Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 16:14, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, заключается в том, что в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. Бюджетный дефицит возникает в результате несбалансированности экономики, снижения доходов и резкого роста расходов, вызванных бесхозяйственностью. Рыночная экономика не может ликвидировать дефицит бюджета, если мероприятия, касающиеся стабилизации экономики и выравнивания расходов с доходами, не будут осуществлены; под этим подразумевается жесткий режим экономии средств со стороны всех властных и управленческих структур.
Введение.......................................................................................................3
ГЛАВА 1. Бюджетный дефицит его социально-экономические последствия и способы преодоления....................................................................5
1.1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения...5
1.2. Социально-экономические последствия бюджетного дефицита.....15
1.3. Способы преодоления бюджетного дефицита..................................19
ГЛАВА 2. Бюджетный дефицит в Тамбовской области........................25
2.1. Бюджетный дефицит в период 2000-2010гг......................................25
2.2. Финансирование бюджетного дефицита в 2010г..............................40
2.3. Прогнозы на 2011-2012гг.....................................................................51
Заключение..................................................................................................54
Список используемой литературы............................................................56
На
перераспределение через
Недоимка по налогам на совокупный доход росла как «снежный ком»: на 1 января 2004г. 17 млн. рублей, а на 1 сентября уже 29 млн. рублей, а это 12% от поступившей суммы.
Наибольшая сумма недоимки допущена в городах Тамбов 5 млн. рублей, Мичуринск 1 млн. рублей, Уварово 2 млн. рублей, Тамбовском районе 2 млн. рублей.
Достижением исполнения областного и местных бюджетов в 2004 году был их фактический профицит. Но ситуация, к сожалению, далеко не повсеместная.
На 1 сентября 2004 года муниципальный долг районов и городов, увеличившись на 229 млн., составил 670 млн. рублей. Кроме этого остается внушительными размеры кредиторской задолженности бюджетной сферы области – свыше 400 млн.рублей. Эти долги накоплены, в основном, с середины 90-х годов. Но тем нее менее, все они до вступления в силу ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», т.е. 1 января 2006 года должны быть урегулированы. Уже в 2005 году администрация области, финансовое управление ставят задачу осуществления максимальных расчетов по бюджетным ссудам[10,с.7].
Территориям-должникам городам: Тамбов (311 млн.рублей), Мичуринск (22 млн.рублей), Котовск (9 млн.рублей), Рассказово (6 млн.рублей), районам: Жердевский (4,6 млн.рублей), Инжавинский (780 тыс.рублей), Мичуринский (5 млн.рублей), Первомайский (9 млн.рублей), Староюрьевский (1,6 млн.рублей), Тамбовский (108 тыс.рублей) предложено было пересмотреть графики возврата бюджетных ссуд.
И бюджетные ссуды с 2005 года трансформируются в бюджетные кредиты – с уплатой по проекту ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» процентов в размере 1/4 учетной ставки ЦБ.
В
состав муниципального долга входят
помимо заемных средств и
В
составе кредиторской задолженности
особое место принадлежит
Из того, что перечислено решена проблема только по детским пособиям, основные долги выплачены, могут встречаться только единичные случаи, связанные с исполнительными листами судебных органов. Тамбовская область входила в 2000 год с долгами по пособиям, которые успели накопить с 1996 года, в размере 267 млн. рублей. Первые три года погашали задолженность, используя собственные ресурсы, а в 2003-2004 годах использовали для этого экономию федеральных средств, предоставляемых области из Федерального фонда компенсаций на текущие выплаты.
Но федеральные средства на выплату пособий семьям, имеющим детей, направляются последний год. С 2005 года – это полномочия субъектов РФ и должны будут обеспечены за счет средств областного бюджета. По другим трансфертным выплатам движение в сокращении долгов есть, но задолженность по некоторым из них еще велика.
