Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 16:14, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, заключается в том, что в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. Бюджетный дефицит возникает в результате несбалансированности экономики, снижения доходов и резкого роста расходов, вызванных бесхозяйственностью. Рыночная экономика не может ликвидировать дефицит бюджета, если мероприятия, касающиеся стабилизации экономики и выравнивания расходов с доходами, не будут осуществлены; под этим подразумевается жесткий режим экономии средств со стороны всех властных и управленческих структур.
Введение.......................................................................................................3
ГЛАВА 1. Бюджетный дефицит его социально-экономические последствия и способы преодоления....................................................................5
1.1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения...5
1.2. Социально-экономические последствия бюджетного дефицита.....15
1.3. Способы преодоления бюджетного дефицита..................................19
ГЛАВА 2. Бюджетный дефицит в Тамбовской области........................25
2.1. Бюджетный дефицит в период 2000-2010гг......................................25
2.2. Финансирование бюджетного дефицита в 2010г..............................40
2.3. Прогнозы на 2011-2012гг.....................................................................51
Заключение..................................................................................................54
Список используемой литературы............................................................56
Увеличение объемов рынка, вызванное бюджетным дефицитом, стимулирует экономику также и постольку, поскольку увеличение предпринимательской прибыли вызывает оптимизм производителя, который в свою очередь способствует долгосрочным инвестиционным вложениям (эффект акселератора). В результате возрождается спрос, вызывающий в свою очередь рост занятости населения. Но дефицит не просто стимулирует спрос. Ко всему прочему, если дефицит используется для финансирования таких сфер, как инфраструктура, фундаментальная наука, образование или здравоохранение, то это также в перспективе увеличивает объёмы производства. Таким образом, бюджетный дефицит в определённых случаях может оказаться стимулом для активизации экономических процессов
Бюджеты многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты[52, с.99].
Несбалансированный бюджет может привести к росту государственного долга. Государственный долг - это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране. Увеличивающийся государственный долг является основным последствием дефицитов федерального бюджета.
Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики? Может ли нарастающий государственный долг в какой-то момент привести к банкротству нации? Накладывает ли долг бремя на будущие поколения? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть две составляющие общего государственного долга - внутренний и внешний.
Внутренний долг - долг государства населению страны. То есть, в данном случае основным держателем государственного долга (правительственных облигаций) является само население - государственный долг является одновременно и общественным активом. Погашение государственных облигаций, находящихся у резидентов данной страны, не вызывает никакой утечки покупательной способности для страны в целом. Таким образом, внутренний долг не является средством перемещения экономического бремени с одного поколения на другое. Единственный негативный эффект - увеличение неравенства в доходах за счет перераспределения дохода в пользу держателей государственных облигаций.
Может ли внутренний долг каким-то образом привести к банкротству правительства, лишив его возможности выполнять финансовые обязательства? Ответ - «тоже нет». Во-первых, нужно отметить, нет никаких причин, которые заставляли бы сокращать внутренний долг, не говоря уже о необходимости его полной ликвидации. На практике, как только подходит ежемесячный срок платежа по каким-то частям долга, правительство не изыскивает средства для погашения облигаций, срок выплат по которым наступил, - правительство всего лишь рефинансирует свой долг, то есть продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателем погашаемых облигаций. Кроме этого, правительство может использовать такие рычаги, как налогообложение и эмиссия денег. Увеличение налогов является тем способом, который есть у государства для получения достаточных доходов для выплат процентов по долгу. Банкротство правительства также сложно себе представить хотя бы потому, что оно имеет право печатать деньги, которыми можно оплатить не только проценты по долгу, но и погасить всю сумму долга. Конечно, это будет иметь инфляционный эффект, но зато банкротства правительства точно не будет.
Внешний долг - задолженность государства гражданам или организациям других стран. Такой долг уже является бременем. Эту часть государственного долга экономика страны не должна «сама себе» - выплата процентов и суммы основного долга требует в данном случае передачи части реального выпуска продукции в распоряжение других стран. В данном случае государство может перенести реальное экономическое бремя на плечи будущих поколений, а именно - оставит будущим поколениям меньшие по размерам основные производственные фонды.
Это связано с так называемым «эффектом вытеснения» частных инвестиций.
«Эффект вытеснения» связан с методами покрытия бюджетного дефицита. Основными методами является эмиссия кредитных денег и выпуск государственных займов. Что касается эмиссии кредитных денег, то она еще больше усиливает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в сфере экономики и социальных отношений. Выпуск же государственных займов, при определенных условиях, вытесняет часть инвестиций из производственного процесса. Каким образом? Выпуск государственных ценных бумаг свяжет часть денежных средств населения, денежный рынок отреагирует на повышение спроса на деньги ростом процентной ставки. Но их рост сократит инвестиционные возможности частных лиц, вытесняя часть потенциальных инвестиций. А сокращение инвестиций может привести к тому, что последующие поколения унаследуют экономику с уменьшенным производственным потенциалом [38,с.34].
Однако надо отметить, что «эффект вытеснения» становится значительным и разрушительным только при высоком уровне занятости и ограниченности ресурсов. А вот в экономике с недоиспользованными ресурсами подобная политика в сочетании с соответствующей денежной политикой скорее будет стимулировать, а не вытеснять частные инвестиции.
