Государственные управления экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:42, курсовая работа

Описание

Во всех экономических системах, без исключения, государство регулирует экономику. В современной рыночной экономике такое регулирование осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в административно-командной системе, но экономическая роль государства все-таки велика.
Государственное регулирование экономики - это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Содержание

Содержание
государственное управление экономика
Введение
1. Теоретические основы государственного управления экономикой
1.1 Понятие, цели и задачи государственного управления экономикой
1.2 Основные методы и инструменты государственного управления экономикой
1.3 Проблемы государственного управления экономикой
2. Государственное управление экономикой в современной России
2.1 Развитие государственного управления экономикой в современной России
2.2 Развитие социальной сферы: приоритеты государственного регулирования
3. Модернизация государственного управления экономикой
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 134.77 Кб (Скачать документ)

     В 2009 г была продолжена реализация программы  антикризисных мер правительства, которая в целом, по мнению депутатов, оказала влияние на формирование благоприятных тенденций социально-экономического развития РФ. Основными направлениями  программы антикризисных мер, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, являются: поддержка банковской системы; поддержка отраслей экономики  РФ и рынка труда; обеспечение  сбалансированности бюджетов бюджетной  системы РФ.

     Правительством  РФ была продолжена работа по укреплению и развитию отечественного рынка  труда, предотвращению массовой безработицы  и повышению социальной защищенности безработных граждан. Одним из приоритетных направлений программы антикризисных  мер правительства по-прежнему остается выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением.

     Правительством  за отчетный период в рамках реализации антикризисных мер принято более 230 нормативных, правовых и распорядительных актов. При этом правительством и  уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти в отчетный период в рамках антикризисных мер фактически перечислено юридическим лицам  бюджетных инвестиций на сумму более 335 млрд руб, бюджетных субсидий - около 180 млрд руб.

     С учётом средств федерального бюджета, Фонда национального благосостояния, ресурсов ЦБ, государственных гарантий – финансирование антикризисной  программы превысило 3 трлн рублей. По текущему курсу - это более 100 млрд долларов.

     Удалось сохранить все основные социальные программы, а также осуществить  «точечные» меры поддержки граждан. Помочь тем, кто столкнулся с потерей  работы или значительным снижением  доходов.

     Всего же программы поддержки занятости  охватили 2,8 млн человек.

     И если в феврале 2009 года безработица  достигла максимального за кризисный  период уровня - 7 млн 100 тыс. человек, то год спустя, в марте 2010 года её уровень  оказался существенно ниже - 6 млн 400 тыс. человек. И это, конечно, много, но все-таки тренд очевиден.

     Около 118 тысяч семей с помощью «материнского  капитала» смогли полностью или  частично расплатиться с банками  по ипотечным кредитам. Общая сумма  таких платежей - 32,7 млрд рублей.

     В период кризиса также была оказана  целенаправленная поддержка оборонно-промышленного  комплекса и высокотехнологичным  предприятиям. Объем выпуска военной  продукции в 2009 году увеличился почти  на 13%. Рост производства в судостроении вообще составил 31,6%, в ракетно-космической  промышленности - 16,5%, в авиации - 9%.

     В 2009 году объем помощи селу из бюджетов всех уровней составил порядка 300 млрд рублей. Еще более 776 млрд рублей сельхозпредприятия привлекли в виде кредитов, из них 453 млрд - на льготных условиях, по ставкам, которые субсидируются государством.

     Благодаря напряженному труду работников отрасли  и своевременной поддержке государства  в российском агропроме не было падения. Наоборот, рост производства составил 1,2 процента. А экспорт зерна увеличился на 60 процентов.

     В 2008 году первые проявления глобального  кризиса мы увидели в банковской сфере и на фондовых площадках. Именно с финансовой сферы началась реализация антикризисных мер.

     Банки вновь наращивают кредитование экономики. В 2010 году ожидается ее увеличение на 5-10 процентов. Ликвидности для этого  сегодня более чем достаточно практически у всех банков.

     Постепенно  снижаются ставки. В январе 2009 года они зашкаливали за 20, иногда за 25 процентов. В феврале нынешнего 2010 года ставки опустились в среднем  до 12,7 процента.

     Общее состояние экономики позволяет  Центральному банку последовательно  снижать ставку рефинансирования. Сегодня  ставка рефинансирования Центрального банка России достигла исторического  минимума - 8,25 процента.

