Государственные управления экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:42, курсовая работа

Описание

Во всех экономических системах, без исключения, государство регулирует экономику. В современной рыночной экономике такое регулирование осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в административно-командной системе, но экономическая роль государства все-таки велика.
Государственное регулирование экономики - это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Содержание

Содержание
государственное управление экономика
Введение
1. Теоретические основы государственного управления экономикой
1.1 Понятие, цели и задачи государственного управления экономикой
1.2 Основные методы и инструменты государственного управления экономикой
1.3 Проблемы государственного управления экономикой
2. Государственное управление экономикой в современной России
2.1 Развитие государственного управления экономикой в современной России
2.2 Развитие социальной сферы: приоритеты государственного регулирования
3. Модернизация государственного управления экономикой
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 134.77 Кб (Скачать документ)

     Содержание

     государственное управление экономика

Введение

1. Теоретические  основы государственного управления  экономикой

1.1 Понятие,  цели и задачи государственного  управления экономикой

1.2 Основные  методы и инструменты государственного  управления экономикой

1.3 Проблемы  государственного управления экономикой

2. Государственное  управление экономикой в современной  России

2.1 Развитие  государственного управления экономикой  в современной России

2.2 Развитие социальной сферы: приоритеты государственного регулирования

3. Модернизация государственного управления экономикой

Заключение

Список  использованных источников

Приложения

 

      Введение 

     Во  всех экономических системах, без  исключения, государство регулирует экономику. В современной рыночной экономике такое регулирование  осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в административно-командной  системе, но экономическая роль государства  все-таки велика.

     Государственное регулирование экономики - это система  типовых мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями  в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической  системы к изменяющимся условиям.

     Как известно, возможность государственного управления экономикой появляется по достижению определенного уровня развития экономики, концентрации производства и капитала. Это необходимо, так  как нарастают проблемы, трудности, с которыми и призвано справиться государственное регулирование  экономики.

     Конкретные  направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером экономических и социальных проблем в той или иной стране в данный конкретный период.

     Актуальность  данной темы заключается в том, что  в настоящее время очень важна  роль государственного управления в  различных секторах экономики в  развивающихся странах, создающих  свою независимую экономику и  в бывших социалистических странах, переходящих к рыночному хозяйству  на базе частной собственности.

     Современная экономика невероятно сложна, она  призвана создавать условия для  самых разнообразных видов жизнедеятельности  человека. В зависимости от того, насколько хорошо организована экономика, на каких принципах эта организация построена, можно определить, какие задачи она в состоянии решить и какие интересы общества она может удовлетворить.

     Объект  исследования – государственный  механизм управления экономикой. Предмет  исследования – влияние государствого  управления на различные сектора  экономики в современной России.

     Целью данной курсовой работы является выделение  основных направлений государственного регулирования и определение  их роли в реформировании как экономики  в целом, так и ее отдельных  сфер.

     В соответствии с целью ставятся следующие  задачи:

     1. рассмотреть понятие и цели  государственного регулирования  экономики;

     2. изучить методы и инструменты  государственного регулирования;

     3. выявить основные проблемы государственного  управления экономикой;

     4. определить роль государственного  управления в различных секторах  экономики в современной России;

     5. предложить возможные варианты  развития экономики в России  и способы влияния государства  на нее.

     Для изучения данной темы использовалась учебная и периодическая литература, а также интернет ресурсы.

     В первой главе курсовой работы рассмотрены  теоретические вопросы государственного регулирования экономики, изучены  основные цели, методы и инструменты  управления экономикой государством. А также выявлены проблемы государственного регулирования.

     Во  второй главе рассматривается государственное  управление в различных секторах экономики в современной России.

     В третьей главе рассмотрены вопросы, связанные с модернизацией государственного регулирования экономики.

 

      1. Теоретические основы государственного  управления экономикой 

     1.1 Понятие, цели и задачи государственного управления экономикой 

     Государственное управление экономикой – это совокупность мер, осуществляемых государственными органами, направленных на упорядочение, корректировку и поддержание  социально-экономических процессов  развития общества, которые обеспечивают экономический рост и необходимый  уровень благосостояния страны [14, C. 175].

     Также, под государственным регулированием экономикой понимаются проводимые экономические  действия, направляющие экономические  процессы к достижению намеченных целей  и задач [7, C. 62]. В экономической политике находит непосредственное отражение проводимый правительством страны курс.

     Государственная экономическая политика конкретизирует принципы государственного вмешательства  в экономику для реализации его  стратегических целей (рисунок 1).

