Государственные управления экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:42, курсовая работа

Описание

Во всех экономических системах, без исключения, государство регулирует экономику. В современной рыночной экономике такое регулирование осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в административно-командной системе, но экономическая роль государства все-таки велика.
Государственное регулирование экономики - это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Содержание

Содержание
государственное управление экономика
Введение
1. Теоретические основы государственного управления экономикой
1.1 Понятие, цели и задачи государственного управления экономикой
1.2 Основные методы и инструменты государственного управления экономикой
1.3 Проблемы государственного управления экономикой
2. Государственное управление экономикой в современной России
2.1 Развитие государственного управления экономикой в современной России
2.2 Развитие социальной сферы: приоритеты государственного регулирования
3. Модернизация государственного управления экономикой
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 134.77 Кб (Скачать документ)

     Инструментарий  кредитно-денежной политики [23, С. 57]:

     - операции на открытом рынке,  т.е. на вторичном рынке казначейских  ценных бумаг;

     - политика учетной ставки, т.е.  регулирования процента по займам  коммерческих банков у центрального  банка;

     - изменение норматива обязательных  резервов.

     Среди инструментов монетарной политики, политика учетных ставок занимает второе по значению место после политики Центрального Банка на открытом рынке (а в некоторых  странах является главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью  центрального банка на открытом рынке. [17, С. 357] А инструмент изменения норматива  обязательных резервов является наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку  затрагивает основы всей банковской системы.

     5. Регулирования валютного курса.  Устойчивость и сила национальной валюты - ключевой фактор снижения инфляции, достижения макроэкономической стабилизации и экономического роста. Положение национальной валюты имеет ключевое значение для развития и процветания экономики и общества. Наиболее высокий уровень инфляции наблюдается в странах, где определение курса национальной валюты предоставлено «рыночным силам».

     Валютная  политика должна быть направлена на решение  следующих задач:

     - сглаживание резких краткосрочных  колебаний;

     - остановка волны чрезмерной спекуляции, вызванной изменением экономической  ситуации;

     - прекращение тренда на валютном  рынке;

     - установление целевого значения  валютного курса;

     - сопротивление валютным колебаниям, в случае когда они превышают  определенное допустимое изменение;

     - стимулирование начала определенного  ценового тренда, оправданного экономической  ситуацией.

     Валютный  курс представляет собой цену, относящуюся  к двум странам, поэтому валютная политика одной стороны может  иметь серьезные последствия  для других стран. В целях недопущения  манипулирования своей валютой  МВФ выработал ряд рекомендаций, которым его члены должны следовать  при разработке своей валютной политики:

     - он должен избегать манипулирования  своей валютой с целью неэффективного  выравнивания платежных балансов  или получения преимуществ в  международной конкурентной борьбе;

     - он может осуществлять интервенцию  на валютном рынке только при  необходимости сглаживания краткосрочных  колебаний рыночного курса своей  валюты;

     - при проведении своих интервенций  члены МВФ должны принимать  во внимание интересы других  членов, включая тех, валюты которых  также оказываются задействованы  в ходе интервенции.

     Существуют  различные инструменты регулирования  валютного рынка и первым из них  является монетарный. Но, подчинение монетарной политики только целям регулирования  валютного курса может привести к невозможности достижения других целей, таких как регулирование  инфляции и безработицы.

     Другим  инструментом регулирования является ограничение движения капитала, или  барьеры в международной торговле. Такие действия правительства могут  быть необходимы для достижения стабильности на валютном рынке тех стран, где  низка кредитоспособность правительства.

     Последним инструментом регулирования валютного  курса является прямая интервенция  на валютном рынке. Успех валютных интервенций  зависит от их интенсивности, а также  от доверия к официальным монетарным органам.

