Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:52, курсовая работа
Самым важным источником государственных доходов являются различные
виды налогов, которые могут быть подразделены на три большие категории:
налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе отчисления из
заработной платы на социальное страхование; налоги на расходы, в том числе
налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы; налоги на собственность,
включая самые разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные
угодья и земли под постройки, а также на наследство.
Государственный долг и бюджетный дефицит
полной занятости и что бюджет изначально сбалансирован. Теперь по тем или
иным причинам правительство увеличило объем своих расходов. Прирост
государственных расходов скажется в первую очередь на тех, кто живет в это
время. Вспомним кривую производственных возможностей, но только с товарами
госсектора на одной оси и товарами частного сектора - на другой. В
экономике, достигшей полной занятости, увеличение государственных расходов
смещает экономику вдоль кривой по направлению к оси товаров госсектора, что
означает сокращение частного производства.
Но в
частном секторе
инвестиционные (капитальные) товары. Если увеличение производства в
государственном секторе происходит за счет потребительских товаров, то все
бремя этого в форме более низкого уровня жизни ляжет на плечи нынешнего
поколения, поскольку не затронет ни текущий уровень инвестиций, ни,
следовательно, размер "национальной фабрики", которую унаследуют грядущие
поколения. Если же увеличение производства в госсекторе ведет к сокращению
производства инвестиционных товаров, то это никак не отразится на уровне
потребления (уровне жизни) нынешнего поколения. Но детям и внукам этого
поколения в будущем достанутся меньший запас основных фондов (накопленного
капитала) и более
низкий доход.
Давайте рассмотрим два сценария развития событий, которые ведут к
разным результатам.
Первый сценарий - допустим, что упомянутое нами увеличение
государственных расходов финансируется за счет повышения налогов - скажем,
индивидуального подоходного налога. Как известно, бульшая часть дохода
используется на потребление, поэтому потребительские расходы сократятся
почти на столько же, на сколько возросли налоги. Таким образом, основное
бремя увеличения государственных расходов примет на себя нынешнее
поколение: ему достанется меньше потребительских товаров.
Второй сценарий - теперь предположим, что увеличение государственных
расходов финансируется за счет наращивания государственного долга. Это
означает, что правительство выходит на денежный рынок и вступает в
конкуренцию за финансовые ресурсы с частными заемщиками. При данном уровне
предложения денег это увеличение спроса на деньги приведет к росту
процентной ставки,
то есть "цены", уплачиваемой за пользование
деньгами.
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | |
| | | | |
| |
0 5 10
15 20 25 30
35 40
Эффект вытеснения заключается в том, что при фиксированной кривой
спроса на инвестиции Id1 повышение процентной ставки, вызванное дефицитным
финансированием государственных расходов, ведет к сокращению частных
инвестиционных расходов и уменьшению размера "национальной фабрики",
которая достанется в наследство грядущим поколениям. В данном случае
повышение процентной ставки с 6 до 10 % вытесняет 10 млрд. дол. частных
инвестиций. Однако, если изначально экономика переживает спад, то
дефицитное финансирование способно породить у предпринимателей
благоприятные ожидания будущих прибылей и сместить кривую спроса на
инвестиции от Id1 к Id2. Такой сдвиг может частично или полностью перекрыть
эффект вытеснения.
Две оговорки
Но у наших рассуждений есть два ограничения, из-за которых может
оказаться, что экономическое бремя, перекладываемое на плечи грядущих
поколений, на самом деле куда меньше, если вообще существует.
1. Государственные инвестиции - в наших рассуждениях мы не принимали во
внимание характер прироста государственных расходов. Продукция
государственного сектора, равно как и продукция частного производства,
включает в себя и потребительские и инвестиционные товары. Если прирост
государственных расходов складывается из затрат потребительского характера
- субсидий на школьные завтраки или оплаты автомобилей для
правительственных чиновников, - тогда вывод из нашего второго сценария,
согласно которому в результате роста долга его бремя перекладывается на
грядущие поколения, вполне справедлив. Но что, если правительственные
расходы носят инвестиционный характер, например, если это вложения в
строительство автострад, портов, систем паводкового контроля или если это
инвестиции в "человеческий капитал" - в образование, систему подготовки
кадров, здравоохранение?
Как и частные расходы на машины и оборудование, государственные
инвестиции укрепляют будущий производственный потенциал экономики.
Следовательно, в этом случае запас накопленного капитала, который поступит
в распоряжение будущих поколений, не должен сократиться, скорее, изменится
его структура: увеличится доля государственного капитала и уменьшится доля
частного.
2. Безработица - другое ограничение связано с нашим предположением о
том, что первоначально рост государственных расходов происходит в
экономике, достигшей полной занятости. И вновь кривая производственных
возможностей напоминает нам о том, что если экономика не достигла уровня
полной занятости, или, графически, соответствует точке на кривой
производственных возможностей, то увеличение государственных расходов может
переместить экономику ближе к кривой без всякого ущерба для текущего
потребления или накопления капитала. Следовательно, если в экономике
изначально существует безработица, дефицитное финансирование
государственных расходов не обязательно создает бремя для будущих поколений
в форме сокращения
размеров "национальной фабрики".
1.4. БЮДЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ
И ДЕФИЦИТ ВНЕШНЕТОРГОВОГО
БАЛАНСА
Многие экономисты усматривают причинно-следственную связь между
дефицитом федерального бюджета и внешнеторговым дефицитом. Рис. 2 поможет
уяснить логику их рассуждений.
|
|рис. 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рост процентных ставок
Взглянув на блоки 1 и 2, мы увидим, что для финансирования бюджетного
дефицита правительство должно выходить на денежный рынок и вступать в
конкуренцию за привлечение средств с частным сектором. Как мы знаем, это
способствует росту процентных ставок, который, в свою очередь, имеет два
важных последствия. Как явствует из блока 3, рост процентных ставок
подавляет частные инвестиционные расходы; то есть здесь проявляется эффект
вытеснения. Когда экономика близка к полной занятости, эффект вытеснения
может быть очень значительным. В связи с этим даже те экономисты, кто с
готовностью признает за бюджетным дефицитом краткосрочное стимулирующее
воздействие на деловую активность, высказывают опасение, что в долгосрочной
перспективе дефицит ведет к снижению темпов экономического роста. Они
указывают на то, что дефицит используется для финансирования программ
социальных льгот и производства в государственном секторе товаром
потребительского типа за счет инвестиций в модернизацию предприятий и новое
оборудование. По распространенному мнению, дефицит подталкивает экономику
на путь замедленного
долгосрочного роста.
Удорожание доллара
Второе
последствие, показанное в
высокие реальные процентные ставки по американским государственным и
частным ценным бумагам делают финансовые инвестиции в экономику США более
привлекательным для иностранцев. И хотя возникающий вследствие этого приход
средств из-за рубежа позволяет финансировать и дефицит, и частные
инвестиции, блок 5 напоминает нам о том, что такой приток средств
представляет собой прирост внешнего долга. Выплата процентов и погашение
долгов иностранцам неизбежно означают сокращение будущего реального
продукта, доступного внутренней экономике.
Информация о работе Государственный долг и бюджетный дефицит