворенность уровнем
Данные опросов
Финансово устойчивые предприятия
могут позволить себе платить
высокую зарплату и содержать
объекты социальной инфраструктуры,
контролируя процесс
2.3 Распределение рабочей силы.
Законодательство, относящееся к распределению рабочей силы, носит достаточно общий характер. Речь идет о требованиях к квалификации при замещении вакансий и переводе на другую работу на том же предприятии в случае производственной необходимости. Особые нормы регулируют труд беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 1,5 лет (предоставлением более легкой работы без сокращения заработной платы).
Существующее трудовое законодательство
и коллективные договоры предоставляют
руководителям предприятий
На основе полученных в
ходе опроса данных можно сделать
вывод об относительно незначительных
масштабах перемещения рабочей
силы между различными подразделениями
предприятий и сравнительно высокой
мобильности кадров внутри одного и
того же подразделения. Обследование предприятий
Кемеровской области показало, что
70-95% работников никогда не переводились
из цеха в цех. Столь высокий показатель
в данном случае объясняется, видимо
тем, что определенная профессиональная
специализация в рамках крупного
производства (например, в металлургии),
создает технологические “
Как показывают исследования предприятий, людям нередко поручают работу, требующую для ее выполнения более низкой квалификации, чем имеющаяся у них. Это относится прежде всего к лицам пенсионного возраста, особенно к женщинам. В данном случае речь идет о серьезном нарушении законодательства. Так на заводе “Шар” около 40-60% тех, кто подлежал увольнению по сокращению штатов, оставили на предприятии, однако перевели на более низшие должности. Люди вынуждены были смириться с этим, чтобы не потерять работу.
На заводе “Металлург” (Кемерово) в результате реструктуризации производства, значительная часть работ, не требующих высокой профессиональной подготовки, выполнялась квалифицированными специалистами. По каждой операции число занятых рабочих сведено к минимально возможному с технологической точки зрения. По всей вероятности, это вызовет сложности даже при самом небольшом увеличении использования мощностей.
Информация о работе Безработица как социально-экономическое явление: механизм и последствия