Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:52, курсовая работа
Самым важным источником государственных доходов являются различные
виды налогов, которые могут быть подразделены на три большие категории:
налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе отчисления из
заработной платы на социальное страхование; налоги на расходы, в том числе
налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы; налоги на собственность,
включая самые разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные
угодья и земли под постройки, а также на наследство.
Государственный долг и бюджетный дефицит
государственного долга - рассмотрим его причины, характеристики, масштабы и
т.д.
Причины
Почему государственный долг США увеличивается на протяжении всей
истории страны? Что заставляет общество мириться с крупным и устойчивым
дефицитом бюджета? На эти вопросы есть четыре ответа: войны, экономические
спады, снижение налогов и недостаток политической воли.
Войны - какая-то часть государственного долга стала результатом
дефицитного финансирования военных действий. Долг существенно возрос в
период первой мировой войны и увеличился более чем в 5 раз за время второй
мировой войны. Основная задача в тот период состояла в том, чтобы
перераспределить значительную часть экономических ресурсов, направив их из
производства гражданской продукции на нужды военного производства.
Государственные расходы на вооружение и содержание военнослужащих
существенно возросли. Для решения этой проблемы можно было выбрать один из
трех вариантов финансовой политики: повысить налоги, напечатать необходимое
количество денег или прибегнуть к дефицитному финансированию. Правительство
опасалось, что при налоговом финансировании ставки налогов придется поднять
настолько, что этот полностью подорвет стимулы к труду, в то время как
национальные интересы требовали вовлечения все большего числа людей в
состав рабочей силы и создания у уже работающих эффективных побуждений к
удлинению рабочего времени. Слишком высокие налоговые ставки, очевидно,
могли послужить препятствием к достижению этих целей. Эмиссия
дополнительных денег для финансирования расходов усилила бы инфляцию. Таким
образом, участие США во второй мировой войне финансировалось в основном за
счет продажи облигаций населению, позволившей "оттянуть" из обращения
расходуемый доход и высвободить ресурсы из гражданского производства, с
тем, чтобы направить их в распоряжение оборонных отраслей.
Спады - вторая причина государственного долга. В периоды, когда
национальный доход сокращается, налоговые поступления автоматически
уменьшаются и образуется бюджетный дефицит. Так, государственный долг
увеличивался в период Великой депрессии 30-х годов, и - совсем недавно - во
время спадов 1974-75, 80-82 и 90-91 гг.
Снижение налогов - основной причиной крупных бюджетных дефицитов,
начиная с 1981 г., послужил третий фактор. Закон о налогах для
стимулирования экономического возрождения 1981 г. обеспечил значительное
снижение как
индивидуального подоходного
создав, тем самым,
структурный дефицит
дефицит, при котором бюджет не был бы сбалансированным, даже если бы
экономика функционировала при полной занятости на всем протяжении начала 80-
х г.
Недостаток политической воли - мы также можем утверждать, что дефицит
бюджета и растущий государственный долг есть не что иное, как результат
отсутствия политической воли и решимости. Расходы зачастую приносят
дополнительные голоса на выборах, а повышение налогов влечет за собой
политическую опалу. Хотя политики и их избиратели выступают против
бюджетного дефицита, конкретные предложения сократить расход или повысить
налоги обычно встречают больше сопротивления, чем поддержки. Особенно
трудно поддаются сокращению программы социальных льгот. Кажется, самое
распространенное отношение к налогам можно выразить так: "Не бери налогов с
меня, не бери налогов с себя, а бери налоги с того, кто стоит там за
деревом". Однако налогоплательщиков "за деревьями" недостаточно, чтобы из
новых налоговых поступлений собрать средства, необходимые для покрытия
бюджетного дефицита.
Динамика и структура государственного долга РБ характеризуется рядом
существенных особенностей. Прежде всего, необходимо указать на
стремительный рост (абсолютной и относительной величин) внутреннего
государственного долга РБ вследствие бурного развития рынка ГКО-ОФЗ. ГКО
сочетали в себе сверхвысокую доходность (достигавшую периодически 100%
годовых и более) и максимальную надежность, что сформировало из них едва ли
не самый привлекательный экономический актив. В результате доля
обслуживания государственного долга в расходах федерального бюджета
возросла с 12% в 1996 году до 37% за семь месяцев 1998 г. Крушение
"пирамиды" ГКО стало главной причиной финансово-экономического краха в
августе 1998 г.
