Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:11, дипломная работа
В условиях рыночной экономики финансовый менеджмент является наиболее сложной и приоритетной задачей, стоящей перед управленческим персоналом любой компании независимо от сферы и масштабов ее деятельности, так как при повышении степени свободы в манипулировании финансовыми ресурсами повышается и значимость эффективного управления ими. Можно с абсолютной уверенностью утверждать, что в рыночной системе хозяйствования главным критерием эффективности работы экономических субъектов является именно финансовые результаты их деятельности, устойчивые и положительные значения которых могут быть достигнуты только при высоком профессиональном уровне их финансового менеджмента.
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
ГЛАВА I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.1. Теоретические аспекты финансового менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.2. Методологические особенности и функции финансового
менеджмента . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
ГЛАВА II. МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ПРИНЦИПЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ. . . . . . . . . . . . 26
2.1. Международные аспекты финансового менеджмента . . . . . .. . . . . . . . . .26
2.2. Принципы организации финансового менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . 31
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ..39
3.1. Роль финансового менеджмента и государственное регулирование
финансово-кредитной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
3.2. Перспективные мероприятия по совершенствованию финансового
менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. .
Итак, чтобы результативно управлять финансами предприятия, специалист должен обладать глубокими знаниями и практическими навыками, так как только эффективное использование всех инструментов и методов позволяет качественно решать поставленные для достижения стратегических целей предприятия: задачи:
• улучшение финансового положения, избежание банкротства и финансовых неудач;
• рост объёмов производства и реализации;
• лидерство в борьбе с конкурентами (с точки зрения финансиста, конкурентоспособность выражается показателем рентабельности капитала, т.е. прибыли на единицу капитала);
•максимизация цены компании.
Все эти цели связаны между собой и дополняют друг друга, но для осуществления эффективной деятельности предприятие всегда должно стремиться к достижению всего их комплекса.
Однако следует иметь в виду, что цель финансового менеджмента – максимизация цены компании как наиболее обоснованный критерий управления финансами – применим лишь в том случае, если на рынке капитала нет никаких ограничений и какой-либо дискриминации в установлении цен на ценные бумаги.
Результатом формирования стратегии развития предприятия является определение суммы долгосрочных инвестиций во внеоборотные активы и источники их финансирования. К источникам долгосрочного финансирования относятся долгосрочные кредиты (займы), долговые обязательства долгосрочного характера, а также акционерный (собственный) капитал.
Эти источники финансирования должны, как минимум, покрывать потребность в инвестициях долгосрочного характера.
Перед финансовым менеджером всегда встаёт вопрос о структуре источников финансирования и средней цене капитала. Этот вопрос относится к стратегическим, а теория структуры капитала, как уже отмечалось, является основной в финансовом менеджменте.
Тактическими целями, достижение которых должно обеспечивать управление финансами, являются:
• сбалансированность сумм и сроков поступления и расходования денежных средств;
• достаточность объёмов денежных поступлений;
• рентабельность продаж (конкурентоспособность на оперативном уровне).
Следовательно, первоочерёдной задачей оперативного управления финансами предприятия выступает обеспечение его ликвидности. Серьёзным основанием для её поддержания служат такие опасные последствия неплатёжеспособности, как объявление о банкротстве и прекращение существования предприятия. Все стратегические и оперативные решения нужно проверять на предмет того, способствует ли они сохранению равновесия или нарушают его.
Финансовый менеджмент предприятия предполагает контроль основных характеристик баланса: долгосрочные и краткосрочные инвестиции, долгосрочные и краткосрочные источники финансирования во взаимосвязи их с текущей деятельностью и перспективами развития предприятия.
Функция координации и контроля требует от финансового менеджера умения взаимодействовать с другими руководителями. Все решения в бизнесе имеют финансовый аспект. Например, принимая решение об увеличении продаж, необходимо оценить, как это повлияет на фонды, запасы, использование производственных мощностей и, наоборот, как скажется на объёмах реализации состояние ресурсов компании.
Успешно работающая фирма имеет высокие темпы роста продаж, что делает актуальным вопрос об инвестициях в сооружения, оборудование и запасы. Принимая во внимание и финансовые решения, менеджер должен определить оптимальные темпы роста продаж, выбрать наилучший способ финансирования приобретения активов, определить, что выгодней: использовать собственные средства или заёмные, а если брать кредит, то на какой срок.
Совершение
сделок на финансовом рынке
предполагает в первую очередь
умение проводить операции на
фондовых биржах и во внебиржевом
обороте. Каждая фирма, выходя
на рынок, размещает на нём
свободные денежные средства
или свои ценные бумаги. Тем
самым она влияет на фондовый
рынок и сама испытывает
его влияние. Финансовый менеджер
принимает решение о финансировании
активов, выбирая наилучший
вариант. Если удаётся это
делать успешно, то цена компании
увеличивается и одновременно
растёт благосостояние акционеров.
ГЛАВА II. МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО
МЕНЕДЖМЕНТА И
ПРИНЦИПЫ ЕГО
ОРГАНИЗАЦИИ.
2.1 Международные
аспекты финансового
менеджмента.
Несмотря на то, что методы управления финансами в крупной компании в международном контексте достаточно универсальны, национальные особенности в организации и ведении бизнеса безусловно оказывают определённое, а порой и существенное влияние на их содержание. Значение этих особенностей имеет особую значимость для транснациональных корпораций и совместных предприятий, вместе с тем некоторые из них представляют интерес для любых специалистов в области управления, учёта, финансов, поскольку многие предприятия, хотя и по разным причинам, обычно заинтересованы в выходе на международную арену. Мотивация организации международных бизнес–контактов может быть различной — выход на новые рынки сбыта продукции, поиск более дешёвой рабочий силы, потребность в дополнительном финансировании, открытие дополнительных производств, диверсификация финансово–хозяйственной деятельности и т. п. Безусловно, развитие международных экономических связей в известной степени координируется и стимулируется государственными органами, вместе с тем и частный капитал играет в этом процессе далеко не последнюю роль.
