Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:30, курсовая работа

Описание

Финансовые отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления, развитие международного сотрудничества и на многие другие элементы социально-экономической жизни общества. Этим объясняется существенная и многогранная роль государственного долга в развитии страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования государственного долга. 5
1.1. Экономическое содержание государственного долга……………………..5
1.2. Классификация государственных займов…………………………………..9
1.3. Принципы и методы управления государственным долгом……………..15
Глава 2. Анализ состояния государственного долга РФ………………….19
2.1. Современное состояние государственного долга РФ…………………….19
2.2. Анализ расходов на обслуживание и погашение государственного
долга……………………………………………………………………………...25
2.3. Социально-экономические последствия государственного долга………30
Глава 3. Перспективы погашения государственного долга……………...36
3.1. Основные направления урегулирования государственного долга……...36
3.2. Перспективы погашения государственного долга ……………………....45
Заключение……………………………………………………………………...49
Библиографический список…………………………………………………..51

Работа состоит из  1 файл

госуд.долг. редак.docx

— 102.57 Кб (Скачать документ)

Реферат

 

Курсовая  работа содержит 53 страницы, 4 таблицы, 1 рисунок , 39 использованных источников.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ОБЛИГАЦИЯ, ЦЕННАЯ БУМАГА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ, ОБЯЗАТЕЛЬСТВО, ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ, ВНЕШНИЙ ДОЛГ, ПРОЦЕНТНЫЙ ПЛАТЕЖ, УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

Объект исследования - государственный внешний долг РФ.

      Цель работы - рассмотреть теоретические и методологические основы исследования государственного долга Российской Федерации и определить основные направления совершенствования системы управления государственным долгом, перспективы его погашения.

Методы исследования - анализ, сравнение, наблюдение, сопоставление, обобщение, изучение.

Полученные результаты – исследована система управления внешним государственным долгом, проанализированы расходы федерального бюджета на обслуживание и погашение государственного долга, разработаны основные направления совершенствования системы управления государственным долгом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………..3                                                                                                           

Глава 1. Теоретические аспекты исследования государственного долга. 5                    

1.1. Экономическое содержание государственного долга……………………..5                          

1.2. Классификация государственных займов…………………………………..9                                                 

1.3. Принципы и методы управления государственным долгом……………..15                   

Глава 2. Анализ состояния государственного долга РФ………………….19

2.1. Современное состояние государственного долга РФ…………………….19                                

2.2. Анализ расходов на обслуживание и погашение  государственного

долга……………………………………………………………………………...25                                                                                                              

2.3. Социально-экономические последствия государственного долга………30           

Глава 3. Перспективы погашения государственного долга……………...36     

3.1. Основные направления урегулирования государственного долга……...36                                                                                       

 3.2. Перспективы погашения государственного долга ……………………....45

Заключение……………………………………………………………………...49                                                                                                          

Библиографический список…………………………………………………..51                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

      Финансовые отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления, развитие международного сотрудничества и на многие другие элементы социально-экономической жизни общества. Этим объясняется существенная и многогранная роль государственного долга в развитии страны.

      Проблема государственного  долга является одной из основных  проблем российской экономики,  оказывающей непосредственное влияние  как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики. Государственный долг – неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, с ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т. д.

      Государства, имеющие  большие долги, вынуждены постоянно  к ним прибегать для погашения процентов по долгу. Покрывая старые долги, государство прибегает к еще большим займам. Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВНП.

      Текущая ситуация  в области государственных заимствований  характеризуется проведением достаточно взвешенной политики в области внешних и внутренних заимствовании, а также переходом к применению методов активного управления долгом с целью сокращения расходов на его обслуживание.

      Цель работы  заключается в том, чтобы рассмотреть  теоретические и методологические основы исследования государственного долга Российской Федерации и определить основные направления совершенствования системы управления государственным долгом.

    Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:

      – определить  понятие государственного долга;

      – рассмотреть  классификацию государственных  займов;

      – изучить  принципы и методы управления  государственным долгом;

      – дать  оценку системе управления государственным  внешним долгом;

      – проанализировать  динамику расходов на обслуживание  и погашение государственного долга.

 

Глава 1. Теоретические аспекты исследования государственного долга.                     

 

      1.1. Экономическое содержание государственного долга.

 

      В Бюджетном кодексе РФ дано следующее определение государственного долга: государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права [1].

      Из приведенного  определения следует, что нужно  различать не только государственный внутренний и внешний долг, но и общегосударственный долг (долг Российской Федерации и муниципальных образований).

