Финансовый менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:11, дипломная работа

Описание

В условиях рыночной экономики финансовый менеджмент является наиболее сложной и приоритетной задачей, стоящей перед управленческим персоналом любой компании независимо от сферы и масштабов ее деятельности, так как при повышении степени свободы в манипулировании финансовыми ресурсами повышается и значимость эффективного управления ими. Можно с абсолютной уверенностью утверждать, что в рыночной системе хозяйствования главным критерием эффективности работы экономических субъектов является именно финансовые результаты их деятельности, устойчивые и положительные значения которых могут быть достигнуты только при высоком профессиональном уровне их финансового менеджмента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
ГЛАВА I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.1. Теоретические аспекты финансового менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.2. Методологические особенности и функции финансового
менеджмента . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
ГЛАВА II. МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ПРИНЦИПЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ. . . . . . . . . . . . 26
2.1. Международные аспекты финансового менеджмента . . . . . .. . . . . . . . . .26
2.2. Принципы организации финансового менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . 31
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ..39
3.1. Роль финансового менеджмента и государственное регулирование
финансово-кредитной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
3.2. Перспективные мероприятия по совершенствованию финансового
менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. .

Работа состоит из  1 файл

фин менеджмент.doc

— 254.00 Кб (Скачать документ)

     При  определении  размеров  текущей  наличности  финансовый  менеджер  должен  учитывать:  вероятное  движение  капиталов,  которое  отразится  на  активах  и  пассивах;  соотношение  прибыльности  и  риска;  ожидаемый  приток;  сроки  погашения  долга  и  объёма  выплат;  возможности  получения  займов  и  условия  их  предоставления.

     Большое  умение  требует  управление  товарными  запасами,  особенно  в  условиях  инфляции.  С  одной  стороны,  излишек  товарных  запасов  увеличивает  издержки  производства,  с  другой – дефицит  этих  запасов  ведёт  к  снижению  объёма  продаж.  Поэтому  финансовый  менеджер  вместе  с  управляющим  производством  должен  искать  возможности  внедрения  бесскладских  технологий.

     Финансов  менеджер  оперирует  как  собственным,  так  и  заёмным  капиталом.

     Прежде  всего,  расширение  финансовой  деятельности  фирмы  происходит  за  счёт  реинвестиций,  т.е.  капитализации  части  прибыли  компании.  Однако  масштабы  реинвестиций  ограничены  абсолютными  размерами  прибыли.

     Ссуда  банка  является  дополнительным  рычагом,  способным  поправить  дела  фирмы  в  короткий   срок.  Однако  этот  инструмент  не  универсален.

     Объём  кредита  определяет  не заёмщик,  а  банк,  который  руководствуется  не  столько  потребностью  фирмы  в  финансовых  ресурсах,  сколько  её  способностью  возвратить  заём  на  условиях  кредитора.  Это  ограничивает  свободу  финансового  маневра  компании.  Стоимость  банковского  ресурса  для  неё  определяется  процентной  ставкой  по  кредитам.

     Привлечь  денежные  ресурсы извне  предприятия  может  посредством  эмиссии  облигации которые размешаются среди инвесторов.  Последние становятся  кредиторами эмитента.  Как и банковская  ссуда,  облигации корпорации  должны  быть  через определённое  время погашены.  Однако  если  банковские  займы представляют  собой,  как  правило,  краткосрочный  кредит,  то  эмиссия  облигаций  равносильна  долгосрочному  займу  у  широких  слоёв  населения.  Объём  эмиссии  облигаций  ограничен  возможностями  корпорации  предложить  конкурентоспособную  процентную  ставку.

     Наконец,  ещё  одним  инструментом,  находящимся  в  распоряжении  финансового  менеджера,  является  эмиссия  акций.  При этом  фирма передаёт  новому  владельцу акций часть своей собственности и часть прав  на  дивиденд.  Покупка акций правомерно  рассматривать как предоставление  фирме неограниченного кредита со  стороны широкой общественности.  Объём тиража  акций для компании  ограничен обычно  соотношением  спроса  и предложения на  них.

