Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:42, курсовая работа
Целями моей работы стало изучение теоритических и практических аспектов франчайзинга, а так же проведение анализа его развития Беларуси.
Для достижения этих целей, мною был поставлен и решён ряд задач среди которых:
дать определение понятиям франчайзинга;
изучить виды франчайзинга;
изучить сущность франчайзинга;
выделить преимущества и недостатки франчайзинга;
проанализировать развитие франчайзинга в Республике Беларусь;
изучить и практически использовать методику анализа рентабельности договора франчайзинга
Товарный франчайзинг. Данный вид франчайзинга представляет собой передачу исключительных прав на реализацию продукции выпускаемой франчайзером и под его товарным знаком на определенной территории. Франчайзи становится единственным продавцом данного товара на закрепленной территории и эксклюзивным представителем торговой марки франчайзера. Основным условием данной сделки является то, что франчайзи обязуется закупать продукцию только у своего франчайзера и полностью отказывается от реализации аналогичных товаров других фирм, которые могут составить конкуренцию. Таким образом, для товарного франчайзинга характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг и получении фиксированной доли от общего объема продаж. Также присуща относительно невысокая степень регламентации обязанностей за счет однородности деятельности. Используя товарный франчайзинг, франчайзер не только увеличивает сбыт своей продукции, но и регулирует, закрепляя за франчайзи определенные территории, распределение объема продаж между различными регионами, расширяя географию рынка сбыта. Основными различиями между товарным франчайзингом и дилерством являются: большая привязанность к товарному знаку франчайзера, больший объем предоставления различных услуг франчайзером франчайзи и исключительный сбыт продукции. Первыми, кто стал применять товарный франчайзинг, были фирма Singer Sewing Machine Company (фирма, производившая швейные машинки) и General Motors Corp.
Промышленный (производственный) франчайзинг - представляет собой передачу прав на производство и сбыт под торговым знаком франчайзера продукции с использованием запатентованной технологии производства, материалов, сырья или исходного компонента продукции. Фирма франчайзи здесь не просто выступает под торговой маркой франчайзера и реализует его продукцию и услуги, но и включается в полный цикл хозяйственной деятельности крупной корпорации, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности. Эта форма предусматривает тесный контакт франчайзера и франчайзи, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности малого предприятия. Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков (Coca Cola, Pepsi).
Деловой франчайзинг называют «франчайзинг бизнес-формата». При этом виде франчайзер продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзера.
Таким образом, это франчайзинг на вид деятельности, т.е. включение малого предприятия в полный производственно-хозяйственный цикл крупной корпорации. Едва ли не самый популярный вид франчайзинга, при котором ведущая фирма продает лицензию частным фирмам или компаниям на право открытия собственной фирмы по продаже продуктов и услуг под именем франчайзера (например, прокат и бытовое обслуживание, деловые и профессиональные услуги бизнесу и населению, магазины или цепи закусочных, гостиницы). Со стороны франчайзера предъявляются равные с ней требования к технологическому процессу, качеству, а также обеспечивается обучение персонала, выбор площадки строительства предприятия, другие услуги (методы обеспечения продаж, ведение оперативной отчетности и т.п.).
При деловом франчайзинге требуется, чтобы франчайзи оплачивал постоянные взносы, а также производил взносы в рекламный фонд, находящийся в ведении франчайзера. Франчайзер может сдать в аренду франчайзи основные фонды, предложить ему финансирование; он вправе также выступать и в качестве поставщика для своих франчайзи.
В настоящее время в зависимости от размеров первоначального капитала франшизы бизнес-формат делят на следующие основные подгруппы:
Конверсионный франчайзинг – это способ расширить франчайзинговую сеть, при которой самостоятельное предприятие франчайзера переходит на работу по франчайзинговому договору в сеть франчайзинговых предприятий франчайзи. [4, c.65-82]
Формы франчайзинга:
Региональный
франчайзинг – форма
Субфранчайзинг
– форма организации
Виды франчайзинговых систем:
Франчайзинговые системы могут принимать многие формы в зависимости от того, между кем возникают отношения франчайзинга. Они могут объединять:
1. Производителя с производителем.
Такая франчайзинговая схема возможна в нескольких случаях. Первый случай классический — один производитель выпускает широко известный товар и передает другому производителю франшизу на выпуск товара под той же торговой маркой (как с предоставлением своего фирменного оборудования и/или сырья для выпуска товара, так и без него).
Второй случай
может опосредоваться как обычным
лицензионным договором, так и договором
франчайзинга. Один производитель разрабатывает
новый способ производства чего-либо (
В обоих случаях франчайзи предоставляется также право реализовывать произведенный товар от своего имени.
2. Производителя с оптовым торговцем.
3. Оптового торговца с оптовым торговцем.
4. Оптового торговца с розничным торговцем.
