Государственный долг и бюджетный дефицит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:52, курсовая работа

Описание

Самым важным источником государственных доходов являются различные
виды налогов, которые могут быть подразделены на три большие категории:
налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе отчисления из
заработной платы на социальное страхование; налоги на расходы, в том числе
налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы; налоги на собственность,
включая самые разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные
угодья и земли под постройки, а также на наследство.

Содержание

Государственный долг и бюджетный дефицит

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 84.43 Кб (Скачать документ)

и осуществляется главным образом путем:

           1)  увеличения  предельной   налоговой   ставки   индивидуального

              подоходного налога с 31 до 39,6%;

           2) повышения налога на прибыль  корпораций с 34% до 35%;

           3) резкого увеличения федерального  акцизного налога на  бензин  с

              14,1 до 18,4 цента за галлон. 

 Другие предложения

    Стремление  к  сбалансированности  бюджета   вызвало  к  жизни  и   другие

предложения по сокращению дефицита

    Поправка  к  конституции  -  самое   крайнее   предложение   -   принять

конституционную  поправку,  которая   наделяла   бы   Конгресс   правами   и

обязанностями ежегодно принимать сбалансированный бюджет.

    Вето  по строкам и статьям расходов - право вето по  строкам   и  статьям

расходов позволило  бы президенту налагать запрет  на  отдельные  расходы  из

законопроекта об ассигнованиях. Сторонники такой реформы  считают,  что  она

позволит  президенту  изымать  из  законов  об   ассигновании   популистские

проекты, выигрыш  от которых на местном или региональном уровне  меньше,  чем

издержки для  налогоплательщиков страны.  Противники  этой  меры  доказывают,

что право вето дает президенту слишком много власти, которой, по их  мнению,

легко злоупотребить  ради достижения собственных политических целей. 
 
 

1.5. КРИЗИС ВНЕШНЕГО  ДОЛГА 

    Начало  кризиса  внешнего  долга   развивающихся  стран  обычно  датируют

августом  1982  года,  когда  правительство  Мексики  ввергло  в  шок   весь

финансовый мир, объявив, что оно  не  способно  выполнять  обязательства  по

долгам в соответствии с графиком  платежей.  В  некоторых  странах  (Ямайка,

Перу, Польша, Турция и др.) кризис  задолженности  начался  еще  раньше,  но

теперь  десятка  стран  немедленно  последовали  примеру  Мексики,   признав

наличие существенных трудностей по обслуживанию долга.

    Кризис  внешнего долга является единственным  существенным  препятствием

на пути экономического прогресса развивающихся стран. 

Причина долгового  кризиса

    Причины  возникновения долгового кризиса  объяснить не так-то просто. Как

и все сложные  явления, долговой кризис определяется не одним,  а  множеством

факторов. Поскольку  десятки стран одновременно попали в тиски  кризиса,  это

дает основание  предполагать, что основную роль в  его  возникновении  сыграли

международные  факторы  (например,  повышение  мировых  процентных  ставок).

Кроме того, нельзя исключать влияние внутренних факторов, т.к.  одни  страны

все же пострадали больше других. 
 

Внешние факторы

    Рост  цен на нефть во всем мире  в 1973-74 годах  способствовал   быстрому

развитию  рынка  евродолларов,  сети  офф-шорных  банков,  расположенных   в

Европе, которые  занимали и ссужали международные  средства  (иногда  думают,

что нефтяной шок  сыграл более непосредственную роль, заставив  развивающиеся

страны-импортеры  нефти  занимать  средства  на  мировых  рынках  для  оплаты

дополнительных  счетов за нефть. Фактически и  страны-экспортеры,  и  страны-

импортеры нефти  быстро наращивали суммы заемных  средств, и  долговой  кризис

поразил и те, и  другие). Ближневосточные  страны-экспортеры  нефти  помещали

огромные суммы  дополнительной выручки в международные  банки  Европы;  банки,

в  свою  очередь,  ссужали  средства   с   этих   депозитов   заемщикам   из

развивающихся  стран.  Таким  образом,  нефтяной  шок  внес  свой  вклад   в

существенный  прирост  мировых   кредитов,   предоставляемых   развивающимся

странам.

    Правительства   ряда  развивающихся  стран   внезапно   обнаружили,   что

коммерческие  банки  готовы   ссужать   средства.   Большинству   крупнейших

заемщиков (Аргентина, Бразилия,  Мексика)  казалось,  что  благодаря  низким

ставкам процента в сочетании с быстрым ростом доходов от экспорта  (частично

за счет высоких  мировых цен на  сырьевые  ресурсы,  экспортируемые  из  этих

стран) в будущем  у них не будет никаких проблем  с обслуживанием долга.

    Интересно   отметить  поведение  коммерческих   банков   в   то   время.

Большинство из  них  последовали  примеру  одного  из  наиболее  влиятельных

банков  "Ситикорп",  председатель  которого  Уолтер  Уристон   заявил,   что

"государства  не могут быть банкротами".

    Однако  в  начале  80-х  годов   произошли  драматические   изменения   в

экономической ситуации. Мировые процентные ставки  резко  взлетели  вверх  в

результате проведения антиинфляционной политики в развитых странах; в то  же

время падение  цен на сырьевые ресурсы,  экспортируемые  странами-должниками,

привело  к  ухудшению  торгового  баланса.  Таким  образом,   быстрый   рост

экспортных доходов  развивающихся стран замедлился,  а  в  некоторых  случаях

даже стал падать.

