Государственные управления экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:42, курсовая работа

Описание

Во всех экономических системах, без исключения, государство регулирует экономику. В современной рыночной экономике такое регулирование осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в административно-командной системе, но экономическая роль государства все-таки велика.
Государственное регулирование экономики - это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Содержание

Содержание
государственное управление экономика
Введение
1. Теоретические основы государственного управления экономикой
1.1 Понятие, цели и задачи государственного управления экономикой
1.2 Основные методы и инструменты государственного управления экономикой
1.3 Проблемы государственного управления экономикой
2. Государственное управление экономикой в современной России
2.1 Развитие государственного управления экономикой в современной России
2.2 Развитие социальной сферы: приоритеты государственного регулирования
3. Модернизация государственного управления экономикой
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 134.77 Кб (Скачать документ)

     Объявленные и уже осуществленные правительством меры по оказанию поддержки банковской системе направлены в первую очередь  на «тушение пожара» и не являются индикатором будущей политики. Бюджетных  средств просто не хватит для поддержания  темпов роста кредитования экономики  на уровне 2006-2007 гг. Сложившаяся сегодня  ситуация с быстро уменьшающимся  позитивным сальдо по счету текущих  операций и отсутствием притока  по счету капитальных операций создает  идеальные условия для смены  денежно-кредитной политики и перехода к инфляционному таргетированию. Этот процесс будет сопровождаться возникновением реально положительных  процентных ставок, являющихся необходимым  условием для роста склонности населения  к сбережениям. После 2-3-летнего переходного  периода именно это увеличение розничных  депозитов станет основой для  роста активов банковской системы.

     Смена денежно-кредитной политики будет  сопровождаться большей гибкостью  в политике валютного курса. По мнению экспертов, в условиях отсутствия притока  капитала дефицит текущего счета  не будет финансироваться резервами. Ослабление рубля окажет поддержку  экспортерам и даст толчок импортозамещению, что частично компенсирует эффект от фактического ужесточения денежно-кредитной  политики.

     Назревшая модернизация системы государственного управления приз-вана обеспечить более эффективное решение ключевых проблем российс-кой экономики. Поэтому вопросы собственно управления не могут быть отделены от насущных вопросов содержания экономической политики. 

     2.2 Развитие социальной сферы: приоритеты государственного регулирования 

     Одним из ключевых направлений государственного регулирования экономики является социальная сфера и ее развитие. Состояние данной сферы во многом определяет процессы воспроизводства трудовых ресурсов, их количество и качество, уровень научно-технического развития производительных сил, культурную и духовную жизнь общества. Базовые составляющие социальной сферы: здравоохранение, образование, культура, системы социального обеспечения и социальной защиты населения, жилищно-коммунальное хозяйство.

     Уровень потребления материальных благ и услуг, уровень удовлетворения духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей среды, морально-психологический климат, душевный комфорт – включает в себя такая обобщающая социально-экономическая категория как качество жизни.

     Рассмотрим состояние основных параметров, характеризующих качество жизни в России.

     Образованность оценивается как способность к получению и накоплению знаний, общению, обмену информацией. Необходимо отметить такую специфику российского экономического пространства, как региональный разброс уровня образования. Если в районных центрах и мегаполисах 23-25% населения имеют высшее образование, то в поселках городского типа и сельских поселениях - 13-14%.

     Отток из науки активных специалистов продолжается, приток молодежи минимален, возрастная структура научных кадров ухудшается: 48% ученых старше 50 лет, средний возраст кандидатов наук составляет 53 года, докторов наук - 61 год. В настоящее время интеллектуальные профессии становятся массовыми и теряют присущую им ранее исключительность.

     Долголетие характеризует способность прожить долгую и здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный выбор и одну из основных универсальных потребностей человека. Разрыв средней продолжительности жизни в нашей стране и развитых странах мира составляет: с США - 9 лет, Великобританией и Германией - 10, Японией - 13 лет.

     Характерной особенностью демографического развития в среднесрочном периоде является вступление страны в период усиления абсолютного сокращения численности населения трудоспособного возраста. Сокращение трудоспособного населения, происходящее на фоне старения населения и увеличения демографической нагрузки на трудоспособных, приводит к дефициту трудовых ресурсов и усилению миграционных процессов.

     Уровень жизни характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования. Для оценки уровня жизни используется косвенный базовый показатель - валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения. По России этот показатель составляет только 10-20% уровня развитых стран.

     Государство на разных уровнях предпринимает меры по стабилизации и улучшению положения социальной сферы. При этом оно вынуждено балансировать между двумя крайностями.

     С одной стороны, если распределение в обществе полностью обеспечивается рыночным механизмом, то невозможно достичь главного условия развития общества - устойчивости экономической системы, так как ценовой механизм не в состоянии справиться с «фиаско» (провалами) рынка. С другой - если государство полностью берет на себя «содержание» социальной сферы, то может возникнуть проблема социального иждивенчества, что также не обеспечивает эффективность распределения ресурсов.

