Бюджетный дефицит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 16:14, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, заключается в том, что в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. Бюджетный дефицит возникает в результате несбалансированности экономики, снижения доходов и резкого роста расходов, вызванных бесхозяйственностью. Рыночная экономика не может ликвидировать дефицит бюджета, если мероприятия, касающиеся стабилизации экономики и выравнивания расходов с доходами, не будут осуществлены; под этим подразумевается жесткий режим экономии средств со стороны всех властных и управленческих структур.

Содержание

Введение.......................................................................................................3

ГЛАВА 1. Бюджетный дефицит его социально-экономические последствия и способы преодоления....................................................................5

1.1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения...5

1.2. Социально-экономические последствия бюджетного дефицита.....15

1.3. Способы преодоления бюджетного дефицита..................................19

ГЛАВА 2. Бюджетный дефицит в Тамбовской области........................25

2.1. Бюджетный дефицит в период 2000-2010гг......................................25

2.2. Финансирование бюджетного дефицита в 2010г..............................40

2.3. Прогнозы на 2011-2012гг.....................................................................51

Заключение..................................................................................................54

Список используемой литературы............................................................56

Работа состоит из  1 файл

Бюджетный диффецит курсовая.docx

— 118.26 Кб (Скачать документ)

     При реализации бюджетной политики 2007-2008 гг. органам местного самоуправления предусматривался такой вид помощи из областного бюджета, как софинансирование социальных расходов. Однако некоторые муниципальные   образования используют его для вывода своих средств из источников финансирования. Объем расходов за счет собственных средств (и дотаций из областного бюджета), направленный муниципальными образованиями в 2007 году на здравоохранение, снижен по сравнению с 2006 годом: Мордовским районом – на 6,2 млн. рублей (почти на 30 процентов), Инжавинским районом – на 2,9 млн. рублей или 12,5 процента, Никифоровским районом – на 2,2 млн. рублей или 14,5 процента, а также Уваровским, Кирсановским, Мучкапским, Сосновским и Гавриловским районами[13,с.4].

     Объем кредиторской задолженности составил на начало 2008 года 52,7 млн. рублей, за отчетный год он был снижен почти в 2 раза. Финансовое управление заявило в администрацию Президента о полном погашении долгов в 2009 году.

     Финансисты  Тамбовской области в непростом 2009 году свою профессиональную деятельность сконцентрировали на выполнении задач  по следующим основным направлениям:

     - максимальная мобилизация доходов в областной и местные бюджеты;

    -   сокращение льгот по региональным и местным налогам;

    - обеспечение исполнения расходной части консолидированного бюджета области с учетом ее корректировки по консервативному сценарию развития экономики и необходимости проведения оптимизации расходных обязательств, безусловное исполнение принятых социальных обязательств;

    - выверка и реструктуризация просроченной кредиторской задолженности областного и местных бюджетов в целях недопущения ее дальнейшего роста в процессе исполнения бюджета и полного погашения на конец 2009 года;

    - оптимизация расходов на содержание органов государственной власти и органов местного самоуправления;

    - увеличение доли расходов бюджета, формируемых с использованием программно-целевого метода;

    - снижение размера государственного долга области.

     Достигнутые показатели исполнения консолидированного бюджета области за 2009 год говорят о том, что главные задачи в основном удалось выполнить. Прежде всего, реализация комплекса антикризисных мер в области позволила сохранить положительные показатели ее социально-экономического развития. За 2009 год индекс промышленного производства составил 100,8 %. На развитие экономики и социальной сферы организациями всех форм собственности инвестировано в основной капитал около 47 млрд руб., что на 3 % больше, чем в 2008 году[15,с.2].

     В 2009 году начисленная номинальная  заработная плата достигла 11 600 руб. Увеличение по сравнению с аналогичным периодом 2008 года составило 12,7 %.

     Общий объем доходов в 2009 году увеличился на 22,6 %, достигнув 30 799 млн руб. Рост поступлений налоговых и неналоговых доходов с учетом возврата в федеральный бюджет неиспользованной суммы субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан составил 9,5 %. Предусмотренные бюджетом расходы исполнены в полном объеме. Не было допущено задержек в выполнении социальных обязательств. Заработная плата работникам бюджетных учреждений выплачивалась вовремя. Была продолжена работа по урегулированию просроченной кредиторской задолженности, которая на начало года составила 207,8 млн руб. В результате на 1 января 2010 года удалось ее полностью ликвидировать. Предметная работа проводилась и по оптимизации расходов на содержание органов государственной власти и муниципального управления. За счет укрупнения поселений, перевода муниципальных служащих отделов социальной защиты администраций районов и городов в соответствующие госучреждения, а также прямого сокращения штатной численности государственных и муниципальных служащих управленческие расходы в прошлом году составили 98 % от кассовых расходов 2008 года.