     Следующей  важной  задачей  финансового  менеджмента  является  финансовый  анализ  и  планирование финансовых  операций.  А  также финансовый  анализ  и  планирование  финансовых  операций  занимают  важное  место  в  разработке  общей  стратегии  бизнеса,  ибо  с  их  помощью  вырабатывается  долгосрочный  курс  поведения  компании.

     Финансовый  анализ  начинается  со  всестороннего  изучения  намерений  собственника  или  руководства  фирмы,  способных  повлиять  на  движение  наличности.  В  качестве  таковых  можно  рассматривать  планы  расширения производства,  перемещения  оборудования,  изменения  организационно-правового  статуса  фирмы  или  её  структуры.

     Финансовый  менеджер  должен  определить  масштабы,  качественный  состав  и  сроки  движения  финансовых  ресурсов  от  поставщиков  к  получателям  через  финансовые  рынки и  финансовые  институты.  При  этом  каждое  движение  финансовых  ресурсов  обязательно  сопровождается  гарантией  в  обратном  направлении.  Гарантиями  выступают  коммерческие  бумаги,  сертификаты  и депозиты,  выпущенные  правительством,  финансовым  институтом  или отдельной корпорацией.

Кроме  того,  финансовый  анализ  включает  в  себя  следующие  задачи:

     оценку  потребности  в  финансах  для  достижения  стратегических  целей  фирмы;

     распределение  потоков  наличности  в  зависимости  от  планов  производства;

     определение  объёма  привлекаемых  финансовых  ресурсов  и  каналов  их  получения  (банковский  кредит,  эмиссии  облигаций  или  акций  и  т.д.);

     перевод  данных  бухгалтерского  учёта  и отчётности  в форму,  которая наглядно  отражает  финансовые  возможности предприятия и гарантирует сопоставимость  фактических и плановых  показателей.

     Повседневная  практика  финансового  менеджмента  постоянно  выдвигает  задачу,  сама  постановка  которой  таит  в  себе  противоречие:  поддержание  ликвидности  при  получении  прибыли.  С  одной  стороны,  заботясь  о  благополучии  держателей  акций,  финансовый  менеджер  должен  постоянно  располагать  наличными  деньгами  или  иной  ликвидностью,  путём  реализации  которой  он  может  удовлетворить  интересы  пайщиков.  С  другой  стороны  для  получения  прибыли,  из  которой  будут   выплачены    дивиденды,  необходимо  пускать  в  оборот  ту  же  самую  ликвидность,  ибо  деньги,  мёртвым  грузом  лежащие  в  кассе,  не  могут  принести  прибыль.  Поэтому  нередко  стратегическая  цель  –  максимизации  прибыли  в  целях  соблюдения  интересов держателей  акций  –  приходит  в  противоречие  с  тактической  задачей  –  выплатой  дивидендов  по  акциям. Именно  в  разрешении  этого  постоянно возникающего  противоречия  и  состоит  долг  финансового  менеджера  и  назначение  финансового  анализа.  
 
 
 
 
 
 

 ГЛАВАIII. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ    

     СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ.  

              3.1. Роль  финансового   менеджмента   и  государственное   

                    регулирование   финансово-кредитной   политики. 

     Финансовый  менеджмент привносит в экономику  предприятия новую систему ценностей, изменяет приоритеты и тенденции развития. С ним связаны новые формы и методы финансовой работы, воздействия на эффективность хозяйствования. Свободное предпринимательство придает финансовому менеджменту характерные черты.

         На каждой из этих стадий  финансовый менеджмент имеет  конкретную форму проявления  и реализации, которые мы рассмотрим  ниже.

         Предпринимательская деятельность  способна обеспечить четкое разграничение  общегосударственных финансов и  финансов предприятий. Концепция финансового менеджмента основана на обособленности бюджета государства и бюджетов предприятий.

          Необходимые условия функционирования  финансового менеджмента:

           · предпринимательская деятельность;

       · самофинансирование;

       · рыночное ценообразование;

       · рынок труда;

       · рынок капиталов;

       · четкая регламентация государственного регулирования деятельности        

      предприятий, основанная на системе рыночного  законодательства.

