Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 16:14, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, заключается в том, что в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. Бюджетный дефицит возникает в результате несбалансированности экономики, снижения доходов и резкого роста расходов, вызванных бесхозяйственностью. Рыночная экономика не может ликвидировать дефицит бюджета, если мероприятия, касающиеся стабилизации экономики и выравнивания расходов с доходами, не будут осуществлены; под этим подразумевается жесткий режим экономии средств со стороны всех властных и управленческих структур.
Введение.......................................................................................................3
ГЛАВА 1. Бюджетный дефицит его социально-экономические последствия и способы преодоления....................................................................5
1.1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения...5
1.2. Социально-экономические последствия бюджетного дефицита.....15
1.3. Способы преодоления бюджетного дефицита..................................19
ГЛАВА 2. Бюджетный дефицит в Тамбовской области........................25
2.1. Бюджетный дефицит в период 2000-2010гг......................................25
2.2. Финансирование бюджетного дефицита в 2010г..............................40
2.3. Прогнозы на 2011-2012гг.....................................................................51
Заключение..................................................................................................54
Список используемой литературы............................................................56
В 2010 году в ходе исполнения расходной части бюджета особое внимание уделялось оптимизации бюджетных расходов при сохранении уровня финансового обеспечения функционирования учреждений бюджетной сферы и городского хозяйства, инвестиционной деятельности и других важнейших направлений, а также безусловному выполнению принятых ранее долговых обязательств.
Обеспечено своевременное и полное финансирование расходов социального характера, расходов по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, городского хозяйства, тепло-энергетическим ресурсам.
На выплату зарплаты в 2010 году было направлено 1 571,1 млн. рублей; на оплату поставщикам коммунальных услуг – 279,8 млн. рублей; на социальные выплаты – 660,2 млн. рублей; на капитальный ремонт жилого фонда 162,1 млн. рублей; на благоустройство города – 954,2 млн. рублей. Муниципальный долг по состоянию на 01.01.2011 составил 889,4 млн.рублей, или 35.9% к объему доходов без учета финансовой помощи.
Внутренние заимствования в 2010 году осуществлялись в соответствии с утвержденной решением городской Думы программой муниципальных заимствований, которые были направлены на погашение муниципального долга в сумме 349,0 млн. рублей и 200,0 млн. рублей - на покрытие дефицита бюджета.
Впервые в 2010 году из федерального бюджета выделялись ресурсы на капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования административных центров субъектов Федерации. Город Тамбов получил свыше 270 млн.рублей. В 2010 году была продолжена реализация антикризисных мер. На реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, почти 440 млн. рублей, на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники - 73 млн. рублей. Помимо этого, в рамках деятельности Государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства получено свыше 460 млн. рублей средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из ветхого и аварийного жилья.
Своевременной оказалась помощь центра на ликвидацию последствий засухи. Области выделялись ресурсы в виде дотации на обеспечение сбалансированности и в виде бюджетного кредита. Кроме того, в процессе исполнения областного бюджета администрация области смогла привлечь бюджетные кредиты на частичное покрытие дефицита бюджета, на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, а также на строительство инженерной инфраструктуры в микрорайоне «Московский».
Всего,
таким образом, за счет всех перечисленных
источников, а также за счёт поднятия
планки бюджетных назначений по собственным
доходам бюджетные
Расходы консолидированного бюджета составили за 2010 год 33 млрд. 273,4 млн. рублей (с ростом к 2009 году на 10%). Расходная часть областного бюджета исполнена в сумме 27 млрд. 432,9 млн. рублей с дефицитом почти 860 млн. рублей. Но источниками его финансирования явились переходящие остатки средств и бюджетные кредиты.
В течение всего 2010 года обеспечивались реальным финансированием все социальные льготы и меры социальной поддержки различным категориям граждан. Расходы на социальное обеспечение составили в целом по области 5,2 млрд. рублей, это16% всех расходов бюджета.
Таким образом, бюджет области
продолжает сохранять
Следующей особенностью бюджета является достаточно ответственный уровень долговой нагрузки. Все обязательства перед кредиторами, а они составляли более 1 млрд. 390 млн. рублей, областью были выполнены в установленные сроки, а в отдельных случаях кредиты гасились досрочно. Используя возможности единого счета, финансовое управление реально сокращало сроки кредитования, тем самым оптимизировало расходы на обслуживание долга. Всего за отчетный год объем государственного долга уменьшен на 761,6 млн. рублей. В течение прошлого года, следуя рекомендациям Минфина России, кредитные ресурсы привлекались только в целях рефинансирования ранее взятых долговых обязательств[16,с.7].
