Бюджетный дефицит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 16:14, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, заключается в том, что в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. Бюджетный дефицит возникает в результате несбалансированности экономики, снижения доходов и резкого роста расходов, вызванных бесхозяйственностью. Рыночная экономика не может ликвидировать дефицит бюджета, если мероприятия, касающиеся стабилизации экономики и выравнивания расходов с доходами, не будут осуществлены; под этим подразумевается жесткий режим экономии средств со стороны всех властных и управленческих структур.

Содержание

Введение.......................................................................................................3

ГЛАВА 1. Бюджетный дефицит его социально-экономические последствия и способы преодоления....................................................................5

1.1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения...5

1.2. Социально-экономические последствия бюджетного дефицита.....15

1.3. Способы преодоления бюджетного дефицита..................................19

ГЛАВА 2. Бюджетный дефицит в Тамбовской области........................25

2.1. Бюджетный дефицит в период 2000-2010гг......................................25

2.2. Финансирование бюджетного дефицита в 2010г..............................40

2.3. Прогнозы на 2011-2012гг.....................................................................51

Заключение..................................................................................................54

Список используемой литературы............................................................56

Работа состоит из  1 файл

Бюджетный диффецит курсовая.docx

— 118.26 Кб (Скачать документ)

     Искусственное завышение размеров дефицита государственного бюджета может происходить в  результате следующих обстоятельств. Во-первых, при оценке величины государственных  расходов не всегда учитывается амортизация  в государственном секторе экономики. Во-вторых, важной статьей государственных  расходов является обслуживание государственного долга. Однако очень часто величина процентных выплат по долгу завышается за счет инфляционных выплат. При высоких темпах инфляции, когда различия в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительны, это завышение государственных расходов может быть весьма существенным. Возможны даже ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит и государственный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что существенно затрудняет оценку проводимой правительством политики. Поэтому при измерении бюджетного дефицита обязательно необходима поправка на инфляцию. С учетом этой поправки определяют реальный бюджетный дефицит, который представляет собой разницу между номинальным дефицитом и величиной процента по государственному долгу, умноженной на темп инфляции. Общий дефицит бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей представляет собой операционный дефицит[31,с.345].

     Считается, что само по себе наличие дефицита бюджета еще не является сигналом экономического неблагополучия. Очень  часто дефицит рассматривается  как важный инструмент экономической  политики государства, прежде всего  макроэкономического регулирования. Умелое обращение с этим инструментом позволяет государству решить достаточно широкий круг экономических и  социальных проблем. Однако необходимо иметь в виду, что длительная несбалансированность бюджета может оказывать негативное воздействие на размеры совокупного  спроса и доходы, уровень цен, состояние платежного баланса. Поэтому стратегической целью для любого государства, безусловно, является сбалансированный бюджет.

     В условиях, когда экономика страны развивается динамично и стабильно, бюджетный дефицит, обычно в количественно  допустимых границах не является угрожающим. Его не следует излишне драматизировать, потому что в долг живут и продолжают жить много экономически развитых стран. Правда, при этом количество не должно переходить в негативное качество, то есть сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна переводиться на экономику государства, на налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ.

     Формы участия органов власти и управления в процессах сокращения дефицита бюджета у каждого государства  разные, но общими для них являются управление налоговой политикой, бюджетным  финансированием и регулированием бюджетов всех уровней в соответствии с экономическим развитием регионов и численностью населения.

     Следовательно, дефицит государственного бюджета  – финансовая ситуация, возникающая  в случае, когда государству необходимо осуществить расходы на сумму  большую, чем возможный размер всех его доходов.

     Глава 13 БК РФ определяет возможность наличия  дефицита в бюджете и устанавливает, что превышение доходов над расходами является дефицитом бюджета [1,с.3].

     Бюджетный дефицит может образоваться в  результате следующих причин:

     - чрезвычайная ситуация в стране: война, крупное стихийное бедствие, когда обычные источники доходов не покрывают новых расходов и государство прибегает к поиску новых дополнительных доходных источников;

     - подъем экономики на определенном этапе развития общественных отношений, следствием чего является превышение расходов над доходами. В этом случае дефицит бюджета финансирует прогрессивные сдвиги в экономике, поэтому не считается отрицательным явлением;

     - как следствие экономического и политического кризиса. Как правило, это происходит из-за эмиссии денег, продажи облигаций государственного займа, государственных ценных бумаг, больших оборотов наличной денежной массы в теневой экономике. В этом случае дефицит бюджета - явление кризисное, отражающее невозможность правительства контролировать политическую и финансовую обстановку в стране.

     Существуют  глубинные, общие причины бюджетного дефицита, что свойственно любому государству, в котором расходы  бюджета превышают доходы, и конкретные, особенные причины, которые имеют  место в отдельной стране. Глубинными причинами бюджетного дефицита является спад производства, снижения эффективности  функционирования отраслей экономики  и предприятий, невзвешенная социально-экономическая политика в государстве.

