Безработица как социально-экономическое явление: механизм и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:28, курсовая работа

Описание

Рабочая сила – это способность к труду, совокупность физических и духовных сил, которыми обладает живой организм и использует в производстве. Наиболее убедительной является точка зрения тех экономистов, которые рассматривают рабочую силу как действующие (функционирующие) ресурсы труда. А трудовые ресурсы (трудовой потенциал) как совокупность ресурсов труда общества, коллектива, их потенциальную способность к труду.

Содержание

1.Теоретические основы анализа исследования рынка труда. 3
1.1 Трудовые ресурсы и их классификация. 3
1.2 Рынок труда: механизм действия, спрос и предложение на
рабочую силу. 4
1.3 Безработица: причины возникновения, сущность и виды. 7
1.4 Занятость и ее формы. 5
2. Особенности функционирования российского рынка труда. 11
2.1 Оценка законодательных норм, действующих при найме
рабочих, и их реальное положение. 11
2.2 Увольнение по закону и реальное положение. 13
2.3 Распределение рабочей силы. 15
2.4 Вопросы оплаты труда. Тарифное регулирование и
самостоятельность предприятий. 16
2.5 Зависимость между изменением уровня заработной платы и
безработицей. 17
2.6 Рабочее время: устаревшие нормы, провоцирующие
нарушения законодательства. 19
3. Пути снижения безработицы и обеспечение занятости. 20
3.1 Закон о занятости населения 20
3.2 Предложения по реформированию закона 23
3.3 Устройство службы занятости РФ и других стран 27
3.4 Временная занятость 31
Список использованной литературы 36

Работа состоит из  1 файл

АДШРПЛДОП.docx

— 78.68 Кб (Скачать документ)

Используется формальное профилирование, основанное на статистической модели. Выделяются следующие симптомы долгосрочной безработицы: возраст, образование, статус коренного жителя, рождение не в англоговорящей стране, навыки разговорного английского языка, инвалидность и место жительства. Но этим не ограничиваются. Сотрудники службы занятости могут  выбирать из числа ищущих работу в  первые 12 месяцев после регистрации  отдельных безработных или их группы для дальнейшей оценки с учетом дополнительных факторов (слабой побуждение к работе, низкое самоуважение, слабые знания по арифметике, низкая грамотность, длительное время нахождения без paботы). В 1995 г. идентифицировано около 5% лиц, прошедших  профилирование. Еще 10% лиц, получивших статус безработных, были идентифицированы на основании мнения службы занятости. Все отобранные лица интервьюируются  и классифицируются по уровню сложности  трудоустройства.

 

Система Измерения услуг  и Результатов Обслуживания

в Канаде (SOMS)

 

Канада не имеет формальной модели профилирования для оценки ищущих работу по степени опасности стать  долгосрочным безработным. Но она испытывает систему (SOMS), которая основывается на комбинации "экранирования характеристик" и мнения консультантов.

 

В тех случаях, когда применяется  эта система, работникам предоставляется  возможность участвовать в программах, к которым они допускаются  по результатам оценки с использованием статистической модели и которые  оцениваются как наиболее целесообразные (с точки зрения ожидаемых результатов  трудоустройства) и эффективные (или  рентабельные) средства помощи. Эта  модель разработана с учетом опыта, накопленного за предыдущие десять лет, и оценки результатов, которые эти  вмешательства имели на занятость  и историю дохода безработных, а  так же общественных затрат на эти  вмешательства. Основной файл данных был  построен путем объединения 20 существующих файлов, которые включали сведения из переписей населения, а также  о пособиях по безработице, об участии  в программах обучения и т.д. Специалист по трудоустройству оснащен двумя  новыми инструментами: моделью подбора  того средства, которое, вероятно, будет  наиболее эффективным применительно  к конкретному клиенту, включая  информацию о наиболее рентабельных средствах помощи и данные о работе, доходе клиента и истории помощи ему.

 

Последующее индивидуальные действия

 

Индивидуальная работа приобретает  все большую важность и "срочность" по мере увеличения продолжительности  периода безработицы. Последняя  может рассматриваться как процесс  своего рода самовыбора, который в  конечном счете делает профилирование излишним. Те, у кого сложные проблемы, дрейфуют в долгосрочную безработицу, в то время как другие будут  выходить из безработицы и приобретать  работу. Когда существует риск самовыбора безработицы, важно установить диагноз, т.е. определить реальные трудности, с  которыми сталкивается долгосрочный безработный, и сделать оценку возможных сроков и способов восстановления потенциала его конкурентоспособности на рынке  труда. Это может быть достигнуто с помощью глубокого интервью, а если необходимо, то и нескольких, а главное - действий, соответствующих  потребностям и возможностям безработных.

 

Оценка трудового потенциала и индивидуальная работа с долгосрочными  безработными практикуются сегодня  многими странами.

 

3.4 Временная занятость

 

Социально-экономические  условия

Численность граждан, не имеющих  занятия, но активно ищущих работу, по данным российского статистического  агентства, составила к началу августа 1999 г. 9,1 млн. человек, или 12,3% экономически активного населения.

