Франчайзинг в рыночной экономике Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание

Целями моей работы стало изучение теоритических и практических аспектов франчайзинга, а так же проведение анализа его развития Беларуси.
Для достижения этих целей, мною был поставлен и решён ряд задач среди которых:
дать определение понятиям франчайзинга;
изучить виды франчайзинга;
изучить сущность франчайзинга;
выделить преимущества и недостатки франчайзинга;
проанализировать развитие франчайзинга в Республике Беларусь;
изучить и практически использовать методику анализа рентабельности договора франчайзинга

Работа состоит из  1 файл

Курсовая КД ФРАНЧАЙЗИНГ..docx

— 112.17 Кб (Скачать документ)

Очень часто договоры франчайзинга устанавливают запрет на конкуренцию, который может распространяться и на правообладателя, и на пользователя.

В п. 2 ст. 910-5 ГК Республики Беларусь (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Б) обозначено, что ограничения прав сторон по договору франчайзинга могут быть признаны судом недействительными по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица, если эти ограничения с учетом состояния соответствующего товарного рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству.

В соответствии со ст. 6 Закона Республики Беларусь «О противодействии  монополистической деятельности и  развитии конкуренции» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ В) запрещается и в установленном порядке признается недействительным заключение и осуществление в любой форме соглашений (согласованных действий) между хозяйствующими субъектами, если это имеет целью или результатом раздел рынка по территориальному признаку, по видам сделок, по видам, объему товаров, по ассортименту или по кругу потребителей; исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов; подконтрольность реализации товаров на товарном рынке и т.д. Исходя из изложенного, любые положения об ограничении конкуренции в договорах франчайзинга, «подъюрисдикционных» Республике Беларусь, будут противоречить указанным положениям вышеназванного Закона, поскольку приведенная норма этого Закона охватывает очень широкий круг общественных отношений, не учитывая специфику договора франчайзинга.

В силу вышеизложенного разрешенное  гражданским законодательством  Республики Беларусь ограничение конкуренции (п.1 ст. 910-5 ГК Республики Беларусь), может  вступить в противоречие с положениями  антимонопольного законодательства.

Недостаточно развитая защита третьей стороны в случае прекращения  основного договора франчайзинга. Согласно действующему законодательству прекращение  основного договора франчайзинга прекращает и договоры с сублицензиатами. Таким  образом, прекращение основного  договора франчайзинга фактически означает потерю бизнеса для вторичных  пользователей.

Еще одним «дискриминирующим» фактором для развития отношений  в области франчайзинга является законодательно закрепленная ответственность  правообладателя по требованиям, предъявляемым  к пользователю. Согласно ст. 910-6 ГК Республики Беларусь правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору франчайзинга, качеству аналогичных товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) непосредственно правообладателем.

По требованиям, предъявляемым  к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно  с пользователем.

Таким образом, наличие как  субсидиарной, так и солидарной ответственности  в значительной мере уменьшает доказанные всей мировой практикой преимущества развития в форме франчайзинга по сравнению с развитием путем  создания собственных предприятий. Правообладатель, может отвечать только за те аспекты деятельности пользователя, которые он в состоянии проконтролировать  в рамках договора.

Все это затрудняет использование  франчайзинга в отечественной экономике.

Повышение эффективности  и развитие франчайзинга в Республике Беларусь требует внесения изменений в законодательство.

3. Социально-психологические проблемы развития франчайзинга.

Экономические и организационные  проблемы франчайзинга, естественно, очень  важны, но в не меньшей степени сдерживают развитие франчайзинга и социально-психологические проблемы.

 К ним можно отнести:

    • отсутствие отечественного опыта и боязнь провала у субъектов франчайзинговой системы - франчайзера и франчайзи;
    • отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности;
    • боязнь франчайзи потерять самостоятельность и собственное "лицо" предпринимателя и менеджера.