     Конкретными особенностями развития экономики, которые предопределяют дефицит бюджета являются[23, с.33]:

     - структурная разбалансированность экономики и несвоевременное и неэффективное проведение структурных превращений;

     -сохранение значительного количества нерентабельных государственных предприятий, которые получают дотации;

     -неэффективный механизм налогообложения субъектов хозяйствования;

       - значительный объем теневой экономической деятельности;

     - несоответствующая имеющимся финансовым возможностям государства структура бюджетных расходов;

     - нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств;

     - потери, разбазаривания выработанной продукции, кражи, приписки, и др., что не стало объектом эффективного государственного финансового контроля.

     Мировая практика показывает, что положение  в стране считается контролируемым при бюджетном дефиците 2-5 процентов. Бюджетный дефицит неминуемо  ведет к росту внутреннего  и внешнего долга страны. Российское законодательство допускает в бюджетах различных уровней наличие определенного  размера дефицита, что не считается  опасным состоянием и не требует  вмешательства государства в  регулирование бюджета. Согласно ст.92 БК РФ размер дефицита федерального бюджета  не может превышать суммарный  объем бюджетных инвестиций и  расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации; размер дефицита бюджета субъекта РФ не может  превышать 5 процентов объема доходов  без учета финансовой помощи из федерального бюджета; размер дефицита местного бюджета  не может превышать 3 процентов объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета и  бюджета субъекта РФ.

     Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга. Принято считать, что если дефицит государственного бюджета  на превышает 5 % ВНП страны, то он допустимый. Ежегодные бюджетные дефициты в сумме образуют государственный долг.

     Сбалансированность  бюджетов всех уровней является необходимым  условием бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами;

     При наличии дефицита бюджета первоочередному  финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. Размер дефицита федерального бюджета не может  превышать суммарный объем бюджетных  инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем  финансовом году[19,с.34].

     Размер  дефицита бюджета субъекта РФ не может  превышать 15 % объема доходов бюджета  субъекта без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

     Размер  дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного  органа местного самоуправления, не может  превышать 10 % объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и  бюджета субъекта Российской Федерации.

     Если  в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений  доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, который  заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета  в течение оставшегося времени  текущего финансового года. Секвестру  не подлежат защищенные статьи (их состав определяется Федеральным Собранием  РФ, а также представительными  органами власти субъектов РФ).

     Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очередной  финансовый год по основным видам  привлеченных средств.

     Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при  их первичном размещении не могут  быть источниками финансирования дефицита бюджета.

     Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

     1) внутренние источники в следующих  формах: кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы; поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности; сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам; изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

     2) внешние источники в следующих  формах: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

     Государственный кредит отражает кредитные отношения  по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов[46,с.78-80].

     Кредитором  выступают физические и юридические  лица, заемщиком – государство  в лице его органов.

     Дополнительные  финансовые ресурсы государство  привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций и других государственных  ценных бумаг. Данная форма кредита  позволяет государству привлекать дополнительные финансовые ресурсы  на покрытие бюджетного дефицита без  осуществления для этих целей  эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.

     Классификация государственного кредита.

     1. В зависимости от заемщика  государственные займы делятся  на:

     - размещаемые центральными органами управления;

     - размещаемые местными органами управления.

     2. По месту размещения государственный  кредит может быть внутренним и внешним.

     3. По срокам привлечения:

     - краткосрочный (до года);

     - среднесрочный (от года до 5 лет);

     - долгосрочный.

     Размер  госзайма включается в сумму государственного долга страны

     1.2. Социально экономические  последствия бюджетного  дефицита 

     Дефицит государственного бюджета опасен тем, что он практически всегда приводит к инфляции. Так было, например, в 1959—1975 годах в США, когда бюджетный дефицит был вызван войной во Вьетнаме. Таким образом, наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление.

     Однако  существует и другой подход к проблеме вредоносности бюджетного дефицита как такового. Так, следуя Джону Мэйнарду Кейнсу, ряд экономистов даже рекомендуют составлять бюджет с некоторым дефицитом, чтобы смягчить или положить конец экономическому спаду.

     Когда в экономике высока безработица, увеличение государственных закупок создает рынок для предпринимательской активности, порождая доход и стимулируя повышение потребительских расходов. Это стимулирует дальнейший экономический рост (эффект мультипликатора), что повышает реальный ВВП и занятость населения и, в конечном итоге, снижает уровень безработицы. Связь между спросом на внутреннем рынке и безработицей называется законом Окуна, который описывает эмпирически наблюдаемую обратно-пропорциональную зависимость ВВП от уровня безработицы[52,с.23].

Информация о работе Бюджетный дефицит