Динамика
внешнего государственного
себя обязательств бывшего СССР, а также участием МВФ в финансировании
экономических реформ в Беларуси. Наконец, следует учитывать, что
продолжающийся спад производства усугубляет проблему обслуживания
государственного
долга, и уменьшения его бремени.
1.3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ
1.3.1.МНИМЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Как государственный долг и его рост влияют на состояние экономики?
Может ли рост государственного долга привести страну к банкротству? Ляжет
ли долг бременем
на плечи наших детей и внуков?
Банкротство?
Может ли крупный государственный долг привести государство к
банкротству, лишив его возможности выполнять свои финансовые обязательства?
Ни в коем случае, и тому есть три причины:
1. Рефинансирование - когда подходит ежемесячный срок выплаты части
долга, правительство обычно не сокращает расходы и не повышает налоги,
чтобы погасить облигации, срок которых истек. На самом деле правительство
рефинансирует свой долг; оно продает новые облигации и использует выручку
для выплат держателям погашаемых облигаций.
2. Налогообложение
- правительство имеет
население налогами и собирать их. Повышение налогов для правительства -
один из способов получить достаточные доходы для выплаты процентов и общей
суммы государственного долга.
3. Создание денег - банкротство государства очень сложно себе
представить еще и потому, что государство вправе печатать деньги, которыми
можно выплатить и основную сумму долга, и проценты по нему. Создание новых
денег для выплаты
процентов или погашения
инфляционный эффект. Но очень трудно поверить в возможность банкротства,
когда правительство обладает полномочиями создавать новые деньги, просто
включив печатный
станок.
Перекладывание бремени?
Станет
ли государственный долг
нужно спросить: кто является держателем государственного долга, кому мы
должны? Ответ таков: в основном мы должны самим себе. Около 86%
правительственных облигаций размещены внутри страны, то есть находятся в
руках граждан и организаций (данные по США). Таким образом, государственный
долг является одновременно и общественным кредитом. Следовательно,
погашение государственного долга породило бы гигантские потоки трансфертных
платежей, т.к. гражданам пришлось бы выплачивать более высокие налоги, а
правительству выплачивать бульшую часть этих налоговых сборов тем же самым
налогоплательщикам для погашения ценных бумаг, находящихся в их
распоряжении. Хотя в результате такого гигантского финансового трансферта
произошло бы значительное перераспределение дохода, оно не обязательно
должно вызвать немедленное снижение совокупного богатства в экономике или
уровня жизни населения. Новорожденным, каждый из которых в среднем
наследовал в 1994 г. 17816 дол. обязательств по государственному долгу,
одновременно достаются
государственные бумаги на такую
же сумму.
1.3.2. РЕАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Крупный долг действительно может породить вполне реальные проблемы.
Внешний долг - то есть долговые обязательства государства перед
иностранными гражданами и институтами - действительно представляет собой
экономическое бремя для страны. Эта часть государственного долга не
является "задолженностью самим себе", и фактически выплата процентов и
основной суммы такого долга требует передачи части реального продукта
страны другим
государствам.
Ограничение фискальной политики
Крупный и растущий государственный долг затрудняет для политиков
применение фискальных мер в периоды спада. Крупный и растущий
государственный долг ставит политические барьеры на пути применения
антикризисных фискальных
мер.
Эффект вытеснения и накопления капитала
Обратимся теперь к потенциально более серьезной проблеме.
Государственный долг все же может послужить источником реального
экономического бремени для грядущих поколений, в частности потому, что под
воздействием долга будущие поколения наследуют меньший запас инвестиционных
товаров (средств производства), то есть меньшую "национальную фабрику".
Такое событие связано с эффектом вытеснения, который заключается в том, что
дефицитное финансирование приводит к росту процентных ставок и сокращению
частных инвестиционных расходов. Если это происходит, то будущим поколениям
достается экономика, обладающая меньшим производственным потенциалом, и,
при прочих равных условиях, их уровень жизни окажется ниже, чем в ином
случае.
Предположим, что экономика функционирует на уровне производства при
Информация о работе Государственный долг и бюджетный дефицит