Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:52, курсовая работа
Самым важным источником государственных доходов являются различные
виды налогов, которые могут быть подразделены на три большие категории:
налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе отчисления из
заработной платы на социальное страхование; налоги на расходы, в том числе
налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы; налоги на собственность,
включая самые разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные
угодья и земли под постройки, а также на наследство.
Государственный долг и бюджетный дефицит
|1991 |194,1 |0 |0 |
|1992 |1070,8 |2,3 |2,3 |
|1993 |1290,2 |4,0 |1,6 |
|1994 |2321 |4,0 |2,5 |
|1995 |809,3 |2,7 |1,7 |
|1996 |152,7 |2,0 |1,0 |
|1997 |163,8 |2,4 |0,7 |
|1998 |173 |1,8 |0,7 |
|1999 |393,7 |3,1 |3,0 |
|2000 |268,6 |0,8 |1,1 |
|2001 |190,5
|1,5
|1,0
|
Так как дефицит бюджета
предусматривает его
непосредственное влияние на уровень инфляции оказывает не величина
бюджетного дефицита, а источники, используемые для его покрытия.
Согласно бюджетной
Законом «О бюджетной классификации Республики Беларусь» от 27 декабря 1999
года № 378 с изменениями и дополнениями, выделяют внутренние и внешние
источники финансирования
дефицита бюджета.
Внутреннее финансирование
1. Источники,
получаемые от органов денежно-
в основном представленные
бумагами, приобретенными
2. Источники,
получаемые от коммерческих
физических лиц (ГКО, ГДО,
и др.)
3. Источники, получаемые из других секторов государственного
управления: заемные средства, полученные из государственных
внебюджетных фондов, операции по
средствам в иностранной
др.
Внешнее финансирование
1. Чистые
кредиты международных
2. Кредиты
правительств иностранных
3. Государственные ценные бумаги Республики Беларусь, выпущенные на
внешних финансовых рынках, и др.
С момента образования
осуществлялось за счет эмиссии Национального банка.
В 1993-1994 годах преобладающим источником финансирования дефицита
бюджета были внешние займы. Кредиты предоставлялись Российской Федерацией и
Международным валютным фондом. В 1993 году они покрыли 97,1% дефицита
бюджета, в 1994 — 63,7%. Затем наблюдалось снижение доли внешнего
финансирования, ас 1998 года погашение средств по ранее привлеченным
внешним кредитам начало превышать поступление средств, поэтому в бюджете
внешнее финансирование стало отражаться со знаком минус.
Со снижением поступлений
отсутствием развитого рынка ценных бумаг правительство нашей страны для
покрытия дефицита республиканского бюджета увеличивало использование
источников, полученных от органов денежно-кредитного регулирования. В 1993
году их удельный вес в источниках финансирования дефицита составил 40%, в
1994—63%, в 1995—62%. Медленное и непоследовательное реформирование
отраслей экономики на фоне падающих объемов производства и продаж не
позволяло правительству и Национальному банку прекратить эмиссионное
кредитование. Хотя случаи возврата полученных ссуд носили единичный
характер, а сроки их возврата по решениям правительства неоднократно
приходилось переносить. Фактически бюджетные средства использовались как
дотации убыточным производствам. Закономерным результатом являлся рост цен
(индекс потребительских цен в 1992 году составил 1070,8%, в 1993— 1290,2%,
в 1994 — 2321,0%, в 1995 — 809,3%).
Взаимосвязь уровня инфляции
и эмиссионных кредитов
подтверждается корреляционно-регрессионным анализом, проведенным на
основании данных таблицы 1., в результате которого получено следующее
уравнение регрессии:
Y=121,207+2,26Х1,
R=0,64,
R2=0,41,
где Y- индекс потребительских цен,
X1-удельный вес кредитов
Коэффициент корреляции (0,64) свидетельствует о тесной взаимосвязи
между указанными показателями, а коэффициент детерминации показывает, что
изменение индекса потребительских цен на 41% обусловлена изменением
удельного веса эмиссионных кредитов Национального банка в ВВП.