      Государственный  и муниципальный долг – это  общая сумма задолженности Российской Федерации и муниципальных образований по непогашенным займам и невыплаченным по ним процентам.

      Экономическое назначение  государственного долга, образовавшегося  из финансовых заимствований  государства, – обеспечение финансирования  государственных расходов при нехватке бюджетных средств [15,с.229].

      Государственный  долг России может быть в  форме:

      – кредитных соглашений  и договоров, заключенных от  имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

      – государственных  займов, осуществленных путем выпуска  ценных бумаг от имени РФ;

      – договоров и  соглашений о получении РФ  бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы России;

      – договоров о  предоставлении РФ государственных  гарантий;

      – соглашений  и договоров, в том числе  международных, заключенных от  имени РФ, о пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств РФ прошлых  лет (в концепции единой системы  управления государственным долгом РФ отмечается, что включение в состав государственного долга этого пункта методологически неверно. Для пролонгации и реструктуризации обязательств заключаются новые кредитные договоры, а предыдущие теряют силу. В частности, если Россия договаривается с Парижским клубом о списании части задолженности, то это соглашение должно быть подтверждено новыми двухсторонними договоренностями между Россией и каждым в отдельности государством-кредитором) [8, с.26].

      Основной формой  государственных заимствований  является государственный кредит. Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов [20,с.201].

       Государственные  займы как форма государственного  кредита характеризуется тем, что временно свободные денежные средства физических (населения) и юридических лиц (организаций и предприятий) привлекаются на финансирование государственных затрат. Привлечение временно свободных средств в форме государственного кредита осуществляется путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

      Внутренний государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным ценным бумагам, размещенным на территории РФ, включая затраты на погашение и выплату крупного дохода. Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований  Российской Федерации, если они не были гарантированы правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.

      Внешний государственный долг – это кредит, в котором государство выступает в роли заемщика на мировом рынке. Сумма полученных внешних заимствований с начисленными процентами включается в государственный долг страны. Основными кредиторами России выступают зарубежные развитые страны, международные финансовые организации – международный валютный фонд (МВФ), международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). 

      При определении  всего (внутреннего и внешнего) государственного долга используется  следующая терминология. Капитальный долг – это сумма выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств, гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Основной долг – это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований.

      В соответствии  с Бюджетным кодексом в объем  государственного внутреннего долга России включается основной долг, т. е. номинальные суммы долга по государственным ценным бумагам РФ, по кредитам, ссудам и кредитам, полученным от бюджетов других уровней, по государственным гарантиям, предоставленным Россией. Аналогично во внешний долг включаются обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и сумма основного долга по кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций. Таким образом, если возникает задержка с выплатой процентов по основной сумме государственного долга, то долг государства не увеличивается на сумму невыплаченных процентов.

      Федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год утверждаются  предельные объемы государственного  внутреннего и внешнего долга,  пределы внешних заимствований  Российской Федерации с разбивкой  долга по формам обеспечения  обязательств. Предельный объем  государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации.

      Правительство РФ  имеет право осуществлять внешние  и внутренние заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственных внешних и внутренних заимствований, если при этом оно снижает расходы на их обслуживание в рамках установленного предельного объема государственного долга. 

      Государственная  Дума вместе с проектом федерального  закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год рассматривает также Программу государственных внешних заимствований Российской Федерацией государственных кредитов, которая содержит перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указанием по каждому из них целей, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году. В эту программу в обязательном порядке включаются соглашения о займах, заключенных в предыдущие годы, если таковые не утратили силу в установленном порядке.

      Обслуживание государственного  долга связано с перераспределением  доходов в стране. Для погашения долга можно использовать имеющиеся у государства активы, приватизируя государственную собственность. Другой подход связан с увеличением доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы. В конечном счете, бремя обслуживания перекладывается на налогоплательщиков. Еще одним источником погашения долга могут стать кредиты центрального банка. Однако в условиях независимого от правительства главного банка страны использовать эмиссию для сокращения долга весьма сложно. Обслуживание внешнего долга фактически означает легальный вывоз капитала, что отражается отдельной строкой в платежном балансе, т. е. приводит к перераспределению части национального дохода через бюджетно-налоговую и денежно-кредитную систему в интересах нерезидентов [12,с.175].

      Финансирование дефицита  бюджета за счет внутренних  источников также не всегда способствует развитию национальной экономики. Увеличение внутреннего долга означает рост доли государственных заимствований на финансовом рынке. Это может привести к конкуренции за ресурсы на внутреннем финансовом рынке, росту процентных ставок и снижению капитализации рынка частных ценных бумаг.

Информация о работе Государственный долг