         Решающее значение для выявления  сущности финансового менеджмента имеет проблема собственности, которая в настоящее время тесно связана с ходом приватизации. Поскольку финансовый менеджмент может быть реализован только в рамках предпринимательства, основанного полностью или частично на негосударственных формах собственности, его развитие напрямую зависит от темпов и масштабов  приватизации.

    Преобразование отношений собственности для применения финансового менеджмента важны в связи со следующими обстоятельствами:

          · собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом;

          · собственник вправе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать другим лицам права владения, пользования и распоряжения имуществом, оставаясь при этом собственником, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, передавать своё имущество в доверительное управление другому лицу - доверительному управляющему;

          · распоряжаться имуществом иным образом.

           Финансовый  менеджмент играет активную роль в рыночных преобразованиях. Для ее выяснения рассмотрим принципы финансового менеджмента, в числе которых выделим основные:

         ·плавност ь исистемность;

         · целевую направленность;

         · диверсифицированность;

         · стратегическую ориентированность;

      Финансовый  менеджмент соединяет планирование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивая их сбалансированность. Финансовое планирование в данном случае имеет внутреннюю ориентацию с применением государственного внешнего регулирования.

            В реализации принципов финансового  менеджмента  большое значение  имеет его  взаимодействие  с маркетингом. Изучение особенностей рынка и вся его деятельность, направленная на производство и сбыт товаров с целью получения максимальной прибыли на длительную перспективу, составляет область маркетинга.

        Маркетинг взаимодействует на  менеджмент, тесно связан с ним,  взаимодействует и переплетается.  Их взаимосвязь гарантирует успех  предпринимательства.

            Следующий принцип финансового  менеджмента – целевая направленность. Предприниматель всегда ориентируется на цели, которые ставит перед собой, перед фирмой, на достижение которых направлена его деятельность. Традиционно американский менеджмент выделяет несколько областей в реализации целей фирмы: рентабельность, производительность, ответственность перед обществом, нововведения, положение на рынке, материальные и финансовые ресурсы, установки и результативность руководства.

             Большое влияние на финансовый менеджмент оказывает принцип диверсифицированности вложений капитала. Он проявляется в двух аспектах:

            · инвестирование денег в различные ценные бумаги, объекты;

            ·создание многопрофильных предприятий, занимающихся различными видами предпринимательской деятельности.

          Диверсифицированность приводит  к различным комбинациям выпускаемых  товаров, которые позволяют завоевывать  еще более обширные пространства  и осуществлять комплексное обслуживание  потребителей.

          Диверсифицированность сопряжена  со значительным отвлечением  финансовых ресурсов. Это требует  особого внимания со стороны  финансового менеджмента.

          Наиболее распространена диверсификация  вложений в ценные бумаги, сопровождающаяся  формированием портфеля ценных бумаг, которым владеет компания. Портфель ценных бумаг включает как правило, акции бирж, депозитные сертификаты банков, банковские векселя, государственные облигации, акции страховых компаний и инвестиционных фондов.

          Диверсификация производственной деятельности зачастую связана с тем, что поставщики нарушают условия договоров, неритмичные поставки приводят к сбоям в производстве. В этих условиях предприятия стремятся самостоятельно выпускать комплектующие изделия, хотя себестоимость их выше, чем у покупных изделий.

             Финансовый менеджмент ориентирован  на следующие важнейшие принципы управления:

            ●   контроль за исполнением  приятных решений;

    • Учет прошлого опыта и его экстраполяция на будущее;
    • Учет тенденции развития и возможных направлений изменений во внешней среде хозяйствования;
    • Учет стратегических целей и перспектив;
    • Экстренный характер принимаемых решений и производимых преобразований;
    • Признание непредсказуемости последствий влияния внешних факторов.

         Ни один из этих принципов  не отрицает наличия глобальных  целей, хотя они зависят от  масштабов и сфер деятельности  предпринимателя и финансового  менеджера.

Информация о работе Финансовый менеджмент