Фирма в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:22, курсовая работа

Описание

Главной целью данной курсовой работы является комплексное исследование фирмы как экономической категории и выявления особенностей ее поведения на рынке совершенной конкуренции.
Для достижения вышеуказанной цели в курсовой работе предполагается решение следующих задач:
 раскрыть теоретические основы категорий: фирма, предприятие, совершенная конкуренция, издержки фирмы, равновесие фирмы;
 провести сравнительный анализ организационно-правовых форм частных юридических лиц в Республике Беларусь;

Содержание

Введение 2
1. Фирма в рыночной экономике 4
1.1. Экономическая природа фирмы 4
1.2. Организационно-правовые формы частных предприятий. Акционерные общества (на примере Республики Беларусь) 19
2. Деятельность фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах 25
2.1. Классификация издержек фирмы 25
2.2. Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы 31
Заключение 40
Список использованных источников 41

Работа состоит из  1 файл

firma_kursovaa.doc

— 214.50 Кб (Скачать документ)

Если рыночная цена продукта меньше p1, то фирма прекращает производство, а ее предложение равно нулю. Если рыночная цена продукта лежит в пределах от p1 до p2, то фирма продолжает производство, но несет убытки. Если цена продукта больше p2, то фирма получает прибыль.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Долгосрочным периодом называют такой  период, в течение которого производственные мощности могут быть приспособлены  к условиям спроса и издержек. Если условия деятельности неблагоприятны для фирмы, то она может уйти с рынка (отрасли). С другой стороны, новые фирмы могут войти на рынок (отрасль) в случае благоприятных условий. Таким образом, количество фирм в отрасли в долгосрочном периоде является переменной величиной.

Совершенная конкуренция предполагает равный доступ всех фирм к ресурсам, в том числе и к технологической информации. Поэтому в долгосрочном периоде каждая фирма может выбрать и реализовать наиболее эффектный вариант производства, в результате чего кривые общих издержек всех фирм одной отрасли будут идентичны, и можно говорить, что в долгосрочном периоде отрасль состоит из одинаковых, или типичных, фирм.

Покажем, что с течением времени  на рынке совершенной конкуренции  цена продукта тяготеет к минимальным  долгосрочным средним издержкам (цена p0).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во-первых, цена не может на длительное время опускаться ниже минимальных долгосрочных средних издержек (цена p1), поскольку в такой ситуации фирма убыточна. Это следует из формулы, задающей величину прибыли фирмы в долгосрочном периоде:

П=Q(p – LRAC),

где Q – выпуск, p – цена продукта, LRAC – долгосрочные средние издержки.

Во-вторых, цена не может длительное время превышать минимальные  долгосрочные средние издержки (цена p2 на рис.6), поскольку в этой ситуации прибыль фирмы положительна. Положительная прибыль привлекает в отрасль новые фирмы, что увеличит рыночное предложение и снизит рыночную цену. Цена будет снижаться до тех пор, пока вновь не достигнет минимума долгосрочных средних издержек.

Тот факт, что прибыль типичной фирмы в долгосрочном периоде равна нулю, вовсе не означает, что у предпринимателей нет стимула к продолжению своего бизнеса. Та минимальная прибыль, которая еще стимулирует предпринимательскую деятельность в отрасли, называется нормальной прибылью. Она по своей сущности относится к издержкам предпринимателя, поскольку является платой за его трудовые усилия, нервные перегрузки, коммерческий риск и т.д. Поэтому говорят, что в условиях долгосрочного равновесия равна нулю экономическая прибыль, а фирма получает нормальную прибыль. Если некоторая фирма внедрила прогрессивную технологию с более низкими издержками, чем у конкурентов, то она получает сверхприбыль. С течением времени другие фирмы внедрят ту же технологию, вследствие чего рыночная цена снизится, и экономическая прибыль фирмы-новатора также станет нулевой.

В долгосрочном периоде кривая предложения  отрасли не может быть получена суммированием  кривых предложения фирм отрасли, поскольку  количество этих фирм в долгосрочном периоде меняется. Конфигурация кривой предложения отрасли в долгосрочном периоде зависит от того, меняется ли, а если да, то как, расположение кривой средних долгосрочных средних издержек типичной фирмы в результате изменения отраслевого выпуска. Различают три типа отраслей: с неизменными, возрастающими и убывающими издержками.

Исследуем долгосрочное равновесие отрасли  с неизменными средними издержками. Будем считать, что цена продукта увеличивается в результате сдвига вправо кривой рыночного спроса в  краткосрочном периоде. Тогда объем предложения в отрасли в краткосрочном периоде также увеличится (закон предложения). Кроме того, с течением времени в отрасль войдут новые фирмы, привлеченные повышенной ценой и положительной экономической прибылью. В результате кривая предложения сдвинется вправо, рыночная цена уменьшится, а отраслевой выпуск увеличится (рис.а). Поскольку в данном случае увеличение отраслевого выпуска не приводит к увеличению цен ресурсов и сдвигу кривой долгосрочных средних издержек фирмы, новое равновесие установится при начальной цене продукта, равной минимальным долгосрочным издержкам.

