Государственное регулирование малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 01:59, курсовая работа

Описание

1. Теоретические основы государственной поддержки малого предпринимательства
Целью курсовой работы является рассмотрение системы государственной поддержки малого предпринимательства целом, особенности механизмов государственного регулирования малого предпринимательства в Российской Федерации, а также зарубежный опыт государственного управления этой сферой.

Задачи курсовой работы: определить теоретические основы государственной поддержки малого предпринимательства, а именно его понятие и правовые основы, основные механизмы и направления его регулирования, особенности венчурного финансирования; рассмотреть опят государственного регулирования малого предпринимательства в иностранных государствах на примере Великобритании и Китая как одних из наиболее ярких и показательных представителей Европы и Азии соответственно; изучить особенности исследуемого экономического явления в Российской Федерации: этапы становления, современное состояние малого предпринимательства в России, а также направления совершенствования его государственного регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… ..4

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА……………………………………6
1.Понятие и правовые основы малого предпринимательства……………….6
2.Особенности венчурного финансирования………………………………..10
3.Основные механизмы и направления регулирования малого предпринимательства ……………………………………………………….13
2.АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА…………..21
1.Опыт Великобритании………………………………………………………21
2.Модели государственного регулирования малого предпринимательства в Китае…………………………………………………………………………29
3.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...……….39
1.Этапы становления малого предпринимательства в России………………39
2.Современное состояние малого предпринимательства в Российской Федерации……………………………………………………………………..44
3.Направления совершенствования государственного регулирования малого предпринимательства в России…………………………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….56

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.………………………………58

ПРИЛОЖЕНИЕ А – СОСТОЯНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………….60

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ.docx

— 110.94 Кб (Скачать документ)

     На  втором этапе (1987-1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нем участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения, в авангарде которого четко выделяется молодое поколение предпринимателей, что определило своеобразный жизненный цикл и полосу «нецивилизованного бизнеса»; кооперативы и товарищества зачастую создавались и ликвидировались в течение месяца, часто и не приступая к работе. Это были действительно малые предприятия. Цель развития малого бизнеса - насытить внутренний рынок потребительскими товарами. Однако этого не произошло. Основной причиной этого является отсутствие достаточных финансовых ресурсов и инфантильность инфраструктуры.

     Этап  «кооперативного движения» послужил механизмом в накоплении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки в организации работы малого предприятия.

     Третий  этап (1989-1990 гг.) связан с принятием  законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. И это в определенной мере удалось: существенно расширились сферы  деловой активности людей, диверсифицировалась номенклатура организационных форм предпринимательства, произошло интенсивное освоение арендных отношений. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство, что обусловило настоящий бум в его развитии, появилась возможность легализировать теневые капиталы и индивидуальную трудовую деятельность. Малый бизнес привлекает в свою сферу все большее количество работников государственных предприятий, сдерживая рост безработицы. Увеличение количества предприятий малого бизнеса привело к конкуренции между предприятиями и предпринимателями, а это изменило отношение последних к знаниям. Среди них все более востребованными становятся не только навыки, но и фундаментальные основы рыночной экономики, маркетинга, менеджмента и т.п.

     Особую  значимость в этот период имело развитие арендных отношений, чему способствовал  переход 1 января 1989 года всех государственных  предприятий и объединений на самофинансирование и хозяйственный расчет. Аренда дала возможность соединения средств производства с непосредственным производителем в одном лице - трудовом коллективе. Это особенно важно для России с присущим ей коллективистским духом. Арендные отношения представляли собой наиболее совершенную модель хозяйственного расчета, стали организационно-экономической основой акционирования и приватизации. Их можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

     Приватизация  превращала государственную собственность  в собственность частных владельцев, способствовала ее демонополизации. Она  создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения эффективности российской экономики.

     Для четвертого этапа (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывающие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства. В эти годы наблюдается становление рыночной инфраструктуры, повышение уровня профессиональных знаний и деловых решений, начало слияния и укрепления коммерческих структур, торговли и посреднических организаций, возникновение олигархии, укрепление финансовых институтов, банков и бирж. К сожалению, государство не смогло обеспечить поддержание конкурентной среды путем создания льготных условий деятельности субъектам малого и среднего бизнеса, которые обнаружили приверженность к «паразитизму», то есть к чисто посреднической и торгово-закупочной деятельности. Урок чрезмерной монополизации не был учтен. Ставка была сделана на процесс естественного отбора: кто сможет выжить, тот останется. Это выглядело молчаливым подталкиванием к централизации и укреплению позиции предпринимателя, что, с одной стороны, привело к ухудшению психологического климата на рынке за счет негативного восприятия предпринимателей, занятых «набиванием собственных карманов», а с другой - значительно криминализировало обстановку.

