Франчайзинг в рыночной экономике Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание

Целями моей работы стало изучение теоритических и практических аспектов франчайзинга, а так же проведение анализа его развития Беларуси.
Для достижения этих целей, мною был поставлен и решён ряд задач среди которых:
дать определение понятиям франчайзинга;
изучить виды франчайзинга;
изучить сущность франчайзинга;
выделить преимущества и недостатки франчайзинга;
проанализировать развитие франчайзинга в Республике Беларусь;
изучить и практически использовать методику анализа рентабельности договора франчайзинга

Работа состоит из  1 файл

Курсовая КД ФРАНЧАЙЗИНГ..docx

— 112.17 Кб (Скачать документ)

Рентбаз = Прбаз : С (6) 

Соответственно уровень  дополнительной рентабельности (Рентдоп) (то есть рентабельности по дополнительной прибыли Прдоп) можно определить как отношение дополнительной прибыли (Прдоп) к себестоимости производства и реализации продукции (услуг) по франшизе (С) по формуле:

Рентдоп = Прдоп : С (7)

По определению, ставка роялти (R) - процент периодических отчислений в пользу франчайзера  - представляет собой отношение отчислений в  пользу франчайзера (прибыли франчайзера (Прф-ра)) к цене (Ц) производства и реализации франчайзи (пользователем) продукции (услуг) по франшизе, что может быть выражено следующей формулой:

R = Прф-ра : Ц (8)

Подставляя в формулу (8) выражение прибыли франчайзера (Прф-ра) из  формулы (4) и выражение цены продукции (Ц) из  формулы (1), получим:

R = Прдоп х Д : (С + Пробщ) (9)  

Подставляя в  формулу (9) выражение дополнительной прибыли (Прдоп) из  формулы (2), получим:

R = ((Пробщ- Прбаз) х Д) : (C + Пробщ) (10)             

  Подставляя в формулу (10) выражения общей прибыли (Пробщ) и базовой прибыли (Прбаз) через общую рентабельность (Рентобщ) и базовую рентабельность (Рентбаз) соответственно из  формул (5) и  (6), получим:

R = ((C х Рентобщ - С х Рентбаз) х Д) : (С + С х Рентобщ) (11)

получим:

R = (C (Рентобщ - Рентбаз) х Д) : (С (1 + Рентобщ))  (12) 

Сокращая числитель и  знаменатель  формулы (12) на величину себестоимости производства и реализации продукции (услуг) по франшизе (С), получим:

R = ((Рентобщ - Рентбаз) х Д) : (1 + Рентобщ)  (13)

Аналогичным образом из  формулы (9) можно получить выражение ставки роялти (R) через дополнительную рентабельность (Рентдоп), общую рентабельность (Рентобщ) и долю (Д) франчайзера в дополнительной прибыли франчайзи:

R = (Рентдоп х Д) : (1 + Рентобщ) (14)

Таким образом, численное  значение ставки роялти периодических  отчислений по франшизе - есть отношение, в числителе которого - произведение дополнительной рентабельности (Рентдоп) и доли франчайзера (Д) в дополнительной прибыли от производства и реализации продукции по франшизе, а в знаменателе - сумма единицы и общей рентабельности (Рентобщ) производства и реализации продукции (услуг) по франшизе. 

Анализ функциональных зависимостей в  формулах (13) и  (14) показывает, что ставка роялти, то есть процент периодических отчислений в пользу франчайзера (правообладателя) прямо пропорционален дополнительной прибыли (Прдоп) и дополнительной рентабельности (Рентдоп) или соответственно разности между общей рентабельностью (Рентобщ) и базовой рентабельностью (Рентбаз). В предельном случае, когда дополнительная прибыль (Прдоп) отсутствует, ставка роялти равна нулю, то есть отчислений франчайзеру не полагается. В свою очередь, чем больше вклад франчайзера в подготовку и обеспечение эффективного функционирования бизнеса по франшизе, тем больше доля франчайзера (правообладателя) (Д) в дополнительной прибыли от производства и реализации продукции (услуг) по франшизе. В случае если новое предприятие организуется полностью за счет средств франчайзера, вся общая прибыль (Пробщ) подлежит распределению между франчайзером (правообладателем) и франчайзи (пользователем). В этом случае дополнительная прибыль (Прдоп) равна общей прибыли (Пробщ), а  формула (14) может быть представлена в виде, совпадающем с ранее выведенной формулой для расчета ставок роялти для лицензионных соглашений.

