Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 16:14, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, заключается в том, что в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. Бюджетный дефицит возникает в результате несбалансированности экономики, снижения доходов и резкого роста расходов, вызванных бесхозяйственностью. Рыночная экономика не может ликвидировать дефицит бюджета, если мероприятия, касающиеся стабилизации экономики и выравнивания расходов с доходами, не будут осуществлены; под этим подразумевается жесткий режим экономии средств со стороны всех властных и управленческих структур.
Введение.......................................................................................................3
ГЛАВА 1. Бюджетный дефицит его социально-экономические последствия и способы преодоления....................................................................5
1.1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения...5
1.2. Социально-экономические последствия бюджетного дефицита.....15
1.3. Способы преодоления бюджетного дефицита..................................19
ГЛАВА 2. Бюджетный дефицит в Тамбовской области........................25
2.1. Бюджетный дефицит в период 2000-2010гг......................................25
2.2. Финансирование бюджетного дефицита в 2010г..............................40
2.3. Прогнозы на 2011-2012гг.....................................................................51
Заключение..................................................................................................54
Список используемой литературы............................................................56
В большинстве стран с развитой рыночной экономикой правительство стремится балансировать бюджет в более долгосрочной перспективе - на циклической или функциональной основе. В условиях переходной экономики, когда ситуация в целом менее предсказуема, правительство вынуждено ежегодно балансировать бюджет. Поэтому не случайно в Бюджетном кодексе РФ отмечается, что федеральный, региональный или местный бюджет не могут быть приняты с профицитом или дефицитом, должна осуществляться ежегодная балансировка бюджета. Это, конечно, менее эффективный способ, поскольку он ведет к снижению степени встроенной стабильности экономики, вызывает частые колебания налоговых ставок, снижает инвестиционную активность, а также эффективность распределения доходов. Однако в некоторой степени он оправдан, поскольку в условиях переходной экономики ситуация является менее предсказуемой.
Для того, чтобы определить воздействие бюджетного дефицита на состояние национальной экономики в целом, нужно оценить качество самого дефицита, которое может быть весьма различным [15, с.77].
1.
Дефицит может быть связан
с необходимостью
2.
Дефициты возникают в
3.
Дефицит может отражать
Государство обязано формировать свою бюджетную политику таким образом, чтобы добиться сокращения бюджетного дефицита.
Существование бюджетного дефицита требует постоянного поиска путей его преодоления и, в идеале, сбалансирования доходов и расходов бюджета. Конкретные мера государства в этом направлении могут быть разными, но в результате сводятся к созданию возможностей роста доходов и сокращения расходов бюджета. С этой целью необходимо:
- усовершенствовать налоговую систему, обеспечить оптимальный уровень налоговых изъятий для формирования бюджетов всех уровней и создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности;
- усилить ответственность субъектов ведения хозяйства и их руководителей, в частности личностную имущественную и криминальную, за соблюдение требований налогового законодательства, своевременность и полноту расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами;
- усовершенствовать инструменты привлечения к инвестиционной сфере личных сбережений населения;
- обеспечить финансовую поддержку малого и среднего бизнеса путем разработки и выполнения целевых программ развития малого и среднего предпринимательства;
- внедрить жесткий режим экономии бюджетных средств;
- перейти от бюджетного финансирования к системе предоставления субсидий, субвенций, инвестиционных ссуд субъектам ведения хозяйства;
- внедрить научно обоснованную систему прогнозирования показателей, которые берутся за основу формирования доходов и расходов бюджета, использовать при бюджетном планировании нормативы бюджетной обеспеченности;
- создать благоприятные экономические условия для субъектов хозяйствования путем уменьшения налоговой давки;
- широкое привлечение в страну иностранного капитала;
- сокращение объемов государственного сектора экономики и, соответственно, бюджетного финансирования;
-
снижение расходов на управление и т.п.
ГЛАВА 2. Бюджетный дефицит в Тамбовской области
2.1.
Бюджетный дефицит
в период 2000-2010гг.
