Франчайзинг в рыночной экономике Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание

Целями моей работы стало изучение теоритических и практических аспектов франчайзинга, а так же проведение анализа его развития Беларуси.
Для достижения этих целей, мною был поставлен и решён ряд задач среди которых:
дать определение понятиям франчайзинга;
изучить виды франчайзинга;
изучить сущность франчайзинга;
выделить преимущества и недостатки франчайзинга;
проанализировать развитие франчайзинга в Республике Беларусь;
изучить и практически использовать методику анализа рентабельности договора франчайзинга

Работа состоит из  1 файл

Курсовая КД ФРАНЧАЙЗИНГ..docx

— 112.17 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Темой данной курсовой работы является «Франчайзинг в рыночной экономике». Корни данного экономического явления уходят в средневековье. Слово «франчайзинг» происходит от старого французского термина, определяющего право на свободное ведение какой-либо деятельности: на проведение ярмарок, организацию базаров, эксплуатацию паромов и переправ, строительство дорог и т.д. Такими привилегиями обладали короли, которые предоставляли разрешения на коммерческую деятельность любого типа. Другие источники свидетельствуют, что и Папы Римские, чтобы улучшить сбор налогов, предоставляли определенным лицам право собирать подати в конкретных географических зонах. Этим «сборщикам» было позволено удерживать у себя некоторую часть сборов.

В дальнейшем экономики государств развивались — а вместе с этим изменялась и концепция франчайзинга.

В конце 19-го века по «франчайзинговой» схеме действовали немецкие пивовары. Они предоставляли разрешения только определенным тавернам эксклюзивно продавать их пиво. Однако родоначальником франчайзинга в его современном виде считается американский производитель швейных машин — компания «Зингер». Домохозяйки неохотно приобретали новое механическое оборудование, а создание сети собственных продавцов на огромной территории США требовало значительных затрат. Тогда компания стала продавать право на продажу и обслуживание своих швейных машин на определенной территории независимым продавцам. В дальнейшем наиболее быстро франчайзинг развивался в США в 50-60-е годы в юридической обстановке политики невмешательства. Сейчас франчайзинг в США создает 10% национального богатства страны – это в три раза больше, чем торговля автомобилями. В Австралии свыше 90% общей торговли на предприятиях быстрого обслуживания осуществляется на условиях франчайзинга. Имеются официальные данные о том, что франчайзинг используется более чем в 70 странах мира». Международная франчайзинговая ассоциация официально признает, что франчайзинг уже используется и допустим в 75 отраслях промышленности. 

Несмотря на достаточно богатую  историю, в нашей стране франчайзинг стал известен недавно. Впервые термин «франчайзинг» был упомянут в 1998 году, когда в Гражданский кодекс Республики Беларусь была внесена Глава 53 (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Б) «Комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг)». В Главе содержалась всего одна ст. 910, которой было суждено стать пионером новых отношений. Это было бы поистине знаменательное событие, если ли бы не одно обстоятельство. Норма, закрепленная в ГК, не нашла своего логического продолжения, так как никаких подзаконных актов в её развитие не было издано.

Однако в 2004 году белорусское законодательство опять обратилось к франчайзингу. В Главу 53 ГК Республики Беларусь были внесены изменения и дополнения, которые позволяют говорить о возникновении правовой основы для развития отношений франчайзинга на территории Республики Беларусь.

С того времени ситуация начала понемногу меняться. Теперь уже можно заключать договоры франчайзинга, регистрировать их и начинать развивать по всей стране сети кафе, супермаркетов, СТО, ателье, производств мебели и т. д. Однако этого не произошло.

Первый договор франчайзинга был зарегистрирован в Национальном центре интеллектуальной собственности Республики Беларусь только 23 января 2006 г. По состоянию на 2007 год в НЦИС было зарегистрировано 4 договора франчайзинга, а в процессе рассмотрения находилось всего несколько заявок. На начало 2009 г. зарегистрировано уже 49 договоров франчайзинга.

Таким образом, совершенно очевидно, что франчайзинг в нашей стране в данный момент на стадии зарождения и становления. Это и обуславливает актуальность изучения данной темы, ведь франчайзинг как способ осуществления коммерческой деятельности обладает высокой эффективностью и имеет большое значение для развития экономики государства.

Целями моей работы стало  изучение теоритических и практических аспектов франчайзинга, а так же проведение анализа его развития Беларуси.

