Государственное регулирование малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 01:59, курсовая работа

Описание

1. Теоретические основы государственной поддержки малого предпринимательства
Целью курсовой работы является рассмотрение системы государственной поддержки малого предпринимательства целом, особенности механизмов государственного регулирования малого предпринимательства в Российской Федерации, а также зарубежный опыт государственного управления этой сферой.

Задачи курсовой работы: определить теоретические основы государственной поддержки малого предпринимательства, а именно его понятие и правовые основы, основные механизмы и направления его регулирования, особенности венчурного финансирования; рассмотреть опят государственного регулирования малого предпринимательства в иностранных государствах на примере Великобритании и Китая как одних из наиболее ярких и показательных представителей Европы и Азии соответственно; изучить особенности исследуемого экономического явления в Российской Федерации: этапы становления, современное состояние малого предпринимательства в России, а также направления совершенствования его государственного регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… ..4

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА……………………………………6
1.Понятие и правовые основы малого предпринимательства……………….6
2.Особенности венчурного финансирования………………………………..10
3.Основные механизмы и направления регулирования малого предпринимательства ……………………………………………………….13
2.АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА…………..21
1.Опыт Великобритании………………………………………………………21
2.Модели государственного регулирования малого предпринимательства в Китае…………………………………………………………………………29
3.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...……….39
1.Этапы становления малого предпринимательства в России………………39
2.Современное состояние малого предпринимательства в Российской Федерации……………………………………………………………………..44
3.Направления совершенствования государственного регулирования малого предпринимательства в России…………………………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….56

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.………………………………58

ПРИЛОЖЕНИЕ А – СОСТОЯНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………….60

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ.docx

— 110.94 Кб (Скачать документ)

     В январе-марте 2009 г. прирост объема инвестиций в данной сфере отмечается в 25 регионах.

     Наибольший  прирост был зафиксирован в Республике Калмыкия (в 38,6 раза). В 1,5 и более  раза инвестиции в основной капитал  на МП увеличились в Республике Алтай (в 4,7 раза), Владимирской (в 2,7 раза) и  Белгородской (в 2,7 раза) области, Республике Тыва (в 2,6 раза), Тюменской (в 1,9 раза) и  Воронежской (в 1,5 раза) области (см. таблицу 5-А).

     По  итогам первого квартала 2009 г. в целом по РФ по всем используемым в мониторинге показателям развития малого предпринимательства отмечается негативная динамика.

     В январе-марте 2009 г. относительно аналогичного периода предыдущего года зафиксировано снижение количества зарегистрированных малых предприятий в целом по России. Снижение количества зарегистрированных малых предприятий сопровождалось снижением среднесписочной численности занятых на них. На фоне сокращения среднесписочной численности занятых по всему кругу предприятий доля малых в этом показателе также сократилась и составила 12,0%. По итогам января-марта 2009 г. было зафиксировано сокращение объема оборота малого предпринимательства: за указанный период по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. данный показатель в целом по стране сократился на 22,4%. Кроме того, по итогам января-марта 2009 г. на 24,1% сократился объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.

     Итоги деятельности малых предприятий  в январе-марте 2009 г. относительно января-марта 2008 г. в региональном разрезе можно рассматривать как негативные. Только в 43 регионах увеличилось количество зарегистрированных малых предприятиях; увеличение среднесписочной численности занятых в таких фирмах было отмечено в 34 регионах; объемов оборота – в 25; инвестиций в основной капитал – также в 25[4]. 

    3.3. Направления  совершенствования государственного  регулирования малого предпринимательства в России 

     В настоящее время внимание государства  к проблемам малого предпринимательства  становится все более пристальным. Результаты тотального обследования, проведенного Госкомстатом России, показали, что нельзя недооценивать значение малого предпринимательства для  развития экономики в целом. Но, как  показывает практика, принятие государственных  концепций, федеральных программ еще  не гарантирует роста и развития этой сферы деятельности — необходимо совершенствование нормативной  и правовой базы в области экономики. Прежде всего, законодательное обеспечение  сферы малого бизнеса должно максимально  учитывать насущные потребности  предпринимательского сообщества.