R = (Рентобщ х Д) : (1 + Рентобщ) (15)   

Простое арифметическое преобразование  формулы (14) позволяет произвести расчет доли франчайзера (Д) в дополнительной прибыли от производства и реализации продукции (услуг) по франшизе в зависимости от соотношения ставки роялти (R), общей рентабельности (Рентобщ) и дополнительной рентабельности (Рент+) по формуле:

Д = R (1 + Рентобщ) : Рентдоп (16)  

или

Д = R (1 + Рентобщ) : (Рентобщ - Рентбаз) (17) 

Дополнительную рентабельность (Рентдоп) можно вычислить по соотношению ставки роялти (R), общей рентабельности (Рентобщ) и доли франчайзера (Д) в дополнительной прибыли от производства и реализации продукции (услуг) по франшизе по формуле, полученной арифметическим преобразованием  формулы (16):

Рент = (R (1 + Рентдоп)) : Добщ (18) 

Аналогично можно вычислить  общую рентабельность (Рентобщ) по дополнительной рентабельности (Рентдоп), доле франчайзера (Д) в дополнительной прибыли от производства и реализации продукции (услуг) по франшизе и ставке роялти (R) по формуле:

Рентобщ = (Рентдоп (Д - R)) : R (19) 

Таким образом, можно сделать  вывод, что существуют функциональные зависимости отдельных экономических  показателей, которые позволяют  на практике расчетным путем определять значения одних неизвестных показателей  по совокупности других известных показателей  франчайзинга.[12, c.163-176] 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Расчет базовых экономических показателей франшизы

 

 

Для демонстрации на практике приведенных ранее формул рассмотрим условные примеры оценки ситуаций по договору франчайзинга.

1. Вычислим максимальное  и минимальное значения приемлемых  ставок роялти (R) при договоре  франчайзинга в ситуации, когда  пользователь (франчайзи) отчисляет  правообладателю (франчайзеру) 5-15% своей  ежемесячной дополнительной прибыли,  для предприятия с общей рентабельностью  Рентобщ = 0,25 (25%) при базовой рентабельности Рентбаз = 0,15 (15%).

Ставки роялти (R) составят:

Rmin = ((Рентобщ - Рентбаз) х Дmin) : (1 + Рентобщ) (20)

Rmin = ((0,25 - - 0,15) х 0,05) : (1 + 0,25) = 0,004 (0,4%);

Rmax = ((Рентобщ - Рентбаз) х Дmax) : (1 + Рентобщ) (21)

Rmax = ((0,25 - - 0,15) х 0,15) : (1 + 0,25) = 0,012 (1,2%).

2. Вычислим долю отчислений (Д) в пользу франчайзера от  дополнительной прибыли условного  предприятия-франчайзи с общей  рентабельностью Рентобщ = 0,35 (35%) и базовой рентабельностью Рентбаз = 0,1 (10%), если известно, что стандартные условия франшизы данной фирмы предусматривают размеры двух ставок роялти: R1 = 6% общего товарооборота и дополнительно R2 = 4% общего товарооборота в качестве возмещения расходов франчайзера на рекламу, стимулирование сбыта и поддержку торговой марки, осуществляемой в пользу всех франчайзи данного франчайзера на территории предоставления франшиз.

Доли отчислений (Д) в пользу франчайзера составят:

Дmin = Rmin (1 + Рентобщ) : Рентобщ - Рентбаз (22)

Дmin = 0,06 х (1 + 0,35) : 0,35 - 0,10      = 0,324 (32,4%)

Дmax = Rmax (1 + Рентобщ) : Рентобщ - Рентбаз (23)

Дmax = 0,10 х (1 + 0,35) : 0,35 - 0,10     = 0,54 (54%)

Анализ полученных результатов  показывает, что данная фирма, вероятно, оказывает значительный объем дополнительных управленческих услуг по сопровождению франшизы и осуществляет большие расходы на рекламу, стимулирование сбыта и поддержание торговой марки на территории предоставления франшиз.

