Государственные управления экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:42, курсовая работа

Описание

Во всех экономических системах, без исключения, государство регулирует экономику. В современной рыночной экономике такое регулирование осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в административно-командной системе, но экономическая роль государства все-таки велика.
Государственное регулирование экономики - это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Содержание

Содержание
государственное управление экономика
Введение
1. Теоретические основы государственного управления экономикой
1.1 Понятие, цели и задачи государственного управления экономикой
1.2 Основные методы и инструменты государственного управления экономикой
1.3 Проблемы государственного управления экономикой
2. Государственное управление экономикой в современной России
2.1 Развитие государственного управления экономикой в современной России
2.2 Развитие социальной сферы: приоритеты государственного регулирования
3. Модернизация государственного управления экономикой
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 134.77 Кб (Скачать документ)

     Государство использует методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия  на экономику. Использование указанных  методов предполагает применение характерных  для них приёмов и средств.

     Особенностью  административных средств регулирования  экономики является, то что они: [17, С. 238]

     - не связаны с созданием дополнительных  материальных стимулов для их  реализации;

     - базируются на силе и авторитете  государственной власти;

     - включают меры запрещения, разрешения  и принуждения:

     Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным  само производство каких-либо товаров  и услуг, либо его технологий.

     Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение  многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

     Принуждение основано на применении мер наказания  за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

     - предусматривают организацию управления  предприятиями государственного  сектора экономики, государственной  собственностью.

     Рассмотрим  основные инструменты и их роль в  управлении экономикой государством. В целом инструментарий государственного регулирования экономики представлен  в Приложении 2.

     1. Государственное экономическое  прогнозирование основано на результатах анализа реального положения дел в экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов, на учете тенденций развития науки, техники, интеллектуального потенциала, позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных условиях. Исследование вариантов развития помогает осознанно формировать экономическую политику, определять совокупность рычагов, обеспечивающих ее эффективную реализацию.

     Экономическая наука выработала ряд методологических требований обеспечивающих эффективность  прогнозов. [1, С. 89]

     - поэтапность процесса прогнозирования:  составление поискового прогноза, разработка нормативного, или целевого  прогноза;

     - разработка конкретных рекомендаций  по использованию экономических  регуляторов хозяйственной деятельности;

     - корректировка нормативного прогноза  с учетом механизма регулирования;

     - составления сценария и вариантов  прогноза;

     - сведение разного рода прогнозов  в систему.

     Формирование  системы прогнозов складывается из прогнозов последствий от разных ситуаций: развития отраслей, видов  производств, научно-технического прогресса, развития территорий, экологических  прогнозов, прогнозов внешнеэкономической  деятельности.

     2. Государственное экономическое  программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что социально - экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и определяют материальные, финансовые средства реализации этих целей. Задача государственного программирования - комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.

     В зависимости от использования различных  критериев государственные программы  можно подразделить на несколько  видов.

     По  срокам государственного программирования различают:

     - краткосрочные программы, разрабатываемые  на срок от одного года до  трех лет;

     - среднесрочные программы, рассчитанные  на 3 - 5 лет;

     - долгосрочные программы, которые  составляются на срок от 5 лет  и более.

     По  объектам государственного программирования программы подразделяются на:

     - Общегосударственные программы.  Они содержат основные и значимые  для общества в целом ориентиры  экономического и социального  развития. Эти программы направлены  на регулирование деятельности  государственного сектора и частных  фирм;

     - Региональные программы, охватывающие  деятельность отдельных частей  экономики. В некоторых странах  для социально-экономического развития  регионов используют региональное  планирование;

     - Целевые программы. Они предусматривают  развитие конкретных направлений,  например, научных исследований, а  также поддержку отдельных групп  населения;

     - Отраслевые программы, направленные  на развитие отдельных отраслей;

     - Чрезвычайные программы, которые  разрабатываются в тех случаях,  когда экономика находится в  кризисном состоянии вследствие  экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий. Осуществляются они, как правило, средствами административного регулирования.

     Субъектами  экономического программирования являются государственные учреждения, ответственные  за составление программ, их осуществления  и контроль над ними.

     Программирование  позволяет использовать все средства государственного регулирования экономики  и избежать противоречивости и несогласованности  регулирующих мероприятий отдельных  государственных органов.

     В большинстве стран, где применяется  экономическое программирование, подобные программы носят рекомендательный, индикативный характер, но имеют строгую  целевую направленность [18, С. 37].

