Финансовый менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:11, дипломная работа

Описание

В условиях рыночной экономики финансовый менеджмент является наиболее сложной и приоритетной задачей, стоящей перед управленческим персоналом любой компании независимо от сферы и масштабов ее деятельности, так как при повышении степени свободы в манипулировании финансовыми ресурсами повышается и значимость эффективного управления ими. Можно с абсолютной уверенностью утверждать, что в рыночной системе хозяйствования главным критерием эффективности работы экономических субъектов является именно финансовые результаты их деятельности, устойчивые и положительные значения которых могут быть достигнуты только при высоком профессиональном уровне их финансового менеджмента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
ГЛАВА I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.1. Теоретические аспекты финансового менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.2. Методологические особенности и функции финансового
менеджмента . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
ГЛАВА II. МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ПРИНЦИПЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ. . . . . . . . . . . . 26
2.1. Международные аспекты финансового менеджмента . . . . . .. . . . . . . . . .26
2.2. Принципы организации финансового менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . 31
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ..39
3.1. Роль финансового менеджмента и государственное регулирование
финансово-кредитной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
3.2. Перспективные мероприятия по совершенствованию финансового
менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. .

Работа состоит из  1 файл

фин менеджмент.doc

— 254.00 Кб (Скачать документ)

     5.  Валютные  свопы  представляют  собой  обменные  операции  национальными  валютами,  выполняемые  компаниями,  представляющими  разные  страны.  Необходимость  подобных  операций  обусловлена  тем  обстоятельством,  что  в  большинстве  стран  иностранные  компании  могут  получить кредит  в местном банке на  условиях  менее выгодных,  чем местные компании.  Для того  чтобы минимизировать  расходы по  обслуживанию  кредитов,  компании  заключают между собой договор о валютной  свопе,  т.е.  обмене  долгосрочными кредитными  обязательствами  в  одной  валюте  на  равные  обязательства  в  другой  валюте.

     Мы  помянули  о  некоторых  инструментах  финансирования  деятельности  компании  в  международном  контексте,  однако  основным,  конечно,  является  выход  компании  со  своими  ценными  бумагами  на  фондовые  биржи  мира.  Поскольку  выход  на  биржи  достаточно  сложен  ввиду  высоких  требований,  предъявляемых  к  фирмам–эмитентам,  в  последние  годы  определённое  развитие  получил  так  называемые  альтернативные  рынки  инвестиций,  предназначенные  прежде  всего  для  компаний  среднего  размера.  Подобные  рынки  существуют  в  Лондоне,  Париже,  Франкфурте,  Брюсселе  и  других  крупных  европейских  финансовых  центрах.

     Источниками  краткосрочного  валютного  финансирования  выступают  краткосрочные  банковские  ссуды,  векселя,  коносаменты  и  другие  документы, обеспечивающие  продвижение  товара  из  одной  страны  в  другую.  

     Торговый  вексель представляют  собой ценную  бумагу,  используемую  в отношениях  между  компаниями  для  финансирования  товарных  операций.  Переводный  вексель,  или  тратта  ―  это  документ,  в  котором  экспортёр  даёт  указание  импортёру  заплатить  определённую  сумму  означенному  лицу  в  течение  определённого  времени  (60дней,  90  дней  и  т.п.).  Коносамент ― документ  на отгружаемые  товары,  содержащий  описание  товара  и  условия  перевозки.  Документ  подписывается  владельцем  судна  и  отправляется  получателю  груза,  давая  тому  право  на  его  получение.  Кредитное  письмо,  или  аккредитив    является  одной  из  форм  платежа  в  международной  торговле.  Выпускается  банком  по  поручению  импортёра  и  содержит  поручение  корреспондентскому  банку  за  границей  выплатить  определённую  сумму  указанному  лицу.  Банк  выписывает  аккредитив  только  в  том  случае,  если  имеется  уверенность  в  кредитоспособности  импортёра.  Для  экспортёра  эта  форма  оплаты  является  очень  удобной,  поскольку  страхует  от  риска  поставки  товара  неизвестному  иностранному  контрагенту.

     Многие  из  рассмотренных  выше  источников  финансирования  пока  для  азербайджанских  предприятий  носят  теоретический  характер.  Причин  тому  много:  нестабильность  политической  ситуации,  спад  производства,  высокая  инфляция,  несовершенство  законодательства  и  др.  Одним  из  действующих  источников  международного  финансирования

                       

           2.2. Принципы  организации финансового    менеджмента. 