Первое, с чем сталкиваются организаторы франчайзинговых систем в Республике Беларусь, - это отсутствие собственно отечественного опыта франчайзинга и боязнь предпринимателей - потенциальных франчайзи провала во франчайзинговой системе в целом. Ссылка на зарубежный опыт воспринимается, как правило, достаточно скептически, и на него следует возражение, что не весь западный опыт работает в Республике Беларусь, особенно в современных условиях. Преодолеть эту проблему можно только путем скрупулезного сбора и обобщения отечественного опыта франчайзинга как в отечественных системах, так и с участием иностранного капитала, причем и успешных, и неудачных.

Очень серьезной проблемой  франчайзинга в нашей стране становится, увы, традиционное пренебрежение к интеллектуальной собственности. У нас ценится товар, имеющий материальную форму, а франчайзинг предполагает передачу и оплату интеллектуальной собственности, такой как: торговая марка; технология производства; организация бизнес-процессов и ряда других. Предстоит длительная и систематическая работа, подкрепленная экономическими методами, прежде чем в Республике Беларусь начнут уважать интеллектуальную собственность, а без этого франчайзинг будет недостаточно эффективен. Причем уважение к чужой интеллектуальной собственности должно распространяться независимо от защиты ее правовыми методами.

Еще одной очень существенной социально- психологической проблемой франчайзинга является боязнь предпринимателей, потенциальных франчайзи, "потерять свое лицо". Естественно, что вхождение во франчайзинговую систему требует от франчайзи работать по тем стандартам, которые сформулировал франчайзер. Однако работа в крупной франчайзинговой системе дает франчайзи такой опыт, который он за редким исключением не сможет приобрести самостоятельно, и этот опыт компенсирует все прочие потери.

Большая часть проблем  франчайзинга, причем не только социально-психологических, связана со слабой подготовкой предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем (франчайзерами) и работать в этих системах в качестве франчайзи.

Естественно, что рассмотренные  проблемы нельзя анализировать локально, они тесно связаны и оказывают  серьезное влияние друг на друга.

Так, экономические проблемы франчайзинга вызваны не только состоянием экономики, но и влиянием других проблем, в первую очередь организационно-правовых.

Развитие правового обеспечения  франчайзинга требует опятъ-таки решения экономических проблем и дополнительных издержек на совершенствование правовой базы и разработку "обходных" правовых схем.

Социально-психологические  проблемы связаны как с экономическими проблемами, так и с правовыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 РАСЧЁТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФРАНШИЗЫ

 

3.1 Целесообразность  и методика расчётов  

 

 

Основная идея современных  форм франчайзинга заключается в  концепции "честной сделки", при  которой обе стороны получают взаимную выгоду от усилий друг друга  и справедливо делят затраты  и прибыли от этой совместной деятельности.  

Франчайзеры все меньше зависят  от продаж поставляемых товаров и  все более - от суммы платы за управленческие услуги как основного источника  дохода. 

Источниками дохода франчайзера  обычно являются:

    • вступительный взнос (паушальный);
    • периодическая обязательная плата (роялти), в форме процента от продаж франчайзи, или процента от прибыли, или фиксированной ежемесячной платы;
    • премия за подбор помещений, оборудования;
    • доход от арендных платежей (аренда, субаренда);
    • доход от лизинга оборудования / транспортных средств;
    • проценты за кредиты; наценка на первую поставку материалов, сырья;
    • наценка на текущие поставки товаров;
    • плата за оказываемые управленческие (или другие) услуги;
    • маркетинговый взнос; отчисления за содействие продаже товара (услуг), то есть затрат на рекламу, стимулирование сбыта и поддержку торговой марки.

 

 Все платежи франчайзи франчайзеру  можно разделить на:

    1. разовые, первоначальные единовременные платежи (паушальные), которые производятся из собственных или заемных средств франчайзи и рассматриваются как долгосрочные инвестиции капитального характера в нематериальные активы, совершаемые, как правило, до начала выпуска и реализации продукции или услуг по договору коммерческой концессии (франшизе);
    2. периодические отчисления в зависимости от объемов продаж (оборота, прибыли), которые, в свою очередь, должны рассматриваться как текущие в соответствии с условиями договора, производственные расходы (платежи), связанные с производством и реализацией продукции, что позволяет соответственно включать эти периодические отчисления в себестоимость производства работ (оказания услуг).