Таблица 1
Сведения об использовании администрацией города,
подведомственными администрации города организациями выделяемых бюджетных средств за 2010 год
руб.коп.
Наименование показателя | Код расхода по бюджетной классификации | Утверждено бюджетных назначений | Исполнено |
1 | 2 | 3 | 4 |
Расходы бюджета - ИТОГО | Х | 5 357 213 183,22 | 5 138 512 943,02 |
Общегосударственные вопросы | 000 0100 0000000 000 000 | 401 067 279,94 | 399 430 482,53 |
Функционирование высшего должностного лица субъекта РФ и муниципального образования | 000 0102 0000000 000 000 | 1 334 100,00 | 1 334 100,00 |
Функционирование
законодательных органов |
000 0103 0000000 000 000 | 38 080 900,00 | 37 998 460,38 |
Функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, местных администраций | 000 0104 0000000 000 000 | 207 211 270,81 | 206 490 845,89 |
Судебная система | 000 0105 0000000 000 000 | 23 531,00 | |
Обеспечение проведения выборов и референдумов | 000 0107 0000000 000 000 | 11 000 000,00 | 11 000 000,00 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 000 0111 0000000 000 000 | 63 167 338,14 | 62 905 001,36 |
Резервные фонды | 000 0112 0000000 000 000 | 20,00 | |
Другие общегосударственные вопросы | 000 0114 0000000 000 000 | 80 250 119,99 | 79 702 074,90 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 000 0300 0000000 000 000 | 10 442 600,00 | 10 425 074,63 |
Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона | 000 0309 0000000 000 000 | 10 442 600,00 | 10 425 074,63 |
Национальная экономика | 000 0400 0000000 000 000 | 124 596 486,10 | 124 567 418,95 |
Транспорт | 000 0408 0000000 000 000 | 123 106 586,10 | 123 077 555,74 |
Другие вопросы в области национальной экономики | 000 0412 0000000 000 000 | 1 489 900,00 | 1 489 863,21 |
Жилищно – коммунальное хозяйство | 000 0500 0000000 000 000 | 2 038 596 752,77 | 1 915 042 084,55 |
Жилищное хозяйство | 000 0501 0000000 000 000 | 375 805 497,89 | 374 452 246,93 |
Коммунальное хозяйство | 000 0502 0000000 000 000 | 602 987 204,29 | 523 524 900,11 |
Благоустройство | 000 0503 0000000 000 000 | 996 928 450,59 | 954 210 934,17 |
Другие
вопросы в области жилищно- |
000 0505 0000000 00 00 | 62 875 600,00 | 62 854 003,34 |
Охрана окружающей среды | 000 0600 0000000 00 00 | 11 770 000,00 | 11 551 002,14 |
Другие вопросы в области охраны окружающей среды | 000 0605 0000000 000 000 | 11 770 000,00 | 11 551 002,14 |
Образование | 000 0700 0000000 000 000 | 1 554 923 850,46 | 1 550 254 485,25 |
Дошкольное образование | 000 0701 0000000 000 000 | 561 051 013,23 | 561 566 664,94 |
Общее образование | 000 0702 0000000 000 000 | 729 568 863,00 | 724 397 779,84 |
Начальное профессиональное образование | 000 0703 0000000 000 000 | 4 786 730,90 | 4 768 376,46 |
Молодёжная политика и оздоровление детей | 000 0707 0000000 000 000 | 6 733 622,93 | 6 858 831,66 |
Другие вопросы в области образования | 000 0709 0000000 000 000 | 252 783 620,40 | 252 662 832,35 |
Культура, кинематография, средства массовой информации | 000 0800 0000000 000 000 | 81 785 162,99 | 81 338 919,13 |
Культура | 000 0801 0000000 000 000 | 71 263 304,86 | 70 930 546,26 |
Периодическая печать и издательства | 000 0804 0000000 000 000 | 7 836 358,13 | 7 777 090,10 |
Другие вопросы в области культуры кинематографии, средств массовой информации | 000 0806 0000000 000 000 | 2 685 500,00 | 2 631 282,77 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт | 000 0900 0000000 000 000 | 330 659 110,24 | 323 047 527,18 |
Стационарная медицинская помощь | 000 0901 0000000 000 000 | 144 027 532,93 | 137 312 832,47 |
Амбулаторная помощь | 000 0902 0000000 000 000 | 105 232 872,07 | 105 475 341,73 |
Скорая медицинская помощь | 000 0904 0000000 000 000 | 58 595 155,09 | 57 456 746,28 |
Физическая культура и спорт | 000 0908 0000000 000 000 | 22 803 550,15 | 22 802 606,70 |
Социальная политика | 000 1000 0000000 000 000 | 800 509 540,72 | 719 993 548,66 |
Пенсионное обеспечение | 000 1001 0000000 000 000 | 404 000,00 | 403 920,00 |
Социальное обеспечение населения | 000 1003 0000000 000 000 | 707 992 194,18 | 627 533 198,21 |
Охрана семьи и детства | 000 1004 0000000 000 000 | 29 472 347,01 | 29 438 647,01 |
Другие вопросы в области социальной политики | 000 1006 0000000 000 000 | 4 971 900,00 | 4 971 807,80 |
Межбюджетные трансферты | 000 1100 0000000 000 000 | 2 862 400,00 | 2 862 400,00 |
Результат исполнения бюджета (дефицит”--”,профицит “+”) | Х | -294 643 479,22 | -124 957 356,12 |
2.3.