     Жесткое управление государственным долгом — одна из наиболее важных задач, стоящих  перед финансовым управлением Тамбовской области. Надо отметить, что область  вступила в кризисный 2009 год с  достаточно серьезной долговой нагрузкой. По областному бюджету на 1 января 2009 года долги составили 7,2 млрд руб., или 79 % от доходов без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Тамбовская область принимала активное участие во многих федеральных программах и проектах, требующих софинансирования со стороны субъектов РФ, и вынуждена была проводить активную долговую политику. В этот период для обеспечения бюджетных программ инвестиционного характера областной бюджет формировался и исполнялся с дефицитом. Причем из возможных источников его финансирования наиболее эффективными были кредиты коммерческих банков. Используя возможности единого счета, финансовое управление имело реальную возможность для сокращения сроков кредитования и, следовательно, оптимизации расходов на обслуживание долга. Их удельный вес составлял в 2008 — 2009 годах всего 0,4 % и 0,9 % соответственно от объема расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ.

     В структуре внутреннего долга  наибольший удельный вес по-прежнему занимает задолженность по ссудам, полученным из федерального бюджета  – 627,4 млн. рублей (85,9 процента). Это рабочий инструмент и источник финансирования дефицита бюджета.

       В 2010 году аномальные природные условия, их последствия и преодоление возникших трудностей стали теми факторами влияющими на бюджетную политику. Но прозрачная и публичная система общественных финансов  региона позволила консолидированному бюджету области выдержать последствия экономических колебаний. Исполнение доходов консолидированного бюджета области составило более 32 млрд., или почти 105% к 2009 году. Абсолютная сумма роста - 1 млрд. 425 млн. рублей. Областной бюджет исполнен на 100,6% к уточненным назначениям и на 103% к 2009 году. 

     2.2. Финансирование бюджетного  дефицита на 2010 год 

     За 2010 год в консолидированный бюджет Тамбовской области поступило налоговых  и неналоговых доходов в сумме 17 млрд. 400 млн. рублей. Уточненные плановые назначения выполнены почти на 104%, сверх плана в консолидированный бюджет области поступило свыше 620 млн. рублей. Обеспечена положительная динамика поступления по собственным доходам: в 2010 году их прирост составил 14,5%, а в абсолютной величине это 2 млрд. 200 млн. рублей. По динамике  поступлений налоговых и неналоговых доходов за 2009-2010 годы Тамбовская область вышла на 2-е место среди субъектов Центрального Федерального округа.  

     За  счёт этого фактора в прошлом  году уровень дотационности снизился на 5 п.п. Но объём безвозмездных поступлений в бюджете области остаётся достаточно значимым. Общая сумма дотаций, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов составила свыше 15 млрд. рублей.

     Тамбовская  область, не отличаясь сверхдоходами, сумела войти на условиях софинансирования во многие федеральные программы и национальные приоритетные проекты, право на участие в которых сумела доказать. По таким направлениям, как государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, строительство объектов государственной собственности субъектов РФ привлечено 670 млн. рублей. На реализацию национальных проектов «Образование», «Здоровье», «Доступное  жилье - гражданам России» поступило 773,4 млн. рублей субсидий из федерального бюджета, на государственную программу развития сельского хозяйства – более полутора миллиардов рублей. Впервые в 2010 году из федерального бюджета выделялись ресурсы на капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования административных центров субъектов Федерации.

     Доходная  часть бюджета г. Тамбов за 2010 год составила 5 140 млн. рублей, и превысила уровень доходов 2009 года на 13%. Общая сумма расходов городского бюджета составила 5 139 млн. рублей, что выше прошлогоднего уровня на 9%. Дефицит городского бюджета при утвержденном размере в 294,6 млн. рублей фактически составил 125,0 млн. рублей или 5,0% от собственных доходов городского бюджета при предельном уровне, установленным Бюджетным кодексом в размере 10%.

     Разница между 5140млн. руб.-2479,6млн.руб. - это доходы городского бюджета по субсидиям и субвенциям бюджетов вышестоящего уровня.

     Бюджет  города за 2010 год по собственным налоговым и неналоговым доходам исполнен в сумме 2 479,6 млн. рублей. По сравнению с 2009 годом поступления возросли на 320,7 млн. рублей, или на 14,9 %. Уточненные бюджетные назначения 2010 года исполнены на 100,8 %.

     По  налоговым платежам, которые составляют 64,9 % собственных доходов городского бюджета, бюджетные назначения выполнены  на 101,3 %, а прирост к уровню прошлого года составил 27 %, или 342 млн. рублей. Наибольший рост по отношению к 2009 году достигнут по:

     - земельному налогу – на 83 %, или  на 158 млн. рублей;

     - налогу на имущество физических  лиц – на 26 % или на 11,6 млн. рублей.

