Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:28, курсовая работа
Рабочая сила – это способность к труду, совокупность физических и духовных сил, которыми обладает живой организм и использует в производстве. Наиболее убедительной является точка зрения тех экономистов, которые рассматривают рабочую силу как действующие (функционирующие) ресурсы труда. А трудовые ресурсы (трудовой потенциал) как совокупность ресурсов труда общества, коллектива, их потенциальную способность к труду.
1.Теоретические основы анализа исследования рынка труда. 3
1.1 Трудовые ресурсы и их классификация. 3
1.2 Рынок труда: механизм действия, спрос и предложение на
рабочую силу. 4
1.3 Безработица: причины возникновения, сущность и виды. 7
1.4 Занятость и ее формы. 5
2. Особенности функционирования российского рынка труда. 11
2.1 Оценка законодательных норм, действующих при найме
рабочих, и их реальное положение. 11
2.2 Увольнение по закону и реальное положение. 13
2.3 Распределение рабочей силы. 15
2.4 Вопросы оплаты труда. Тарифное регулирование и
самостоятельность предприятий. 16
2.5 Зависимость между изменением уровня заработной платы и
безработицей. 17
2.6 Рабочее время: устаревшие нормы, провоцирующие
нарушения законодательства. 19
3. Пути снижения безработицы и обеспечение занятости. 20
3.1 Закон о занятости населения 20
3.2 Предложения по реформированию закона 23
3.3 Устройство службы занятости РФ и других стран 27
3.4 Временная занятость 31
Список использованной литературы 36
Другие упоминаемое в законе структуры, включая координационные комитеты содействия занятости населения (ст.20). профессиональные союзы и иные представительные органы работников (ст.21). являются общественными, и потому вырабатываемые ими решения далеко не всегда обязательны для исполнения.
Что же касается Минэкономики
и Минфина России - структур исполнительной
власти, без которых, на наш взгляд,
действенная государственная
Далее, опыт построения федеративных
отношений в современной России
свидетельствует, что успехи в данном
направлении могут быть достигнуты
только в том случае, если в каждой
предметной области права и
Особого внимания требует вопрос о формировании и использовании средств ГФЗН. Дело в том, что сегодня территории с относительно невысоким уровнем регистрируемой безработицы обеспечены в целом ресурсами ГФЗН существенно лучше, нежели те, где этот уровень высок. Такая ситуация, на наш взгляд, обусловлена тем, что далеко не все расходы ГФЗН в регионах формируются на нормативной основе. Так, на основе нормативного принципа в регионах могут быть сформированы расходы бюджета ГФЗН фактически только на выплату пособий по безработице, а Также стипендий гражданам в период их профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости. Расходы же по другим статьям бюджетов определяются исходя скорее из качественных, а не количественных критериев. Поэтому механизм распределения бюджетов ГФЗН субъектов РФ целесообразно унифицировать на основе нормативного принципа расчета его расходов, закрепив это в законе. Еще одна крупная группа проблем, требующая особого внимания, связана с реализацией на практике так называемого адресного подхода в работе органов государственной службы занятости с населением и отказом от ныне практикуемого категорийного подхода.
Действительно, цель государственной
политики занятости, как это следует
из действующей редакции Закона, - поддержка
отдельных категорий населения.
Гражданам, признанным в установленном
порядке безработными, выплачиваете
пособие по безработице (ст.31), инвалидам,
лицам, высвобождаемым из организаций
в связи с сокращением
Серьезной проработки требует вопрос об источниках пополнения бюджета ГФЗН. В настоящее время граждане, формирующие предложение на рынке труда, не участвуют своими взносами в социальном страховании на случай безработицы. Их страхование обеспечивает работодатель. При этом индивидуальные счета застрахованных не ведутся, а средства, поступающие в фонд, обезличиваются. В такой ситуации дифференцированный подход при назначении пособия по безработице (стипендии проходящим профподготовку, материальной помощи и иных выплат) экономически и социально правомерен.
Другое дело, если в пополнении
бюджета ГФЗН примет участие население.
Здесь может быть предложено два
подхода - добровольное и обязательное
привлечение граждан к уплате
страховых взносов в фонд занятости.