     1.3 Проблемы государственного управления  экономикой

     Рыночная  экономическая система в России сформирована лишь в самых общих  чертах. Можно констатировать наличие  основных институциональных условий  для её функционирования. Однако дальнейшее прогрессивное развитие рыночных отношений  в российской экономике наталкивается  на несоответствие институтов государственного регулирования его институциональной  среде. Результаты воздействия государства  на экономику России пока слабо соответствуют  правительственным прогнозам. Поэтому  существует острая необходимость исследования институциональной среды и структуры  государственного регулирования экономики, формирования целостной системы  экономических институтов рыночного  хозяйствования, модернизации институциональной  среды государственного регулирования  российской экономики, с учётом влияния  глобальных социально-экономических  факторов.

     Следует отметить не только влияние государства  на экономику, но и влияние экономики на государство, что отчетливо видно из анализа современной российской политики. Кризисы, «черные вторники», дефолты приводят к смене правительств, государственных деятелей, изменениям институциональной структуры.

     Государственное регулирование экономики осуществляется на основе четко сформулированной государственной  экономической политики. Представляется неверным утверждение о том, что  термины «государственное регулирование  экономики» и «государственная экономическая  политика» в наше время идентичны.

     Государственная экономическая политика представляет собой основные направления деятельности государства в сфере экономики, в то время как государственное  регулирование экономики - деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной  экономической политики с использованием специальных средств, форм и инструментов.

     Отсутствие  четко сформулированной, надлежащим образом оформленной, стабильной и  предсказуемой государственной  экономической политики является существенным недостатком, препятствующим эффективному государственному регулированию рынка.

     В настоящее время отсутствует  правовая база, обеспечивающая применение средств, инструментов государственного регулирования экономики, создание которой следует рассматривать  в качестве приоритетного направления  развития законодательства (в широком  смысле слова), регулирующего отношения  в экономике. Так, например, остро  необходимо создание нормативной основы для эффективного применения таких  средств как ценообразование, планирование, в том числе программно-целевое  планирование и т. д.

     Только  после того, как будет создана  правовая основа для эффективного применения отдельных средств государственного регулирования, после того как будет  обобщен опыт их применения на практике, следует вернуться к вопросу о создании стержневого законодательного акта, определяющего основы государственного регулирования экономики. Вполне возможно, что в качестве такого стержневого акта будет выступать Предпринимательский кодекс России, в котором будет содержаться раздел, посвященный государственному регулированию рынка.

     Анализ  отношений, возникающих в рамках исследования проблемы государственного регулирования экономики, в том  числе и регулирования отношений  в рамках государственного сектора, позволяет говорить о наличии  особенностей, специфики предпринимательских  отношений, что проявляется в  их комплексном характере. Предпринимательские  отношения в рамках государственного регулирования экономики включают наряду с имущественными, также административные, финансовые и иные отношения.

     Таким образом, система государственного регулирования экономики хотя и  претерпела значительную эволюцию, но во многих существенных звеньях все  еще не сформирована.

     Особенностью российской экономики перед кризисом являлся большой объем внешних корпоративных долгов при незначительном государственном долге, и третьих в мире по величине золотовалютных резервах государства.

     Помимо общих факторов кризиса, существуют и специфические причины его быстрого развертывания в России. Внешне все выглядит парадоксально: кризис стремительно распространился в стране, отличавшейся особенно благоприятной макроэкономической ситуацией. Накануне кризиса российская экономика демонстрировала очень хорошие макроэкономические показатели: значительный профицит бюджета и счета текущих операций, быстрый рост золотовалютных резервов и средств в бюджетных фондах. Вместе с тем в последние годы было допущено некоторое ослабление денежно-кредитной и бюджетной политики. Так, в 2007 г. расходы федерального бюджета увеличились в реальном выражении на 24,9%, то есть их рост более чем в три раза превышал рост ВВП. В экономике сформировались устойчиво низкие процентные ставки, фактически отрицательные в реальном выражении, что привело к бурному росту кредитования. Естественным результатом стал «перегрев» экономики. С одной стороны, это способствовало усилению инфляционного давления, а с другой - быстрому наращиванию внешних заимствований. Всего за три года (2006-2008) внешний долг негосударственного сектора увеличился почти в четыре раза. На начало 2006 г. он составил 108 млрд долл. США., а на конец 2008 г. - 417,2 млрд . Быстрый рост государственных расходов и импорта маскировался повышением цен на нефть и другие товары российского экспорта. Однако фактически описанные процессы делали российскую экономику уязвимой к воздействию глобального кризиса.

