Государственное регулирование малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 01:59, курсовая работа

Описание

1. Теоретические основы государственной поддержки малого предпринимательства
Целью курсовой работы является рассмотрение системы государственной поддержки малого предпринимательства целом, особенности механизмов государственного регулирования малого предпринимательства в Российской Федерации, а также зарубежный опыт государственного управления этой сферой.

Задачи курсовой работы: определить теоретические основы государственной поддержки малого предпринимательства, а именно его понятие и правовые основы, основные механизмы и направления его регулирования, особенности венчурного финансирования; рассмотреть опят государственного регулирования малого предпринимательства в иностранных государствах на примере Великобритании и Китая как одних из наиболее ярких и показательных представителей Европы и Азии соответственно; изучить особенности исследуемого экономического явления в Российской Федерации: этапы становления, современное состояние малого предпринимательства в России, а также направления совершенствования его государственного регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… ..4

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА……………………………………6
1.Понятие и правовые основы малого предпринимательства……………….6
2.Особенности венчурного финансирования………………………………..10
3.Основные механизмы и направления регулирования малого предпринимательства ……………………………………………………….13
2.АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА…………..21
1.Опыт Великобритании………………………………………………………21
2.Модели государственного регулирования малого предпринимательства в Китае…………………………………………………………………………29
3.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...……….39
1.Этапы становления малого предпринимательства в России………………39
2.Современное состояние малого предпринимательства в Российской Федерации……………………………………………………………………..44
3.Направления совершенствования государственного регулирования малого предпринимательства в России…………………………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….56

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.………………………………58

ПРИЛОЖЕНИЕ А – СОСТОЯНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………….60

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ.docx

— 110.94 Кб (Скачать документ)

      Кроме государственных программ, Закон  (ст.8) предусматривает  еще один важный инструмент – фонды поддержки малого предпринимательства. Эти фонды имеют статус некоммерческой организации, создаются с целью финансирования программ, проектов и мероприятий по поддержке малого бизнеса и аккумулируют необходимые финансовые ресурсы за счет бюджетных источников, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделяемых на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.

        Основными направлениями деятельности  фондов являются [2]:

  • содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства;
  • участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации федеральных, региональных, отраслевых и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, проектов в области малого предпринимательства, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка, создания новых рабочих мест;
  • участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства;
  • поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений;
  • содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды  и развитию малого предпринимательства.

     В Законе перечислены дополнительные льготы и стимулы для малого бизнеса. Так, субъектам малого предпринимательства  предоставлено право применять  следующие способы ускоренной амортизации  по основным производственным фондам с отнесением затрат на издержки производства [2]:

  • путем увеличения в 2 раза установленных законодательством норм для соответствующих видов основных фондов;
  • путем дополнительного списания как амортизационных отчислений до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более 3-х лет.

      Законом предусмотрена также возможность  льготного кредитования субъектов  малого предпринимательства. Оно осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным  организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. Фонды поддержки малого предпринимательства  вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов  малого предпринимательства на льготных условиях. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства. Сама возможность применения льготного кредитования зависит от объема финансовых ресурсов фондов поддержки малого предпринимательства и условий договорных отношений таких фондов с кредитными организациями, т.е. такой тип льгот не носит всеобщего установленного характера.

      Это относится и к льготному страхованию субъектов малого предпринимательства. Закон устанавливает, что страхование субъектов осуществляется на льготных условиях, а фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать страховым организациям полностью или частично недополученные ими доходы при страховании на льготных условиях субъектов малого предпринимательства.

     Наконец, еще одно важное направление - производственно-технологическая  поддержка субъектов малого предпринимательства. Согласно Закону федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления разрабатывают и  осуществляют комплекс мероприятий  по содействию в обеспечении субъектов  малого предпринимательства современным  оборудованием и технологиями, в  создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических  центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых для поддержки малого предпринимательства [9, c. 218]. 

     Таким образом, само понятие малого предпринимательства  является не свободным, приблизительным  обозначением некоторого вида экономической деятельности, а четким, законодательно закрепленным определением деятельности строго ограниченной группы субъектов экономических отношений (юридических или физических лиц) с определенным числом работающих, объемом прибыли и производящего определенное количество продукции, оказывающего услуги в ограниченном объеме и т.п.

     Так, в нашей стране данные ограничения  определены Федеральным законом  «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 августа 1995 г.

     К предпосылкам возникновения малого предпринимательства как экономического явления в нашей стране можно  отнести некоторые кризисные  явления постсоветского периода, в  частности, кризис административно-командной  системы хозяйствования, повсеместный дефицит товаров, работ и услуг, катастрофическое сокращение объемов  производства и появление свободной  рабочей силы, имеющей официальный  статус безработных и т.п.

     Кроме того, существует следующая особенность  малого предпринимательства: очевидно, что экономическая деятельность субъекта малого предпринимательства (как и любого предпринимательства) определяется, прежде всего, его экономическим  интересом, при этом субъекты малого предпринимательства как участники  экономических отношений, особенно в начале деятельности, наиболее болезненно ощущают влияние противоречивости экономических интересов: своих и государства.

     Разумеется, наиболее очевидным и при этом наиболее важным выводом, открывающемся  уже при теоретическом изучении такого явления как малое предпринимательство, является осознание его значимости как стабилизатора политической и экономической жизни общества. При рассмотрении вопроса с этой точки зрения становится понятно, что  одна из важных задач государства - создание экономических условий для развития малого предпринимательства. Для этого применяется ряд экономических методов и рычагов, в том числе приватизация, конкуренция, налоги, акцизы, инвестиции, кредиты, государственный заказ, лицензии, тарифы, государственные гарантии и др. Однако важно, чтобы эти методы составляли систему, что очень серьезно влияет на их эффективность.

