Финансовый менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:11, дипломная работа

Описание

В условиях рыночной экономики финансовый менеджмент является наиболее сложной и приоритетной задачей, стоящей перед управленческим персоналом любой компании независимо от сферы и масштабов ее деятельности, так как при повышении степени свободы в манипулировании финансовыми ресурсами повышается и значимость эффективного управления ими. Можно с абсолютной уверенностью утверждать, что в рыночной системе хозяйствования главным критерием эффективности работы экономических субъектов является именно финансовые результаты их деятельности, устойчивые и положительные значения которых могут быть достигнуты только при высоком профессиональном уровне их финансового менеджмента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
ГЛАВА I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.1. Теоретические аспекты финансового менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.2. Методологические особенности и функции финансового
менеджмента . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
ГЛАВА II. МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ПРИНЦИПЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ. . . . . . . . . . . . 26
2.1. Международные аспекты финансового менеджмента . . . . . .. . . . . . . . . .26
2.2. Принципы организации финансового менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . 31
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ..39
3.1. Роль финансового менеджмента и государственное регулирование
финансово-кредитной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
3.2. Перспективные мероприятия по совершенствованию финансового
менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. .

Работа состоит из  1 файл

фин менеджмент.doc

— 254.00 Кб (Скачать документ)

        •  сформировалась  эффективная  система  правовых  институтов  и  рыночная  инфраструктура;

        •  возникла  развитая  система   национальных  и  международных   фондовых  рынков  и  финансовых  посредников.

      Таким  образом,  зарубежная  школа  финансового  менеджмента  стала  складываться  в  начале  ХХ  в.  в  связи  с  развитием  корпоративной  формы  собственности,  усилением  роли  финансового  капитала  и  формированием  фондового  рынка.  Именно  в  это  время  управление  капиталом  становится  отдельной  функцией  и организационно  обособляется  в структуре компаний.

      Современная прикладная наука финансового  менеджмента  предприятия сложилась в результате  эволюции  экономической науки в целом,  теории  финансов,  управления,  бухгалтерского  учёта и анализа.

      Настоящее  развитие  теория  финансового  менеджмента  получила  после  Второй  Мировой  войны,  когда  сформировалась  система  мировых  фондовых  рынков,  связанных  между  собой  глобальными  компьютерными  сетями.  В  1950-1960-е  гг.  была  создана,  по  мнению  западных  учёных,  “сердцевина”  этой  науки  -  теории  портфеля  и структуры капитала.

      Теория  портфеля.  Одно  из  правил  работы  с  финансовыми  инструментам  гласит,  что  нельзя  вкладывать  все  средства  в  активы  одного  вида. Оно опирается на  концепции дохода  и риска и реализуется в теории  инвестиционного портфеля.  Под инвестиционным  портфелем принято понимать  некую совокупность  ценных  бумаг,  принадлежащую физическому или юридическому  лицу  и выступающую  как  целостный  объект  управления.

      Структура  портфеля  выражает  определённое  сочетание  интересов  эмитентов  и  инвесторов,  а  также  консолидирует  риски  по  отдельным  видам  ценных  бумаг.

      Смысл  формирования  портфеля  состоит  в  максимизации  благосостояния  акционеров  путём  улучшения  условий  инвестирования,  т.е  придания  инвестиционному  процессу  характеристик,  которые  не  достижимы  при  вложении  средств  в  ценные  бумаги  одного  вида.  Состав  и  структуру  портфеля ставят  в  зависимость  от  целей  инвесторов  и  их  предпочтений.  Оптимальным  считается  портфель,  включающий  до  15  видов  ценных  бумаг.  Излишняя  диверсификация  может  привести  к  снижению  качества  управления  им.

      Концепция  дисконтирования.  Появление понятий  “неопределённость”  и   “риск”,  не  поддающихся  измерению  и  оценке  с  помощью  традиционных  методов,  потребовало  создания  адекватного  математического  аппарата,  поскольку  практически  все  финансовые  решения  связаны  с  прогнозированием  будущих  поступлений  или  выплат.  Впервые  методика  анализа  дисконтированных  денежных  потоков  была  изложена  Д. Б. Ульямсом  в  работе  “Теория  стоимости  инвестиций”  (1938).  М. Дж. Гордон  в  1960–е  гг.  впервые  применил  этот  метод  в  управлении  финансами  корпораций  для  моделирования  цены  собственного  капитала.

      Концепция  временной  стоимости  денег,  или  дисконтирования,  базируется  на трёх  основных  понятиях:  цена  капитала,  риск  и  инфляция.  При  определении  цены  капитала  в  первую  очередь  предлагается  иcходить  из  оценки  упущенных  возможностей  от  альтернативных  способов  его  вложения.  Степень  риска  инвестиций  оценивается  с  помощью  методов  математической  статистики.  Инфляция  как  макроэкономическое  явление  представляется  в  виде  национальных  индексов.