В первом случае речь должна идти об
открытии индивидуальных накопительных
счетов в системе социального
страхования по безработице и
об установлении порядка использования
средств, аккумулируемых на этих счетах.
Во втором - предлагается обосновать и
ввести в действие прогрессивную
шкалу тарифов обязательных страховых
взносов работников в ГФЗН. При
этом лица с невысокой заработной
платой вообще могут быть освобождены
от их уплаты, в то время как с
самых высокооплачиваемых работников
страховые взносы должны будут взиматься
по наивысшей из установленных ставок.
Целесообразно предусмотреть в
новой редакции закона решение еще
нескольких достаточно значимых для
обеспечения регулирования рыка
труда проблем. В частности, при
подготовке закона "О занятости..."
в 1990 - 1991 г", не учитывался такой фактор,
как место проживания безработных.
Между тем и психология, и реальные
возможности занятости
На селе наличие у абсолютного
большинства безработных
Такой подход в целом соответствует
принятой ныне концепции социальной
поддержки граждан государством
в зависимости не только от текущих
доходов, но и имущественного ценза
семьи. В редакции закона 1999 г. было
восстановлено положение о
Однако данное положение закона не имеет прямого действия, а потому Правительство РФ должно обеспечить скорейшую разработку Порядка отнесения территорий к напряженным по ситуации, сложившейся на рынке труда, упомянутого в новой редакции закона. В нем необходимо предусмотреть особые механизмы регулирования занятости на таких территориях, финансирования мероприятий по регулированию рынка труда, государственной поддержки территорий с критической ситуацией на рынке труда и т.п.
3.2 Предложения по реформированию закона
Целесообразно принять радикальные превентивные меры, направленные, с одной стороны, на повышение ответственности работодателей и профсоюзов за состояние рынка труда, с другой - на ужесточение условий, регламентирующих поддержку незанятого населения со стороны государства (в частности, при присвоении статуса безработного, определении порядка и размера назначаемых пособий). Одновременно следовало бы расширить полномочия регионов, касающиеся функционирования местных рынков труда, передав им некоторые права из Центра (например, формирование региональных фондов занятости населения, стимулирование работодателей, инвестирующих средства в создание рабочих мест и т д.).
Кроме того, назрела необходимость
корректировки позиции
С учетом сказанного хотелось
бы сформулировать ряд предложений
по изменению существующего
Пoвышeнue ролu coцuaльныx партнеров на рынке труда:
1. сделать обязательными
заключение коллективных
2. включить в коллективный
договор обязательства
3. при массовом высвобождении
профсоюзам и работодателям
4. предусмотреть стимулирование
работодателей, создающих
5. ввести санкции к
Совершенствование организации финансирования программ занятости:
6. предусмотреть, что размер
взносов по обязательному
7. вместо единого
Такая децентрализация формирования
фондов занятости (двухканальная система
сбора средств) позволит, с одной
стороны, обеспечить стабильность Федерального
фонда, с другой - даст возможность
региональным органам регулировать
политику на рынке труда посредством
установления региональных нормативов,
имея в виду ее социальную направленность,
стимулирование работодателей к
организации и сохранению рабочих
мест, создание благоприятных условий
для внешних инвестиций и экономической
миграции населения. Из средств Федерального
фонда занятости необходимо финансировать
федеральные программы
8. установить ответственность
федерального и местных
9. предоставить территориальным
службам занятости населения
право (по согласованию с
10. установить порядок,
в соответствии с которым при
переезде безработного, получающего
пособие, с одной территории
на другую расходы фонда
11. в случаях массового
переселения незанятого
Изменение критериев присвоения статуса безработного и установления размера пособия по безработице
Включить в перечень критериев, по которым гражданин не может быть признан 6езработным с правом получения пособия по безработице:
- наличие у него (его
семьи) во владении
- превышение определенного законом уровня среднедушевого дохода в семье;
- увольнение с последнего
места работы по собственному
желанию без уважительных
отсутствие стажа работы и документов,
подтверждающих уплату страховых
взносов в фонд занятости; на эту
категорию граждан
Предварительные расчеты
показывают, что реализация указанных
мер позволит сократить расходы
фонда занятости населения
Информация о работе Безработица как социально-экономическое явление: механизм и последствия