     Был принят федеральный закон от 13 октября 2008 года № 173-ФЗ, который предусматривал выделение ВЭБу 50 млрд долларов на рефинансирование задолженности российских компаний. Но фактически Банк развития рефинансировал кредитов лишь на 11,6 млрд долларов. Этого  оказалось достаточно, чтобы снять  остроту, дать сигнал, что российское государство способно решать задачи такого уровня. А реструктуризации в западных финансовых учреждениях  совсем пошли по-другому. Из упомянутых 11,6 млрд, которые Банк направил на эти  цели, 3,9 млрд долларов уже возвращены, по остальным заемщики своевременно выплачивают государству обозначенные им проценты.

     Что касается развитии образования и  науки, то в 2009 г. вступил в силу закон  о ведущих классических университетах  России - Московском и Санкт-Петербургском. А 14 вузам присвоена категория  «национальных исследовательских  университетов». Программы их развития составят от 1,5 до 1,8 млрд рублей в течение  ближайших 5 лет.

     Так же принято решение о поддержке  вузовской науки. В течение трех лет 39 млрд рублей будет дополнительно  выделено на финансирование исследовательских  программ ведущих ученых, развитие научной инфраструктуры, субсидирование НИОКРов, проводимых в вузах по заказам  предприятий реального сектора  экономики.

     Очень много проблем сохраняется в  здравоохранении, хотя за последние  годы нам кое-что удалось там  сделать. Ну, например, только за прошлый  год программой «Родовой сертификат»  воспользовались 1600 тыс. женщин. За счет более эффективной организации  медпомощи на 4,6% удалось снизить  смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, а это 55 тыс. жизней наших граждан. Были открыты два новых центра высоких медицинских технологий - в Астрахани и Чебоксарах, а  также перинатальные центры в  Иркутске и Калининграде, высокотехнологичную  медицинскую помощь получили 254 тыс. человек.

     В 2009 году в жилищные программы вложили 500 млрд рублей. Государство объективно стало крупнейшим покупателем на рынке жилья. И во многом благодаря  этому удалось не допустить резкого  падения темпов жилищного строительства. В прошлом году было введено в  строй 59,8 млн кв. метров жилья. В 2008 году было чуть побольше - 64.

     За 2008-2009 годы Фонд реформирования ЖКХ  вложил 166 млрд рублей в капитальный  ремонт многоквартирных домов и  расселение аварийного фонда. Отремонтированы  дома, в которых проживает - конечно, это была крупномасштабная работа, да она и продолжается - 11 млн. 300 тысяч человек. В новые квартиры въехали либо оформляют документы на переселение 165 тысяч семей.

     Национальные  правительства, в том числе российское, предпринимают шаги по поддержке  «жизнеобеспечивающих» функций  банковской системы (таких, как своевременное  проведение платежей и расчетов) и  сохранению жизнеспособности основных товарных рынков и сферы услуг. Для  достижения этих целей были сделаны  значительные шаги по поддержанию уровня ликвидности в банковской системе, в частности смена собственности  в ряде финансовых организаций, банкротство  и прекращение функционирования которых могло бы иметь очень  тяжелые последствия для всей системы. Правительство и ЦБ РФ постоянно  расширяют и совершенствуют меры по предоставлению ликвидности в  систему. Смена собственников в  банках не вызвала резкой паники среди  населения, банковская система продолжает выполнять расчетные и платежные  функции.

     Активные  меры предпринимаются и по оказанию адресной поддержки реальному сектору  экономики. В пакете налоговых мер  по стимулированию экономики, объявленном  в конце сентября 2008 года, пожалуй, самой заметной и эффективной  стала мера по снижению экспортной пошлины на нефть. Это решение  продемонстрировало готовность властей  проявлять гибкость в быстро меняющихся условиях. Правительство проводит консультации с представителями отраслей экономики, определяя риски для их деятельности и планируя возможную господдержку.