3. Вычислим значение ставки ежегодных отчислений роялти (R), если предлагается заключить договор франчайзинга для производства товаров (оказания услуг) с оборотом Q = 150 000 долл./год сроком на 3 года с общей текущей стоимостью франшизы PVтек = 50 000 долл., с первоначальным (вступительным) разовым взносом PVвст = 20 000 долл. и ставкой доходности по альтернативным долгосрочным валютным депозитам I = 15% годовых.

Текущая стоимость общей  суммы ежегодных денежных потоков  отчислений роялти (PV) составит:

PV = PVтек - PVвст (24)

PV = 50 000 - 20 000 = 30 000 долл.

Будущая стоимость суммы  ежегодных денежных потоков отчислений роялти на конец срока действия франшизы (FV) составит:

FV = PV3 (1 + I3) (25)

FV = 30 000 (1 + 0,15) = 45 626 долл.

Величина ежегодных денежных потоков отчислений роялти (CF), необходимых  для того чтобы накопить к концу  третьего года действия франшизы стоимость  суммы денежных потоков роялти FV = 45 626 долл. при I = 15% годовых, составит:

CF = FV = I : (1 + 0,15)3 - 1 (26)

CF = 45 626 х 0,15 : (1 + 0,15)3 -1 =  13 139 долл.

Тогда расчетная ставка ежегодных  отчислений роялти (R) составит:

R = cf/q = 13 139 : 150 000 = 0,0876 (8,76%).

Таким образом, расчетное  значение ставки ежегодных отчислений роялти (R) составит:

R = 0,0876, или 8,76%.

 

4. Предлагается покупка франшизы за PVпредл = 20 000 долл. с условиями неограниченного во времени срока ее действия и постоянными по величине (фиксированными) отчислениями периодических платежей (роялти), по которой передано право на использование фирменной технологии с объемом товарооборота продукции Q = 100 000 долл./год, обеспечивающей увеличение рентабельности производства на Рентдоп = 0,25 (25%) при первоначальной (базовой) рентабельности производства Рентбаз = 0,10 (10%). Необходимо обосновать принятие решения о покупке (или отказе от покупки), если известно, что стандартная доля (Д) отчислений франчайзеру в дополнительной прибыли франчайзи для аналогичных условий обычно составляет 5-15%, а ставка капитализации альтернативных инвестиций (К) на дату предложения составляет 0,15 (15% годовых).

Расчетное значение минимальной (Rmin) и максимальной (Rmax) ставок роялти составит:

Rmin = (Рентдоп х Дmin) : (1 + Рентобщ) (27)

Rmin = (0,25 х 0,05) : : (1 + 0,25 + 0,10) = 0,00925 (0,925%);

Rmax = (Рентдоп х Дmax) : (1 + Рентобщ) (28)

Rmax = (0,25 х 0,15) : : (1 + 0,25 + 0,10) = 0,0278 (2,78%);

Тогда величина минимального (CFmin) и максимального (CFmax) ежегодных денежных потоков отчислений роялти составит:

CF = Qmin х Rmin (29)

CF = Qmin х Rmin = 100000 х 0,00925 = 925 долл./год;

CF = Qmax х Rmax (30)

CF = 100000 х 0,0278 = 2780 долл./год.

Таким образом, минимальная  и максимальная текущие стоимости  денежных потоков периодических  отчислений роялти (PV), рассчитанные методом  капитализации, составят:

PVmin = Cfmin/к (31)

PVmin = 925/0,15 = 6167 долл.;

PVmax = Cfmax/к (32)

PVmax = 2780/0,15 = 18 533 долл.

