Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 16:14, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, заключается в том, что в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. Бюджетный дефицит возникает в результате несбалансированности экономики, снижения доходов и резкого роста расходов, вызванных бесхозяйственностью. Рыночная экономика не может ликвидировать дефицит бюджета, если мероприятия, касающиеся стабилизации экономики и выравнивания расходов с доходами, не будут осуществлены; под этим подразумевается жесткий режим экономии средств со стороны всех властных и управленческих структур.
Введение.......................................................................................................3
ГЛАВА 1. Бюджетный дефицит его социально-экономические последствия и способы преодоления....................................................................5
1.1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения...5
1.2. Социально-экономические последствия бюджетного дефицита.....15
1.3. Способы преодоления бюджетного дефицита..................................19
ГЛАВА 2. Бюджетный дефицит в Тамбовской области........................25
2.1. Бюджетный дефицит в период 2000-2010гг......................................25
2.2. Финансирование бюджетного дефицита в 2010г..............................40
2.3. Прогнозы на 2011-2012гг.....................................................................51
Заключение..................................................................................................54
Список используемой литературы............................................................56
Искусственное
завышение размеров дефицита государственного
бюджета может происходить в
результате следующих обстоятельств.
Во-первых, при оценке величины государственных
расходов не всегда учитывается амортизация
в государственном секторе
Считается,
что само по себе наличие дефицита
бюджета еще не является сигналом
экономического неблагополучия. Очень
часто дефицит рассматривается
как важный инструмент экономической
политики государства, прежде всего
макроэкономического
В
условиях, когда экономика страны
развивается динамично и
Формы
участия органов власти и управления
в процессах сокращения дефицита
бюджета у каждого государства
разные, но общими для них являются
управление налоговой политикой, бюджетным
финансированием и
Следовательно, дефицит государственного бюджета – финансовая ситуация, возникающая в случае, когда государству необходимо осуществить расходы на сумму большую, чем возможный размер всех его доходов.
Глава 13 БК РФ определяет возможность наличия дефицита в бюджете и устанавливает, что превышение доходов над расходами является дефицитом бюджета [1,с.3].
Бюджетный дефицит может образоваться в результате следующих причин:
- чрезвычайная ситуация в стране: война, крупное стихийное бедствие, когда обычные источники доходов не покрывают новых расходов и государство прибегает к поиску новых дополнительных доходных источников;
- подъем экономики на определенном этапе развития общественных отношений, следствием чего является превышение расходов над доходами. В этом случае дефицит бюджета финансирует прогрессивные сдвиги в экономике, поэтому не считается отрицательным явлением;
- как следствие экономического и политического кризиса. Как правило, это происходит из-за эмиссии денег, продажи облигаций государственного займа, государственных ценных бумаг, больших оборотов наличной денежной массы в теневой экономике. В этом случае дефицит бюджета - явление кризисное, отражающее невозможность правительства контролировать политическую и финансовую обстановку в стране.
Существуют глубинные, общие причины бюджетного дефицита, что свойственно любому государству, в котором расходы бюджета превышают доходы, и конкретные, особенные причины, которые имеют место в отдельной стране. Глубинными причинами бюджетного дефицита является спад производства, снижения эффективности функционирования отраслей экономики и предприятий, невзвешенная социально-экономическая политика в государстве.
Конкретными особенностями развития экономики, которые предопределяют дефицит бюджета являются[23, с.33]:
- структурная разбалансированность экономики и несвоевременное и неэффективное проведение структурных превращений;
-сохранение значительного количества нерентабельных государственных предприятий, которые получают дотации;
-неэффективный механизм налогообложения субъектов хозяйствования;
- значительный объем теневой экономической деятельности;
- несоответствующая имеющимся финансовым возможностям государства структура бюджетных расходов;
- нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств;
- потери, разбазаривания выработанной продукции, кражи, приписки, и др., что не стало объектом эффективного государственного финансового контроля.
Мировая
практика показывает, что положение
в стране считается контролируемым
при бюджетном дефиците 2-5 процентов.
Бюджетный дефицит неминуемо
ведет к росту внутреннего
и внешнего долга страны. Российское
законодательство допускает в бюджетах
различных уровней наличие
Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга. Принято считать, что если дефицит государственного бюджета на превышает 5 % ВНП страны, то он допустимый. Ежегодные бюджетные дефициты в сумме образуют государственный долг.
Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами;
При
наличии дефицита бюджета первоочередному
финансированию подлежат расходы, включаемые
в бюджет текущих расходов. Размер
дефицита федерального бюджета не может
превышать суммарный объем
Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15 % объема доходов бюджета субъекта без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
Размер
дефицита местного бюджета, утвержденный
нормативным актом
Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, который заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи (их состав определяется Федеральным Собранием РФ, а также представительными органами власти субъектов РФ).
Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.
Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
1)
внутренние источники в
2) внешние источники в следующих формах: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов[46,с.78-80].
Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов.
Дополнительные
финансовые ресурсы государство
привлекает путем продажи на финансовом
рынке облигаций и других государственных
ценных бумаг. Данная форма кредита
позволяет государству
Классификация государственного кредита.
1. В зависимости от заемщика государственные займы делятся на:
- размещаемые центральными органами управления;
- размещаемые местными органами управления.
2.
По месту размещения
3. По срокам привлечения:
- краткосрочный (до года);
- среднесрочный (от года до 5 лет);
- долгосрочный.
Размер госзайма включается в сумму государственного долга страны
1.2.
Социально экономические
последствия бюджетного
дефицита
Дефицит государственного бюджета опасен тем, что он практически всегда приводит к инфляции. Так было, например, в 1959—1975 годах в США, когда бюджетный дефицит был вызван войной во Вьетнаме. Таким образом, наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление.
Однако существует и другой подход к проблеме вредоносности бюджетного дефицита как такового. Так, следуя Джону Мэйнарду Кейнсу, ряд экономистов даже рекомендуют составлять бюджет с некоторым дефицитом, чтобы смягчить или положить конец экономическому спаду.
Когда в экономике высока безработица, увеличение государственных закупок создает рынок для предпринимательской активности, порождая доход и стимулируя повышение потребительских расходов. Это стимулирует дальнейший экономический рост (эффект мультипликатора), что повышает реальный ВВП и занятость населения и, в конечном итоге, снижает уровень безработицы. Связь между спросом на внутреннем рынке и безработицей называется законом Окуна, который описывает эмпирически наблюдаемую обратно-пропорциональную зависимость ВВП от уровня безработицы[52,с.23].