 

Увеличение неполной занятости, задержки выплаты заработной платы, малая цена рабочей силы и, как  следствие, низкий уровень жизни  способствуют расширению вторичной (временной) занятости.

 

В настоящее время заработная плата остается основным источником доходов населения. Однако ее доля в  ВВП продолжает уменьшаться, значит, "падает" и ее реальное содержание. В условиях продолжающегося сокращения рабочих мест многие безработные  готовы на любую работу, соглашаясь с низкой оплатой, вредными условиями  труда, отсутствием социальной защиты.

 

По оценкам, в 1999 г. вторую (третью) работу имели около 8,5 млн. человек; численность занятых в неформальном секторе составила около 25 млн., в  том числе 7,5 млн. человек, для которых  такая деятельность является единственным источником дохода.

 

Формы временной занятости

Временная занятость, являясь  одним из атрибутов рынка труда, реализуется в различных формах: наем по контракту, совместительство, аккордные и сезонные работы, надомный труд и т.д.

 

Гибкие формы временной  занятости охватывают такие режимы работы, как прерывистый или неполный рабочий день (неделю, месяц), сдвинутые  по сравнению с традиционным режимом  начало и окончание работы, скользящий (в течение суток, недели, месяца) график труда и отдыха, надомная занятость, разделение рабочего места  между двумя работниками и  более и т.п.

 

Часто временная занятость  служит своеобразным полигоном для  подбора кадров на постоянную занятость.

 

Нормативно-правовая база временной  занятости

 

Согласно КЗоТу временными признаются работники, принятые на срок до двух месяцев, а для замещения  временно отсутствующих работников, за которыми сохраняется их место (должность), - до четырех месяцев. Временная занятость  регулируется ст. 253 КЗоТ "Особые условия  труда сезонных, временных и некоторых  других категорий работников", в  которой определено, что законодательством  могут устанавливаться особые условия  труда для лиц, занятых на временных  работах, совместителей, надомников, а  также работающих по договорам.

 

Однако действующее трудовое законодательство не в состоянии  в полной мере регулировать нынешние трудовые отношения. Безусловно, это  относится и к сфере временной  занятости. Дело в том, что КЗоТ ориентирован на ситуацию, когда государство в  одном лице выступало и как  собственник средств производства, и как исполнитель законодательных  актов, и как гарант социальной защиты трудящихся. Сейчас все эти функции  разделены между работодателями и государственными структурами, в  итоге интересы работника оказываются  незащищенными.

 

В проекте федерального закона "Трудовой кодекс Российской Федерации" предусмотрены разделы, определяющие особенности регулирования рынка  труда работников, заключивших трудовой договор сроком до двух месяцев, а  также порядок найма (ст.257), оплаты отпуска (ст.259), расторжения трудового  договора (ст.260). В новом КЗоТе  также определены особенности регулирования  труда сезонных работников (ст.261-264), лиц, работающих вахтовым методом (ст.265-270), работников, занятых у работодателей-физических лиц (ст.271-277).

 

С принятием нового КЗоТа  усилятся социальные гарантии большого числа граждан, имеющих временную  и вторичную занятость.

 

Помимо КЗоТа, основными  законами, регулирующими социально-трудовую сферу, являются Конституция РФ и  законодательство о занятости с  изменениями и дополнениями, а  также соответствующие подзаконные  акты и положения.

 

Развитие временной занятости

 

В условиях социально-экономической  нестабильности и нарастания негативных тенденций в сфере занятости  особое значение приобретает выбор  государством приоритетных направлений  политики, способных снизить социальное напряжение, в немалой степени  определяемое высокой безработицей.

 

Важным средством поддержания  занятости является обеспечение  безработных временными рабочими местами, дающими возможность круглогодичного  и разнообразного трудоустройства. Реализация этой задачи предполагает совершенствование механизма организации  временной занятости: повышение  статуса временной работы; расширение ее видов; изменение условий участия  граждан в общественных и временных  работах; создание нового механизма  финансирования с привлечением средств  из различных источников.

 

В последнее время территориальные  органы службы занятости стали уделять  повышенное внимание организации временной  занятости безработных. Практикуются совместные плановые выезды специалистов территориальных органов службы занятости и представителей органов  местного самоуправления в отдаленные населенные пункты в целях содействия созданию рабочих мест на временные (сезонные) работы, проводятся встречи  с работодателями на местах, оказываются  необходимые консультационные услуги. Следует отметить, что добросовестные граждане, занятые на сезонных работах, впоследствии нередко принимаются  в штат этих организаций около 8%).

 

Спектр форм временной  занятости достаточно широк. Однако основными по-прежнему остаются сезонные и разовые работы по срочным договорам, а также замещение временно отсутствующих  штатных работников.

 

В городах основные партнеры служб занятости в организации  временного трудоустройства - акционерные  общества, дорожно-эксплуатационные службы, строительные и торговые организации.

 

Наряду с муниципальными работодателями заявки на временные  работы подают и частные предприниматели, использующие дополнительную рабочую  силу в летний период (например, летняя торговля с лотков).