Международный рынок капитала существует с незапамятных времён, однако особенно бурное развитие он получил в связи с появлением транснациональных корпораций (ТНК). Первые ТНК организованы более сорока лет назад и сегодня они представляют собой серьёзную мировую экономическую силу. Были времена, когда для организации международной экономической деятельности приходилось перемещать из страны в страну средства производства, рабочую силу, материальные и финансовые ресурсы. С появлением международного рынка капитала нужда в этом практически отпала. Транснациональные и национальные корпорации могут получить необходимые ресурсы с помощью международных валютно–кредитных организаций, крупных банков, фондовых бирж, эффективность деятельности которых чрезвычайно высока.
Рассмотрим некоторые подходы, используемые компаниями для поиска источников финансирования за рубежом и установления международных экономических связей.
Международная валютно–кредитная система представляет собой набор законов и правил, регулирующих деятельность центральных эмиссионных банков на внешних валютных рынках. В XIX — начале XX веков центральным эле6ментом системы было золото. Эра золотого стандарта началась в 1821 г., когда Великобритания объявила о конвертируемости фунта стерлингов в золото. Вскоре то же само сделали США с долларом. Таким образом, любая компания, осуществляющая международные операции, в зависимости от обменных курсов и локальных цен на золото могла покупать валюту либо непосредственно, либо путём промежуточной покупки и продажи золота. Использование золотого стандарта — достаточно приемлемая схема в относительно стабильной экономической ситуации, однако она сразу же даёт сбои в случае крупных международных потрясений. Таким потрясением была первая мировая война. Практика дополнительной эмиссии денег для финансирования военных расходов с одновременным поддержанием конвертируемости своей валюты в золото с необходимостью приводило к оттоку золотого запаса за рубеж. Поэтому большинство стран отказалось от практики золотого стандарта.
В 1914 г. В местечке Бреттон–Вудс (США) 44 станы заключили соглашение о новой международной валютно–кредитной системе и основали Международный валютный фонд для управления ею. Суть системы состояло в том, что паритетные обменные курсы валют устанавливались в долларах США, при этом доллар обменивался на золото по фиксированной цене 35 долл. за одну тройскую унцию. Каждый из участников подписанных соглашений брал на себя обязательство осуществлять валютную инвестицию как необходимое средство обеспечения фиксированного обменного курса валюты своей страны относительно доллара США. В начале 1973 г. Острейший кризис затронул доллар США; это привело к отходу от Бреттон–Вудской системы и замене её системой “плавающих„ обменных курсов валют.
В конце 50–х — начале 60–х годов начал формироваться международный финансовый рынок, называемый также евровалютным рынком. Его основными составными частями являются денежный рынок, рынок кредитов и рынок ценных бумаг. Интересно отметить, что в числе основных причин его создания западные эксперты называют желание ряда европейских стран, включая СССР, обойти ограничения в валютных операциях, установленных США в рамках “холодной войны„. Также существенную роль в его становлении сыграла практика создания оффшорных зон, в которых ведение валютных операций осуществляется в специальном льготном режиме. К концу 80–х годов объём еврорынка оценивался более чем в 2,5 трлн. долл.
Основными способами получение иностранных долгосрочных инвестиций являются: прямое валютное инвестирование, создание совместных предприятий, эмиссия евроакций, еврооблигаций, открытие кредитной линии, процентные и валютные свопы, опционы.
1. Прямое валютное инвестирование является одним из инструментов деятельности ТНК и подразумевает полное финансирование иностранной компанией деятельности своего филиала за рубежом. При этом могут передаваться за рубеж любые виды активов, включая управленческий персонал и ноу–хау.
2. Создание совместных предприятий более реалистический способ получения иностранных инвестиций. К началу 1994 г. Общий объём иностранных инвестиций в Азербайджане экономику составлял около млрд. долл. Большая часть инвестиций была обеспечена именно благодаря созданию совместных предприятий. В каждой стране существует своё законодательство, регулирующее деятельность совместных предприятий, в частности весьма распространёнными требованиям является ограничение доли иностранного инвестора в капитале совместного предприятия 49%.
3. Эмиссия евроакций и еврооблигаций предполагает выпуск ценных бумаг с целью размещения их среди иностранных инвесторов. Многие ведущие фондовые биржи котируют ценные бумаги иностранных компаний, главным образом ТНК. Лидирующую роль играет Лондонская фондовая биржа. Существует специальные международные синдикаты, занимающиеся организацией выпуска и размещения подобных ценных бумаг, страхованием и выдачей гарантий. Некоторые крупные ТНК создают за рубежом собственные финансовые институты для подобных операций. Очевидно, что чести котировать свои бумаги на зарубежных фондовых биржах удостаиваются лишь солидные преуспевающие компании.
4. Кредитная линия представляет собой морально (не контрактное) обязательство иностранного банка кредитовать клиента до определённого максимума. Как правило, клиент обязан держать в банке депозит в размере 10% от суммы линии плюс 10% от выбранных кредитов. Комиссия за обязательство не берётся. Кредитная линия отказывается обычно на год и может быть продлена при отсутствии нареканий со стороны банка. Одной из разновидностей кредитной линии, применяемой для краткосрочного финансирования, является учётная кредитная линия представляющее собой обязательство иностранного банка учитывать векселя клиента в пределах оговорённой суммы.