Для достижения этих целей, мною был поставлен и решён  ряд задач среди которых:

    • дать определение понятиям франчайзинга; 
    • изучить виды франчайзинга;
    • изучить сущность франчайзинга;
    • выделить преимущества и недостатки франчайзинга;
    • проанализировать развитие франчайзинга в Республике Беларусь;
    • изучить и практически использовать методику анализа рентабельности договора франчайзинга

Структура работы определилась поставленной целью  и задачами. Курсовая работа состоит  из содержания, введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 18 наименований и приложений. Общий объем работы составил 55 страниц.

 

 

1 СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ПРИЕМУЩЕСТВА ФРАНЧАЙЗИНГА

 

1.1 Сущность, понятие и термины франчайзинга

 

 

Термин «франчайзинг» означает определенную систему отношений по построению и ведению бизнеса. В данной системе присутствуют как минимум две компании, обозначаемые специальными терминами: франчайзер и франчайзи. Первая обладает «раскрученной» торговой маркой, вторая – желанием работать под этой торговой маркой и соответствующими возможностями, отвечающими требованиям франчайзера. По заключаемому между этими компаниями договору франчайзинга франчайзер передает франчайзи в пользование свою торговую марку вместе с технологиями производства товаров или оказания услуг, а франчайзи обязуется периодически уплачивать за это определенную денежную сумму.

Обычно такие соглашения используют компании, которые желают распространить свой бизнес в новые  регионы, не вкладывая в это значительные капиталы. Чаще всего франчайзинговые  соглашения используются в сфере  предоставления услуг конечному  пользователю. Результатом является то, что любой человек может  получить по всей стране или даже по всему миру знакомый ему набор  товаров и услуг одинаково  высокого качества и под известной  ему торговой маркой.

Схемы оплаты по договору франчайзинга могут быть разными: первоначальный взнос (паушальный платеж) и последующие  постоянные выплаты (лицензионные платежи, роялти) либо одни постоянные выплаты. Размер и периодичность выплат также  регулируются сторонами в договоре. Размер может зависеть от доходов  франчайзи либо быть установленным  в твердой сумме и взиматься  от одного раза в неделю до одного раза в год (может быть и реже – но это уже не столь интересно  для франчайзера – поэтому  обычными являются ежемесячные или  ежеквартальные платежи).

Предмет договора франчайзинга также может включать в себя дополнительные обязательства франчайзера по поддержке  компании-франчайзи: в частности, по обучению персонала, созданию совместных маркетинговых программ, по предоставлению помощи в составлении бизнес-плана, обеспечению необходимыми материалами  для оформления помещения и т.д.; и обязательства франчайзи, например, по закупке у франчайзера оборудования и сырья.

Для проведения полного и  достоверного исследования данной темы необходимо начать с определения основных терминов: франчайзинг, франшиза, и др., а так же выявления содержания соответствующих им понятий.

Франчайзинг (экономический определение) – это инновационная модель создания эффективного бизнеса. При которой Франчайзер (правообладатель) передает  Франчайзи  (пользователю)  право вести бизнес в соответствии с концепцией Франчайзера. Эти права  влекут за собой и обязывают Франчайзи в обмен на финансовое вознаграждение использовать технологии, основные и оборотные средства, торговую марку и товарный знак, ноу-хау, систему ведения бизнеса, а также другие права на интеллектуальную собственность при поддержке со стороны Франчайзера.

Франчайзинг (юридическое определение) – система продвижения товаров, услуг, технологий на рынки, которые территориально удалены от основного владельца бизнеса (франчайзера) путем предоставления предпринимателям на местах (франчайзи) права на использование торговой марки и/или товарного знака, ноу-хау, методов ведения бизнеса, технологии с уплатой за это вознаграждения (разового и/или периодического).

Международная ассоциация франчайзинга дает франчайзингу следующее определение. «Франчайзинг (franchise operation) – это контрактные взаимоотношения между франчайзером и предприятием-оператором, в рамках которых франчайзер предлагает или обязуется поддерживать такие области функционирования предприятия, как ноу-хау и обучение; при этом оператор ведет дело, используя общую торговую марку и технологию, владельцем которых является франчайзер, он же и контролирует их, и при этом оператор инвестирует существенную долю предприятия за счет собственных средств» [15, c.13-14]. 