     Представители малого предпринимательства получили возможность предложить свой единый подход к законотворческой деятельности в феврале 2002 г. на совместном заседании  “круглого стола” с руководителями комитетов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, министерств, депутатами. Инициаторы этой встречи — Комитет по частному предпринимательству, малому и среднему бизнесу Торгово-промышленной палаты РФ и Российско-Американская рабочая  группа по развитию малого предпринимательства  — провели большую подготовительную работу

     Результатом этой работы стал документ “Основные  направления и приоритеты совершенствования  законодательного обеспечения малого предпринимательства в Российской Федерации на 2002 г., который и обсуждался в ходе “круглого стола”.

     “Основные направления...” были разработаны  на основе предложений по совершенствованию  законодательства, которые предварительно обсуждались на всероссийских конференциях представителей малых предприятий, заседаниях Комитета по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Торгово-промышленной па латы Российской Федерации, форумах общественных организаций (Объединения предпринимательских организаций России), Комитета по поддержке предпринимательства в Российской Федерации, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), на встречах с предпринимателями. При подготовке документа использовались материалы конференций, проходивших в рамках деятельности Российско-Американской рабочей группы по развитию малого предпринимательства (октябрь и декабрь 2001 года), заседаний “круглых столов” (Фонд Евразия, Российское агентство поддержки малого и сред него бизнеса).

     Законодательное обеспечение малого предпринимательства  необходимо привести в соответствие с положениями “Концепции государственной  политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, принятой Государственным  Советом Российской Федерации. В  Закон РФ №88-ФЗ от 14.06.95г. “О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации” необходимо внести изменения, которые будут  предусматривать следующее:

    • использование обоснованных критериев отнесения коммерческих организаций к категории субъектов малого предпринимательства;
    • уточнение задач, функций и полномочий органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросу разработки и реализации государственной политики развития малого предпринимательства, а также объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
    • обеспечение программного подхода к реализации мер по развитию малого предпринимательства.

     Законодательная база малого бизнеса должна формироваться  при участии предпринимательского сообщества, поэтому предлагается разработать процедуру обязательной экспертизы законопроектов и проектов решений по вопросам предпринимательства Правительства Российской Федерации, которую будут осуществлять Торгово-промышленная палата РФ и объединения предпринимателей. Необходимо создать систему оперативного извещения предпринимателей об изменениях в нормативной правовой базе на основе современных ин формационных технологий.

     Несмотря  на уже предпринятые меры по снижению уровня административных барьеров и  упорядочению деятельности контролирующих и инспектирующих органов, необходимо продолжить разработку на основе анализа  существующей практики проектов федеральных  законов, направленных на снижение административных барьеров, предусмотрев:

  • осуществление регулирования посредством норм прямого действия, установленных законами, а не подзаконными актами;
    • отмену нормативных правовых актов, нарушающих положения действующих законов, в том числе в сферах лицензирования видов деятельности, сертификации продукции, регистрации юридических лиц, аренды помещений и землеотвода и т.п.;
    • конкретизацию видов юридической ответственности должностных лиц за действия (бездействие), препятствующие созданию и деятельности малых предприятий, и норм возмещения должностными лицами ущерба, вызванного превышением их полномочий при проведении проверок;
    • введение порядка, который будет предусматривать безвозмездное проведение обследований контролирующими и иными органами, финансируемыми из федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации;
    • введение дифференцированных размеров штрафов для крупных и малых предприятий, предусматривающих их уменьшение для последних; применение процедуры взыскания штрафов только по решению суда.

     В кратчайшие сроки необходимо разработать  нормативные правовые акты во исполнение Законов РФ “О защите прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”, “О лицензировании отдельных  видов деятельности”, “О государственной  регистрации юридических лиц”, предусматривающие  максимальное упрощение соответствующих  процедур.

     Следует продолжить работу по приведению в  соответствие федерального и регионального  законодательства с “Концепцией  государственной политики поддержки  и развития малого предпринимательства  в Российской Федерации”, принятой Государственным Советом Российской Федерации.

