Франчайзинг в рыночной экономике Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание

Целями моей работы стало изучение теоритических и практических аспектов франчайзинга, а так же проведение анализа его развития Беларуси.
Для достижения этих целей, мною был поставлен и решён ряд задач среди которых:
дать определение понятиям франчайзинга;
изучить виды франчайзинга;
изучить сущность франчайзинга;
выделить преимущества и недостатки франчайзинга;
проанализировать развитие франчайзинга в Республике Беларусь;
изучить и практически использовать методику анализа рентабельности договора франчайзинга

Работа состоит из  1 файл

Курсовая КД ФРАНЧАЙЗИНГ..docx

— 112.17 Кб (Скачать документ)

Товарный франчайзинг. Данный вид франчайзинга представляет собой передачу исключительных прав на реализацию продукции выпускаемой  франчайзером и под его товарным знаком на определенной территории. Франчайзи  становится единственным продавцом  данного товара на закрепленной территории и эксклюзивным представителем торговой марки франчайзера. Основным условием данной сделки является то, что франчайзи обязуется закупать продукцию только у своего франчайзера и полностью отказывается от реализации аналогичных товаров других фирм, которые могут составить конкуренцию. Таким образом, для товарного франчайзинга характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг и получении фиксированной доли от общего объема продаж. Также присуща относительно невысокая степень регламентации обязанностей за счет однородности деятельности. Используя товарный франчайзинг, франчайзер не только увеличивает сбыт своей продукции, но и регулирует, закрепляя за франчайзи определенные территории, распределение объема продаж между различными регионами, расширяя географию рынка сбыта. Основными различиями между товарным франчайзингом и дилерством являются: большая привязанность к товарному знаку франчайзера, больший объем предоставления различных услуг франчайзером франчайзи и исключительный сбыт продукции. Первыми, кто стал применять товарный франчайзинг, были фирма Singer Sewing Machine Company (фирма, производившая швейные машинки) и General Motors Corp.

Промышленный (производственный) франчайзинг - представляет собой передачу прав на производство и сбыт под торговым знаком франчайзера продукции с использованием запатентованной технологии производства, материалов, сырья или исходного компонента продукции. Фирма франчайзи здесь не просто выступает под торговой маркой франчайзера и реализует его продукцию и услуги, но и включается в полный цикл хозяйственной деятельности крупной корпорации, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности. Эта форма предусматривает тесный контакт франчайзера и франчайзи, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности малого предприятия. Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков (Coca Cola, Pepsi).

Деловой франчайзинг  называют «франчайзинг бизнес-формата».  При этом виде франчайзер продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзера.

Таким образом, это  франчайзинг на вид деятельности, т.е. включение малого предприятия  в полный производственно-хозяйственный  цикл крупной корпорации. Едва ли не самый популярный вид франчайзинга, при котором ведущая фирма  продает лицензию частным фирмам или компаниям на право открытия собственной фирмы по продаже  продуктов и услуг под именем франчайзера (например, прокат и бытовое  обслуживание, деловые и профессиональные услуги бизнесу и населению, магазины или цепи закусочных, гостиницы). Со стороны франчайзера предъявляются равные с ней требования к технологическому процессу, качеству, а также обеспечивается обучение персонала, выбор площадки строительства предприятия, другие услуги (методы обеспечения продаж, ведение оперативной отчетности и т.п.).

При деловом франчайзинге требуется, чтобы франчайзи оплачивал постоянные взносы, а также производил взносы в рекламный фонд, находящийся в ведении франчайзера. Франчайзер может сдать в аренду франчайзи основные фонды, предложить ему финансирование; он вправе также выступать и в качестве поставщика для своих франчайзи.

В настоящее время  в зависимости от размеров первоначального  капитала франшизы бизнес-формат делят  на следующие основные подгруппы:

    • франшиза - рабочее место — рабочая франшиза (Job franchise), где франчайзер создает хорошо подготовленное рабочее место для предпринимателя; основные инвестиции — например покупка прилавка-фургона;
    • франшиза-предприятие — коммерческая франшиза (Business franchise), требующая более крупных инвестиций в производственное оборудование, наличия рабочих помещений, дополнительного наемного персонала;
    • инвестиционная франшиза (Investment franchise), основная цель которой - возврат первоначальной суммы инвестиций.