     - институциональная политика по  изменению организации экономики,  созданию новых или устранению  старых экономических, социальных  и финансовых институтов, изменению  их функций и связей;

     - структурная политика в области  изменения макроэкономических пропорций  между конечным потреблением  и валовым накоплением, доходами  и расходами государства, экспортом  и импортом, отраслевых и региональных  структур экономики;

     - инвестиционная политика по установлению  масштабов инвестиций, их источников  и направлений;

     - финансовая политика в области  формирования и использования  государственных финансовых ресурсов, контроля за целевым использованием  средств государственного бюджета;

     - региональная политика по отношению  к экономической интеграции регионов  и их социально-экономическому  развитию;

     - внешнеэкономическая политика по  отношению к экспорту товаров  и услуг, привлечению иностранного  капитала и вывозу капитала  за рубеж. 

       
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 1.1 Направления деятельности государства  по достижению стратегических целей 

     Составляющими государственной экономической  политики являются государственные  научно-техническая, инновационная, антимонопольная, налоговая политики, а также политика обеспечения национальной экономической  безопасности.

     Приоритеты  государственной экономической  политики изменяются в зависимости  от исторического этапа развития. К приоритетным направлениям можно  добавить политику в разрезе отраслей материального производства и непроизводственной сферы, политику в области приватизации или реприватизации и т.д.

     На  предстоящий период основными целями государственной экономической  политики должны быть:

     - обеспечение стабильной и предсказуемой  федеральной налоговой политики  и политики бюджетных расходов (четкое распределение расходных  полномочий и соответствующей  доходной базы между уровнями  власти);

     - предсказуемость тарифной политики  в области оказания услуг естественным  монополиям, установление жестких  бюджетных ограничений для органов  региональной и муниципальной  власти;

     - сокращение различий в социально-экономическом  развитии регионов, в том числе  финансовая поддержка беднейших  регионов;

     - обеспечение свободного перемещения  рабочей силы и капитала на  всей территории Российской Федерации;

     - создание равных условий для  экономического развития субъектов  Российской Федерации, а также  равных конкурентных условий  для предпринимательской деятельности  во всех регионах страны [2, C. 6].

     По  отношению друг к другу цели макроэкономической политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы и нейтральны.

     Взаимозаменяемость  целей означает, что достижение рассматриваемых  целей одновременно невозможно (пример – контроль над темпами инфляции и безработицы).

     Взаимодополняемые цели сочетаются друг с другом (например – рост национального дохода и  рост занятости).

     Нейтральные цели - цели, не влияющие на достижение друг друга [4, C. 377].

     Для достижения поставленных целей необходимо использование отраслевых, социальных и федеральных целевых программ для развития инфраструктуры и решения  социальных вопросов в экономически слабых регионах; создание общероссийской информационной системы мониторинга  социально-экономического развития субъектов  Российской Федерации; приведение в  соответствии с федеральным законодательством  всех нормативных правовых актов  субъектов Российской Федерации.

     Кроме того, государственное управление экономикой предполагает решение следующих  задач:

     - оптимальное распределение расходных  и доходных полномочий между  органами власти различных уровней;

     - повышение заинтересованности региональных  органов власти в расширении  налоговой базы путем создания  стимулов в системе межбюджетных  отношений;

     - развитие и оптимизация в регионах  социальной, инженерной, транспортной, рыночной, производственной, телекоммуникационной  инфраструктуры;

     - развитие объектов межрегиональной  инфраструктуры;

     - снижение административных и  экономических барьеров для межрегионального  взаимодействия при перемещении  товаров, услуг, рабочей силы, капитала;

     - проведение согласованной на  федеральном и региональном уровне  социально-экономической политики  с учетом ресурсного потенциала  и конкурентных преимуществ регионов[2, с.8]. 

     1.2 Основные методы и инструменты государственного управления экономикой 

     Государство, осуществляя управление социально-экономическими процессами, использует систему методов  и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических  задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяет говорить как  о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном  наборе общественных форм и методов  государственного регулирования.

     Методы  и инструменты регулирования  представлены в Приложении 1. Приведенные  методы и инструментарий государственного регулирования вызывают необходимость их комплексного использования. Взаимосвязь и обусловленность рынков (рынка благ и услуг, денежного рынка, рынка труда, внешнеэкономического рынка) требуют использования взаимосвязанного инструментария при воздействии на равновесный экономический рост.

     Государственное управление экономикой непосредственно  связано с экономической политикой  и направлено на её реализацию. Государство  для реализации целей своей экономической  политики использует различные формы  и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

Информация о работе Государственные управления экономикой