 

Средняя продолжительность  временных работ по регионам колеблется и составляет от десяти дней до шести  месяцев. Одной из проблем остается краткосрочность работ, поскольку  по их окончании граждане вынуждены  возобновлять поиск и повторно обращаться в службу занятости.

 

Среди трудоустроенных на условиях временной занятости достаточно высока доля женщин - 53%; удельный вес  молодежи в возрасте до 29 лет - около 40%, большинство из них не имеет  опыта работы профессионального  образования. Каждый четвертый, направленный на временную работу, - безработный, состоящий на учете в органах  службы занятости более года, каждый десятый участник - предпенсионного  возраста.

 

Территориальные органы службы занятости населения постоянно  пополняют банк данных по временным  работам. Около 80% вакансий ориентированы  на рабочие специальности (погрузочно-разгрузочные, дорожные, строительные работы, ручной труд в сельском хозяйстве и т.д.); немногим более 10% предназначены для  работников средней квалификации на условиях почасовой оплаты; для высококвалифицированных  специалистов (преподавание, консультирование, аудит, разовые заказы художникам, специалистам по рекламе, маркетингу и др.) - менее 10%.

 

Дополнительная временная  занятость, как правило, - нерегулярная, краткосрочная, но достаточно изнурительная  и интенсивная. Для работодателей, прибегающих к такой форме  привлечения рабочей силы, это  реальный способ решения оперативных  проблем.

 

Органам службы занятости  Алтайского края удалось наладить взаимодействие с работодателями по сбору данных о временных рабочих местах. Большую  часть вакансий предоставляют муниципальные  предприятия, основным видом деятельности которых является выращивание плодово-ягодных  культур и овощей. В период проведения сезонных работ уровень безработицы  в сельской местности снижается  на 0,5 п.п.

 

В Ленинградской области  основными видами временного трудоустройства  являются добыча и отгрузка нерудных материалов, работа в котельных на период отопительного сезона, сельскохозяйственные работы, уход за лесопосадками, заготовка  и переработка торфа, сезонная торговля и др.

 

К новым видам временной  занятости, которые практикуются в  области, можно отнести выполнение заявок от частных лиц на уход за огородами, уборку урожая, выгул собак, уход за больными, выполнение других видов  разовых услуг. Для быстрого реагирования на подобные заявки в службе занятости  создаются специальные картотеки  безработных граждан, согласных  выполнять такую работу и готовых  приступить к ней в любое время. Заработная плата на временных работах  в среднем составляет от 120 до 500 руб. Оплата временной занятости производится без привлечения средств ГФЗН.

 

В большинстве регионов проводятся ярмарки вакансий для трудоустройства  на условиях временной занятости.

 

Интересен в этой связи  опыт Волгоградской области. Здесь  сформирован банк данных, содержащий информацию о свободных местах для  трудоустройства граждан в качестве сезонных и временных работников, надомников и некоторых других категорий. Между Комитетом по труду и  занятости населения администрации  Волгоградской области, государственным  предприятием "Областная молодежная биржа труда" и областным советом  профсоюзов заключен трехсторонний  договор о сотрудничестве по организации  областной постоянно действующей  ярмарки временных рабочих мест. В 1998 г. в ней приняли участие 112 работодателей, имеющих вакантные  временные рабочие места и  около 10 тыс. граждан, из которых свыше  тысячи человек отобраны работодателями для последующего трудоустройства. Проведение подобных ярмарок дает гражданам, занятым неполную рабочую неделю и находящимся в административных отпусках, шанс подобрать место временного характера, чтобы улучшить свое материальное положение.

 

Проведение ярмарки вакансий временных работ в Грибановском районе Воронежской области позволило  занять более 500 человек.

 

При содействии органов службы занятости в 1998 г. на общественные и  временные работы по стране в целом  трудоустроено более 500 тыс. человек, из них более половины - женщины. При этом было создано свыше 244 тыс. временных рабочих мест.

 

В 1999 г. планируется временно трудоустроить более 1,1 млн. безработных  граждан, в том числе на общественные работы - около 400 тыс. человек.

 

Основные проблемы организации  временной занятости

Одна из главных причин неудовлетворенности граждан временной  занятостью - низкая заработная плата (часто ниже пособия по безработице) и частые задержки ее выплаты (иногда до шести месяцев). Кроме того, кратковременность  этих работ ухудшает положение безработных  граждан (так как у них не будет 26 оплачиваемых календарных недель, необходимых для начисления пособия по безработице) при повторном обращении в органы службы занятости (биржу труда).

 

Существенным недостатком  работы на условиях временной занятости  остается отсутствие гарантий на постоянное трудоустройство. При трудоустройстве  на временные рабочие места граждане также оказываются лишенными  и социальных гарантий (например, медицинской  страховки).

 

Местонахождение временного места работы для многих безработных  очень важно из-за дополнительных расходов на транспорт.

 

Для улучшения организации  временной занятости следует  продолжить совершенствование законодательства в части льготного налогообложения, направленного на стимулирование работодателей  к привлечению работников на условиях временной занятости.

Информация о работе Безработица как социально-экономическое явление: механизм и последствия