Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:28, курсовая работа
Рабочая сила – это способность к труду, совокупность физических и духовных сил, которыми обладает живой организм и использует в производстве. Наиболее убедительной является точка зрения тех экономистов, которые рассматривают рабочую силу как действующие (функционирующие) ресурсы труда. А трудовые ресурсы (трудовой потенциал) как совокупность ресурсов труда общества, коллектива, их потенциальную способность к труду.
1.Теоретические основы анализа исследования рынка труда. 3
1.1 Трудовые ресурсы и их классификация. 3
1.2 Рынок труда: механизм действия, спрос и предложение на
рабочую силу. 4
1.3 Безработица: причины возникновения, сущность и виды. 7
1.4 Занятость и ее формы. 5
2. Особенности функционирования российского рынка труда. 11
2.1 Оценка законодательных норм, действующих при найме
рабочих, и их реальное положение. 11
2.2 Увольнение по закону и реальное положение. 13
2.3 Распределение рабочей силы. 15
2.4 Вопросы оплаты труда. Тарифное регулирование и
самостоятельность предприятий. 16
2.5 Зависимость между изменением уровня заработной платы и
безработицей. 17
2.6 Рабочее время: устаревшие нормы, провоцирующие
нарушения законодательства. 19
3. Пути снижения безработицы и обеспечение занятости. 20
3.1 Закон о занятости населения 20
3.2 Предложения по реформированию закона 23
3.3 Устройство службы занятости РФ и других стран 27
3.4 Временная занятость 31
Список использованной литературы 36
Используется формальное профилирование, основанное на статистической модели. Выделяются следующие симптомы долгосрочной безработицы: возраст, образование, статус коренного жителя, рождение не в англоговорящей стране, навыки разговорного английского языка, инвалидность и место жительства. Но этим не ограничиваются. Сотрудники службы занятости могут выбирать из числа ищущих работу в первые 12 месяцев после регистрации отдельных безработных или их группы для дальнейшей оценки с учетом дополнительных факторов (слабой побуждение к работе, низкое самоуважение, слабые знания по арифметике, низкая грамотность, длительное время нахождения без paботы). В 1995 г. идентифицировано около 5% лиц, прошедших профилирование. Еще 10% лиц, получивших статус безработных, были идентифицированы на основании мнения службы занятости. Все отобранные лица интервьюируются и классифицируются по уровню сложности трудоустройства.
Система Измерения услуг и Результатов Обслуживания
в Канаде (SOMS)
Канада не имеет формальной модели профилирования для оценки ищущих работу по степени опасности стать долгосрочным безработным. Но она испытывает систему (SOMS), которая основывается на комбинации "экранирования характеристик" и мнения консультантов.
В тех случаях, когда применяется
эта система, работникам предоставляется
возможность участвовать в
Последующее индивидуальные действия
Индивидуальная работа приобретает
все большую важность и "срочность"
по мере увеличения продолжительности
периода безработицы. Последняя
может рассматриваться как
Оценка трудового потенциала и индивидуальная работа с долгосрочными безработными практикуются сегодня многими странами.
3.4 Временная занятость
Социально-экономические условия
Численность граждан, не имеющих занятия, но активно ищущих работу, по данным российского статистического агентства, составила к началу августа 1999 г. 9,1 млн. человек, или 12,3% экономически активного населения.
Увеличение неполной занятости, задержки выплаты заработной платы, малая цена рабочей силы и, как следствие, низкий уровень жизни способствуют расширению вторичной (временной) занятости.
В настоящее время заработная плата остается основным источником доходов населения. Однако ее доля в ВВП продолжает уменьшаться, значит, "падает" и ее реальное содержание. В условиях продолжающегося сокращения рабочих мест многие безработные готовы на любую работу, соглашаясь с низкой оплатой, вредными условиями труда, отсутствием социальной защиты.
По оценкам, в 1999 г. вторую
(третью) работу имели около 8,5 млн. человек;
численность занятых в
Формы временной занятости
Временная занятость, являясь
одним из атрибутов рынка труда,
реализуется в различных
Гибкие формы временной занятости охватывают такие режимы работы, как прерывистый или неполный рабочий день (неделю, месяц), сдвинутые по сравнению с традиционным режимом начало и окончание работы, скользящий (в течение суток, недели, месяца) график труда и отдыха, надомная занятость, разделение рабочего места между двумя работниками и более и т.п.
Часто временная занятость служит своеобразным полигоном для подбора кадров на постоянную занятость.
Нормативно-правовая база временной занятости
Согласно КЗоТу временными признаются работники, принятые на срок до двух месяцев, а для замещения временно отсутствующих работников, за которыми сохраняется их место (должность), - до четырех месяцев. Временная занятость регулируется ст. 253 КЗоТ "Особые условия труда сезонных, временных и некоторых других категорий работников", в которой определено, что законодательством могут устанавливаться особые условия труда для лиц, занятых на временных работах, совместителей, надомников, а также работающих по договорам.