Конверсионный франчайзинг – это способ расширить франчайзинговую сеть, при которой самостоятельное предприятие франчайзера переходит на работу по франчайзинговому договору в сеть франчайзинговых предприятий франчайзи.   [4, c.65-82]

Формы франчайзинга:

Региональный  франчайзинг – форма организации  франшизного бизнеса, при которой франчайзи получает право на освоение определенного района (создание франшизной системы) и контроль над ним в соответствии с оговоренным количеством предприятий и графиком их открытия. Открываемые предприятия не имеют независимого юридического статуса и являются отделениями или филиалами франчайзи;

Субфранчайзинг  – форма организации франшизного бизнеса, при которой франчайзер передает другой стороне – главному франчайзи – права (иногда исключительные) в пределах строго установленной территории на продажу франшиз третьим лицам – субфранчайзи. В соглашении может предусматриваться, что некоторые субфранчайзи имеют право управлять более чем одной торговой единицей. В таком случае договор на субфраншизу называют “многоэлементной франшизой”.

Виды франчайзинговых  систем:

Франчайзинговые системы могут принимать многие формы в зависимости от того, между кем возникают отношения франчайзинга. Они могут объединять:

1. Производителя с производителем.

Такая франчайзинговая  схема возможна в нескольких случаях. Первый случай классический — один производитель выпускает широко известный товар и передает другому производителю франшизу на выпуск товара под той же торговой маркой (как с предоставлением своего фирменного оборудования и/или сырья для выпуска товара, так и без него).

Второй случай может опосредоваться как обычным  лицензионным договором, так и договором франчайзинга. Один производитель разрабатывает новый способ производства чего-либо (товара, материала, вещества и т. д.) с меньшими, нежели ранее, затратами. Если он просто дает разрешение другому производителю использовать данный способ производства — это лицензионный договор. Если он дает разрешение использовать данный способ производства, обязуется предоставить разработанное им специальное оборудование, обучить персонал второго производителя применению нового способ производства и работе на оборудовании — этот договор ближе к договору франчайзинга1.

В обоих случаях франчайзи предоставляется также право реализовывать произведенный товар от своего имени.

2. Производителя с оптовым торговцем.

3. Оптового торговца с оптовым торговцем.

4. Оптового торговца с розничным торговцем.

5. Производителя с розничным торговцем.

Лучшим примером здесь может послужить система  сотрудничества производителей автомобилей  и розничных автомобильных дилеров или сети автозаправок и СТО, которые работают «под вывеской» нефтеперерабатывающей компании (типа «Texaco», «Shell» и т. д.) и реализуютгорюче-смазочные материалы, поставляемые по контракту их франчайзерами.

Франчайзинговые системы, соединяющие производителя  с оптовым торговцем, оптового торговца с оптовым торговцем и оптового торговца с розничным торговцем, действуют аналогичным образом.

6. Розничного торговца с розничным торговцем.

7. Предприятие обслуживания с предприятием обслуживания.

Розничные и обслуживающие франчайзинговые системы заметно отличаются от систем франчайзинговых соглашений, рассмотренных выше, потому что в данном случае франчайзи фактически является продолжением франчайзера. В подобных системах каждый франчайзи напоминает торговую точку компании с единственным исключением: в создание этой торговой точки вкладываются деньги франчайзи, а не собственные средства франчайзера.[5, c.17-20]

 

1.3 Преимущества  и недостатки франчайзинга

 

 

Преимущества франчайзинга

Для франчайзера:

    1. Расширение рынка сбыта.
    2. Проведение единой ценовой политики и увеличение контроля на рынке без нарушения антимонопольного законодательства.
    3. Контроль качества результатов деятельности.
    4. Централизация маркетинговой деятельности.
    5. Дополнительный доход от взносов франчайзи, и от оказания им дополнительных услуг.
    6. Экономия административно-хозяйственных и управленческих расходов в связи с перенесением их части на франчайзи и в связи с отсутствием необходимости инвестировать в дочерние структуры и филиалы.

Для франчайзи:

    1. Является независимым юридическим лицом, заинтересованным в рентабельности бизнеса.
    2. Возможность начать дело, не имея большого опыта и финансовых средств.
    3. Вступление в отлаженную систему под известной торговой маркой с гарантией обучения и всесторонней поддержки франчайзера.
    4. Экономия на дорогостоящих маркетинговых исследованиях, рекламной кампании и др.
    5. Снижение риска банкротства и других коммерческих и финансовых рисков.

Недостатки франчайзинга

Для франчайзера 

    1. Изначальное недоверие потенциальных франчайзи к франчайзингу.
    2. Расходы на начальном этапе создания бизнеса франчайзи могут значительно превышать доходы.
    3. Риск неверности стратегии развития территории.
    4. Отсутствие реальной правовой базы по ведению франчайзингового бизнеса.
    5. Несоизмеримость затрат на содействие и контроль деятельности франчайзи с величиной взносов последнего.
    6. Недостаток порядочности и культуры ведения бизнеса франчайзи.
    7. Сложность контроля независимых франчайзи.
    8. Необходимость формирование специальных фондов поддержки снижает гибкость использования прибыли.
    9. Отказ от ведения непосредственно коммерческой деятельности повышает риск упущенной выгоды.