     3. Бюджетно-налоговая система –  один из существенных рычагов  реального экономического воздействия  государства на хозяйственные  процессы. Масштабы государственного  бюджета, определяемые уровнем  доходов, их долей в ВВП,  создают реальные возможности  влияния на социально–экономические  процессы. Основным источником доходов  бюджета являются налоговые поступления.  Государственное влияние на экономику  реализуется посредством формирования  структуры расходов бюджета. Учитывая, что налоги являются важнейшим  источником доходной части бюджета,  а также механизмом перераспределения  первичных доходов предприятий,  фирм, граждан, необходимо постоянное  совершенствование налоговой системы  в соответствие с задачами  социально–экономического развития  страны [19; С. 93].

     Влияние налоговой системы на экономику  связано с совершенствованием размеров налогообложения (налоговых ставок), механизма селективного определения  объектов льготного налогообложения.

     Среди общих принципов налоговой системы  можно выделить следующие:

     - Налоговые поступления формируют  необходимую финансовую базу  для операций государства в  экономической сфере, а сама  структура, объемы и методы  налоговых изъятий создают возможность  целенаправленного воздействия  со стороны государства на  темпы и пропорции накопления  общественного денежного и производительного  капитала, позволяют ему контролировать  практический весь совокупный  общественный спрос. В движении  капитала на разных стадиях  его кругооборота и в различных  сферах можно выделить пункты  изъятия налогов и создать  целостную систему налогообложения.

     - В соответствии с законом об  основах налоговой системы в  Российской Федерации взимаются:

     - Федеральные налоги и сборы  - устанавливаемые Налоговым Кодексом  РФ и обязательные к уплате  на всей территории РФ. К ним  относятся: налог на добавленную  стоимость; акцизы; налог на прибыль  (доход) организаций; налог на  доходы от капитала; подоходный  налог с физических лиц; взносы  в государственные социальные  внебюджетные фонды; государственная  пошлина; таможенная пошлина и  таможенные сборы; налог на  пользование недрами; налог на  воспроизводство минерально-сырьевой  базы; налог на дополнительный  доход от добычи углеводородов;  сбор за право пользования  объектами животного мира и  водными биологическими ресурсами;  лесной налог; водный налог;  экологический налог; федеральные  лицензионные сборы.

     - Региональными признаются налоги  и сборы, устанавливаемые в  соответствии с Налоговым Кодексом  РФ и вводимые в действие  законами субъектов РФ и обязательные  к уплате на территории соответствующих  субъектов РФ. К ним относятся:  налог на имущество организаций;  налог на недвижимость; дорожный  налог; транспортный налог; налог  с продаж; налог на игорный  бизнес; региональные лицензионные  сборы.

     - Местными признаются налоги и  сборы, устанавливаемые и вводимые  в действие в действие нормативно-правовыми  актами органов местного самоуправления. К ним относятся: земельный  налог; налог на имущество физических  лиц; налог на рекламу; налог  на наследование или дарение;  местные лицензионные сборы.

     4. Денежно-кредитная политика - является важнейшим средством воздействия государства на хозяйственные процессы, осуществляемой Центральным банком. Денежно-кредитная политика государства должна быть направлена, прежде всего на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен [24, С. 97].

     В процессе реализации денежно-кредитных  способов регулирования экономики  тесно переплетаются прямые экономические  и косвенные методы.

     К инструментам прямого экономического воздействия относятся:

     - целевое кредитование, которое выражается  в существовании специальных  кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих  кредитование той или иной  отрасли по более льготным  ставкам;

     - установление кредитных «потолков» - ограничение объёмов кредитов  тех или иных видов, что позволяет  сдерживать чрезмерную кредитную  активность в отдельных сферах  хозяйственной деятельности;

     - прямой контроль за установлением  уровня процентных ставок связан  с установлением Центральным  Банком ставки рефинансирования (нормы процента – платы за  кредит, выдаваемый ЦБ РФ с  коммерческих банков), с определением  нормы обязательного резервирования  средств коммерческих банков  в Центральном Банке.

     Более широко используется косвенные методы денежно – кредитного регулирования:

     - регулирование минимальных резервных  требований;

     - осуществление дисконтной политики (регулирование учётных ставок  по кредитам);

     - купля – продажа иностранной  валюты;

     - регулирование ставки рефинансирования  коммерческих банков;

     - изменение курса национальной  валюты;

     - эмиссия денег в обращение  в рамках определённых нормативов;

     - продажа и скупка государственных  ценных бумаг.

     Большинство современных экономистов рассматривают  монетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату  правительства и уменьшению хозяйственной  самостоятельности отдельных субъектов [18, С.18].

Информация о работе Государственные управления экономикой