     Государство должно руководствоваться следующим принципом: поощрять конкурентные отношения там, где это целесообразно, и сохранять государственный контроль там, где это необходимо. В 2008 г. доля федерального бюджета в финансировании социальной сферы составляет 27,2% (Таблица 2.2) 

     Таблица 2.2 Структура бюджетного финансирования отраслей социальной сферы в 2008 г. (млрд. руб.)

Отрасль социальной сферы Федеральный бюджет Бюджеты территорий Консолидирован-ный бюджет
  млрд. руб. в% к 2007 г. млрд. руб. в% к 2007 г. млрд. руб. в% к 2007 г.
Образование. 206 133,3 678,5 106,4 884,5 111,7
Здравоохранение и спорт 145,6 176,4 461,6 115,7 607,2 137,2
Культура, кинематография, 50,4 130,8 103,9 130,6 154,4 130,8
средства массовой информации 209,9 122 397,6 109,4 607,5 113,4
Социальная политика 611,9 - 1641,6 - 2253,6 -
Всего социальных расходов (%) 27,2 - 72,8 - 100 -
 

     С 2008 г. в стране реализуются национальные проекты, направленные на существенное повышение качества жизни граждан. Однако, даже при условии успешной реализации национальных проектов величина социальных расходов государства достигнет 15,5% ВВП. Это существенно меньше уровня финансирования социальных функций государства не только центральными правительствами развитых стран (21,6%), но и стран с переходной экономикой (18%).

     Базовыми составляющими социальной сферы являются: образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), культура, системы социального обеспечения и социальной защиты населения. Последние полностью нуждаются в государственной поддержке.

     Реформирование сферы образования должно учитывать интересы всех экономических агентов. Однако объем и уровень востребуемого образования, а значит и ответственность, различны.

     В области дошкольного и общего среднего образования ответственность на себя должно брать государство. Если переложить финансовую нагрузку на домохозяйства, то это право может быть нарушено из-за ряда причин: экономических - мобилизация частных средств в систему образования наталкивается на ограничения, обусловленные низкими доходами основной части семей.

     В области высшего образования ответственность должна быть распределена между всеми экономическими агентами, так как реализуются интересы как государства, так работников и работодателей.

     В области послевузовского образования основное бремя финансовой нагрузки ложится на государство. Поскольку научный потенциал страны хотя еще и высок, но он сокращается. Необходим приток активных специалистов в фундаментальную науку. Участие бизнеса в основном заключается в финансировании научных исследований и разработок, имеющих практическую значимость. Развитие фундаментальной науки - задача государства.

     В сфере здравоохранения расходы государства должны составлять от 5% ВВП (минимально допустимый уровень, рекомендуемый Всемирной организацией здравоохранения) до 10% (уровень наиболее благополучных стран). Однако, на 2009 год расходы на здравоохранение не превысили 2,8% ВВП. Таким образом, государственные обязательства и гарантии по оказанию бесплатных услуг в значительной мере не покрывают объективные потребности населения.

     На основе проведенного анализа экономики России можно сделать следующие выводы:

     - модель социального блока бюджетов последних лет - это модель суженного воспроизводства населения: уменьшения его численности, ухудшения качества жизни основной его части в основном из-за хронического недофинансирования социальной сферы;

     - существует необходимость активного вмешательства государства в процесс развития отраслей социальной сферы. Наибольшую активность государство должно проявить в регулировании развития здравоохранения и функционирования систем социальной защиты и социального обеспечения.

     В настоящее время необходима модернизация межбюджетных отношений, касающаяся прежде всего передачи многих государственных социальных обязательств с федерального на субфедеральные уровни. Вместе с тем основная задача федеральной власти в такой ситуации – способствовать повышению эффективности системы социальной защиты населения.

     Таким образом, стране сегодня нужна долговременная экономическая стратегия, четко выражающая в содержательной, ценностной плоскости критериальный вектор экономического и социально-культурного развития. Среди ключевых целей стратегии государства должна быть ясно представлена совокупность ориентиров, связанных с расширенным воспроизводством производительных сил нации как базы усиления конкурентоспособности страны на мировой арене и устойчивого повышения благосостояния народа России.

 

      3.Модернизация государственного управления экономикой 

     В настоящее время известны несколько  сценариев развития экономики России.

     Оптимистический сценарий. Будет закреплена тенденция  к экономическому росту, его основной станут такие внутренние факторы, как  опережающий рст инвестиций, ускоренное обновление основного капитала, крупномасштабные инновации, направленные на распространение  пятого технологического уклада, а  затем и освоение шестого. Ожидается  повышение на этой основе конкурентоспособности  отечественного производства, рост внутреннего  спроса в результате опережающего повышения  денежных доходов начеления. Все  это позволит обеспечить среднегодовые  темпы прироста ВВП в 6-7% и к 2011-2013 гг. достичь докризисного (1990 г.) его  уровня, но в рамках новой более  эффективной структуры [21, С. 43]. Произойдут позитивные структурные сдвиги в  экономике, повысится эффективность  функционирования всех экономических  укладов. Стране удастся значительно  снизить объем внешнего долга, повысить свой инвестиционный рейтинг. Это создает  условия для крупномасштабного  привлечения прямых иностранных  инвестиций и эффективных технологий.

Информация о работе Государственные управления экономикой