Прогнозы на 2011- 2012 годы
Программа Правительства
Российской Федерации по повышению
эффективности бюджетных
В соответствии с этим документами органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано разработать и реализовать аналогичные региональные и муниципальные программы.
В настоящее время финансовое управление Тамбовской области заканчивает разработку программы на 2011-2013 годах по следующим направлениям:
а) обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы области;
б)
совершенствование системы
в) совершенствование доли расходов, осуществляемых программно-целевым методом;
г) развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг;
д) повышение эффективности распределения бюджетных средств;
е)
оптимизация функций
ж) реализация мероприятий по сокращению бюджетных расходов на исполнение отдельных расходных обязательств;
з) развитие информационной системы управления государственными (муниципальными) финансами.
В течение 2010 года ход исполнения областного бюджета трижды рассматривался в областной Думе и депутатами были даны соответствующие рекомендации, которые касались, прежде всего, повышения собираемости доходов областного бюджета, сокращению государственного долга Тамбовской области, недопущению образования просроченной кредиторской задолженности. В основном все рекомендации администрация области выполнила. По требованию бюджетного законодательства обязательным при рассмотрении проекта закона об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год является проведение внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета органом финансового контроля, образованным законодательным органом государственной власти субъекта РФ. Контрольно-счетная комиссия областной Думы в своем заключении подтвердила достоверность представленных данных в отчете об исполнении областного бюджета за 2010 год.
В
законе «Об областном бюджете на 2010 год
и на плановый период
2011 и 2012 годов» Принят Тамбовской областной
Думой 27 ноября 2009 года определены основные
прогнозы на 2011- 2012 годы. Верхний предел
государственного внутреннего долга Тамбовской
области определен на 1 января 2011 года
в сумме 6 828 521,4 тыс. рублей, в том числе
по государственным гарантиям Тамбовской
области в сумме 4 145 889,7 тыс. рублей. Прогнозируемый
дефицит областного бюджета в сумме 544
527,5 тыс. рублей.
Прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета на 2011 год в сумме 20 280 444,1 тыс. рублей, в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, в сумме 9 167 587,9 тыс. рублей и на 2012 год в сумме 21 056 671,2 тыс. рублей, в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, в сумме 9 167 587,9 тыс. рублей. Общий объем расходов областного бюджета на 2011 год в сумме 20 742 682,6 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 545 400,0 тыс. рублей, и на 2012 год в сумме 21 496 445,8 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 1 134 000,0 тыс. рублей. Верхний предел государственного внутреннего долга Тамбовской области на 1 января 2012 года в сумме 6 496 021,4 тыс. рублей, в том числе по государственным гарантиям Тамбовской области в сумме 3 813 389,7 тыс. рублей, и на 1 января 2013 года в сумме 5 169 336,4 тыс. рублей, в том числе по государственным гарантиям Тамбовской области в сумме 2 486 704,7 тыс. рублей. Прогнозируемый дефицит областного бюджета на 2011 год в сумме 462 238,5 тыс. рублей и на 2012 год в сумме 439 774,6 тыс. рублей[16,с.4].
Заключение
Работа над курсовой позволила сделать следующие выводы:
-
дефицит бюджета означает
-
дефицит бюджета возникает на
основе действия различных
- общеизвестный фактор дефицита бюджета является ни чем иным, как невозможностью государства обеспечивать наполнение бюджета необходимыми доходами, вторым фактором бюджетного дефицита является непомерный рост расходов без учета финансовых возможностей, третьим фактором дефицита бюджета, являются инфляционные процессы;
- дефицит государственного бюджета опасен тем, что он практически всегда приводит к инфляции;
- несбалансированный бюджет может привести к росту государственного долга;
-
к путям преодоления