Государственный долг и бюджетный дефицит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:52, курсовая работа

Описание

Самым важным источником государственных доходов являются различные
виды налогов, которые могут быть подразделены на три большие категории:
налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе отчисления из
заработной платы на социальное страхование; налоги на расходы, в том числе
налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы; налоги на собственность,
включая самые разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные
угодья и земли под постройки, а также на наследство.

Содержание

Государственный долг и бюджетный дефицит

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 84.43 Кб (Скачать документ)

|1991 |194,1               |0                     |0                      |

|1992 |1070,8              |2,3                   |2,3                    |

|1993 |1290,2              |4,0                   |1,6                    |

|1994 |2321                |4,0                   |2,5                    |

|1995 |809,3               |2,7                   |1,7                    |

|1996 |152,7               |2,0                   |1,0                    |

|1997 |163,8               |2,4                   |0,7                    |

|1998 |173                 |1,8                   |0,7                    |

|1999 |393,7               |3,1                   |3,0                    |

|2000 |268,6               |0,8                   |1,1                    |

|2001 |190,5               |1,5                   |1,0                    | 

      Так  как  дефицит  бюджета   предусматривает  его  финансирование,   то

непосредственное  влияние  на  уровень  инфляции   оказывает   не   величина

бюджетного дефицита, а источники, используемые для его  покрытия.

      Согласно бюджетной  классификации   Республики  Беларусь,  утвержденной

Законом «О бюджетной  классификации Республики Беларусь»  от 27  декабря  1999

года № 378 с изменениями  и  дополнениями,  выделяют  внутренние  и  внешние

источники финансирования дефицита бюджета. 
 

      Внутреннее финансирование дефицита  включает: 

     1. Источники,  получаемые от органов денежно-кредитного  регулирования,

        в основном представленные кредитами  Национального банка  и   ценными

        бумагами, приобретенными имнепосредственно  у правительства.

     2. Источники,  получаемые от коммерческих банков  и иных  юридических  и

        физических лиц (ГКО, ГДО, векселя  Правительства Республики Беларусь

        и др.)

     3.  Источники,  получаемые   из   других   секторов   государственного

        управления:  заемные  средства,   полученные   из   государственных

        внебюджетных фондов, операции по  средствам в иностранной  валюте  и

        др. 

            Внешнее финансирование дефицита  включает: 

     1. Чистые  кредиты международных финансовых  организаций.

     2. Кредиты  правительств иностранных государств.

     3. Государственные  ценные бумаги Республики  Беларусь,  выпущенные  на

        внешних финансовых рынках, и  др.

      С момента образования бюджетного  дефицита его финансирование  полностью

осуществлялось  за счет эмиссии Национального банка.

      В 1993-1994 годах преобладающим   источником  финансирования   дефицита

бюджета были внешние  займы. Кредиты предоставлялись  Российской Федерацией  и

Международным валютным фондом.  В  1993  году  они  покрыли  97,1%  дефицита

бюджета,  в  1994  —  63,7%.  Затем  наблюдалось  снижение   доли   внешнего

финансирования,  ас  1998  года  погашение  средств  по  ранее  привлеченным

внешним кредитам начало превышать поступление  средств,  поэтому  в  бюджете

внешнее финансирование стало отражаться со знаком минус.

      Со снижением поступлений внешних  источников финансирования и  в связи с

отсутствием развитого  рынка ценных  бумаг  правительство  нашей  страны  для

покрытия  дефицита  республиканского   бюджета   увеличивало   использование

источников, полученных от органов денежно-кредитного регулирования.  В  1993

году их удельный вес в источниках финансирования дефицита  составил  40%,  в

1994—63%,  в  1995—62%.  Медленное   и   непоследовательное   реформирование

отраслей экономики  на  фоне  падающих  объемов  производства  и  продаж  не

позволяло  правительству  и  Национальному  банку   прекратить   эмиссионное

кредитование.  Хотя  случаи  возврата  полученных  ссуд   носили   единичный

характер,  а  сроки  их  возврата  по  решениям  правительства  неоднократно

приходилось переносить. Фактически  бюджетные  средства  использовались  как

дотации убыточным  производствам. Закономерным результатом  являлся  рост  цен

(индекс потребительских  цен в 1992 году составил 1070,8%, в  1993—  1290,2%,

в 1994 — 2321,0%, в 1995 — 809,3%).

      Взаимосвязь уровня инфляции  и эмиссионных кредитов Национального  банка

подтверждается   корреляционно-регрессионным   анализом,   проведенным    на

основании данных  таблицы  1.,  в  результате  которого  получено  следующее

уравнение регрессии: 

       Y=121,207+2,26Х1,

            R=0,64,

           R2=0,41,

           где Y- индекс потребительских  цен,

            X1-удельный вес кредитов Национального  банка в ВВП. 

      Коэффициент корреляции (0,64)  свидетельствует   о  тесной  взаимосвязи

между указанными показателями, а коэффициент  детерминации  показывает,  что

изменение  индекса  потребительских  цен  на  41%   обусловлена   изменением

удельного веса эмиссионных  кредитов Национального банка в  ВВП.

