Формирование банковской системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 21:38, курсовая работа

Описание

Банк - финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег. Целью работы является – исследование теоретических аспектов роли Сбербанка России в банковской системе страны в условиях финансового кризиса, провести анализ экономических показателей деятельности на примере Сбербанка России. Обобщить результаты анализа и разработать направления повышения роли Сбербанка РФ в банковской системе РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы определяющие место Сберегательного банка в банковской системе РФ 6
1.1. Направление воздействия деятельности Сбербанка РФ на банковскую систему 6
1.2. Исторический опыт развития роли Сбербанка в банковской системе 14
1.3. Особенности роли Сбербанка в банковской системе зарубежных стран 20
Глава 2. Роль Сберегательного банка РФ в банковской системе страны 29
2.1. Современное состояние и тенденции развития Сбербанка РФ 29
2.2. Проблемы функционирования Сбербанка РФ в банковской системе 43
2.3. Сбербанк РФ в условиях современного финансового кризиса 53
Глава 3. Направление повышения роли Сбербанка РФ в банковской системе РФ 60
3.1. Пути преодоления проблем функционирования Сбербанка РФ в банковской системе 60
3.2. Сбербанк РФ в стабилизации экономической ситуации 72
Заключение 80
Библиографический список 82

Работа состоит из  1 файл

Роль Сберегательного банка России в банковской системе страны.doc

— 542.00 Кб (Скачать документ)

Уставный капитал Сбербанка  Российской Федерации, как акционерного общества формируется путем выпуска  и размещения обыкновенных и привилегированных именных акций. Среди его акционеров – Центральный банк Российской Федерации – 57,7% акций и более 300 тысяч юридических и физических лиц.

Сбербанк Российской Федерации  – это универсальный коммерческий банк. Он предоставляет своим клиентам более 150 видов разнообразных услуг, как традиционных, связанных с привлечением средств во вклады, кредитованием, расчетно-кассовым обслуживанием, дилинговых, операций с фондовыми ценностями, посредническими и др.

В структуре привлеченных ресурсов наибольший удельный вес составляют вклады населения. Традиционно ориентируясь на работу с населением Сбербанк Российской Федерации является абсолютным лидером на рынке частных вкладов, аккумулируя 86,8% (на 01.12.2008 г.) всех денежных средств, размещенных частными лицами в коммерческих банках страны. Сбербанк Российской Федерации предлагает частным лицам широкий спектр банковских услуг, разнообразные виды рублевых и валютных вкладов, ориентированные на различные слои населения.

Осуществляет полный комплекс банковских услуг для юридических лиц  в рублях и в иностранной валюте. В филиалах Сбербанка Российской Федерации обслуживаются около 1,5 млн. счетов юридических лиц. Среди крупнейших клиентов Сбербанка России – органы федерального управления и крупные промышленные предприятия.

Сбербанк наращивает свое присутствие  и на новых сегментах рынка  банковских услуг для физических лиц. Банк является участником международных платежных систем. Выпускает и обслуживает платиковые карточки: VISA (classic, Gold, Business) и карточки  Eurocard / Mastercard (Mass, Gold, Business), микропроцессорные пластиковые карточки Сбербанка Сберкард.

Сбербанк поддерживает корреспондентские  с более чем 250 зарубежными банками  корреспондентами: осуществляет операции с 29 видами иностранных валют. Являясь  членами международного межбанковского финансового телекоммуникационного сообщества SWIFT, гарантирует незамедлительный перевод средств в любой банк мира. Является членом ряда специализированных международных организаций: Всемирного института сберегательных касс, Европейской группы сберегательных банков (в качестве наблюдателя), Международной торговой палаты, Международной ассоциации банковской безопасности и некоторых других.[14, c.67]

Сохраняя верность богатым и  славным традициям русского меценатства, Сбербанк России в 2009 г. продолжает осуществлять активную и насыщенную благотворительную и спонсорскую деятельность. Как и в прежние годы, главными ее объектами были дома-интернаты для детей-сирот и престарелых граждан, инвалиды, люди, пострадавшие в результате стихийных бедствий и террористических актов.

Общая численность сотрудников  банка около 200 тыс. человек, из них специалисты с высшим образованием 46%, сотрудники в возрасте до 30 лет – 30%. Ежегодно более 40% (от общей численности) сотрудников проходят повышение квалификации в Академии Сбербанка. Процесс переподготовки кадров включает в себя участие в международных программах повышения квалификации. Специализация обучения – все направления банковской деятельности, в первую очередь исходя из приоритетных направлений, определяемых в Концепции и бизнес-плане Сбербанка России, а также потребностей территориальных банков, исходя из ситуации, складывающейся на финансовом рынке.

В 21.10.2008 на собрании акционеров была принята «Стратегия развития Сбербанка России до 2014 г.», которая предусматривает сохранение стратегической линии на развитие Сберегательного банка как крупнейшего универсального коммерческого банка страны, традиционно ориентирующегося на работу с населением.