5. Производителя с розничным торговцем.
Лучшим примером
здесь может послужить система
сотрудничества производителей автомобилей
и розничных автомобильных дилеров или
сети автозаправок и СТО, которые работают
«под вывеской» нефтеперерабатывающей
компании (типа «Texaco», «Shell» и т. д.) и реализуютгорюче-смазочные
Франчайзинговые системы, соединяющие производителя с оптовым торговцем, оптового торговца с оптовым торговцем и оптового торговца с розничным торговцем, действуют аналогичным образом.
6. Розничного торговца с розничным торговцем.
7. Предприятие обслуживания с предприятием обслуживания.
Розничные и обслуживающие франчайзинговые системы заметно отличаются от систем франчайзинговых соглашений, рассмотренных выше, потому что в данном случае франчайзи фактически является продолжением франчайзера. В подобных системах каждый франчайзи напоминает торговую точку компании с единственным исключением: в создание этой торговой точки вкладываются деньги франчайзи, а не собственные средства франчайзера.[5, c.17-20]
1.3 Преимущества и недостатки франчайзинга
Преимущества франчайзинга
Для франчайзера:
Для франчайзи:
Недостатки франчайзинга
Для франчайзера
Для франчайзи:
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1Франчайзеры
и франчайзи Республики
В январе 2006 года Национальный Центр Интеллектуальной Собственности (НЦИС) в Минске зарегистрировал первый договор франчайзинга, в котором компания «НТС», белорусский резидент, начала продвижение своей франшизы в области розничной торговли продуктами питания (сеть универсамов «Корзинка», Компания «НТС» имеет на сегодня три зарегистрированных договора). [16]
Белорусские франчайзеры хоть и достаточно «молоды», но достаточно активны. Среди них торговые марки «Мобильный город» (Компания «Дансис»), «В гостях у Солнца» (студии загара, Компания «Иванов Евгений»). Общее количество франшизных точек, открытых за последние два года белорусскими и зарубежными франчайзерами, превышает сто предприятий.
Самыми крупными представителями являются Компания «Мисофт», у которой из приблизительно 120 дилеров 40 работают на условиях франчайзи. Стоит отметить что Компания «Мисофт» по сути является мастер-франчайзи компании«1C» на территории Беларуси. Компания «Дансис», торговая марка «Мобильный город» - 16 франчайзи. Следующей в списке Компания «Электросервис и Ко», торговая марка «Электросила» - 10 франчайзи. География франчайзинга в нашей стране широка. Различными франшизными марками сегодня охвачены такие города, как Могилев, Бобруйск, Гомель, Гродно, Орша, Брест, Солигорск, Барановичи, Слуцк, Витебск, Мозырь, Речица, Молодечно, Ганцевичи, Борисов, Полоцк и др. Наибольшее скопление франшизных торговых марок наблюдается в Минске.
Что касается «Мобильного города» и «Электросилы», то их франшизная сеть есть чистый конверсионный франчайзинг, при котором прежние дилеры стали франчайзи, сменив свои вывески и приняв систему стандартов и правил франчайзера, хотя наши белорусские франчайзеры активно приглашают в свою сеть тех предпринимателей, которые до настоящего времени не работали с ними.
Среди общего количества представленных на территории Беларуси франшизных торговых марок присутствуют белорусские, американские, российские, украинские, бельгийские, французские, турецкие, немецкие, итальянские, польские и югославские франшизные торговые марки.
Пожалуй, одной из самых
ярких и популярных всемирно известных
франшиз американского
Российский франчайзинг представлен такими известными брендами, как рестораны «IL РАТIO», «Планета Суши» и «Испанский уголок». Есть на нашем рынке также, кофейня «Мока - Лока», торговая марка «1C» (программное обеспечение, ведущий представитель Компания «Мисофт»), торговая марка «Corso Соmо» (женская и мужская обувь, представленная Компанией «Диспина»). Также свои мультифраншизы на белорусском рынке представила российская группа компаний «Спортмастер», среди которых, магазины «Спортмастер» и «Спортландия» (спортивные магазины для всей семьи), магазины «Columbia» (одежда и обувь для активного отдыха). Важен тот факт, что никто из вышеперечисленных российских франчайзеров не зарегистрировал свои договора во НЦИС Беларуси. Вероятней всего, это связано с общим текущим уровнем формирования франчайзинга в нашей стране. На сегодняшний момент этот уровень можно отнести к этапу дружеских доверительных отношений между франчайзером и франчайзи, не требующих жесткой функциональной формализации. В этом смысле наша страна переживает эмоциональный период развития франчайзинга. Хотя, безусловно, по мере роста «зрелости» рынка франчайзинга в итоге все франчайзинговые партнеры придут к необходимости формализации отношений. Это наша ближайшая перспектива.
Информация о работе Франчайзинг в рыночной экономике Беларуси