      Теория  структуры  капитала.  Трактовка  цели  фирмы  как  удовлетворение  интересов  собственников  с  развитием  фондового  рынка  становится  более  конкретной – это  максимизация  цены  акций  или  цены  компании.  Исследования  факторов,  влияющих  на  цену  компании,  привели  нобелевских  лауреатов  Ф. Модильяни  и  М. Миллера  к  выводу  о  том,  что  стоимость  любой  фирмы  определяется  исключительно  её  будущими  доходами  и  не  зависит  от  структуры  капитала.

      Подход  к  структуре  капитала  с  точки  зрения  его  источников  важен  именно  для  принятия  решения  финансовых  решений,  поскольку  позволяет  ответить  на  основные  вопросы  управления  финансами:  откуда получить  и как разместить  финансовые  ресурсы.  Вывод М. Миллера и Ф. Модильяни был сделан  для предприятия,  действующего  в условиях  идеального  рынка капиталов при значительном  количестве  ограничений.  Впоследствии  теория  структуры капитала  усовершенствовалась  и  самими  авторами,  и  их  оппонентами,  однако  и  в  настоящее  время  считается,  что  в  развитии  этого  научного  направления  сделаны  лишь  первые  шаги.

      Теория  агентских  отношений.   Влияние  неоинституционалистской  теории  выразилось  в  том,  что  критерий  экономии  на  трансакционных  издержках  впоследствии  нашел  широкое  применение  при  принятии  решений  о  выборе  оптимальной  организационной  формы  предприятия  и  его  финансовой  структуры  (создании  холдингов,  групп  и  других  корпоративных  структур).  Идея  о  воздействии  общественных  институтов  на  распределение  информации  на  рынке  и  внутри  фирмы  нашла  своё  отражение  и  дальнейшее  развитие  в  другой  основополагающей  области  финансового  менеджмента – теории  агентских  отношений  и  теории  асимметричной  информации,  которые  нацелены  на  разрешение  проблемы  разделения  функций  владения  собственностью  и  контроля.

      Наёмные  менеджеры  (или  агенты),  в  компетенцию  которых  входит  принятие  важных  управленческих  решений,  обладают  большим  объёмом  информации  о  предприятии,  но  далеко  не  всегда  действуют  в  интересах  максимизации  благосостояния  собственников  (или  принципалов).  В  результате  возникают так называемые   “агентские  конфликты”.  Другим  источником  такого  рода  конфликтов  является  дифференциация  интересов собственников и кредиторов.

      Основные  положения  теорий  агентских  отношений  и  асимметричной  информации  были  разработаны  в трудах  Е. Ф. Фама,  М. Джессинга,  У. Меклинга,  посвящённых изучению  форм  и способов  сглаживания конфликтов  в интересах собственников.

      Наиболее  полно  и  подробно  новейшие  теории  финансового  менеджмента   освещены  в зарубежных  учебниках  и  монографиях.  Однако  в  Азербайджане  сегодня  ощущается  недостаток  в  разработках  отечественных  учёных,  которые  знают  особенности  национального  экономического,  политического  и  корпоративного  развития  нашей  страны. 

      В самом  общем  виде  финансового  менеджмента  можно определить  как специфическую область управленческой  деятельности,  связанную с целенаправленной  организацией  денежных  потоков предприятия,  формированием капитала,  денежных  доходов и фондов,  необходимых  для  достижения  стратегических  целей  развития  предприятия.  Объектом  управления  являются  финансовые  отношения,  финансовые  ресурсы  и  их  источники.

     Финансовый  менеджмент  базируется  на  ряде  взаимосвязанных  фундаментальных  концепций,  развитых  в рамках  теории  финансов.

     Основополагающими  являются  следующие:

     1.  Концепция  денежного  потока,  которая  предполагает  идентификацию  денежного  потока,  его  продолжительность  и  вид,  оценку  факторов,  определяющих  величину  его  элементов,  выбор  коэффициента  дисконтирования  и  оценку  риска,  связанного  с  данным  потоком.

     2.  Концепция  временной  оценки  денег,  смысл которой состоит в том,  что денежная  единица,  имеющаяся сегодня и денежная  единица,  ожидаемая к  получению  через  некоторое  время,  не  равноценны.

     Эта  неравноценность  определяется  действием  трёх  основных  причин,  а  именно:  инфляцией,  риском  неполучения  ожидаемой  суммы  и  оборачиваемостью.