1.2. Исторический  опыт развития роли Сбербанка  в банковской  системе

Сберегательные кассы в Российской империи, как государственные кредитные учреждения, основной функцией которых являлось привлечение денежных средств населения, впервые открылись в 1842 г. по Указу императора Николая I. Сберегательные кассы открылись в Москве и Санкт-Петербурге при сохраненных казнах. Позднее сберегательные кассы стали открываться при отделении Государственного банка, при казначействах (1884 г.), почтово-телеграфных учреждениях (1889 г.), станциях казенных железных дорог (1900 г.), фабрично-заводских предприятиях, казенных военных складах и т. д. С 1880-х годов, задуманные первоначально как учреждения самопомощи, сберкассы стали использоваться правительством в интересах государственного кредита. Этот процесс завершился при министре финансов С.Ю. Витте, который считал, что политика в деле сберегательных касс должна быть направлена к дальнейшему их развитию как для укрепления бережливости в беднейшем классе, так и ради осуществления государственных предприятий на суммы мелких сбережений.

На рубеже 1880 – 90 годов сберкассы  широко привлекались к операции конверсии государственных займов. По Уставу 1895 г. сберегательные кассы стали официально именоваться «государственными». Для руководства деятельности сберегательных касс создано особое Управление при Совете Государственного банка. Максимальная сумма по одному счету (книжке) устанавливалось в размере одной тысячи рублей для юридических лиц. По вкладам выдавались 4% в 1862 – 94 годах и 3,6% в 1894 – 1917 годах. На средства внесения сверх лимита приобретались свидетельства госзаймов, которые сохранились за вкладчиком и приносили ему проценты.

С 1905 г. сберегательные кассы ввели  операции по страхованию жизни. К 1913 г. было застраховано 26,3 тыс. руб. человек  на сумму 30,4 млн. руб.

В начале 20 века операции сберегательных касс стремительно возрастали. К 1900 г. действовало 5415 сберкасс с 3,6 млн. счетов и остатком вкладов на сумму 661,9 млн. руб. К 1913 г. уже действовало 8005 сберкасс с 8,5 млн. счетов и остатком вкладов на сумму 1594,9 млн. руб. В то же время сберкассами приобретено государственных ценных бумаг на сумму около 1,8 млрд. руб. Процент по фонду государственных ценных бумаг составлял главный источник доходов сберкасс, из него выплачивались проценты вкладчикам.[26, c.103]

Сберкассы пользовались государственной  гарантией сохранности вкладов. Они представляли собой наиболее демократичное по составу клиентуры кредитное учреждение России. Среди вкладчиков сберкасс – крестьяне (более 1/3), нижние слои городского населения. По закону 1910 г. сберкассы за счет фонда государственных ценностей выдавали также ссуды для образования основных капиталов учреждений мелкого кредита. В 1914 г. в интересах проведения столыпинских аграрных преобразований таких ссуд было выдано на 25,8 млн. руб.

После октябрьской революции была осуществлена национализация банков Сберкасс, как учреждения «без налогового оттенка» были сохранены. Декретом СНК от 03.02.1918 г. было объявлено об аннулировании госзаймов царского и временного правительства и о запрете выдавать суммы внесенные до 01.01.1918 г.

В «Проекте декрета о проведении в жизнь национализации банков и о необходимых в связи с этим мерах» В.И. Ленин указывал, что лица богатых классов обязаны держать в госбанках и его отделениях, а равно в сберегательных кассах все свои денежные суммы, получая не более 100 – 125 рублей в неделю (по установлению местных Советов) на потребительские нужды, а на производственные и торговые лишь по письменным удостоверениям учреждений рабочего контроля.

Советским правительством был намечен  ряд мер по расширению сети сберегательных касс и организаций денежных сбережений населения. Однако практически решить эту задачу в ближайшие годы не удалось. В условиях гражданской войны и иностранной военной интервенции, а также натурализации хозяйства и обесценения денег сберкасс не могли развивать свою деятельность.

Для создания единого расчетно-кассового  аппарата декретом СНК РСФСР от 10.04.1919 г. было проведено слияние банком РСФСР. После его упразднения в начале 1920 г. функции сберкасс перешли к Наркомфину РСФСР. В соответствии с решениями XI съезда партии была развернута работа по сокращению эмиссии, экономии государственных расходов, увеличению поступлений в бюджет. Стоявшие перед страной задачи в области хозяйственного строительства требовали использования не только накоплений предприятий, но и денежных сбережений населения. В связи с этим все острее назревал вопрос об организации сберкасс.

Сберкассы были организованы в целях  предоставления трудовому населению возможности безопасного и выгодного хранения денежных сбережений и свободных средств на основании Постановления СНК РСФСР от 26.12.1922 г. «Об учреждениях государственных сберегательных касс». Было утверждено положение о государственных сберегательных кассах, которое устанавливало подчиненность их Наркомфину, организационное устройство, операции, порядок помещения и расходования средств; формы и методы контроля и ответственности, неприкосновенность и тайну вкладов, правовые положения вкладчиков и т. д. Вскоре сберкассы получили название «трудовые», что подчеркивало трудовой характер хранящихся в них сбережений населения.