Для франчайзи:

    1. Объемы продаж могут оказаться ниже запланированных.
    2. Недостаток или отсутствие финансирования начального капитала и поддержки франчайзера.
    3. Трудно влиять на общую стратегию франчайзера.
    4. Возможность ограничения и самовыражения.[8, c. 115]

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

2.1Франчайзеры  и франчайзи Республики Беларусь

 

 

В январе 2006 года Национальный Центр Интеллектуальной Собственности (НЦИС) в Минске зарегистрировал  первый договор франчайзинга, в котором  компания «НТС», белорусский резидент, начала продвижение своей франшизы в области розничной торговли продуктами питания (сеть универсамов  «Корзинка», Компания «НТС» имеет  на сегодня три зарегистрированных договора). [16]

Белорусские франчайзеры  хоть и достаточно «молоды», но достаточно активны. Среди них торговые марки  «Мобильный город» (Компания «Дансис»), «В гостях у Солнца» (студии загара, Компания «Иванов Евгений»). Общее количество франшизных точек, открытых за последние два года белорусскими и зарубежными франчайзерами, превышает сто предприятий.

Самыми крупными представителями  являются Компания «Мисофт», у которой из приблизительно 120 дилеров 40 работают на условиях франчайзи. Стоит отметить что Компания «Мисофт» по сути является мастер-франчайзи компании«1C» на территории Беларуси. Компания «Дансис», торговая марка «Мобильный город» - 16 франчайзи. Следующей в списке Компания «Электросервис и Ко», торговая марка «Электросила» - 10 франчайзи. География франчайзинга в нашей стране широка. Различными франшизными марками сегодня охвачены такие города, как Могилев, Бобруйск, Гомель, Гродно, Орша, Брест, Солигорск, Барановичи, Слуцк, Витебск, Мозырь, Речица, Молодечно, Ганцевичи, Борисов, Полоцк и др. Наибольшее скопление франшизных торговых марок наблюдается в Минске.

Что касается «Мобильного  города» и «Электросилы», то их франшизная сеть есть чистый конверсионный франчайзинг, при котором прежние дилеры стали франчайзи, сменив свои вывески и приняв систему стандартов и правил франчайзера, хотя наши белорусские франчайзеры активно приглашают в свою сеть тех предпринимателей, которые до настоящего времени не работали с ними.

Среди общего количества представленных на территории Беларуси франшизных торговых марок присутствуют белорусские, американские, российские, украинские, бельгийские, французские, турецкие, немецкие, итальянские, польские и югославские франшизные торговые марки.

Пожалуй, одной из самых  ярких и популярных всемирно известных  франшиз американского происхождения  является франшиза гастрономического  ресторана «Т. G. I. Fridays». Далее можно отметить франшизу всемирной сети по прокату автомобилей «Hertz». Именно эти две франшизы зарегистрировали во НЦИС Беларуси свои подробные договора франчайзинга. Присутствуют на нашем рынке и такие всемирно известные бренды, как «Мс’Donald’s» и «Coca-Cola», правда никак франчайзи, а как корпоративные иностранные предприятия.

Российский франчайзинг  представлен такими известными брендами, как рестораны «IL РАТIO», «Планета Суши» и «Испанский уголок». Есть на нашем рынке также, кофейня «Мока - Лока», торговая марка «1C» (программное обеспечение, ведущий представитель Компания «Мисофт»), торговая марка «Corso Соmо» (женская и мужская обувь, представленная Компанией «Диспина»). Также свои мультифраншизы на белорусском рынке представила российская группа компаний «Спортмастер», среди которых, магазины «Спортмастер» и «Спортландия» (спортивные магазины для всей семьи), магазины «Columbia» (одежда и обувь для активного отдыха). Важен тот факт, что никто из вышеперечисленных российских франчайзеров не зарегистрировал свои договора во НЦИС Беларуси. Вероятней всего, это связано с общим текущим уровнем формирования франчайзинга в нашей стране. На сегодняшний момент этот уровень можно отнести к этапу дружеских доверительных отношений между франчайзером и франчайзи, не требующих жесткой функциональной формализации. В этом смысле наша страна переживает эмоциональный период развития франчайзинга. Хотя, безусловно, по мере роста «зрелости» рынка франчайзинга в итоге все франчайзинговые партнеры придут к необходимости формализации отношений. Это наша ближайшая перспектива.

Информация о работе Франчайзинг в рыночной экономике Беларуси