Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:42, курсовая работа
Целями моей работы стало изучение теоритических и практических аспектов франчайзинга, а так же проведение анализа его развития Беларуси.
Для достижения этих целей, мною был поставлен и решён ряд задач среди которых:
дать определение понятиям франчайзинга;
изучить виды франчайзинга;
изучить сущность франчайзинга;
выделить преимущества и недостатки франчайзинга;
проанализировать развитие франчайзинга в Республике Беларусь;
изучить и практически использовать методику анализа рентабельности договора франчайзинга
Среди представленных украинских франшизных брендов следует отметить представителей розничного бизнеса: магазины джинсовой одежды «Джинсы Супер Цена» (пл. Притыцкого), магазин одежды «Видиван» (ТЦ «Столица»).
Югославы также пришли на наш рынок со своим франшизным гастрономическим рыбным рестораном «Porto Maltese». Учитывая уровень их бренда, так же как и «T.G.I. Fridays», они зарегистрировали весьма подробный и обьемный договор франчайзинга в Национальном патентном органе Беларуси.[18]
Учитывая «подростковый»
период развития франчайзинга в Беларуси,
практически все франчайзи
На нашем рынке работает множество франшизных торговых марок, которые на сегодня не регистрируют свои договора франчайзинга. Среди них «Europe Саг» (прокат автомобилей), Benetton (молодежная одежда), Morgan (джинсовая одежда), Colins (джинсовая одежда) и многие другие.
Для малого и среднего бизнеса в Беларуси франчайзинг представляет особый интерес как один из способов выхода на внешние рынки (наряду с прямым и косвенным экспортом, импортом, лицензированием), в частности на международный рынок услуг. В силу своего географического положения, являясь транспортным коридором между Россией и Западом, Беларусь заинтересована в развитии таких сфер бизнеса, как отели, кемпинги, рестораны, системы быстрого питания, автосервис, арендные и деловые услуги, отдых, развлечения и путешествия. Участвуя во франчайзинговых соглашениях с известными зарубежными производителями этих услуг, белорусский малый и средний бизнес мог бы способствовать решению таких важных проблем национальной экономики, как создание новых рабочих мест, обеспечение мирового качества услуг, поступление валюты.
Многие предприятия в нашей стране, включая государственный сектор, рассматривают франчайзинг как наиболее вероятную стратегию своего ближайшего развития. Среди них ОАО «Горизонт», концерн «Беллегпрон», российско- белоруское СООО «Белоптон», Компания «Serge» и др.
Белорусское СП ЗАО «Милавица» планирует в 2008-2012 гг. создать сеть из 400 мультибрэндовых магазинов Oblicie. Строительство двух сетей магазинов «Милавица» (монобрэндовые магазины) и «Oblicie» (мультибрэндовые магазины) компания начала в 2006 г. В настоящее время «Милавице» принадлежит 211 магазинов. Главным преимуществом работы фирменных магазинов «Милавица» по системе франчайзинга является получение ими эксклюзивных коллекций продукции, которые не будут представлены в других магазинах, наличие самого полного ее ассортимента. [18]
Мировой финансово-экономический кризис практически не повлиял на распространение этой формы отношений между субъектами бизнеса на территории страны. По мнению экспертов «Ежедневника», франчайзинг по-прежнему остается весьма привлекательным механизмом развития бизнеса на белорусском рынке.
В частности, франчайзинговые отношения в этом временном промежутке оформила одна из крупнейших предпринимательских структур Беларуси - ООО «Трайпл». Выступающая в качестве франчайзи структура известного бизнесмена Юрия Чижа закрепила уже давно сложившиеся деловые отношения с владельцем бренда готовой одежды - немецкой компанией Tom Tailor, Договор между двумя структурами будет действовать до конца 2012 года. Напомним, что на сегодняшний день у «Трайпла» действуют в Минске два магазина под этой торговой маркой.
На два года свои отношения оформили также ЧТУП «Авангард-Электросервис» и «Белбизнессетъ», на пять - нидерландская «Миникардс» и - ЧТПУП «Миникардс». Также в ряд действующих договоров (франчайзеры - «Электросервис и К», «НТС») были внесены изменения.
Активистами франчайзингового движения в Беларуси в 2007 году создан «Центр развития франчайзинга», как общественное некоммерческое объединение, целями и задачами которого являются продвижение и развитие франчайзинга в нашей стране.
2.2 Оценка развития франчайзинга в Республике Беларусь
При анализе деятельности предприятий, применяющих франчайзинг для развития бизнеса, в первую очередь следует учитывать, что мировой опыт применения франчайзинга насчитывает более 100 лет, в Республике Беларусь же он только начинает свое развитие. Начало использования франчайзинга было обусловлено становлением на белорусском рынке цивилизованных отношений, что с необходимостью требовало применения новых методов ведения бизнеса.
Ситуация, сложившаяся на рынке на сегодняшний день, позволяет с уверенностью говорить о том, что в данный период наблюдается значительный рост применения бизнес-технологии франчайзинга на отечественном рынке товаров и услуг. Эффективному развитию франчайзинга на белорусском рынке способствует созданная инфраструктура, как обеспечивающая консультирование субъектов франчайзинга, так и осуществляющая пропаганду франчайзинга в качестве эффективного метода ведения бизнеса.
В стране регулярно проводятся
конференции и семинары с целью
создать благоприятную
Данные свидетельствуют о постоянном увеличении числа предприятий, использующих франшизу как средство ведения бизнеса.
