Государственное регулирование малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 01:59, курсовая работа

Описание

1. Теоретические основы государственной поддержки малого предпринимательства
Целью курсовой работы является рассмотрение системы государственной поддержки малого предпринимательства целом, особенности механизмов государственного регулирования малого предпринимательства в Российской Федерации, а также зарубежный опыт государственного управления этой сферой.

Задачи курсовой работы: определить теоретические основы государственной поддержки малого предпринимательства, а именно его понятие и правовые основы, основные механизмы и направления его регулирования, особенности венчурного финансирования; рассмотреть опят государственного регулирования малого предпринимательства в иностранных государствах на примере Великобритании и Китая как одних из наиболее ярких и показательных представителей Европы и Азии соответственно; изучить особенности исследуемого экономического явления в Российской Федерации: этапы становления, современное состояние малого предпринимательства в России, а также направления совершенствования его государственного регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… ..4

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА……………………………………6
1.Понятие и правовые основы малого предпринимательства……………….6
2.Особенности венчурного финансирования………………………………..10
3.Основные механизмы и направления регулирования малого предпринимательства ……………………………………………………….13
2.АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА…………..21
1.Опыт Великобритании………………………………………………………21
2.Модели государственного регулирования малого предпринимательства в Китае…………………………………………………………………………29
3.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...……….39
1.Этапы становления малого предпринимательства в России………………39
2.Современное состояние малого предпринимательства в Российской Федерации……………………………………………………………………..44
3.Направления совершенствования государственного регулирования малого предпринимательства в России…………………………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….56

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.………………………………58

ПРИЛОЖЕНИЕ А – СОСТОЯНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………….60

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ.docx

— 110.94 Кб (Скачать документ)
    1. Особенности венчурного финансирования
 

     Термины “венчурный капитал” и “венчурный бизнес” берут начало от английского  слова “venture”, которое переводится  в известном словаре В.К.Мюллера  как “рискованное предприятие или  начинание”, “спекуляция”, “сумма, подвергаемая риску”.

     Можно выделить следующие особенности  венчурного финансирования  [6, с. 67]:

  • венчурное финансирование связано с паевыми вложениями в акции, то есть с риском и биржевой игрой;
  • венчурный капиталист вкладывает свои средства не непосредственно в компанию, а в ее акционерный капитал, другую часть которого составляет интеллектуальная собственность основателей новой компании;
  • инвестиции осуществляются в компании, акции которых еще не котируются на фондовой бирже;
  • венчурный капитал направляется в малые высокотехнологичные компании, ориентированные на разработку и выпуск новой наукоемкой продукции;
  • венчурный капитал предоставляется новым высокотехнологичным компаниям на средний и длительный срок и не может быть изъят венчурным капиталистом по собственному желанию до завершения жизненного цикла компании;
  • венчурное финансирование предоставляется преимущественно компаниям с потенциальной возможностью роста, а не компаниям уже приносящим высокую прибыль;
  • венчурный капитал направляется на поддержание нетрадиционных (новых, а иногда и совершенно оригинальных) компаний, что, с одной стороны, повышает риск, а, с другой - увеличивает вероятность получения сверхвысоких прибылей;
  • вложение венчурного капитала именно в эксклюзивные малые высокотехнологичные компании продиктовано стремлением не только получить более высокие, по сравнению с инвестициями в другие проекты, доходы, но и желанием создать новые рынки сбыта, заняв на них господствующее положение;
  • венчурное финансирование - это своеобразный заем новым компаниям, долгосрочный кредит без получения гарантий, но под более высокий, чем в банках, процент.

     Венчурный капиталист, направляя инвестицию в  новую малую компанию, должен заранее  решить, каким образом он собирается реализовать свое право на получение  прибыли. Иными словами, должен определить, как будет в конце жизненного цикла профинансированной компании (через 5- 7 лет) выходить из инвестиции.

     По  мере развития компании увеличиваются  её активы и ликвидность как за счет появления спроса на некотирующиеся акции, так и в связи с возникающей  конкуренцией между желающими приобрести новый прибыльный бизнес.

     Успешность  развития проинвестированной малой  компании определяется ростом цены на ее акции, реальностью прибыльной продажи  компании или ее части, а также  возможностью регистрации компании на фондовой бирже с последующей  прибыльной куплей-продажей акций на фондовом рынке.

     Взаимный  интерес основателей компании и  инвесторов в успешном и динамичном развитии нового бизнеса связан не только с вероятностью получения  высоких доходов, но и с возможностью стать участником создания новой  прогрессивной технологии, стимулирующей  научно-технический прогресс страны.

     Роль  инвестора в успешном развитии новой  компании не ограничивается лишь своевременным  предоставлением венчурного капитала, а включает одновременно инвестирование своего опыта в бизнесе и деловых  связей, способствующих расширению деятельности компании, появлению новых контактов, партнеров и рынков сбыта.

     Однако, кроме ориентации на малые, успешно  развивающиеся предприятия, имеющие  перспективу быстрого роста, для венчурного капитала характерен и ряд дополнительных особенностей.

     Так как для прибыльной реализации инвестиций, вложенных в венчурные предприятия, необходим выход новой высокотехнологичной  компании на фондовый рынок для продажи  акций, владелец вложенных в компанию средств интересуется не дивидендами, а приростом самого капитала. Обычно венчурные капиталисты, вкладывая  средства в венчурные предприятия, хотят увеличить свой капитал  не менее чем в 5-10 раз за 7 лет. При этом, так как венчурное  предприятие впервые может выйти  на фондовый рынок в лучшем случае через 3-5 лет после инвестирования, венчурный капиталист не рассчитывает на получение прибыли ранее этого  срока. И весь этот период вложенный  в компанию венчурный капитал  неликвиден, а реальная величина прибыли  становится известной только после  выхода предприятия на фондовый рынок, когда инвесторы венчурного капитала получают доход за счет продажи своего пакета акций желающим за сумму, существенно  превышающую объем первоначально  вложенных в компанию средств.