      В  крупных   компаниях  финансовая  деятельность  распределена  достаточно  четко  между:

        -  информационными  (юридический,  бухгалтерскими  и  бюджетными) службами;

         - финансовыми  службами  (управления   денежными  средствами  и   портфелем  ценных  бумаг);

          - контрольными  органами  (внутренняя  ревизия  и  аудит).

     Проектирования  организационной структуры финансового менеджмента – очень важный  этап в создании  системы   и успеха  финансового менеджмента.  Организовать -  значит  создать некоторую организационную  структуру.  Рассматривая  проблему  с  одной  стороны,  можно сказать,  что  структура – это  способ  организации  системы.  При  рассмотрении  проблемы  структуры  с  другой  стороны  можно   сказать,   что  структура – это  совокупность  элементов  системы  управления  финансами  и  связей  между  ними.

     Выбор  организационной  структуры   контура  финансового  менеджмента   зависит  от  большего  числа   факторов,  например,  таких,  как:

            -  организационно – правовая  форма предприятия;

            -  рынок,  на  котором  работает  предприятие  (рынок  потребителя   соответствует  маркетинговой   стратегии,  рынок  продавца  соответствует  сбытовой  стратегии);

            - масштабы   организации (объем   производств, численность  персонала)

            -   сфера  деятельности  (номенклатура  продукции,  тип  товара:  товар   широкого  потребления,  предварительного  выбора,  особого спроса);

            -  операционная  система;

            -  используемые  технологии;

            - тип  менеджмента, который  предпочитает  высшее  руководство  (традиционный,  системный,  ситуационный,  социально -  этический,  стабилизационный);

            -  информационные  процессы  внутри  и  вне  организации;

            - прогнозируемое  или  планируемое  время  получения  конечного  результата  (продукт),  то  есть  стратегическая,  текущая  или  оперативная  цель  организации;

            - динамические  характеристики  объекта  управления,  определяющие  допустимое  время  на  принятие  и  реализацию  решений;

            -  организационная  культура;

            -  степень  относительной   обеспеченности  дела  ресурсами   и  др.

        Эти  факторы  по-разному   влияет  на  финансовую  организационную   структуру  и  содержание  деятельности  по  финансовому  менеджменту.

        Известно,  что  деятельность  финансового  менеджера  может  быть  структурирована  следующим   образом:

  1. общий  финансовый  анализ  и  планирование;
  2. обеспечение  предприятия  финансовыми есурсами  (управление  источниками   средств);
  3. распределение  финансовых  ресурсов  (инвестиционная  политика  и  управление  активами)

      Состав  этих  задач может быть  детализирован следующим образом:

    - при финансовом  анализе  и   планировании  осуществляется   оценка  активов  предприятия  и  источников  их  финансирования;

    -  оценивают  величину и  состав  ресурсов,  необходимых   для  поддержания  достигнутого  экономического  потенциала  предприятия   и  расширения  его  деятельности;

    - оценивают  источники  дополнительного  финансирования;

  • анализируют  системы  контроля  за  состоянием  и  эффективностью  

     финансовых  ресурсов.

   При этом  детальная оценка  включает:

  - определение   объема  требуемых  финансовых  ресурсов;

  - изучение  формы  их представление  (долгосрочные  и краткосрочные кредиты,  товарный  кредит,  налоговой кредит,  наличные  деньги);

  - оценка  степени доступности и  времени   представления  финансовых  ресурсов;

  - оценка  стоимости  обладания  данным  видом  ресурсов (% ставки,  формальные  и  неформальные  условия  представления  ресурсов  из  данного источника);

  -  исследование  риска,  ассоциируемого  с  данным  источником  средств  .

   При  анализе  долгосрочных  и  краткосрочных  решений  инвестиционного характера  выполняют  оценку:

  1. оптимальности  трансформации  финансовых  ресурсов  в  другие  виды  ресурсов  (материальные  трудовые,  денежные);
  2. целесообразности  и  эффективности  вложения  в  основные  фонды,  в  их  состав  и  структуру;
  3. оптимальность  оборотных  средств;
  4. эффективность  и  устойчивость  финансового  положения.