Рост
процентных ставок имеет, в свою очередь,
следующие последствия. Так, высокий
ссудный процент, установленный в США
в середине 80-х годов, вызвал значительный
отток капиталов из Западной Европы. По
оценкам западных экономистов, в настоящее
время США поглощает до 15% всех накоплений
капиталистического мира. Таким образом,
растет внешний долг США. Плюс к этому
рост спроса на высокодоходные американские
ценные бумаги вызвал рост общемирового
спроса на доллары. Подобный рост международной
ценности доллара оказывает значительное
депрессивное воздействие на экспорт
США: американские товары становятся слишком
дорогими для иностранных покупателей.
Сокращение же чистого экспорта оказывает
сдерживающее воздействие на экономику,
увеличивает уровень безработицы [38,с.45].
1.3.
Способы преодоления
бюджетного дефицита
В западной экономической литературе существует несколько точек зрения по проблеме преодоления бюджетного дефицита. Некоторые экономисты полагают, что растущий дефицит бюджета вытесняет частные накопления, идущие обычно на производственное инвестирование, расширение и обновление основных фондов. Поглощение бюджетными дефицитами инвестиционного капитала ухудшает условия получения средств предпринимателями, ведет к снижению темпов экономического роста, препятствует созданию новых рабочих мест. Последствием этого является замедление рассасывания безработицы.
Другие придерживаются противоположных взглядов, считая, что рост дефицита бюджета смягчает инфляционные процессы. Более того, в начале 80-х гг. существовала и третья точка зрения: ряд экономистов утверждали, что стремительный рост бюджетного дефицита поддерживает высокий уровень номинальных норм процента даже при уменьшении темпов инфляции. В США, например, в начале 90-х гг. он поднялся до ростовщического уровня — 20%; а в конце этого десятилетия составлял 11%, в Великобритании — 13%. Высокий ссудный процент в свою очередь искусственно завышает обменный курс национальной валюты на внешних валютных рынках [26, с.9].
Государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой продолжают оставаться хронически дефицитными. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения, динамично развивающейся экономики с устойчивыми и эффективными международными связями бюджетные дефициты (конечно, в допустимых границах) не рассматривается как крайне отрицательные финансовые показатели. В долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства, хотя справедливо было бы отметить наметившуюся в последнее время тенденцию к сокращению бюджетного дефицита экономически развитых стран.
Очень
часто дефицит рассматривается
как важный инструмент экономической
политики государства, прежде всего
макроэкономического
Высокие
процентные ставки вызывают отрицательный
эффект в валютной области, приводят
к удорожанию товаров за рубежом,
следовательно, ведут к сокращению
производства на экспорт, увеличивают
пассивность торгового баланса,
вызывают негативные последствия на
рынке труда. Экономический урон
в экспортных отраслях тяжело отражается
на банковской системе, приводя к
банкротству некоторых банков[
Тем
не менее, мировой опыт показывает,
что некоторые страны успешно
решают проблему сбалансированности бюджета
государства, его доходов и расходов.
В первую очередь это страны с
развитыми рыночными
Также
необходимо отметить более детальный
подход к изучению бюджетного дефицита
в странах с развитыми
Немного подробнее необходимо остановиться на проблеме так называемого «скрытого дефицита». По оценкам зарубежных специалистов к его появлению приводит неумелое составление бюджета, неверная оценка макропоказателей, используемых при составлении статей доходов, а также использование последних не в полном объеме. В дальнейшем в ходе бюджетного процесса правительство вынуждено производить периодический пересмотр расходной части бюджета, что в конечном итоге приводит к секвестру отдельных статей последнего. В свою очередь совокупность сокращенных статей бюджета приводит к накапливаемому или скрытому дефициту бюджета, а это не что иное, как увеличение государственного долга и соответственно увеличение расходов по его обслуживанию, и как следствие, увеличение реального дефицита бюджета страны. Опыта передовых стран показывает, что нельзя не учитывать в качестве внутреннего государственного долга задолженность государства перед своими гражданами по выплате пенсий и заработной платы работников бюджетной сферы. Такие задолженности есть не что иное, как увеличение расходной части бюджета и естественно должны увеличивать реальный бюджетный дефицит [19, с. 95].
Как
показывает мировой опыт, бюджетный
дефицит является проблемой международной
и присутствует в бюджетах всех стран
с развитыми рыночными
В
большинстве развитых стран широкое
распространение в практике государственного
регулирования экономики
При
этом большая роль отводится «встроенным
стабилизаторам» (прогрессивная система
налогообложения, трансфертные платежи
государства - социальные выплаты, пособия
по безработице и др.). С их помощью
размер совокупного спроса способен
автоматически снижаться или
расширяться в зависимости от
фазы цикла в противоположном
движению конъюнктуры направлении.
Например, при спаде деловой активности
в результате снижения совокупного
дохода происходит автоматическое сокращение
налоговых поступлений и
В рамках многих современных теорий, в частности теории компенсирующегося бюджета, считается невозможным, да и не нужным добиваться его сбалансированности. Если учитывать, что в современных условиях действуют устойчивые факторы, увеличивающие дефицит бюджета, то необходимо более полно использовать государственный кредит как законный источник доходов бюджета. Именно государственный кредит, по мнению представителей этой теории, способен не только компенсировать разрыв доходов и расходов, но и притянуть на себя излишнюю часть сбережений и инвестировать ее в экономику.