Особенности бюджетного процесса 2005 года, состоят в том, что бюджет формировался с учетом вступления в действие федеральных законов от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ (по разграничению полномочий) и от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (по финансовому обеспечению расходных обязательств каждого уровня власти). Помимо этого вступили в силу поправки в Бюджетный кодекс РФ, менялась бюджетная классификация, с 2005 года начинала действовать новая инструкция по бюджетному учету. На практике начиналась полномасштабная и повсеместная реформа и бюджетного процесса, и бюджетного устройства, и бюджетного учета.
С 2005 года Тамбовская область переходит на новые принципы формирования межбюджетных отношений с органами местного самоуправления.
Областной бюджет был принят с превышением расходов над доходами в 211 млн. рублей. Главной задачей в деятельности администрации области стало бюджета выполнение утвержденных параметров бюджета и обеспечение финансированием всех утвержденных мероприятий. Результаты исполнения областного бюджета позволяют сделать вывод о выполнении этой задачи. Этому послужили: рост собственных доходов, дополнительные поступления из федерального бюджета, сокращение неэффективных расходов. В ходе совместной работы всех заинтересованных органов за счет позитивных изменений в экономике области выросли поступления налогов и других платежей. По сравнению с 2004 годом собственные доходы областного бюджета, т.е. без учета финансовой помощи из федерального бюджета, приросли на 450 млн. рублей. Плановые назначения выполнены практически по всем видам налогов. В течение 2005 года дополнительно из федерального бюджета поступили средства в виде дотации на обеспечение мер по сбалансированности бюджета и по другим каналам. Результатом стало исполнение областного бюджета по доходам на 2 млрд. 500 млн. рублей больше первоначальных назначений, в том числе по собственным доходам, т.е. без учета безвозмездных поступлений из федерального бюджета, на 858,5 млн. рублей, по средствам федерального бюджета на 1645,1 млн. рублей[11,с.7].
В
течение всего 2005 года в области
обеспечивалась выплата заработной
платы в бюджетных отраслях без
задержек, как и стипендий, доплат
к пенсиям, пособий на детей, страховых
взносов на обязательное медицинское
страхование неработающего
В 2005 году по результатам выполнения администрацией области условий Соглашения, заключенного с Минфином России, о переносе срока уплаты реструктурированной задолженности по централизованным кредитам, сроки уплаты которой приходятся на 2005-2007 годы, было списано с государственного долга области свыше 154 млн. рублей рассроченных централизованных кредитов, что способствовало уменьшению в целом размера государственного долга области.
Через межбюджетные трансферты на места было передано 4 млрд. рублей финансовой помощи, что составило 40,6% расходов областного бюджета.
Как позитивный момент следует отметить и снижение в области кредиторской задолженности в общей сумме, в том числе и по расчетам за коммунальные услуги. Кредиторская задолженность снижена на 206 млн. рублей и в общей сумме расходов консолидированного бюджета области задолженность составляет 2%.
Бюджет 2005 года – это первый бюджет, когда на практике были апробированы положения федеральных законов по монетизации льгот и разграничению полномочий между различными уровнями власти. Отчетный год явился также периодом проведения подготовительных мероприятий к началу реализации закона о местном самоуправлении. И основным проводником этих нововведений являлась бюджетная система. В целом по всем источникам в 2005 году администраторами доходов обеспечено поступлений в бюджет области на сумму 12 млрд. 699 млн. рублей, в том числе доходы без учета финансовой помощи выросли на 31 процентный пункт и составили 7 млрд. 851 млн. Проводимая работа по наполнению доходной части областного и местных бюджетов дала свои результаты – за последние три года (2003-2005) доходы удвоились.
По
темпам их роста по данным на 1 января
2006 года Тамбовская область занимает
3 место в Центральном
Общий
рост поступления собственных
Рост недоимки, которая только за три первых месяца 2006 года выросла в целом по области на 70 млн. рулей (8%), в том числе по региональным налогам и налогам со специальным режимом налогообложения, составляющим немалую часть налоговых доходов области, соответственно на 20 и 19 млн. рублей. Осевшие в недоимке суммы не перечисленного в местные бюджеты единого налога на вмененный доход являлись резервом для пополнения муниципальной казны: в городе Тамбове на 8 млн. рублей, Мичуринске на 1,4 млн. рублей, Моршанске – на 1,2 млн. рублей, в Тамбовском районе – на 2,6 млн. рублей, Моршанском – 1,0 млн. рублей, Петровском – 900 тыс. рублей, Первомайском – 700 тыс. рублей, Бондарском районе – 600 тыс. рублей, Жердевском – 500 тыс. рублей.