Договор франчайзинга (договор  комплексной предпринимательской  лицензии, договор коммерческой концессии (в Российской Федерации)) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ А) – договор, по которому  одна сторона (правообладатель, франчайзер) обязуется предоставить другой стороне (пользователю, франчайзи) за вознаграждение, на определенный в договоре франчайзинга срок либо без указания срока, комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного наименования правообладателя и нераскрытой информации, в том числе секретов производства (ноу-хау), а также других объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, знака обслуживания и т.п.), предусмотренных договором франчайзинга, для использования в предпринимательской деятельности пользователя. Сторонами договора могут быть как юридические так и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Франшиза. Под франшизой могут понимать и всю франчайзинговую сеть, действующую под одной торговой маркой, и договор франчайзинга, и разрешение (лицензию), выдаваемое франчайзером франчайзи, на осуществление деятельности в рамках франчайзингового соглашения.

Чаще всего под франшизой  понимается передаваемый лицензионный комплекс, охватывающий интеллектуальную собственность,   промышленные образцы и товарные знаки, охраняемые авторским правом, а также технологию и систему ведения бизнеса, производства и реализации продукции и услуг.

Франчайзер (франчайзор, правообладатель, лицензиар) – сторона договора франчайзинга, которой принадлежит комплекс исключительных прав в отношении охраняемой коммерческой информации, а так же системы информатизации и которая предоставляет этот комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс) пользователю за определенное вознаграждение. Физическое или юридическое лицо, предлагающее на продажу соглашения на условиях франшизы.  

Франчайзи  (пользователь, лицензиат) – сторона договора франчайзинга, которая приобретает за вознаграждение лицензионный комплекс на использование фирменного наименования, нераскрытой информации правообладателя и др. для использования в предпринимательской деятельности. Физическое или юридическое лицо, действующее в соответствии с приобретенной франшизой.

Весь спектр отношений  между Франчайзером  и Франчайзи  регулируется на основе договора франчайзинга.

Ноу-хау - секреты производства, бизнес-процессы, инжиниринговые решения объектов и др.

Товарный знак - обозначение, способствующее отличию товаров одного лица от однородных товаров других лиц.

Знак обслуживания – обозначение, способствующее отличаю услуг одного лица от однородных услуг других лиц.

Паушальный взнос - единовременное вознаграждение франчайзера в виде определенной твердо зафиксированной в договоре (соглашении) суммы, которая устанавливается исходя из оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей франчайзи на основе использования франшизы, также может рассчитываться как оплата затрат франчайзера связанных с продажей франшизы;

Роялти - фиксированные периодические платежи, которые выплачиваются в сумме, определенной в договоре франчайзинга, в течение срока действия договора франчайзинга.[1, c. 89-95]

 

1.2 Формы, виды и системы франчайзинга

 

 

Франчайзинг имеет  свои виды и формы. Традиционно франчайзинг  подразделяется на следующие виды: сбытовой, товарный, промышленный, деловой. По формам можно выделить - региональный франчайзинг и субфранчайзинг. Рассмотрим каждый из видов подробнее.

Виды франчайзинга:

Сбытовой франчайзинг - используется производителем товаров для построения единой разветвленной сбытовой сети, функционирование которой находится под его контролем. При этом точки сбыта (магазины, склады и пр.),  являются самостоятельным бизнесом франчайзи - партнеров данного производителя.

Данный вид  сотрудничества хорош тем, что производитель (или эксклюзивный импортер) продукции  налаживает и координирует сеть авторизированных точек продаж своей продукции. Владелец же розничной точки имеет дело непосредственно с производителем и зачастую пользуется дополнительными  привилегиями, как-то: обучение персонала  непосредственно на производстве, доступ к запчастям в широком ассортименте по низким ценам, рекламная поддержка  товара и пр. В данном случае производитель  выступает в роли франчайзера, а  розничный продавец – в роли франчайзи.

При этой схеме  товар распространяется, как правило, по ограниченным каналам сбыта –  только через авторизированных дилеров  или продавцов-ритейлеров, поэтому кроме вышеперечисленных преимуществ для франчайзи, здесь появляется еще и элемент эксклюзивности. Ведь, построив подобную франчайзинговую сеть сбыта, производитель отказывается от того, чтобы продавать свой товар всем подряд, а распространяет его только через своих партнеров.

Информация о работе Франчайзинг в рыночной экономике Беларуси