    Совокупное  действие высоких процентных  ставок и паление экспортных  цен

означали, что должники стали платить  очень  высокие  реальные  проценты  по

внешним долгам, что  не замедлило привести к тяжелым  последствиям

    Экономика   стран-заемщиков  была  крайне   подвержена   влиянию   роста

процентных ставок, поскольку их займы осуществлялись на условиях  плавающего

процента.  Это  означает,  что  в  момент  получения  долгосрочного  кредита

заемщик не знает  и не может знать процентной ставки,  по  которой  он  будет

расплачиваться  за   кредит.   Большинством   кредитных   соглашений   между

правительствами     государств-заемщиков     и     коммерческими     банками

предусматривалось, что выплаты по процентам  будут  зависеть  от  процентных

ставок мирового  рынка  на  момент  выплат.  Примерно  65%  долга  Латинской

Америки было взято  под плавающий  процент,  поэтому,  когда  в  начале  80-х

годов  процентные  ставки  вдруг  подскочили,  счет  Латинской  Америки   за

обслуживание долга  резко и  неожиданно  вырос.  Одновременно  с  этим  резко

сократился приток иностранных инвестиций. 

Внутренняя политика

    Большая  доля вины за разразившийся   кризис  должна  быть  возложена   на

внутреннюю экономическую  политику. В  начале  70-х  годов,  когда  получение

кредитов было легким делом, ни банкиры,  ни  заемщики  не  уделяли  должного

внимания  тому,  как   страны-должники   использовали   предоставленные   им

кредитные  ресурсы.  Инвестировались  ли  они  в  проекты,  сулящие  доходы,

достаточные для  выплаты долга?  Или  они  просто  "предались"?  Может  быть,

заемные средства "уплывали" из государства? Выбор  направления  использования

заемных средств  во многом определялся внутренней экономической  политикой. 

Фискальная политика

    Доступность  внешних кредитов позволила многим  правительствам  во  много

раз увеличить  расходы, не вводя новых налогов  и не прибегая к  инфляционному

финансированию.   Конечно,   большие   размеры    внешнего    долга    могли

поддерживаться  только в течение ограниченного  периода. Когда в  начале  80-х

годов приток капитала из-за рубежа внезапно сократился, правительства  стран-

должников не смогли сократить расходы и увеличить  налоговые  поступления  на

величину, достаточную  для  компенсации  этого  сокращения.  Таким  образом,

дефицит стал финансироваться  не за счет  средств  других  государств,  а  за

счет внутренних источников.

    В странах  с наибольшей  внешней  задолженностью  (Аргентина,  Бразилия,

Мексика)  долговой  кризис  был   связан   главным   образом   с   дефицитов

государственного  бюджета.

    Политика  латиноамериканских  стран  может   быть  охарактеризована  как

популистская. Это  означает, что правительства пытались заручится  поддержкой

населения,  реализуя  крупные  государственные  программы,   даже   если   у

правительства не хватало на это средств.

    По-видимому, одной из причин, породившей такую   популистскую  политику,

являлось существенное неравенство доходов в странах  Латинской  Америки.  На

одном полюсе находились очень богатые  люди,  на  долю  которых  приходилась

бульшая  часть  национального  дохода,  и,  пользуясь  своим   экономическим

могуществом, они  оказывали политическое  давление  на  правительство,  чтобы

избежать больших  размеров  налогообложения.  На  другом  полюсе  находились

низшие   классы,   которые   распоряжались   лишь   незначительной    частью

национального дохода, но чья огромная  доля  в  общем  количестве  населения

требовала существенных расходов на  общественные  нужды.  Такое  соотношение

порождает необходимость  роста расходов при низкой способности  правительства

к увеличению налоговых  поступлений. 

Торговая политика

     Другим  существенным отличием стран,  попавших в кризис, от  стран,  его

избежавших, являлось их отношение к международной  торговле. Страны,  которые

избежали кризиса,  имели  более  свободные  условия  для  мировой  торговли,

реалистичные обменные курсы, обеспечивающие  прибыльность  экспортера,  и  в

целом  они   следовали   политике,   стимулировавшей   конкурентоспособность

экспортного сектора  в международном масштабе. 

Утечка капитала

    Побочным  эффектом крупных бюджетных   дефицитов  и  завышенных  обменных

курсов  в  странах  Латинской  Америки   явилась   широкомасштабная   утечка

капитала. Это происходит тогда, когда отечественные  резиденты  конвертируют

собственные накопления в иностранную валюту, чтобы хранить  их  за  пределами

страны. В экономике  с  фиксированным  обменным  курсом  и  открытым  рынком

капитала  это  может  быть  сделано  легально,  путем  простой   конвертации

национальной  валюты  в  иностранную.  В  стране  с  регулируемым  капиталом

приходится прибегать  к нелегальным средствам (таким, как  занижение  выручки

от экспорта).

    Связь   между  утечкой  капитала  и  бюджетным  дефицитом   часто  бывает

Информация о работе Государственный долг и бюджетный дефицит