     Как только будет достигнута фаза стабилизации, можно ожидать, что режим «ручного пожаротушения» будет сменен на проведение планомерной политики, целью которой  станет поддержание приемлемых уровней  экономического роста и уровня жизни  населения. Инструментарий, которым  обладает правительство для этого  периода, очень широк и включает в себя не только бюджетные средства (в том числе суверенные фонды), но и компании, находящиеся в собственности  государства, сам государственный  аппарат, а также недавно созданные  госкорпорации. Специалисты полагают, что по крайней мере в ближайшие годы приоритетом в деятельности госкорпораций и компаний, в которых государство является крупнейшим акционером, будет не максимизация прибыли, а поддержание уровня производства и сохранение занятости и уровня оплаты труда. Государство располагает резервами и инструментарием для того, чтобы в ближайшие годы заместить часть экономической активности, которая осуществлялась в предыдущие годы частным сектором. В 2006 - первой половине 2008 гг., несмотря на множество объявленных программ и планов, инвестиционная деятельность государства была минимальной, и это объяснимо: экономика и так находилась на грани (либо уже в состоянии) перегрева. Сегодня в условиях, когда спрос частного сектора снижается, наступает идеальная возможность для реализации крупных инфраструктурных проектов, развития транспортной системы, размещения крупных оборонных заказов, которые позволят перевооружить армию. Высвобождение ресурсов за счет снижения спроса в частном секторе снизит стоимость проектов для государства, одновременно подготавливая платформу для будущего роста. Инвестиционная и хозяйственная деятельность государства в ближайшие годы способна создавать спрос как на продукцию ресурсных компаний, так и на рабочую силу, в том числе квалифицированную.

     Резкое  замедление темпов роста активов  в банковской системе открывает  «окно» для значительной и столь  необходимой консолидации сектора, уменьшения количества банков. Также  возникает удобный момент для  оптимизации состояния рынка  труда. Если государство будет в  ближайшие годы работать над тем, чтобы создать условия для  более легкой миграции (как внутри страны, так и международной), это  позволит снизить стоимость труда  для бизнеса в момент, когда  возобновится быстрый экономический  рост. В этой связи оправданы государственные  действия, в том числе бюджетные  расходы, направленные на развитие ипотеки  и жилищного строительства, развитие транспортной инфраструктуры вообще и  дорожного строительства в частности. Необходимы также шаги по упрощению регистрационных режимов и правил, связанных со сменой места жительства. Вполне можно ожидать, что в условиях ухудшившихся условий резко сократятся отрасли, успешно развивавшиеся в «тепличных» условиях, но в России не имеющие преимуществ, которые делали бы их стратегически важными для страны. Очевидно, что государству часто приходится балансировать между интересами потребителей (или экономики в целом) и производителей (корпоративные, региональные, отраслевые приоритеты), и острота этого выбора повышается во время кризиса.

     Повышение гибкости рынка труда может стать  частью более широкого комплекса  мер по улучшению условий для  ведения бизнеса в России. В  последние годы на фоне быстрого и  уверенного роста спроса на продукцию  и в условиях доступности относительно недорогого финансирования важность других, нефинансовых затрат на ведение бизнеса  отходила на второй план. Тем временем положение России в рейтинге Всемирного банка Cost of Doing Business не улучшалось, а  снижалось, в том числе за счет активных шагов по реформированию экономики  в более бедных странах СНГ. Снижение административных барьеров и упрощение  обязательных процедур могут стать  важным фактором, поддерживающим частный  бизнес в условиях весьма низкой доступности  капитала и падения платежеспособного  спроса. Важно, что реализация этих мер не приведет к снижению доходов  бюджета, хотя, вероятно, снизит коррупционный  доход чиновничества.

     В ближайшие годы неизбежны рост общих  государственных расходов (главным  образом за счет средств госкорпораций  и расходования накопленных фондов) и падение бюджетных доходов (в  результате падения цен на сырье  и замедления экономического роста). В этих условиях очень важны обеспечение  предсказуемости и сбалансированности бюджетной системы, а также поддержание  постоянных государственных расходов на уровне, позволяющем финансировать  их текущими бюджетными доходами. Снижение налоговой нагрузки в таких условиях должно приводить к ускорению  экономического роста, созданию рабочих  мест и, в конечном итоге, повышению бюджетных доходов. В новых условиях принятие решений, которые приведут к устойчивому падению бюджетных доходов, по мнению экспертов, нежелательно и маловероятно, ведь правительство справедливо считает стабильность бюджета основой макроэкономической стабильности в России. В условиях глобального экономического кризиса снижение общей налоговой нагрузки вряд ли приведет к активизации инвестиционной деятельности. Уже упомянутое снижение ставки экспортной пошлины на нефть с октября 2008 года, несомненно, имело большой краткосрочный эффект по поддержанию денежных потоков нефтяных компаний и уровня ликвидности в экономике, но вряд ли оно оправдано в качестве долгосрочной меры - маловероятно, что нефтяные компании используют освободившиеся средства для инвестиций в разведку и добычу. Нельзя исключать, что период низких цен на энергоносители окажется продолжительным, поэтому накопленные резервы должны лишь позволить обеспечить переход к новой, меньшей бюджетной системе, а не поддерживать уровень потребления, существовавший еще до кризиса, до тех пор, пока резервы не иссякнут.

Информация о работе Государственные управления экономикой