                


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, в долгосрочном периоде  отрасль с неизменными средними издержками имеет единственную цену предложения, равную величине минимальных долгосрочных средних издержек. Долгосрочная кривая отрасли в этом случае имеет вид горизонтальной линии.

На рис. а долгосрочная кривая предложения  отрасли с неизменными издержками изображена жирной линией и обозначена SL. Через p0 обозначены минимальные долгосрочные средние издержки, через Q1 – отраслевой выпуск до увеличения рыночной цены, через Q2 – отраслевой выпуск после повышения рыночной цены.

Примером отрасли с постоянными  издержками может служить рынок  металлической посуды. Очевидно, что  как бы не возрастал отраслевой выпуск, его рост не создаст дефицита на рынке металла. Поэтому цена металла не увеличится, а кривая долгосрочных средних издержек производства посуды не изменит своего положения.

Исследует долгосрочное равновесие отрасли  с возрастающими средними издержками. В этом случае увеличение цены продукта также приведет к сдвигу краткосрочной кривой рыночного предложения вправо и к увеличению отраслевого выпуска. Однако с ростом выпуска в данном случае будут также расти и цены на ресурсы. Поэтому долгосрочная кривая средних издержек типичной формы сдвинется вверх, и новое рыночное равновесие установится при более высокой цене, равной новому минимуму долгосрочных средних издержек.

Таким образом, в долгосрочном периоде  кривая предложения отрасли с  возрастающими средними издержками имеет положительный наклон, то есть увеличение отраслевого выпуска возможно только при увеличении цены продукта. На рис. б долгосрочная кривая предложения отрасли с возрастающими издержками изображена жирной линией и обозначена через SL. Через p0 обозначена начальная величина средних издержек, а через p1 – их конечная величина.

Примером отрасли с возрастающими  издержками может служить рынок хлеба. Увеличение отраслевого выпуска хлеба может привести к увеличению цены зерна, а тогда для стимулирования роста выпуска хлеба необходимо увеличить его цену.

В случае отрасли с убывающими средними издержками рост цены на продукт и  связанный с ним рост отраслевого  выпуска вызывают снижение цен используемых ресурсов. Поэтому в долгосрочном периоде кривая предложения отрасли с убывающими средними издержками имеет отрицательный наклон.

 

Заключение

 

Рыночная структура, или специфическая конкурентная ситуация, оказывает доминирующее влияние на поведение фирмы и выбор ею рыночной стратегии и тактики.

 Поведение фирмы, в свою очередь, напрямую связано с основополагающими показателями результатов ее деятельности: ценой, прибылью, эффективностью.

Поведение и  результативность фирмы не могут  не сказаться на функционировании и преуспевании всей отрасли, а состояние последней влияет на национальную экономику в целом. Таким образом, в силу высокой степени взаимообусловленности контрагентов в рыночной экономике организация, или структура рынка, имеет принципиальное значение не только для микро-, но и для макроэкономики.

 

Список использованных источников

 

  1. Экономическая теория. Учебник.  Под ред. В. И. Видянина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. М.: ИНФРА-М, 2000.
  2. Экономическая теория: Учебник для ВУЗов. Под ред. В.Д. Камаева. М.: Владос, 1999.
  3. Современная экономическая мысль. Серия: «Экономическая мысль Запада». Под ред. Афанасьева В.С. и Энтова Р.М.  М.: «Прогресс», 1981.
  4. Вечканов Г.С. Микро- и макроэкономика. Энциклопедический словарь.  СПб: изд-во «Лань», 2001.
  5. Липсиц И.В. Экономика. М.: «Вита-Пресс», 2000.
  6. Симкина Л.Г., Корнейчук Б.В. Микроэкономика. СПб: изд-во «Питер», 2002.
  7. Кэмпбелл. Макконнелл. Экономикс. 13-е издание. М.: ИНФРА-М, 2001.
  8. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. N 218-З, с изменениями и дополнениями.  НРПА N 2/744.
  9. Симкина Л.Г., Корнейчук Б.В. Микроэкономика. СПб: изд-во «Питер», 2002.

10. Экономическая теория. Учебник. Под ред. Булатова А.С. 2-е издание. М., 1997.

  1. Светуньков С.Г. Конкуренция и предпринимательские решения. Ульяновск, 2000.
  2. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М., 2000.

 


Информация о работе Фирма в рыночной экономике