Дефицит бюджета Тамбовской области, на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете. Дефицит Тамбовского областного бюджета не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов областного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
На 2000 год был утвежден областной бюджет по расходам в сумме 2196904,2 тыс. рублей и по доходам в сумме 2085333,9 тыс. рублей. Установлен предельный размер дефицита областного бюджета на 2000 год в сумме 111570,3 тыс. рублей или 9,3 процента от собственных доходов областного бюджета. Администрация области была вправе направлять в 2000 году на покрытие дефицита областного бюджета: остатки средств на счетах по учету средств областного бюджета по состоянию на 1 января 2000 года в сумме 5444,0 тыс. рублей; заемные средства федерального бюджета и коммерческих банков в сумме 106126,3 тыс. рублей[7, с.4].
В 2003 году уточненная доходная часть – 6 640 млн. рублей и в ней две составляющие – это собственные доходы 3 023 млн. рублей (45,5%) и 3617 млн. рублей безвозмездные перечисления из федерального бюджета, куда входят субсидии и субвенции на выполнение федеральных законов. Расходы утверждены с превышением доходов почти на 15 процентов и определены в объеме 7 082 млн. рублей. При всех сложностях бюджетного планирования в 2003 году администрация области принимает все меры для того, чтобы прогнозируемые показатели подтвердились фактическими поступлениями.
За 1 полугодие 2003 года в областной бюджет поступило закрепленных доходов на сумму 1438 млн. рублей, что составляет 119% к полугодовому и почти 48% к годовому планам.
И если сравнить главный итог работы по исполнению областного бюджета с соответствующим периодом 2002 года, то можно говорить о реальной положительной динамике: достигнут рост в размере 19,3%, а в сумме он составил 230 млн. рублей.
Последние цифры давались труднее всего: шла налоговая реформа, главной целью которой являлось снижение налогового бремени, уменьшались налоговые ставки, отменялись отдельные виды налогов и в большей мере выпадающие доходы ложились на региональные бюджеты. Обеспечить рост можно было только за счет расширения налогооблагаемой базы и улучшения администрирования, т.е. увеличения собираемости налогов.
За счет этих факторов в первом полугодии 2003 года, в счет ликвидации дефицита областного бюджета администрация Тамбовской области обеспечила более 200 млн. рублей[9,с.7].
Собственные доходы были исполнены практически по всем видам налоговых и неналоговых платежей: налогу на прибыль организаций исполнение составило 140%, налогу на доходы физических лиц – 115% , налогу с продаж – 109%, налогу на имущество предприятий – 134%. Три источника: налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и акцизы определяли более 80% собственных доходов областного бюджета. По налогу на прибыль ситуация сложилась неоднозначная, стабильным налог назвать было нельзя в силу представившейся возможности налогоплательщикам относить на затраты все документально подтвержденные расходы. Тем не менее, в 1 полугодии более 40 млн. рублей ежемесячно платежей поступало.
Обязательства федерального бюджета по причитающимся дотациям, субвенциям и субсидиям на протяжении последних 3-х лет (с 2000-по 2003гг) исполнялись в полном объеме и главная дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности в 1 полугодии 2003 года поступила на 200 млн. рублей больше, чем в 2002, составив 1,5 млрд. рублей.
Таким образом, общие доходы областного бюджета за первые 6 месяцев 2003 года составили 3561 млн. рублей, что позволило в полном объеме профинансировать предусмотренные на отчетный период расходы.
Расходная часть областного бюджета за январь-июнь 2003 года исполнена в объеме 3422 млн. рублей или на 95% к полугодовым и 48% к годовым назначениям.
В функциональной структуре расходов областного бюджета главное и первое место – 47% занимают расходы по финансовой помощи местным бюджетам – 1,6 млрд. рублей. Это, прежде всего субвенции на заработную плату – 1,3 млрд. рублей, которые с прямыми расходами на оплату труда областного бюджета составили 1,5 млрд. рублей, т.е. более 40% всех расходов.