     Весьма  характерной особенностью венчурного финансирования является и то, что  инвестор практически никогда не стремится приобрести контрольный  пакет акций компании, чем принципиально  отличается от "стратегического  инвестора" или "партнера". Инвестор берет на себя в основном финансовый риск, а такие виды рисков, как  технический, рыночный, управленческий, ценовой и т.д., перекладывает  на менеджмент, у которого как раз  и находится контрольный пакет  акций компании.

     Исходя  из характера венчурного предпринимательства, практически любая инвестиция в  любой этап развития новых компаний является высокорисковой финансовой операцией, степень риска которой в сочетании  со смелостью и умением ждать, может быть компенсирована только высокой  рентабельностью проинвестированной высокотехнологичной компании на поздних  этапах ее развития.

     Таким образом, венчурное финансирование - это своеобразный вид инвестирования средств в новые высокотехнологичные компании для обеспечения их становления, роста и развития с целью получения прибыли в случае успешной реализации проекта. То есть это высокорисковое вкладывание частного капитала в высокотехнологичные малые компании, способные в перспективе производить пользующиеся высоким спросом наукоемкие продукты или услуги [12, с. 104]. 

    1. Основные  механизмы и направления регулирования  малого предпринимательства
 

     Одна  из важных задач государства - создание экономических условий для развития предпринимательства. В настоящее время они крайне неблагоприятны: нет инвесторов, падает платежеспособный спрос, отсутствуют ресурсы и т.д. Поиск рынков сбыта продукции стал главным фактором выживания предприятий.

     Приватизация  как государственное регулирование  малого предпринимательства имеет  особое значение. Попытка ориентироваться только на негосударственные коммерческие организации и иностранных инвесторов как эффективных собственников бывших государственных предприятий не оправдала себя.

      Первый  опыт приватизации показал неперспективность  искусственного форсирования формирования новых собственников, применения чисто административных методов, игнорирования мотивации деятельности новых собственников и требований цивилизованного рыночного хозяйства. Ожидающийся новый этап приватизации будет означать и новое распределение собственности с целью передачи ее эффективным владельцам.

     Так же особое значение для предпринимательства имеет налоговая политика государства, которая призвана способствовать увеличению производства товаров и услуг и формированию на этой основе централизованных фондов финансовых ресурсов, прежде всего государственного бюджета. При переходе к рыночной экономике налоговая политика должна стимулировать эффективные формы хозяйствования, создавать условия для привлечения иностранных инвестиций и кредитных ресурсов, повышения уровня производства и его рентабельности.

     Государство регулирует предпринимательскую деятельность во многом путем выдачи лицензий. Лицензирование позволяет обеспечить защиту жизненно важных интересов кадров в сфере производства, обучения, медицинского и бытового обслуживания и др.

     Большое влияние на результаты деятельности малого предпринимательства оказывают  тарифы на продукцию и услуги естественных монополий. Ошибки в этой сфере обостряют многие проблемы в экономике. Из-за быстрых изменений экономической ситуации необходима постоянная корректировка тарифов (например, опережающий рост цен и тарифов для промышленных потребителей способствует углублению ценовых диспропорций в различных секторах экономики и сохраняет инфляционный потенциал).

     Развитию  малого предпринимательства могут  способствовать гарантии государства  по займам и кредитам предприятий. Правительство РФ предполагает выдавать гарантии лишь тем, кто не имеет долгов перед бюджетом. Меняется и механизм предоставления гарантий. Их будут получать только победители инвестиционных конкурсов, проводимых Министерством экономического развития.

     Таким образом, для развития предпринимательства  применяется ряд экономических  методов и рычагов, в том числе  приватизация, конкуренция, налоги, акцизы, инвестиций, кредиты, государственный  заказ, лицензии, тарифы, государственные  гарантии и др. Однако эти методы пока не составляют системы и используются плохо, путем проб и ошибок, что резко снижает их эффективность [13, c.89].

     Предстоит длительная совместная работа государственных, властных и участвующих в бизнесе  структур, чтобы предпринимательство стало импульсом подъема отечественной экономики.

     К основным направлениям государственной  поддержки, позволяющим реализовывать потенциальный эффект от развития малого предпринимательства, относятся: формирование благоприятного предпринимательского климата; устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров; расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам; развитие лизинга оборудования и технологий, системное развитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно-методической помощи.

     В Федеральном законе «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» от 14 августа 1995 г. перечислены направления, по которым  осуществляется государственная поддержка  малого предпринимательства [2]:

  1. формирование инфраструктуры его поддержки и развития;
  2. создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
  3. установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
  4. поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
  5. организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

     Кроме того, в законе раскрывается содержание основного инструмента государственной  поддержки малого бизнеса – государственных  программ. Как свидетельствует Закон, государственные программы могут быть четырех видов [2]:

    • федеральная программа;
    • региональные и межрегиональные программы;
    • отраслевые и межотраслевые программы;
    • муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.

      Государственные и муниципальные программы поддержки  малого предпринимательства включают в себя следующие основные положения:

  1. меры по формированию инфраструктуры его развития и поддержки на федеральном, региональном и местных уровнях;
  2. перспективные направления его развития и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;
  3. меры, принимаемые для реализации основных направлений форм его развития;
  4. меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения;
  5. предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;
  6. меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства не завершенных строительством и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;
  7. меры по обеспечению субъектами малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств.

Информация о работе Государственное регулирование малого и среднего бизнеса