     Проблема  совершенствования системы налогообложения, по мнению предпринимательского сообщества, — одна из острейших. Практика показывает, что принимаемые законодательные  акты не всегда способствуют улучшению  ситуации, поэтому необходимо уделить  особое внимание Налоговому кодексу  Российской Федерации, в который  предлагается внести следующие изменения  и дополнения:

  • внести изменения в Часть I Налогового кодекса Российской Федерации (ст. 18), установив единый налог на вмененный доход и упрощенную систему налогообложения не как специальный режим, а как альтернативный вид налогообложения, четко определив основные понятия по нему, в частности, понятия “объекты” и “субъекты” налогообложения;
  • закрепить в Налоговом кодексе Российской Федерации принцип временного моратория на ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства в случае изменений налогового законодательства по сравнению с ранее действовавшими условиями в течение первых четырех лет своей деятельности. Указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

     Другие  аспекты налогообложения, по мнению разработчиков документа, требуют  предусмотреть следующее:

  • ввести для субъектов малого предпринимательства уплату единого социального налога, предусмотрев при этом возможность уменьшения величины единого налога на вмененный доход или уплачиваемого налога по упрощенной системе на сумму уплаченного единого социального налога;
  • ввести для субъектов малого предпринимательства принцип добровольности и уведомительный порядок при выборе режима налогообложения;
  • предусмотреть снижение порога регрессии по единому социальному налогу и упрощение процедуры его уплаты и отчетности;
  • установить максимальную формализацию деятельности налоговых органов;
  • упростить бухучет и отчетность: предусмотреть для субъектов малого предпринимательства даже не ежеквартальную, а ежегодную отчетность, значительно сократив при этом ее объем; детализировать вопрос отчетности в Налоговом кодексе Российской Федерации и исключить возможность появления инструктивных писем Министерства РФ по налогам и сборам, которые способствуют усложнению отчетности;
  • при уточнении процедур стремиться к минимизации личных контактов предпринимателей с налоговыми инспекторами.

     В области обеспечения нормативно-методической и правовой проработки решения имущественных  вопросов необходимо принять законодательные  и нормативные документы, обеспечивающие:

  • учет государственного имущества и создание на федеральном, региональном и муниципальном уровнях реестров и целевых фондов собственности, которая может быть предложена субъектам малого предпринимательства, а также имущества, переданного субъектам малого предпринимательства;
  • упрощение процедур наделения субъектов малого предпринимательства имуществом, относящимся в настоящее время к государственной собственности;
  • продажу и сдачу в аренду субъектам малого предпринимательства имущества ликвидируемых предприятий, в том числе высвобождаемого имущества объектов военной инфраструктуры;
  • контроль эффективности использования указанного имущества.

     При разработке нормативного правового  обеспечения предлагается предусмотреть  упрощенную передачу государственного и муниципального имущества субъектам  малого предпринимательства; создание малых предприятий, материальной основой  которых будет служить высвобождающееся государственное и муниципальное  имущество; содействие развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; определение технологии использования  имущества через механизмы бизнес-инкубирования. Также предлагается предусмотреть  предоставление государственного и  муниципального имущества в аренду субъектам малого предпринимательства  на льготных условиях с возможностью ее продления или выкупа имущества.

     Для эффективного использования современных  методов финансово-кредитной поддержки  субъектов малого предпринимательства, создания системы кредитных гарантий, страхования и микрокредитования  необходимо внести соответствующие  изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации.

     Для обеспечения эффективного функционирования обществ взаимного страхования, роста инвестиционной активности субъектов  малого предпринимательства предлагается доработать и принять Законы РФ “О взаимном страховании” и “О кредитной  кооперации”, в рамках которых выделить аспекты деятельности сектора малого предпринимательства. Необходимо также:

  • разработать нормативную правовую базу деятельности небанковских финансовых организаций, выдающих займы малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям, обеспечив условия их функционирования, аналогичные условиям для банков;
  • ввести льготы по налогу на прибыль организаций, осуществляющих финансовую поддержку малого предпринимательства, при условии увеличения резервного капитала для целей расширения масштабов кредитования;
  • разработать нормативно-правовую базу использования кредитных историй в целях расширения финансовой прозрачности деятельности субъектов малого предпринимательства для кредитных институтов;
  • разработать и принять закон “О венчурном инвестировании”, в котором выделить аспект микрокредитования субъектов малого предпринимательства.

Информация о работе Государственное регулирование малого и среднего бизнеса