С 1996 до 1999 года в Беларуси наметилась устойчивая тенденция
снижения доли источников, полученных от органов денежно-кредитного
регулирования, в финансировании дефицита бюджета в связи с развитием рынка
государственных ценных бумаг: 45% — в 1996 году, 24% — в 1997, 11 % — в
1998 году. Произошло заметное снижение уровня инфляции в этот период. В
1996 году индекс
потребительских цен
1995), в 1998—163,8%, 1998-173%.
В 1999 году из-за
с рынка государственных ценных бумаг, в связи с нехваткой средств для
кредитования сельского хозяйства и жилищного строительства Национальный
банк произвел значительную кредитную эмиссию, в результате чего удельный
вес источников, полученных от органов денежно-кредитного регулирования, в
структуре финансирования дефицита возрос до 90%. Следствием этого стал
резкий скачок индекса потребительских цен — до 393,7% по отношению к 1998
году.
В 2000 году удельный вес данного источника из-за сложностей в
привлечении средств с рынка государственных ценных бумаг составил еще более
значительную величину— 121%. Индекс потребительских цен в 2000 году
сложился в размере 268,8%.
Таким образом, нельзя
практики финансирования дефицита бюджета за счет кредитов Национального
банка в условиях неполной собираемости налогов и поддержки убыточных
производств. Если Национальный банк и правительство решаются на
дополнительную денежную эмиссию, то эти средства должны направляться в
перспективные отрасли экономики, а не для финансирования жилищного
строительства и компенсации вкладов населения.
Наиболее приемлемым для
бюджета являются ценные государственные бумаги, так как в условиях
низкого кредитного рейтинга республики возможности внешнего финансирования
ограничены, а эмиссионное кредитование неизбежно порождает инфляцию.
Впервые средства от размещения ценных бу-„ маг были привлечены в
республиканский бюджет в 1994 году в размере 9,6 млрд. руб., однако это
составило лишь 1,4% объема привлеченных средств для финансирования
дефицита. В последующие годы удельный вес государственных ценных бумаг в
финансировании дефицита увеличивался: 14,9% — в 1995 году, 35,9% —в 1996,
54,3% — в 1997, 87,9%— в 1998 году, что является свидетельством
оптимизации источников покрытия несбалансированности бюджета. Однако в 1999
году доля государственных ценных бумаг в финансировании дефицита снизилась
до 39,8%,
в следующем — до 34,3% из-за низкого спроса и недостаточной ликвидности
основных инвесторов на рынке ценных бумаг рублевых ресурсов снижения
привлекательности облигаций из-за отрицательных процентных ставок. Снижение
ликвидности банковской системы обусловлено, в первую очередь, теми
квазибюджетными операциями, которые вынуждены проводить банки. В частности,
такого рода операции, связанные только с агропромышленным комплексом, в
2000 году составили 105 млрд. руб. и 114 млн. дол. США. К тому же в законе
о бюджете предусматривается прямое финансирование Нацбанком дефицита
бюджета под нулевые процентные ставки, что делает эмиссионные кредиты более
привлекательным для правительства источником финансирования дефицита по
сравнению с государственными ценными бумагами, так как по последним нужно
платить проценты по рыночной ставке.
В то же время, несмотря на то что долговое финансирование дефицита
является антиинфляционной альтернативой монетизации дефицита (за
исключением случаев покупки ценных бумаг непосредственно Национальным
банком), оно приводит к росту государственного внутреннего долга. Дефицит
бюджета без учета расходов по обслуживанию государственного долга
называется первичным дефицитом, а его наличие является фактором увеличения
и основной суммы долга, и расходов на его обслуживание, что приводит к
самовозрастанию государственной задолженности.
В Беларуси первичный дефицит (табл. 2) за все годы, кроме 2000-го,
составлял положительную величину, что приводило к увеличению
государственного долга.
С 1995 года спред между удельным весом общего дефицита в ВВП и
первичного дефицита в ВВП (рис. 1) стал возрастать из-за увеличения доли
стоимости обслуживания государственного долга в расходах бюджета. Однако по
итогам 2000 года бюджет за исключением процентных выплат имел положительное
сальдо в размере 0,3% ВВП. Если такая тенденция не изменится и в
последующие годы, то, возможно, ситуация с государственным внутренним
Информация о работе Государственный долг и бюджетный дефицит