     Пятый этап (1993-1994 гг.) стал полностью широкомасштабной приватизацией и развития всех видов предпринимательства, появления множества видов собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Впервые в экономике возникают венчурные фирмы, активно используется предпринимательство. Возрастной ценз бизнеса стабилизируется. Появляется четкое разграничение сфер приложения внимания среди поколений: франчайзинг; предпринимательские цепи; минимонопоЛисты - преимущественно более опытное старшее поколение; «массовики и хамелеоны» - молодое. Однако на этом этапе еще не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг. В России в силу конкретного исторического развития формирование рыночных отношений с конца 80-х - начала 90-х годов приобрело необратимый характер.

     На  шестом этапе (1995-1998 гг.) практически  были исчерпаны возможности сверхприбыльной  торгово-посреднической деятельности, поэтому многие малые предприятия  прекратили свое существование. В экономике  страны набирала силу тенденция к  концентрации и централизации капиталов, появились случаи поглощения предприятий [8, c. 67].

     Современный этап развития мелкого предпринимательства, безусловно, имеет исторические корни. Однако они недостаточны для фундаментальных  теоретических обобщений и выводов. Вместе с тем Россия вписывается  в универсальные тенденции развития мелкого предпринимательства. По основным критериям создание смешанной экономики, предпринимательской среды в  ней и развитие малого бизнеса  имеют много схожего, начиная с фундаментальных основ собственности до принципов организации, функционирования и управления в рыночной системе хозяйствования. Именно поэтому, говоря о развитии российского предпринимательства, можно характеризовать его как направленное и последовательное воспроизводство среды существования, немыслимое без малых и средних предприятий.

     Малые размеры предприятий сами по себе не означают автоматическую реализацию присущих им преимуществ. Чтобы получить те преимущества, необходимо более  полно включиться в систему разделения труда, сориентироваться на локальные  рынки сбыта и источники сырья. Поэтому при всем различии социально-экономических  систем сущностные черты, характеризующие  малый бизнес в России, остаются идентичными: сугубая ориентация на рынок и свободную торговлю, преимущественное использование нецентрализованных источников финансирования, высокая организационно-функциональная гибкость и мобильность, общая простота организации и управления [12, c. 68]. 

     3.2. Современное состояние малого  предпринимательства в Российской  Федерации 

     Общемировой финансово-экономический кризис не мог не отразиться на деятельности малых предприятий в Российской Федерации: в условиях кризиса многие малые предприятия были вынуждены  значительно сокращать масштабы своей деятельности.

     При этом можно констатировать, что усилий и средств, направляемых государством на преодоление негативных последствий  кризиса для предпринимательского сектора, недостаточно для исправления  сложившейся ситуации. Так, в четвертом  квартале 2008 г. была зафиксирована тенденция к снижению деловой активности малых предприятий. По итогам первого квартала 2009 г. значения основных статистических показателей, характеризующих сферу малого предпринимательства, также продолжили снижаться.

     На 1 апреля 2009 г. число зарегистрированных малых предприятий по сравнению с показателем за аналогичный период 2008 г. сократилось на 20,7%. Наиболее значительное сокращение числа малых предприятий произошло в сфере образования (на 57,1%), в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг (на 36,6%) и в сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (на 30,9%).

     Среднесписочная занятость на малых предприятиях в первом квартале 2009 г. по сравнению с показателем за аналогичный период 2008 г. сократилась на 5,4%. В наибольшей степени сократилось число занятых на малых предприятиях в сфере строительства (на 11,6%) и в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (на 10,8%).

     Объем оборота малых предприятий по итогам первого квартала по сравнению  с показателем за аналогичный  период прошлого года сократился на 22,4%. Наиболее значительное сокращение оборота  произошло на малых предприятиях в сфере добычи полезных ископаемых (на 34,0%), в сфере оптовой и розничной  торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования (на 26,2%) и в сфере обрабатывающих производств (на 25,7%).

     Объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях  в первом квартале 2009 г. по сравнению с показателем за аналогичный период 2008 г. сократился на 24,1%. В наибольшей степени объемы инвестирования малых предприятий сократились в гостиничном и ресторанном бизнесе (на 78,1%), в сфере сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (на 47,7%) и в сфере добычи полезных ископаемых (на 44,2%) (см. таблицу 1-А).

     На 1 апреля 2009 г. число зарегистрированных малых предприятий в целом по РФ составило 227,6 тыс. единиц, что на 20,7% меньше, чем по состоянию на 1 апреля 2008 г. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей достигло 160,4 ед., уменьшившись по сравнению с 1 апреля 2008 г. на 41,7 ед.

     Наиболее  значительно число зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей  снизилось в Сибирском и Дальневосточном  федеральных округах. Увеличение показателя произошло в Северо-Западном и  Уральском федеральных округах (см. таблицу 2-А). 

     На 1 апреля 2009 г. по сравнению с 1 апреля 2008 г. количество малых предприятий на 100 тыс. жителей выросло в 43 регионах.

     Максимальный  прирост показателя был отмечен  в Ненецком АО (на 130,8 ед.) и  Московской области (на 106,2 ед.).  Среднее увеличение показателя  наблюдалось в  Хабаровском  крае  (на 92,8 ед.) и Республике Карелия (на 87,7 ед.). 

     Наибольшее  сокращение показателя произошло в  Волгоградской области (на 363,4 ед.). Сокращение показателя свыше 200 ед. также было зафиксировано  в Новосибирской (на 356,9 ед.) и Томской (на 348,5 ед.) области, Республике Саха (Якутия) (на 304,7 ед.), Камчатском крае (на 288,4 ед.), Удмуртской Республике (на 247,4 ед.), Липецкой (на 221,9 ед.), Рязанской (на 213,9 ед.) и Ярославской (на 212,2 ед.) областях и в Алтайском  крае (на 202,8 ед.).

     По  итогам января-марта 2009 г. среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране сократилась на 5,4% и составила 5 741,7 тыс. чел.

       В январе-марте 2009 г. по сравнению с январем-мартом 2008 г. малые предприятия обеспечили на 327,6 тыс. меньше постоянных рабочих мест. При этом удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых составил 12,0%, сократившись на 0,3 п.п. по сравнению с показателем за аналогичный период 2008 г.

     Сокращение  среднесписочной численности занятых  на малых предприятиях в целом по стране сопровождалось сокращением показателя в ряде федеральных округов. Наибольшее сокращение среднесписочной численности занятых на таких предприятиях произошло в Северо-Западном и Южном федеральных округах – на 17,8% и 16,8% соответственно. В то же время в отдельных федеральных округах был зафиксирован рост показателя. В Дальневосточном ФО среднесписочная численность работников на малых предприятиях выросла на 17,1%, в Уральском ФО – на 11,5%, в Центральном ФО – на 7,7%.

(таблица  3-А).

     В январе-марте 2009 г. объем оборот малого предпринимательства в целом по РФ сократился на 22,4% относительно аналогичного периода предыдущего года.

     Сокращение  показателя в целом по стране сопровождалось сокращением показателя во всех федеральных  округах. Наиболее значительное сокращение объема оборота малого предпринимательства произошло в Сибирском и Южном федеральных округах. Наименьшее сокращение показателя характерно для Уральского ФО (см. таблицу 4-А).

     В январе-марте 2009 г. объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в целом по РФ сократился на 24,1% относительно аналогичного периода предыдущего года.

     Сокращение  объема инвестиций на малых предприятиях произошло почти во всех федеральных округах. Наибольшее сокращение показателя зафиксировано в Северо-Западном ФО (на 45,8%).  Увеличение показателя произошло в Южном и Уральском федеральных округах. 

     В отдельных регионах инвестиции в  рассматриваемых периодах (в январе-марте  2008 г. и/или январе-марте 2009 г.) не осуществлялись, либо их объемы оказывались малы, в связи с чем Федеральная служба государственной статистики не включала их в статистические сводки, где значения показателя агрегированы по млн. рублей. К таким регионам относятся Чукотский АО, Чеченская Республика, а также Республика Ингушетия.

Информация о работе Государственное регулирование малого и среднего бизнеса