  1. АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
 
    1. Опыт Великобритании
 

     Интерес к малому бизнесу усилился в Великобритании в начале 70-х годов, когда консервативное правительство Э.Хита сформировало комиссию Болтона (1971 г.) для обследования ситуации в секторе мелкого предпринимательства  и выработки соответствующих  рекомендаций. В период последнего правления консерваторов были созданы  максимально благоприятные условия  для оживления частного предпринимательства. Сектор мелких и средних предприятий (96% которого составляют фирмы с числом занятых менее 20 человек) органично  вписался в структуру рыночной экономики, став необходимым условием ее существования. Не последнюю роль в развитии малого бизнеса сыграло стремление консерваторов  представить Великобританию "нацией собственников", обеспечив себе таким  образом массовую поддержку избирателей.

     Правительство лейбористов, сменившее консерваторов  в мае 1997 г., продолжает поддерживать принятые ранее законы и программы  по созданию и сохранению малого бизнеса.

     Сегодня на долю мелкого бизнеса приходится 99% количества предприятий страны, 49% внутреннего товарооборота, в нем сконцентрировано 45% рабочей силы страны.

     В настоящее время в соответствии с действующим британским законодательством  к малому бизнесу относятся предприятия, отвечающие нижеуказанным критериям:

     численность занятых – не более 50 человек;

     оборот  предприятия – не более 2,8 млн. ф. ст. и/или баланс предприятия –  не более 1,4 млн. ф. ст.

     В то же время для целей статистического  учета используется только один показатель - численность занятых.

     Функции по координации и регулированию  развития данных предприятий выполняет  Служба малого бизнеса, действующая  в рамках Министерства торговли и  промышленности Великобритании. Она  работает в тесном контакте с другими  министерствами и ведомствами (Министерством  финансов, Министерством защиты окружающей среды и развития регионов), их региональными  агентствами, а также с местными властями [11, c. 114]. 

      1. Программы государственной поддержки
 

     Поддержка малого и среднего предпринимательства  осуществляется в рамках государственного бюджета, являющегося по своей сути национальной программой социально-экономического развития страны.

     Кроме бюджетных мер мелким фирмам предоставляются  льготы при взимании местного налога на имущество, что помогает отчасти  разрешить проблему ликвидности.

     Отдельные министерства разработали четыре категории  программ помощи мелкому бизнесу.

  1. Программы консультирования новых и действующих фирм.

     С этой целью созданы такие специальные  организации, как Служба мелких фирм, занимающаяся разработкой и внедрением региональных программ развития (например, программа "Восточнодевонширская мелкая промышленность"), а также Агентство  развития Уэльса. Совместно с Конфедерацией  британской промышленности они предложили программу шефской помощи мелким фирмам в виде консультаций по вопросам управления финансированием маркетинга. После одобрения всех этих программ их реализацией занялась Служба мелких фирм.

  1. Программы оказания финансовой помощи.

     К их числу относятся: "Схема грантов"; "Агентство помощи предприятиям местного значения", представляющее ассоциацию примерно 200 самостоятельных  бюро, осуществляющих финансовую поддержку  мелких фирм на региональном уровне; "Схема  содействия в создании предприятий", предусматривающая финансовую помощь безработным, намеренным начать собственное  дело; "Гарантирование кредитов" - программа рассчитана на 3 года и предусматривает выплату страховых премий от имени преуспевающих бизнесменов. Специальные программы обеспечивают финансовую помощь молодым людям при создании или расширении их бизнеса, подготовку предпринимателей в сфере малого бизнеса, помощь муниципальным властям в деле создания и развития мелкого предпринимательства в городах.

  1. Региональные программы помощи мелким фирмам, действующим в Шотландии, Уэльсе, Северной Ирландии.

       По программе "Служба совершенствования  бизнеса" стоимостью 40 млн. ф.ст. в этих регионах разрабатывается рыночная стратегия для таких фирм (более 50% ассигнований идет на маркетинговые исследования, остальное - на профессиональную подготовку занятых в мелком бизнесе). В региональных программах принимает участие Европейский региональный фонд развития, который оказывает помощь мелкому бизнесу в отсталых отраслях, стимулируя создание новых рабочих мест.

  1. Программы, поощряющие экспортную деятельность мелких фирм.

     Они осуществляются в основном специальным  органом - Бюро британской заморской  торговли.

     Правительство со своей стороны разработало  ряд программ под общим названием "Предпринимательская инициатива" с целью стимулирования деятельности малого бизнеса и повышения его  конкурентоспособности. Одна из программ предусматривает проведение ежегодного конкурса среди мелких фирм (до 50 занятых) на лучшие разработки коммерческой стратегии  в сфере высокотехнологичной  продукции. На реализацию этой программы  министерство торговли и промышленности ассигновало 70 млн. ф.ст. Конкурсантам предоставляются субсидии в размере 75% их расходов (последние не должны превышать 50 тыс. ф.ст.). По другой программе средние фирмы с числом занятых до 500 человек премируются за создание новой продукции или развитие производств, требующих технологических нововведений.

     Профессиональную  подготовку мелких бизнесменов осуществляют специальные советы по подготовке специалистов. Правительство предусматривает  их создание во всех регионах страны, особенно в Англии и Уэльсе. Кроме того, разработаны "Схемы содействия предпринимательской  инициативе". В таможенном комитете, налоговом ведомстве, акцизном управлении, министерстве финансов с этой целью  созданы специальные органы. Они исследуют государственную налоговую политику, доходы и расходы населения, общую экономическую ситуацию в стране и на основании полученных данных принимают законы в отношении малого и среднего предпринимательства.

Информация о работе Государственное регулирование малого и среднего бизнеса