Однако действующее трудовое
законодательство не в состоянии
в полной мере регулировать нынешние
трудовые отношения. Безусловно, это
относится и к сфере временной
занятости. Дело в том, что КЗоТ ориентирован
на ситуацию, когда государство в
одном лице выступало и как
собственник средств
В проекте федерального закона
"Трудовой кодекс Российской Федерации"
предусмотрены разделы, определяющие
особенности регулирования
С принятием нового КЗоТа усилятся социальные гарантии большого числа граждан, имеющих временную и вторичную занятость.
Помимо КЗоТа, основными
законами, регулирующими социально-
Развитие временной занятости
В условиях социально-экономической нестабильности и нарастания негативных тенденций в сфере занятости особое значение приобретает выбор государством приоритетных направлений политики, способных снизить социальное напряжение, в немалой степени определяемое высокой безработицей.
Важным средством поддержания
занятости является обеспечение
безработных временными рабочими местами,
дающими возможность
В последнее время
Спектр форм временной занятости достаточно широк. Однако основными по-прежнему остаются сезонные и разовые работы по срочным договорам, а также замещение временно отсутствующих штатных работников.
В городах основные партнеры служб занятости в организации временного трудоустройства - акционерные общества, дорожно-эксплуатационные службы, строительные и торговые организации.
Наряду с муниципальными работодателями заявки на временные работы подают и частные предприниматели, использующие дополнительную рабочую силу в летний период (например, летняя торговля с лотков).
Средняя продолжительность временных работ по регионам колеблется и составляет от десяти дней до шести месяцев. Одной из проблем остается краткосрочность работ, поскольку по их окончании граждане вынуждены возобновлять поиск и повторно обращаться в службу занятости.
Среди трудоустроенных на условиях временной занятости достаточно высока доля женщин - 53%; удельный вес молодежи в возрасте до 29 лет - около 40%, большинство из них не имеет опыта работы профессионального образования. Каждый четвертый, направленный на временную работу, - безработный, состоящий на учете в органах службы занятости более года, каждый десятый участник - предпенсионного возраста.
Территориальные органы службы занятости населения постоянно пополняют банк данных по временным работам. Около 80% вакансий ориентированы на рабочие специальности (погрузочно-разгрузочные, дорожные, строительные работы, ручной труд в сельском хозяйстве и т.д.); немногим более 10% предназначены для работников средней квалификации на условиях почасовой оплаты; для высококвалифицированных специалистов (преподавание, консультирование, аудит, разовые заказы художникам, специалистам по рекламе, маркетингу и др.) - менее 10%.
Дополнительная временная занятость, как правило, - нерегулярная, краткосрочная, но достаточно изнурительная и интенсивная. Для работодателей, прибегающих к такой форме привлечения рабочей силы, это реальный способ решения оперативных проблем.
Органам службы занятости Алтайского края удалось наладить взаимодействие с работодателями по сбору данных о временных рабочих местах. Большую часть вакансий предоставляют муниципальные предприятия, основным видом деятельности которых является выращивание плодово-ягодных культур и овощей. В период проведения сезонных работ уровень безработицы в сельской местности снижается на 0,5 п.п.
В Ленинградской области основными видами временного трудоустройства являются добыча и отгрузка нерудных материалов, работа в котельных на период отопительного сезона, сельскохозяйственные работы, уход за лесопосадками, заготовка и переработка торфа, сезонная торговля и др.
К новым видам временной
занятости, которые практикуются в
области, можно отнести выполнение
заявок от частных лиц на уход за
огородами, уборку урожая, выгул собак,
уход за больными, выполнение других видов
разовых услуг. Для быстрого реагирования
на подобные заявки в службе занятости
создаются специальные
В большинстве регионов проводятся ярмарки вакансий для трудоустройства на условиях временной занятости.
Интересен в этой связи
опыт Волгоградской области. Здесь
сформирован банк данных, содержащий
информацию о свободных местах для
трудоустройства граждан в
Проведение ярмарки вакансий временных работ в Грибановском районе Воронежской области позволило занять более 500 человек.
При содействии органов службы занятости в 1998 г. на общественные и временные работы по стране в целом трудоустроено более 500 тыс. человек, из них более половины - женщины. При этом было создано свыше 244 тыс. временных рабочих мест.
В 1999 г. планируется временно трудоустроить более 1,1 млн. безработных граждан, в том числе на общественные работы - около 400 тыс. человек.
Основные проблемы организации временной занятости
Одна из главных причин
неудовлетворенности граждан
Существенным недостатком
работы на условиях временной занятости
остается отсутствие гарантий на постоянное
трудоустройство. При трудоустройстве
на временные рабочие места
Местонахождение временного места работы для многих безработных очень важно из-за дополнительных расходов на транспорт.
Для улучшения организации
временной занятости следует
продолжить совершенствование
Информация о работе Безработица как социально-экономическое явление: механизм и последствия