      С 1996  до  1999  года  в   Беларуси  наметилась  устойчивая  тенденция

снижения  доли  источников,   полученных   от   органов   денежно-кредитного

регулирования, в  финансировании дефицита бюджета в  связи с  развитием  рынка

государственных ценных бумаг: 45% — в 1996 году, 24% —  в  1997,  11  %  —  в

1998 году. Произошло  заметное снижение уровня  инфляции  в  этот  период.  В

1996 году индекс  потребительских  цен  составил  152,7%  (против  809,3%  в

1995), в 1998—163,8%, 1998-173%.

      В 1999 году из-за неудовлетворительных  результатов привлечения средств

с рынка государственных  ценных  бумаг,  в  связи  с  нехваткой  средств  для

кредитования сельского  хозяйства  и  жилищного  строительства  Национальный

банк произвел значительную кредитную эмиссию,  в  результате  чего  удельный

вес источников, полученных от органов  денежно-кредитного  регулирования,  в

структуре финансирования дефицита  возрос  до  90%.  Следствием  этого  стал

резкий скачок индекса потребительских цен  — до 393,7% по  отношению  к  1998

году.

      В  2000  году  удельный  вес   данного  источника  из-за  сложностей  в

привлечении средств  с рынка государственных ценных бумаг составил еще  более

значительную  величину—  121%.  Индекс  потребительских  цен  в  2000   году

сложился в размере 268,8%.

      Таким образом, нельзя добиться  снижения уровня инфляции при  сохранении

практики финансирования дефицита  бюджета  за  счет  кредитов  Национального

банка  в  условиях  неполной  собираемости  налогов  и  поддержки  убыточных

производств.  Если   Национальный   банк   и   правительство   решаются   на

дополнительную  денежную эмиссию,  то  эти  средства  должны  направляться  в

перспективные  отрасли  экономики,  а  не   для   финансирования   жилищного

строительства и  компенсации вкладов населения.

      Наиболее приемлемым для Беларуси  источником  финансирования  дефицита

бюджета являются ценные  государственные  бумаги,  так  как  в      условиях

низкого кредитного рейтинга республики возможности  внешнего  финансирования

ограничены,  а  эмиссионное  кредитование  неизбежно   порождает   инфляцию.

Впервые  средства  от  размещения  ценных  бу-„  маг   были   привлечены   в

республиканский бюджет в 1994 году в размере  9,6  млрд.  руб.,  однако  это

составило  лишь  1,4%  объема  привлеченных   средств   для   финансирования

дефицита. В последующие  годы удельный вес  государственных  ценных  бумаг  в

финансировании  дефицита увеличивался: 14,9% — в 1995 году,  35,9%  —в  1996,

54,3% —  в  1997,  87,9%—  в      1998  году,  что  является  свидетельством

оптимизации источников покрытия несбалансированности бюджета. Однако в  1999

году доля государственных  ценных бумаг в финансировании  дефицита  снизилась

до 39,8%, 

в следующем —  до 34,3% из-за  низкого  спроса  и  недостаточной  ликвидности

основных  инвесторов  на  рынке  ценных  бумаг  рублевых  ресурсов  снижения

привлекательности облигаций из-за отрицательных процентных ставок.  Снижение

ликвидности  банковской  системы  обусловлено,  в   первую   очередь,   теми

квазибюджетными операциями, которые вынуждены проводить  банки. В  частности,

такого рода операции, связанные  только  с  агропромышленным  комплексом,  в

2000 году составили  105 млрд. руб. и 114 млн. дол. США.  К тому же  в  законе

о  бюджете  предусматривается  прямое  финансирование  Нацбанком    дефицита

бюджета под нулевые  процентные ставки, что делает эмиссионные  кредиты  более

привлекательным для  правительства  источником  финансирования  дефицита  по

сравнению с государственными ценными бумагами, так как  по  последним  нужно

платить проценты по рыночной ставке.

      В то же время, несмотря на  то  что  долговое  финансирование  дефицита

является   антиинфляционной   альтернативой   монетизации    дефицита    (за

исключением  случаев  покупки  ценных  бумаг  непосредственно   Национальным

банком), оно приводит к росту государственного  внутреннего  долга.  Дефицит

бюджета  без  учета  расходов   по   обслуживанию   государственного   долга

называется первичным  дефицитом, а его наличие является  фактором  увеличения

и основной суммы  долга, и расходов  на  его  обслуживание,  что  приводит  к

самовозрастанию государственной задолженности.

      В Беларуси первичный дефицит  (табл. 2) за  все  годы,  кроме  2000-го,

составлял   положительную   величину,    что    приводило    к    увеличению

государственного  долга.

      С 1995 года спред  между   удельным  весом  общего  дефицита  в  ВВП  и

первичного дефицита в ВВП (рис. 1) стал  возрастать  из-за  увеличения  доли

стоимости обслуживания государственного долга в расходах бюджета. Однако  по

итогам 2000 года бюджет за исключением процентных выплат имел  положительное

сальдо  в  размере  0,3%  ВВП.  Если  такая  тенденция  не  изменится  и   в

последующие  годы,  то,  возможно,  ситуация  с  государственным  внутренним

Информация о работе Государственный долг и бюджетный дефицит