     3.  Концепция  компромисса  между  риском  и  доходностью. Получение любого  дохода  в бизнесе связано с определённым  риском.  Связь между этими характеристиками  прямо пропорциональная.  Категория риска используется  в оценке  инвестиционных  проектов,  формировании  инвестиционного портфеля,  выборе  финансовых  инструментов,  принятии  решений  по  структуре  капитала  и  др.

     4.  Концепция  стоимости  капитала.  Обслуживание  того  или иного источника обходится предприятию неодинаково.  Каждый  источник  финансирования  имеет свою  стоимость:  например,  за  банковский  кредит  необходимо  платить  проценты,  за  выпуск  акций – выплачивать  дивиденды  и  т.п.  Количественная  оценка  стоимости  капитала  имеет  важнейшее значение  в  анализе  инвестиционных  проектов  и  выборе альтернативных  вариантов финансирования  деятельности  предприятия.

     5.  Концепция  асимметричной  информации.  Отдельные категории лиц могут владеть информацией,  недоступной всем  участникам  рынка в равной  мере.  В этом  случае  говорят о наличии  асимметричной  информации.  Носителями  такой  информации  чаще  всего  могут  быть  менеджеры  и  отдельные  владельцы  предприятия.  Эта  информация  может  использоваться  ими  различными  способами.

     Асимметричность  информации  способствует  существованию  рынка  капитала,  так  как  каждый  потенциальный  инвестор  имеет  собственное  мнение  по  поводу  соответствия  цены  и  внутренней  стоимости  финансового  инструмента.  Каждый  полагает,  что  именно  он  обладает  некой  информацией,  недоступной  другим  участникам  рынка.  Чем  больше  число  участников  придерживается  такого  мнения,  тем  более  активно  осуществляются  операции  купли–продажи.

     6.  Концепция  агентских   отношений.  По  мере  усложнения  форм  организации бизнес  данная  концепция  становится  всё  актуальней.  Большинству предприятий присущ  разрыв  между функцией  владения  и функцией  управления  и контроля.  Интересы  владельцев  предприятия и его управленческого персонала могут не  совпадать (например,  альтернативное  решение – получение  сиюминутной  прибыли  или  получение  большей  прибыли  в  перспективе).  Чтобы  сгладить  возможные  противоречия  между  участниками  группы,  в  частности,  ограничить  возможность  нежелательных  действий  менеджеров,  владельцы  предприятия  вынуждены  нести  так  называемые  агентские  издержки.  Их  величина  должна  учитываться  при  принятии  решений  финансового  характера.

      7.  Концепция  альтернативных  издержек  (затрат  упущенных  возможностей).  Принятие  любого  решения  финансового  характера  почти  всегда  связано  с  отказом  от  альтернативного  варианта.

      Обычно  решение  принимается  в  результате  сравнения  альтернативных  затрат,  выражаемых  в  виде  абсолютных  или  относительных  показателей.

      Концепция  альтернативных  затрат  играет важную  роль  в  оценке  вариантов  возможного  вложения  капитала,  использования  производственных  мощ6ностей,  выбора  политики  кредитования  покупателей  и  др.

     8.  Концепция  временной   неограниченности  функционирования хозяйствующего  субъекта.  Смысл её  состоит в том,  что предприятие,  однажды возникнув,  будет существовать  вечно.

     Хотя  эта  концепция  достаточно  условна (всё  имеет  начало  и  конец,  например,  в  уставных  документах  может  быть  предусмотрен  срок  функционирования  конкретного  предприятия),  но,  основывая  предприятие,  его  владельцы  обычно  исходят  из  стратегических,  долгосрочных  установок. Эта  концепция  очень  важна.  Она  служит  основной  стабильности  и определённой  предсказуемости динамики  цен на  фондовом  рынке,  даёт  возможность использования фундаменталистского подхода для оценки  финансовых  активов и т.д.      

1.2. Методологические  особенности  и   функции  финансового

                  менеджмента. 

     Финансовый  менеджмент  имеет  ряд  методологических  особенностей.

       Первый  аспект  в  методических  особенностях  финансового менеджмента   тесно  связан  с  определением  сферы  существования финансовых  отношений.

       При таком  расширенном подходе финансовый  менеджмент  определим как составляющую  финансовой политики,  охватывающую всю деятельность по поддержанию баланса в треугольнике  « цели  – ресурсы - люди » и обеспечению достижению  поставленных  целей с использованием  выбранных в  процессе  финансового  маркетинга инструментов  на  определенных  в  процессе маркетинга  сегментах  финансового  рынка.

      Если  же  исходить  из  того,  что  финансовые  отношения   охватывают стадию  распределения   воспроизводственного  процесса,  финансовый  менеджмент  должен  иметь  узкую  трактовку. 

Информация о работе Финансовый менеджмент