   Проектирования  организационной  структуры  финансового  менеджмента  может  осуществляться  в  два  этапа:

  1. эвристический  синтез  структуры;
  2. проверка  качеств  структуры,  полноты  и  времени  реализации  (цикла  управления)  функций.

     Трудно  переоценить  роль  грамотного  финансового  менеджмента  для  современного  предприятия  любой  формы  собственности.  Умелое  распоряжение  активами  и  пассивами,  оперативное  маневрирование  свободными  ресурсами,  своевременное  взыскание  долгов  являются  залогом  выживания  предприятия  в  нынешних  нелёгких  условиях.

     В  соответствии  с  общепринятой  банковской  практикой  сумма  равна  сумме  обязательств  (задолженности)  и  стоимости  имущества,  находящегося  в  собственности фирмы  (пакета  акций).  Баланс  компании  всегда  должен  быть  уравновешен,  т. е  ей  необходимо  регулировать  размер  собственного  капитала  в  целях  поддержания  данного  равновесия.

     Существует  определённый  порядок  распределения  дохода  корпорации,  который  представляет  собой  разницу  между  выручкой  от  продаж  и  совокупными  издержками.  В  первую  очередь  фирма  должна  выплатить  проценты  по  займам  и  налоги.  Оставшаяся  прибыль  делится  на  нераспределённую  и  распределённую  (чистую).  Из  нераспределённой  прибыли  высчитываются  средства  на  расширение  основных  и  оборотных  фондов.  Прочее  идёт  в  резервный  и  страховой  фонды.

     Об  эффективности  финансового  менеджмента  можно  судить  по  следующим  показателям:

  - отношение  дохода  (прибыли)  к  объёму  реализованной   продукции,        выраженному   в  денежной  форме;

- норма   прибыли;

    - средний  доход  по  акциям;

    - отношение  оборотных  фондов  к  краткосрочным  обязательствам;

  - отношение  денежной  наличности  и  ценных  бумаг  к  оборотным    фондам.

     Разницу  между  текущими активами  и  текущими  пассивами  называют  оборотными  фондами.  Правильное  управление  оборотным  капиталом, наличностью,  товарными  запасами  способствует  максимизации  прибыли  и  ликвидности,  а  также  снижению  риска.  Западными  экспертами  в  области  финансового  менеджмента   разработан  ряд  общих  рекомендаций.  Вот  некоторые  из  них.

     Если  средства,  вложённые  в  активы  фирмы,  можно  более  продуктивно использовать  иначе,  значит,  эти средства  используются  неправильно. 

     Искусство  финансового  менеджмента  заключается  в  маневрировании  текущими  и  фиксированными  активами.  Перевод  часть  средств  из  фиксированных  фондов  в  текущие  расширяет  возможности  краткосрочного  финансирования,  снижая  ликвидный  риск.  Однако  уменьшение  фиксированных  активов  сокращает объём  производства  и  объём  продаж,  что  ведёт  к  потере  части  прибыли.  Нужно  помнить,  что  доход  на фиксированный капитал всегда  больше  дохода  на  текущий.  Финансовый  менеджер  обязан  найти оптимальный баланс  между собственным капиталом,  краткосрочными  и долгосрочными займами,  эмиссией  собственных ценных  бумаг.

     При  финансировании  за  счёт  долгосрочного  кредита  ликвидный  риск  ниже,  чем  при  финансировании  за  счёт  краткосрочного.  Однако  долгосрочные  ссуды  обходятся  заёмщику  дороже,  вследствие  чего  фирма  теряет  прибыль.  Менеджеру  стоит  поискать  обходные  пути,  например  финансировать активы  с помощью пассивов  с особым  сроком  погашения.

     Когда  достигает  пика  сезонная  потребность  в  ликвидном  капитале,  не  ищите  его  внутри  собственных  активов  фирмы.  Лучше  прибегнуть  к  краткосрочным  займам,  а свои  фонды использовать  для инвестирования. Управление  наличности  состоит в умелом  инвестировании  избыточной  наличности.  В то  же  время необходимо  поддерживать  адекватный  уровень ликвидности,  способный удовлетворить будущее потребности  фирмы.  Поэтому  для  сохранения  высокой  ликвидности  фирмы  и  одновременно  получения  прибыли  нужно  вкладывать  наличные  деньги  в  котируемые  на  фондовой  бирже  акции.

Информация о работе Финансовый менеджмент