Первые месяцы своего существования  в условиях непрерывного обесценивания находящихся в обращении советских денежных знаков работа сберкасс не могла получить широкого развития, поскольку инфляция снижала реальную стоимость вкладов. После денежной реформы 1922 – 24 гг., в ноябре 1925 г. ЦИК и СНК СССР утвердили новое «Положение о государственных трудовых сберкассах СССР», в котором нашли отражение изменения организационного и правового порядка, происшедшие за трехлетний период деятельности сберкасс. Руководство сберкассами возлагалось на Главное управление гострудсберкасс.

В Положении был определен круг выполняемых сберкассами операций: вкладные, ссудные и прочие. Вклады подразделялись на текущие счета, до востребования, срочные, условные, с особым назначением. Был разрешен прием вкладов на предъявителя. Доход по срочным вкладам исчислялся  в размере 9% годовых, а по остальным видам – 6% годовых. Вкладные документы, выданные сберегательными кассами, принимались в залог по договорам с государственными предприятиями и организациями на полную сумму вклада. Сберкассам также разрешалась выдача срочных ссуд под залог облигаций госзаймов.

С развитием народного хозяйства  страны расширились функции сберкасс. Для предоставления населению дополнительных видов услуг они были привлечены к выполнению расчетных, аккредитивных, комиссионных операций. Таким образом через сберкассы стали совершаться крупные денежные обороты, в том числе операции, связанные с безналичными расчетами населения. К концу 1928 г. количество счетов возросло до 3523 тысяч, а остаток вкладов превысил сумму 213 млн. руб.

Важным этапом в развитии деятельности сберкасс стала передача им в 1931 – 32 гг. всей работы по организации размещения госзаймов, которая до этого выполнялась  финансовыми органами и учреждениями госбанка. С этого момента сберкассы превратились в единое предприятие, выполняющее задачи привлечения денежных сбережений как путем приема вкладов, так и посредством размещения госзаймов. Деятельность сберкасс в этот период не ограничивалась привлечением денежных сбережений. Они участвовали  в кассовом обслуживании населения  и организаций, выполняли операции по личному страхованию граждан, выплате сумм лицам, награжденных орденами, персональных и других пенсий, приему партийных и комсомольских взносов, страховых платежей. В городских сберкассах принимали платежи за коммунальные услуги, а в сельской местности выплачивали населению страховые убытки за гибель и повреждение имущества.

К 01.01.1941 г. в стране действовало 41,6 тыс. сберегательных касс, из которых 10,3 тысяч в городах и 31,3 тысяч в сельских населенных пунктах. Количество счетов составляло 17,3 млн., сумма хранящихся на них сбережений достигла 7,3 млрд. рублей, а средний размер вклада увеличился до 420 рублей.

Великая Отечественная война потребовала подчинения экономики страны нуждам военного времени. Резко сократилось производство потребительских товаров, введена карточная система снабжения продовольственными товарами. Сокращение объема розничного товарооборота и рост рыночных цен обусловили образование у населения, особенно сельского, крупных сумм свободных денежных средств. С целью сохранения в обороте государства основной части сбережений, привлеченных в довоенный период, выплату средств со вклада ограничили до 200 рублей в месяц. Эти временные меры были отменены в 1944 г.

После разгрома фашизма и окончания  Великой Отечественной войны  Советский Союз приступил к мирному строительству. Задачи восстановления и развития народного хозяйства СССР не могли быть решены без ликвидации последствий войны в области денежного обращения и восстановлении полноценного рубля. В целях изъятия из обращения избыточной массы наличных денег было принято Постановление от 14.12.1947 г. «О проведении денежной реформы и отмене карточек». При осуществлении реформы государство предоставило льготы населению, хранившему сбережения в сберкассах. Если обмен денег, находившихся на руках, производился 10 : 1, то вклады до 300 рублей остались в номинальной сумме. Более крупные сбережения оценивались: от 300 рублей до 1000 рублей в соотношении 3 : 2, свыше 1000 рублей 2 : 1.

В послевоенный период постепенно начали развиваться безналичные расчеты. Были разрешены перечисленные на счета вкладчиков зарплаты, пенсии, авторского гонорара.

С 01.01.1963 г. сберкассы были переданы из ведения Министерства финансов СССР в ведение Госбанка СССР. Средства, привлеченные во вклады стали использоваться на кредитование народного хозяйства.

В мае 1972 г. Совет Министров СССР принял постановление, в котором  предусмотрены меры по дальнейшему развитию сберегательного дела. В соответствии с этим постановлением система сберкасс переведена на полный хозрасчет. За счет получаемой ими прибыли образуются запасный фонд, фонд развития сберегательного дела, фонд жилищного строительства и материального поощрения работников. Были также приняты меры к более широкому развитию перечисленных сумм денежных доходов трудящихся во вклады, внедрению безналичных расчетов по платежам населения в пользу предприятий, расширению переводных и аккредитивных операций, введены расчетные чеки для оплаты приобретаемых гражданами товаров. К началу 1981 г. количество счетов вкладчиков составило 142,1 млн., сумма вкладов достигла 156,5 млрд. рублей, а средний размер вклада 1102 рублей.[41, c. 57]

Информация о работе Формирование банковской системы РФ