В апреле 2006 года Правительство Российской Федерации одобрило Концепцию повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в 2006-2008 годах. Согласно ей в 2006 году должно продолжиться реформирование бюджетного процесса.
2007 год знаменателен как период реализации очередного этапа бюджетной реформы, когда, по – сути, в новой редакции начал действовать Бюджетный кодекс Российской Федерации. Поэтому перед финансистами Тамбовской области стояли две основных задачи: обеспечение финансовыми ресурсами приоритетных направлений заявленной на 2007 год бюджетной политики области, конкретных мероприятий, обозначенных в Сообщении главы администрации области О.И.Бетина, и приведение в соответствие с федеральными нормами регионального бюджетного законодательства. [12,с.5].
Если коротко охарактеризовать итоги, то их следует оценить как положительные. Прежде всего, оценка Министерством финансов Российской Федерации качества управления бюджетным процессом в области простимулирована дополнительной дотацией в сумме более 40 млн. рублей.
В результате ежеквартального обеспечения обязательств в рамках Соглашения с Министерством финансов Российской Федерации бюджету области списан долг перед федеральным бюджетом по рассроченным централизованным кредитам по предприятиям агропромышленного комплекса и потребительской кооперации в сумме 360 млн. рублей.
В 2006 году Тамбовская область приступила к проведению активной долговой политики. В течение года было привлечено банковских кредитов в объеме около 3 млрд. рублей. Все они направлены на капитальные расходы, в том числе 1,0 млрд. рублей направлен на ремонт дорог в городах и районных центрах области.
Начатая четыре года назад работа по выверке и реструктуризации кредиторской задолженности областного и местных бюджетов привела к ее уменьшению до уровня 53 млн. рублей на начало 2008 года, что составляет 0,42 процента к сумме доходов консолидированного бюджета области.
В 2006 году был сделан очень ответственный шаг - переход на среднесрочное планирование. Впервые были разработаны и приняты областной и местные бюджеты на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов. Среднесрочный прогноз социально-экономического развития области и муниципальных образований области стали основой формирования трехлетних бюджетов.
Уже в 2007 году вся эта работа получила оценку международного рейтингового агентства, и области был присвоен долгосрочный и стабильный прогноз.
В консолидированный бюджет области в 2007 году доходов поступило без учета финансовой помощи из федерального бюджета в сумме 12 млрд. 377,6 млн. рублей, что выше уровня 2006 года на 31 процент. В ЦФО это 9-й результат. Впервые за последние 15 лет плановые назначения выполнены по всем источникам, формирующим доходы, как областного бюджета, так и консолидированного бюджета области. Лучших результатов здесь добились Мордовский, Петровский, Уваровский районы, город Котовск. Ниже среднеобластного уровня поступили доходы в Знаменском, Первомайском, Ржаксинском районах, городах Мичуринске, Моршанске, Тамбове.
Общий размер недоимки по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации вырос за 2007 год на 154,5 млн. рублей. На протяжении ряда лет не сокращается задолженность по региональным, местным налогам, по налогам со специальным налоговым режимом. По результатам контрольной работы за 2007 год налоговыми органами доначислено 89,7 процента от уровня 2006 года, по результатам камеральных проверок - 80,2 процента.
По итогам 2007 года в консолидированный бюджет области поступило 806,3 млн. рублей доходов, что в 1,6 раза выше поступлений 2006 года.
Как показал анализ финансирования субвенции за 1 квартал 2008 года, при общем выделении средств областного бюджета в размере 29 процентов, финансирование Инжавинского района составило 42 процента, г.Мичуринска – 38 процентов, Мордовского, Мучкапского, Никифоровского, Уваровского и Умётского районов, города Кирсанов – более 37 процентов. То есть эти территории в лимит субвенции на 2008 год не укладываются.