     Положительную роль в существенном росте поступлений  указанных налогов сыграло принятие в 2009 году городской Думой ставок налога, разработанных и предложенных специалистами комитета финансов. С  целью дальнейшего повышения  роли земельного налога в доходной базе городского бюджета в 2010 году был  подготовлен проект решения Тамбовской городской Думы, предусматривающий  рост размеров ставок земельного налога по отдельным категориям земельных  участков и на очередной налоговый  период. Соответствующее решение  принято Тамбовской городской Думой  и вступило в силу с 01.01.2011.

     По  единому налогу на вмененный доход  рост поступлений составил 12,8 % или 27,4 млн.руб., что частично связано с ростом значения коэффициента – дефлятора К1, установленного приказом Минэкономразвития России на 2010 год. Определенный положительный результат, повлиявший на прирост поступлений, дала и совместная деятельность, осуществляемая органами администрации города и инспекцией ФНС России по г.Тамбову в рамках реализации Плана совместных мероприятий, разработчиком и координатором которого выступает комитет финансов, а также в рамках исполнения постановления главы администрации города Тамбова от 30.06.2008 № 4694 «Об упорядочении учета физических показателей, характеризующих отдельные виды предпринимательской деятельности, подпадающие под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход», которое, к сожалению, отменено в январе 2011 года по инициативе правового управления.

     По  налогу на доходы физических лиц поступления  возросли на 11 % или на 85,6 млн.руб., что свидетельствует о постепенной нормализации ситуации в городе, сложившейся в конце 2008 года, связанной с экономическим кризисом. Определенный прирост поступлений дала проведенная совместная с налоговым органом работа по легализации заработной платы, а также работа, направленная на привлечение к уплате налога иногородних организаций, осуществляющих деятельность на территории города Тамбова. Экономический эффект от проведения мероприятий составил 7,3 млн.рублей.

     По  неналоговым доходам, составляющим, без учета доходов от оказания платных услуг, 26,9 % собственных доходов, уточненные годовые бюджетные назначения выполнены на 100 %, однако, к сожалению, первоначальные – всего на 85,9 %. По отношению к уровню 2009 года наблюдается снижение поступлений на 21,2 млн.руб. или на 2,4 %.

     Такая ситуация сложилась, в первую очередь, в связи с существенным снижением  поступлений доходов от продажи  муниципального имущества и земли  – на 32 % или на 118,5 млн.рублей. Учитывая уменьшение числа объектов, которые могут быть проданы, снижение поступлений по доходам от реализации муниципального имущества ожидается и в последующие годы.

     По  другим неналоговым доходам наблюдается  рост поступлений:

     - по доходам от использования  муниципального имущества и земли  – на 12,5 % или на 38,8 млн. рублей;

     - по штрафным санкциям – на 25 % или на 11,4 млн. рублей;

     - по плате за негативное воздействие  на окружающую среду – на 16,5 % или на 2 млн. рублей.

     По  доходам от оказания платных услуг  и иной приносящей доход деятельности, составляющим 8,2 % собственных доходов, объемы поступлений 2010 года по сравнению  с 2009 годом увеличились почти  на 30 % или на 46,8 млн. рублей. В целях получения дополнительных доходов специалистами комитета в прошедшем году рассмотрено и согласовано 23 проекта постановлений по утверждению тарифов на оказание бюджетными учреждениями платных услуг.

     Наиболее  значимый экономический эффект в 2010 году, как и в прежние годы, получен в результате деятельности комиссии по укреплению налоговой и  бюджетной дисциплины. В 2010 году проведено 12 заседаний комиссии, на которых рассмотрено состояние платежной дисциплины 177 недоимщиков, что больше по отношению к предыдущему году на 60 субъектов. В результате проведенной комиссией работы погашена недоимка в консолидированный бюджет Тамбовской области на сумму 66 млн. рублей, что больше по сравнению с 2009 годом на 8,4 млн. рублей или на 14,5 %. На городской бюджет приходится более половины учтенной суммы или 34 млн. рублей.

     Учитывая  результативность проводимых мероприятий, комитетом финансов разработана  аналогичная Программа на 2011 – 2012 годы, которая утверждена постановлением администрации города от 17.12.2010 № 10938.

     Бюджет  городского округа - город Тамбов за 2010 год по расходам исполнен в сумме 5 138,5 млн. рублей, в том числе 1 041,0 млн. рублей - бюджетные инвестиции, связанные с увеличением стоимости основных средств. По сравнению с 2009 годом объем расходов возрос на 424,5 млн. рублей, или на 9,0 %, при этом по капиталовложениям рост составил 228,0 млн. рублей, или 28,0 %. Наибольшая доля расходов – (37,3%) приходится на жилищно-коммунальное хозяйство, здесь же сосредоточена основная доля капиталовложений (около 68%). Расходы на образование составили 30,2% от общей суммы расходов, на социальную политику – 14,0%, на общегосударственные вопросы – 7,8%, на здравоохранение, физкультуру и спорт – 6,3%.

Информация о работе Бюджетный дефицит