Государственное регулирование малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 01:59, курсовая работа

Описание

1. Теоретические основы государственной поддержки малого предпринимательства
Целью курсовой работы является рассмотрение системы государственной поддержки малого предпринимательства целом, особенности механизмов государственного регулирования малого предпринимательства в Российской Федерации, а также зарубежный опыт государственного управления этой сферой.

Задачи курсовой работы: определить теоретические основы государственной поддержки малого предпринимательства, а именно его понятие и правовые основы, основные механизмы и направления его регулирования, особенности венчурного финансирования; рассмотреть опят государственного регулирования малого предпринимательства в иностранных государствах на примере Великобритании и Китая как одних из наиболее ярких и показательных представителей Европы и Азии соответственно; изучить особенности исследуемого экономического явления в Российской Федерации: этапы становления, современное состояние малого предпринимательства в России, а также направления совершенствования его государственного регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… ..4

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА……………………………………6
1.Понятие и правовые основы малого предпринимательства……………….6
2.Особенности венчурного финансирования………………………………..10
3.Основные механизмы и направления регулирования малого предпринимательства ……………………………………………………….13
2.АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА…………..21
1.Опыт Великобритании………………………………………………………21
2.Модели государственного регулирования малого предпринимательства в Китае…………………………………………………………………………29
3.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...……….39
1.Этапы становления малого предпринимательства в России………………39
2.Современное состояние малого предпринимательства в Российской Федерации……………………………………………………………………..44
3.Направления совершенствования государственного регулирования малого предпринимательства в России…………………………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….56

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.………………………………58

ПРИЛОЖЕНИЕ А – СОСТОЯНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………….60

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ.docx

— 110.94 Кб (Скачать документ)

     По  решению Правительство Китая  в августе 2001 г. была открыта государственная некоммерческая информационная служба «China SME Online» – CSMEO, поддерживаемая «Департаментом развития МСП» в «Национальной комиссии по развитию и реформированию» (The National Development and Reform Commission – NDRC). Это позволило обеспечить всестороннее и своевременное информационное обслуживание населения страны и всех государственных органов по всем вопросам деятельности МСП. Сайт CSMEO представляет 58 основных рубрик и 180 тематических разделов содержащих до 1000 различных сообщений, что ежедневно привлекает более 200 тыс. посещений. В работе CSMEO принимают участие более 10 тыс. различных агентств и посреднических компаний, которые способствуют развитию деловых отношений между предприятиями, инициируют проведение ярмарок и информируют о важнейших инициативах Правительства и органов власти всех уровней, касающихся деятельности МСП.  

      1. Развитие  научно-технологической инфраструктуры малого предпринимательства Китая
 

     Основные  направления политики Правительства по поддержке и развитию инновационных малых и средних предприятий:

     1. Разработке общей стратегии в отношении инновационных малых предприятий;

     2. Создание административного органа по координации инновационной деятельности в секторе МСП;

     3. Предоставление налоговых преференций для модернизирующихся малых предприятий;

     4. Создание системы финансовой поддержки для инновационного развития малых предприятий;

     5. Обеспечение информационного, консультационного  и технического обслуживания  инновационного развития малого предпринимательства;

     6. Создание бизнес-инкубаторов для поддержки быстро развивающихся малых предприятий;

     7. Содействие в организации венчурных фондов для малого бизнеса.

     Кроме того, в стране эффективно действует  система государственной и общественной поддержки и развития инновационных  малых предприятий. Общественная поддержка осуществляется через систему некоммерческих и профессиональных ассоциаций, организующих комплекс мероприятий по продвижению новых научно-технических идей. В свою очередь, государственная система поддержки таких предприятий предусматривает:

     - создание системы финансовой поддержки для компенсации возможных рисков, предоставления оборотного капитала и субсидий в соответствии с действующим «Законом о поддержке малого и среднего предпринимательства». В государственный бюджет введены статьи затрат на создание специальных фондов;

     - уменьшение возможных предпринимательских рисков, особенно на ранних этапах развития предприятий, увеличивая их шансы на достижение успеха;

     - государственную технологическую поддержку малого предпринимательства, осуществляющуюся на основе бесплатного или льготного предоставления предприятиям результатов научно-технических разработок, выполненных в государственных НИИ и лабораториях, а также путём своевременной информационной и консультационной поддержки предпринимателей;

     - маркетинговая система государственной поддержки направлена на стимулирование устойчивого взаимодействия МСП с крупными предприятиями при одновременном содействии в их реструктуризации и оптимизации использования имеющихся ресурсов.