 

 Размеры первоначального (паушального) взноса зависят от конкретного случая и могут составлять весьма значительные суммы. 

Внушительный размер первоначального  взноса, как правило, соответствует  первоначальным вложениям на организацию  франчайзинга и обычно учитывает  следующие управленческие услуги, которые  оказываются франчайзером франчайзи  при покупке франшизы:

    • оценку и подбор месторасположения торговой точки для деятельности;
    • помощь в переговорах о лизинговом соглашении;
    • помощь в подборе транспортных средств, финансирование или лизинг;
    • комплекс предметов корпоративной идентификации;
    • паблик рилейшнз и отношения с прессой;
    • обучение персонала;
    • обучение управленческому учету и администрированию;
    • руководство по управлению;
    • учебные материалы и пособия; команда поддержки для "запуска" бизнеса;
    • финансовое соглашение с банком;
    • техническая и правовая поддержка.

 

 Так же как и в случае с размером вступительного взноса, не существует определенной процентной ставки (суммы) для платежей за управленческие услуги или текущей платы за франшизу (роялти).[8, c. 97-104]

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод. Проведение анализа основных экономических  показателей франшизы, важно и  целесообразно. При этом основными  задачами анализа экономических  показателей являются установление функциональных зависимостей между  отдельными экономическими показателями франшизы и представление этих зависимостей в виде выражений, позволяющих на практике производить расчет неизвестных  показателей по совокупности других известных показателей, а также  рассмотреть типовые примеры  расчета и оценки размера платежей.  

Для упрощения расчетов по формулам экономического анализа проведем их на основе данных условного предприятия, функционирующего по традиционной технологии и выпускающего традиционную продукцию (услуги), с целью выявления приемлемых и справедливых рыночных условий  приобретения франшизы. 

Цена (Ц) производства и реализации продукции (услуг) по франшизе может  быть представлена как сумма себестоимости  производства и реализации продукции (услуг) по франшизе (С) и общей прибыли (Пробщ), получаемой от производства и реализации новой продукции:

Ц = С + Пробщ (1) 

Общую прибыль (Пробщ), получаемую от производства и реализации продукции (услуг) по франшизе, можно выразить как сумму базовой прибыли (Прбаз), ранее получаемой на предприятии при использовании имеющихся в наличии основных и оборотных средств, и дополнительной прибыли (Прдоп.), получаемой от использования новых фирменных технологий, выпуска и реализации продукции под торговыми марками (товарными знаками) правообладателя (франчайзера):

Пробщ = Прбаз + Прдоп (2)  

Естественно, что, в случае если общая прибыль после приобретения франшизы не изменяется (когда дополнительная прибыль Прдоп равна нулю), приобретение франшизы экономически нецелесообразно, поскольку приобретение и освоение франшизы требует определенных усилий и затрат. Исходя из концепции справедливого распределения расходов и доходов дополнительную прибыль (Прдоп) можно представить как сумму прибыли франчайзера (Прф-ра) и дополнительной прибыли франчайзи (Прф-зи):

Прдоп = Прф-ра + Прф-зи  (3)  

Величину прибыли франчайзера (правообладателя) (Прф-ра) можно выразить также через долю (Д) дополнительной прибыли (Прдоп), получаемой от производства и реализации продукции (услуг), следующей формулой:

Прф-ра = Прдоп х Д, (4) 

где: 

Д - доля прибыли франчайзера (Прф-ра) в общем объеме дополнительной прибыли от производства и реализации продукции (услуг) по франшизе (Прдоп).  

Общую рентабельность промышленного  производства и реализации продукции (услуг) по франшизе (Рентобщ) можно определить как отношение величины общей прибыли (Пробщ) к себестоимости производства и реализации продукции (услуг) по франшизе (С) по формуле:

Рентобщ = Пробщ : С (5)

Уровень базовой рентабельности (Рентбаз) (то есть рентабельности по базовой прибыли Прбаз) можно определить как отношение базовой прибыли (Прбаз) к себестоимости производства и реализации продукции (услуг) по франшизе (С) по формуле:

Информация о работе Франчайзинг в рыночной экономике Беларуси