     Привлечение российскими банками средств  на мировом рынке капитала позволило  им проводить экспансию на кредитном  рынке, что привело к повышению  доступности денежных ресурсов и  снижению ставок на внутреннем рынке  заимствований. Чистая международная  инвестиционная позиция кредитных  организаций устойчиво ухудшалась. В конце 2005 г. ее значение составило -20,827 млрд долл. США, а в конце III квартала 2008 г -99,651 млрд.

     Снижение  цен на нефть с мая прошлого года и ограничение заимствований  на внешнем рынке вызвали существенное ослабление платежного баланса во втором полугодии 2008 г. Чистый приток частного капитала в размере 83 млрд долл. США  в 2007 г. превратился в его чистый отток в размере 130 млрд долл. в 2008 г. В IV квартале прошлого года по сравнению  с I кварталом счет текущих операций сократился в 4,5 раза - с 37 млрд долл. США  до 8 млрд долл., а в целом за год  он составил 99 млрд долл. США.

     В результате в прошлом году валютные резервы сократились на 45 млрд долл. США (а золотовалютные — на 51,7 млрд) и фактически перестали выполнять  функцию источника денежного  предложения. Их сокращение привело  к серьезному замедлению денежного  предложения. За 2009 г. объем денежной массы М2 даже снизился на 0,3% = 13 305 млрд. руб., в то время как в 2008 г. составлял 14 530 млрд. руб. (данные ЦБ РФ).

     Основным  источником денежного предложения  стало пополнение ликвидности со стороны денежных властей. Предпринятые шаги позволили насытить рынок краткосрочной  ликвидностью, однако не смогли компенсировать дефицит долгосрочных ресурсов. Предложение  «длинных» денег в экономике  и стабилизацию денежного рынка  в долгосрочной перспективе должны обеспечить институциональные инвесторы, а также сами коммерческие банки  за счет кредитной активности.

     Одним из источников «длинных» пассивов служат депозиты юридических лиц и вклады физических лиц, размещенные на срок более трех лет. На протяжении последних  двух лет их доля в общих пассивах составляла 5 - 6%.

     В условиях нехватки «длинных» денег  банки вынуждены в качестве источника  формирования «длинных» активов  использовать «короткие» обязательства. Причем эта ситуация характерна не только для периода текущей финансовой нестабильности, но и для последних  нескольких лет, когда краткосрочные  обязательства покрывали не менее 10—14% долгосрочных активов банков. Очевидно, дальнейшее наращивание долгосрочных кредитов за счет краткосрочных пассивов могло негативно сказаться на ликвидности банковской системы.

     В последнее время замедление темпов роста кредитного портфеля приняло  ярко выраженный характер. В марте 2009 г. по сравнению с февралем объем  выданных кредитов населению даже сократился на 1,7%, прирост банковских кредитов предприятиям составил всего 0,7% .

     На  динамику банковских кредитов в 2009 г. оказало  влияние и то, что в период кризиса  многие организации начали сворачивать  инвестиционные программы, сокращать  текущие расходы. Банки стали  ужесточать требования к финансовому  состоянию граждан в связи  с возрастающими рисками непогашения  кредитов (снижение покупательской способности, увеличение числа безработных). В ближайшее время банкам придется больше внимания уделять привлечению ресурсов с внутреннего рынка.

     Рост  инфляции и ужесточение требований к получению кредитных ресурсов населением ведут к снижению платежеспособного  спроса населения в качестве стимулирующего фактора развития экономики. Этому  также способствует ослабление курса  рубля по отношению к валютам  ведущих западных стран, что выражается в уменьшении накоплений населения  в отечественной валюте и переводу их в доллары и евро. Особенно это коснулось долларовых накоплений: процент по ним в ноябре-декабре 2008 г. несколько вырос, в то время  как вклады в евро не дали прибыли, а наиболее сильно обесценились рублевые вклады населения.

Информация о работе Государственные управления экономикой