     В рамках специальной программы развития высокотехнологичного сектора, разработанной  Министерством науки и технологий Китая, для успешного развития высокотехнологичных  производств за 1997 - 2001 гг. было вложено  в фундаментальные и прикладные исследования около $13 млрд. Правительство  предоставило китайским изготовителям  компьютеров и электроники налоговые  льготы и в значительной мере защитило их интересы от зарубежных конкурентов. В связи с этим был принят закон, по которому иностранные компании могли  выйти на китайский рынок, только основав совместное предприятие  с китайской фирмой. Американские, европейские, японские и тайваньские  изготовители электронного оборудования в массовом порядке стали размещать в КНР свои производства и давать крупные подряды местным компаниям, что позволило Китаю с 1997 по 2000 год удвоить выпуск компьютерного оборудования и выйти на второе место в мире после США.  

      1. Система финансовой поддержки малого предпринимательства в Китае
 

     Правительство Китая, понимая необходимость финансовой поддержки сектора МСП, для его  динамичного развития и обеспечения  высокой конкурентоспособности  на внутреннем и внешних рынках предприняло  ряд мер по облегчению доступа  малых предприятий к финансовым ресурсам. Практика выдачи мелких обеспеченных кредитов в стране началась в конце 2002 года и в последние годы постоянно  увеличиваются объемы кредитов, выдаваемых малым предприятиям. По данным «Национальной комиссии по развитию и реформированию» (the National Development and Reform Commission - NDRC), к середине 2003 г. количество финансовых институтов, осуществляющих гарантирование кредитов для МСП, достигло 966, с общим капиталом 28,65 млрд. юаней. Эти институты обеспечили финансовое гарантирование свыше 100 тысяч займов на общую сумму 117,9 млрд. юаней. Ежегодно количество организаций, занимающихся гарантированием кредитов, возрастает в среднем на 25%.

     Создание  системы предоставления гарантий для  предприятий сектора МСП является одним из важнейших условий обеспечения  доступа малых предприятий к финансовым ресурсам. В этой связи, Правительство поручило «Банку Развития» предоставлять льготные кредиты и субсидии гарантийным компаниям, основанным местными органами власти. Эти средства позволяли осуществлять выпуск ценных бумаг под обязательства гарантийных компаний, что способствовало повышению их финансовой устойчивости и расширению возможностей по гарантированию кредитов для субъектов малого бизнеса, нуждающихся в финансовой поддержке для обеспечения выпуска новых товаров и услуг. Обычная схема финансирования заключается в том, что «Банк Развития» предоставляет льготный заём или субсидию какой либо государственной компании по сбору средств необходимых для создания достаточного гарантийного капитала, который затем передается действующей или вновь организуемой компании по гарантированию кредитов. Для финансовой поддержки гарантийных компаний, «Банк Развития» предпринял несколько вариантов для повышения их кредитоспособности и гарантийных возможностей. Банк может предоставлять гарантийным компаниям полную или частичную гарантию по займам, либо осуществлять полное или частичное страхование обязательств гарантийной компании. В случае полного или частичного гарантирования кредитов, «Банк Развития», во взаимодействии с одним из институтов финансового гарантирования, осуществляет залоговое покрытие банковских кредитов для МСП, в соответствии с заранее оговоренными пропорциями. «Банк Развития» (The Development Bank) в 2003 г. запустил новую программу финансовой поддержки инновационных малых предприятий, которая охватывает различные системы кредитования и методы контроля использования средств. В 2004 г. эта программа была успешно применена в 32 отделениях банка. К концу 2005 г. по этой программе было предоставлено кредитов на 11,3 млрд. юаней (~$1,4 млрд.) и в течение 8 кварталов сохранялась 100% возвратность кредитов и процентных ставок по ним. Финансовая поддержка была предоставлена 2197 предприятиям, что позволило создать 220 тыс. новых рабочих мест. В рамках этой программы ныне реализуется 106 различных форм предоставления кредитов и 121 вид гарантийного обеспечения кредитов, а также создано 79 кредитных комитетов обеспечивающих предоставление займов в 334 городах и районах страны.

     К концу 2005 г. «Банк Развития» обеспечил  страховое покрытие (re-guaranty) обязательств 35 гарантийных компаний и одной  тысячи малых предприятиий. При этом Правительство ежегодно предоставляло определённую финансовую поддержку гарантийным компаниям, с целью постоянного увеличения их способности к обеспечению покрытия кредитных обязательств. Таким образом, совместными усилиями «Банка Развития» и Правительства была удовлетворена потребность в финансировании гарантийных компаний. Это позволило к концу 2005 г. сформировать в стране гарантийный капитал, способный обеспечить гарантийное покрытие займов для малых предприятий на общую сумму 19 млрд. юаней.