Анализ франшиз, функционирующих
на белорусском рынке, показывает отсутствие
единого подхода к
На сегодняшний день франчайзинг
активно внедряется в отечественную
экономику, но до сих пор в белорусском
законодательстве отсутствует
В РБ существует основная проблема
развитие франчайзинга, причиной которой
является скорее не узость законодательной
базы и финансовых ресурсов у потенциальных
франчайзи, а отсутствие у предпринимателей
информации о преимуществах ведения
бизнеса посредством
До недавнего времени франчайзинг в Республике Беларусь был лишь декларативным договором, то есть такой договор мог заключаться только в случаях, предусмотренных законодательством, то есть в случаях, которые фактически отсутствовали.
Тем не менее, к можно констатировать, что темпы развития франчайзинга в Республике Беларусь относительно невелики по сравнению с развитыми странами. Определённые проблемы мешают его развитию.
Вероятно, на территории Республики Беларусь должна быть образована организация по координации развития франчайзинга наподобие Российской ассоциации франчайзинга или других подобных институтов. [10, с. 20].
Развитие франчайзинга на территории Республики Беларусь происходит неравномерно. К сожалению, на сегодняшний день можно назвать только несколько областных центров, где франчайзинг используется достаточно широко.
В результате анализа действующих
на белорусском рынке товаров
и услуг франшиз можно
Основным отличием белорусских франшизных систем от иностранных является одновременное расширение бизнеса, путём выхода на новые рынки как за счет создания франшизных точек, так и за счет развития корпоративных предприятий, принадлежащих франчайзеру. Данную ситуацию можно объяснить тем, что большинство белорусских предприятий начинают расширять бизнес посредством франчайзинга уже при наличии собственной развитой сети и, как следствие, франчайзинг для них - лишь один из элементов системы развития сети.
Что касается отраслей, где сегодня в Беларуси наиболее развиты франчайзинговые отношения, то в первую очередь это розничная торговля, а также система общепита. По приблизительным оценкам Центра развития франчайзинга общее количество франшизных торговых марок, работающих на территории Беларуси, сегодня превышает сто сорок единиц, из них около 80% работает в сфере розничного бизнеса, около 15 % - в сфере общественного питания и не более 5% - в других сферах.
Обобщая все вышеизложенное, приходиться констатировать, что на данном этапе времени франчайзинг в Беларуси находиться на стадии зарождения. Иностранные правообладатели не особенно стремятся расширять свои сети в Беларуси, а национальные чаще не рассматривают франчайзинг как действенный механизм развития бизнеса.
Вышеуказанные особенности функционирования системы франчайзинга в современной Беларуси можно объяснить рядом факторов, которые тормозят развитие франчайзинга на белорусском рынке. Существующее положение требует незамедлительного проведения корректировки действующего законодательства и терминологии в области франчайзинга в сторону приближения их к мировой практике, что особенно важно для создания франчайзинговых систем с участием иностранного капитала.
Преодоление неблагоприятных факторов позволит развивать бизнес на основе франчайзинга более быстрыми темпами и на более высоком уровне и в целом улучшит положение бизнеса в нашей стране.
2.3 Проблемы развития
франчайзинга в Республике
Как уже говорилось, франчайзинг
в Республике Беларусь не получил
широкого распространения, хотя потенциальные
возможности внедрения его
Франчайзинг - экономический инструмент, и для его внедрения необходимы соответствующие экономические предпосылки, которые в РБ не сформировались либо вообще, либо частично.
К экономическим проблемам развития франчайзинга можно отнести:
Важнейшей экономической проблемой франчайзинга в Республике Беларусь становится отсутствие стабильности. Если вернуться к определению франчайзинга, то это в первую очередь система отношений, закрепленная опять-таки системой договоров. Естественно, что подобная система, к тому же объединяющая экономически независимых предпринимателей, становится инерционной.
Последнее время, в котором началось ускоренное развитие франчайзинга в Республике Беларусь, отличается отсутствием стабильности в экономике, что приводит к таким же резким колебаниям спроса на все виды товаров, регулярным переделам собственности, что не может не задевать франчайзи. Учитывая, что многие из них вынуждены из-за нехватки собственных средств открывать свои предприятия в арендуемых помещениях, перемена владельца отрицательно влияет на работу как франчайзи, так и франчайзинговой системы в целом. Переделы рынков, причем очень часто нерыночными методами, также могут снижать эффективность франчайзинговых систем.
Не только франчайзер, но и франчайзи должны вкладывать в развитие системы свой стартовый капитал. Если учесть, что франчайзи должен вносить разовую франшизную плату (паушальный платеж), то его стартовый капитал должен быть достаточно большим.
К сожалению, далеко не все отечественные предприниматели обладают подобным капиталом.
Попытка получить стартовый капитал в виде банковского кредита также сталкивается с рядом проблем:
2. Организационно-правовые проблемы развития франчайзинга.
Франчайзинг как система отношений основан на системе договорных отношений и должен быть подкреплен серьезной правовой базой.
Однако в нашей стране
очевидна недостаточная изученность
юридической природы
Причиной тому служит разнообразие видов франчайзинга - производственный, сбытовой, сервисный, которые представляют собой разные формы кооперации, имеют различное экономическое содержание. Есть различия в трактовке понятия «франчайзинг» в национальном праве и праве других стран.
Возможность возникновения
конфликта между
Информация о работе Франчайзинг в рыночной экономике Беларуси