Итак, минимальная текущая  стоимость будущих денежных потоков  периодических отчислений роялти по франшизе составляет PVmin = 6167 долл., а максимальная - PVmax = 18 533 долл., в то время как цена предложения PVпредл = 20 000 долл. Таким образом, предлагают купить за 20 000 долл. контракт, который обладает максимальной текущей стоимостью 18 533 долл. Другими словами, предлагают дорого купить дешевый объект. Поэтому следует либо отклонить предложение покупки франшизы на оказанных условиях, либо потребовать снижения цены предложения, с тем, чтобы новая цена предложения была меньше 18 533 долл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Результаты данной исследовательской  работы показали, что франчайзинг как способ осуществления коммерческой деятельности обладает высокой эффективностью и имеет большое значение для развития экономики государства.

Применение франчайзинга в предпринимательской деятельности дает существенные преимущества как правообладателю (франчайзеру, предоставляющему право использования своих средств индивидуализации и ноу-хау и др.), так и пользователю (франчайзи, которому эти права предоставляются).

Для правообладателя франчайзинг  является наиболее удобным средством  расширения своего бизнеса, в том  числе и в международном масштабе. Франчайзинг избавляет его от необходимости открывать огромное число филиалов или регистрировать предприятия на удаленных от него территориях, инвестировать средства в приобретение недвижимости и других основных фондов, необходимых для  осуществления соответствующей  деятельности, нанимать работников. Вместе с тем предприятия, созданные  пользователями, вливаются в интегрированную  систему правообладателя, который  сохраняет над ними практически  такой же контроль, как если бы они  в действительности были его подразделениями  или филиалами. Все это и дает возможность в течение относительно короткого срока создавать разветвленные  сети фирменных магазинов, ресторанов или гостиниц.

Для пользователя франчайзинг существенно снижает предпринимательский риск и ускоряет окупаемость капиталовложений. Оставаясь хозяином своего предприятия, он получает возможность работать под хорошо известной, "раскрученной" вывеской и вступает на рынок с определенным преимуществом перед конкурентами, лишенными такой возможности. Поскольку пользователи чаще всего обслуживают потребительский рынок, указанная особенность франчайзинга стимулирует развитие малого и среднего бизнеса и уже сама по себе дает достаточные основания для того, чтобы развивать данную форму предпринимательства.

Проанализировав процесс  и уровень развития франчайзинга в Республике Беларусь, становится видно, что на данном этапе франчайзинг в Беларуси находиться на стадии зарождения становления. Иностранные правообладатели не особенно стремятся расширять свои сети в Беларуси, а национальные чаще не рассматривают франчайзинг как действенный механизм развития бизнеса.

Это объясняется существованием проблем в данной сфере, которые можно классифицировать следующим образом:

    1. Экономические проблемы.
    2. Социально-психологические проблемы.
    3. Организационно-правовые проблемы.

Не смотря на это, всё же обстановка, сложившаяся на рынке  на сегодняшний день, позволяет с  уверенностью говорить о том, что  в данный период наблюдается значительный рост применения бизнес-технологии франчайзинга на отечественном рынке товаров и услуг. Эффективному развитию франчайзинга на белорусском рынке способствует созданная инфраструктура, как обеспечивающая консультирование субъектов франчайзинга, так и осуществляющая пропаганду франчайзинга в качестве эффективного метода ведения бизнеса.

Белорусские франчайзеры  хоть и достаточно «молоды», но достаточно активны. Среди них торговые марки  «Мобильный город» (Компания «Дансис»), «В гостях у Солнца» (студии загара, Компания «Иванов Евгений»). Общее количество франшизных точек, открытых за последние два года белорусскими и зарубежными франчайзерами, превышает сто предприятий.

Как показала практическая часть данного исследования, очень большое значение имеет расчет базовых экономических показателей франшизы и рентабельности франчайзингового предприятия. Основной задачей которого является оценки размера платежей и эффективности франшизы в целом.

Подводя окончательный итог можно с уверенностью сказать, что поставленные задачи были выполнены, сформировавшие их цели достигнуты, а тема курсовой работы - «Франчайзинг в рыночной экономике», была раскрыта.

Информация о работе Франчайзинг в рыночной экономике Беларуси