     Другой  крупнейший «Промышленно-торговый банк»  Китая к концу 2005 г. предоставил  кредиты малым предприятиям на сумму 81,6 млрд. юаней. Причём за последние 2 года объёмы кредитования сектора МСП этим банком в среднем увеличивались ежегодно на 35%. На долю сектора МСП приходится свыше 20 процентов от общей суммы кредитов, выдаваемых этим банком, что способствует быстрому развитию финансовых услуг по основным видам хозяйственной деятельности таких компаний.

     С июня 2006 г. национальные и международные  банки Китая стали конкурировать  за право предоставления финансовых услуг предприятиям сектора МСП. Например, «Шанхайский Банк Развития Пудонг» (Shanghai Pudong Development Bank -SPDB) начал  акцентировать свою деятельность на обслуживании малого предпринимательства, т.к. этот многочисленный сектор играет ведущую роль в структуре заёмщиков и доходов. Специально для заёмщиков сектора МСП разработан ряд финансовых инструментов и услуг. За первые 6 месяцев 2006 г. банковско-финансовые учреждения Китая предоставили сектору МСП, в общей сложности 4,5 млрд юаней (~$0,56 млрд.) в виде мелких обеспеченных кредитов из которых около 800 млн. юаней (~$100 млн.) было предоставлено для трудоустройства многих безработных [7, c. 20]. 

     При исследовании зарубежного опыта  государственного регулирования малого предпринимательства были выявлены следующие характеристики рассмотренных  в качестве примеров стран.

     В Великобритании малое предпринимательство  составляет основу национальной экономики.

     Правительством  проводятся специальные программы  поддержки и развития малого предпринимательства, причем поддержка эта является крайне разносторонней – от оказания финансовой помощи в виде конкурсных грантов  до обучения и профессиональной подготовки мелких бизнесменов, проводимой специальными советами по подготовке специалистов. Такой спектр позволяет осуществлять поддержку не только уже состоявшихся, успешных предпринимателей, но и готовить новую, перспективную «почву» для дальнейшего развития экономики и предпринимательства.

     Кроме того, система государственного регулирования  малого предпринимательства в Великобритании является достаточно гибкой, чтобы  быть способной оперативно реагировать  на любые изменения экономико-политической ситуации (что является удивительным, если вспомнить о стереотипном мнении о Великобритании как о крайне консервативной стране). Об этом говорит  наличие специальных органов, исследующих  государственную налоговую политику, доходы и расходы населения, общую экономическую ситуацию в стране и на основании полученных данных принимающих законы в отношении малого и среднего предпринимательства, или тот факт, что органам местного самоуправления предоставляются дополнительные права в отношении мелких фирм.

     К слабым сторонам можно отнести несовершенную  систему платежей, межфирменных расчетов, существующую в Великобритании отсутствие системы преимуществ у малых предприятий при получении заказов по государственным контрактам.

     К особенностям действий правительства  Китая по регулированию малого предпринимательства  можно отнести стремление максимально уравнять эти предприятия в правах с крупными компаниями, особенно в вопросах доступа к современной технике, рыночной информации и к финансированию.

     Кроме того можно отметить значительный интерес  правительства Китая к развитию именно инновационной деятельности, продвижению новых научно-технических идей, как следствие – действия правительства по созданию венчурных фондов для малых предприятий. В этой сфере проводится множество мероприятий, связанных с защитой интересов национальных предприятий от зарубежных конкурентов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

     3.1. Этапы становления малого предпринимательства  в России 

     Современное предпринимательство в России выросло  из кооперативного движения 1985-1991 годов, которое быстро развивалось в  пределах СССР. 2 апреля 1991 года был  принят Закон Союза Социалистических республик «Об общих началах  предпринимательства граждан в  СССР», который определил общие  принципы предпринимательства СССР, регламентировал права и ответственность субъектов предпринимательской деятельности, обеспечил государственную поддержку, установил отношения предпринимателей с органами государственной власти.

     Закон был направлен на создание условий  для широкого проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости граждан на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободы распоряжения имуществом и выбора всех форм собственности.

     Если  рассматривать историю малого бизнеса  с этого момента до настоящего времени, то в его развитии можно выделить ряд характерных этапов.

     Для первого этапа (1985-1987 гг.) характерно: зарождение и деятельность центров  научно-технического творчества, временных  творческих коллективов при общественных организациях, бригадных подрядов. Для него была характерна малочисленность участников предпринимательства, экспериментальный характер, формирование социально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.

Информация о работе Государственное регулирование малого и среднего бизнеса