В первом полугодии 2003 года за счет средств областного бюджета произведено частичное погашение четырехлетнего беспроцентного кредита за поставленное медицинское оборудование для Тамбовской областной больницы на сумму 6,8 млн. рублей, что составляет 100 процентов от предусмотренных на данные цели ассигнований.
На проведение мероприятий областных целевых программ здравоохранения направлено 33,8 млн. рублей (92,1 процента от назначений 1 полугодия).
Расходы на финансирование строительства являлись в областном бюджете также весомой статьей. Положительным результатом исполнения в отчетном периоде явилось не только строительство крайне необходимых объектов газификации, ЖКХ, школ, больниц, но и расчеты по ранее взятым кредитам. Из 250 млн. рублей – 120 млн. рублей составили расходы по погашению кредитов, полученных еще в 2001 году.
На финансирование системы образования в 2003 году за счет средств областного бюджета направлено 103,2 млн. рублей или 91,0 процент от назначений 1 полугодия (по сравнению с соответствующим периодом 2002 года расходы увеличились в 1,2 раза).
По сравнению с 2002 годом наблюдался рост расходов на питание детей дошкольного возраста, учащихся школ и воспитанников интернатных учреждений как в целом по области (на 8,2 млн. рублей или в 1,2 раза), так и по областному бюджету (на 5,4 млн. рублей или в 2 раза).
Характеризуя итоги исполнения бюджета области 2004 с начала года, то можно оценить их как положительные. Собственных доходов областного бюджета за 9 месяцев собрано 3,3 млрд. рублей с ростом к уровню прошлого года в 147%, консолидированного бюджета –4,2 млрд.рублей, или 140 % к уровню 9 месяцев 2003 года.
Расходы областного бюджета профинансированы в соответствии с утвержденными лимитами, в суммарном объеме они составили 5,8 млрд.рублей.
В 2004 году Министерство финансов России перестроило свои подходы в оказании регионам финансовой помощи. Даже в период выплаты отпускных работникам образования, когда нагрузка на бюджеты регионов возрастала вдвое, бюджетные ссуды территориям не выдавались. Вместо них производились авансовые перечисления дотации в пределах одного квартала.
Надежным и эффективным инструментом в решении проблем своевременного финансирования плановых расходов областного бюджета зарекомендовал себя механизм Единого казначейского счета, использование которого на областном уровне позволило сгладить пики сезонных выплат.
А главным образом выполнение лимитов бюджетных обязательств обеспечивалось за счет опережающего роста поступлений основных доходных источников: налога на прибыль, акцизов, налога на имущество организаций. По предварительной оценке с выполнением бюджетных назначений по собственным доходам справились все районы и города. Со значительным приростом к уровню прошлого года исполнили собственные доходы Знаменский, Инжавинский, Мичуринский, Никифоровский районы, города: Кирсанов, Моршанск, Рассказово, Тамбов[10,с.7].
.
Отчисления по доходному источнику - налогу на доходы физических лиц, имеют только 10 территорий, но уже с 2005 года он передается бюджетам всех территорий по дифференцированным нормативам. А с 2006 года Бюджетный кодекс четко прописывает единые нормативы налога на доходы физических лиц, которые должны поступать каждому муниципальному образованию: городским округам в размере 30%, муниципальным районам – 20%, поселениям – 10%.
Списки должников по налогу, которые представляются Управлением по налогам и сборам по Тамбовской области, содержат выборочную информацию и только об одном проценте налоговых агентов (сведения предоставляются по 100 налоговым агентам из состоящих на учете на 1 октября 2004 года 8,5 тысяч).
Значительными резервами для увеличения доходов субфедеральных бюджетов назвал Министр финансов А.Л.Кудрин налоги на малый бизнес, представляя проект федерального бюджета на 2005 год. Отчисления от этих налогов в местные бюджеты составляют 45%, с 2005 года единый налог на вмененный доход передается им в полном объеме – в размере 90%. За последние годы налоговая нагрузка на малый и средний бизнес снижена, что должно сопровождаться адекватным ростом поступления налогов.
В Тамбовской области в 2004 году ситуация была несколько иная.