Государственный долг и бюджетный дефицит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:52, курсовая работа

Описание

Самым важным источником государственных доходов являются различные
виды налогов, которые могут быть подразделены на три большие категории:
налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе отчисления из
заработной платы на социальное страхование; налоги на расходы, в том числе
налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы; налоги на собственность,
включая самые разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные
угодья и земли под постройки, а также на наследство.

Содержание

Государственный долг и бюджетный дефицит

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 84.43 Кб (Скачать документ)

    Блок 6 показывает, что  для  приобретения  высокодоходных  американских

ценных  бумаг  иностранцам  сначала  нужно  купить  доллары  США   за   свою

национальную  валюту.  Это  увеличивает  общемировой  спрос  на  доллары   и

повышает международную  цену, или обменную стоимость,  долларов.  В  качестве

иллюстрации  допустим,  что  до  образования   крупного   дефицита   в   США

американский доллар и французский  франк  обменивались  на  рынке  по  курсу

1$=10Fr.  Но  затем   финансирование  крупного  дефицита  привело   к   росту

процентных ставок в США и, таким образом, к увеличению  спроса  на  доллары,

за которые можно  приобрести американские  ценные  бумаги.  Предположим,  что

это повышает курс доллара до 1$=11Fr 

Внешнеторговый  дефицит

         Такое  удорожание  доллара,  естественно,   оказывает   угнетающее

воздействие на американский экспорт (блок 7) и ведет  к  расширению  импорта

(блок 8), формируя  таким образом "неблагоприятный"  торговый баланс.  Давайте

посмотрим, как  это происходит. Мы уже знаем, что  валютные курсы привязаны  к

уровням цен в  разных странах. Когда стоимость  доллара  повышается,  то  есть

когда доллар становится для иностранцев дороже, то же  самое  происходит  со

всеми американским товарами.

     В  нашем примере рост стоимости  доллара с 1$=10Fr до  1$=11Fr  повышает

для французов  цены всех американских товаров на 10  %.  Американский  товар,

который прежде стоил 10 франков, теперь стоит 11 франков.  Французы  ответят

на  это  приобретением  меньшего  количества  американских  товаров;   таким

образом, произойдет сокращение  американского  экспорта.  А  американцы  при

более высоком  валютном курсе, наоборот, смогут получать 11, а не 10  франков

за  доллар.  Следовательно,  французские  товары  станут   для   американцев

дешевле,  и  те  будут  покупать  больше  французских   товаров;   то   есть

американский импорт возрастет. Другими  словами,  если  объединить  эти  два

процесса, американский чистый экспорт (экспорт минус  импорт)  сократится  и

образуется внешнеторговый дефицит (блок 9).

    Чистый  экспорт  представляет  собой   компонент   совокупного   спроса.

Внешнеторговый   дефицит   означает,   что   чистый   экспорт   -   величина

отрицательная, и  потому оказывает сдерживающее  воздействие   на  экономику.

По мере сокращения экспорта в таких  экспортно-ориентированных  американских

отраслях,  как   сельское   хозяйство,   самолетостроение   и   производство

компьютеров, возрастет  уровень безработицы.  Пострадают  и  конкурирующие  с

импортом отрасли, в частности, автомобилестроение и  черная  металлургия.  В

результате повышения  стоимости доллара становится дешевле  импортировать  эти

продукты  из  Японии  и  Германии,  и   в   американских   автомобильной   и

сталелитейной отраслях образуются  избыточные  производственные  мощности  и

лишние рабочие  руки.

    Все  эти рассуждения подкрепляют  наш  вывод  о  том,  что  стимулирующая

фискальная политика порой оказывается куда менее  действенной для  экономики,

чем  предполагает  упрощенный  анализ.  Стимулирующее  воздействие  дефицита

может быть  ослаблено  как эффектом вытеснения (блок 3), так  и  отрицательным

эффектом чистого  экспорта (блок 9) 

Сопутствующие эффекты

    Помимо  сказанного выше существуют еще  три проблемы

    1. Приток  средств из-за рубежа увеличивает  объем внутренних  финансовых

ресурсов и помогает удержать американские процентные ставки на более  низком

уровне,  чем  в  иных  обстоятельствах.  Иначе  говоря,  приток  иностранных

средств в США  ослабляет эффект вытеснения. Но и  с  точки  зрения  зарубежных

стан, переводящих  свои средства в  США,  их  внутренние  капиталовложения  и

темпы долгосрочного  экономического роста могут из-за этого сократиться.

    2.  Вызванный   дефицитом  рост  процентных  ставок  в   США   возлагает

дополнительное  бремя на  такие  развивающиеся  страны,  отягощенные  крупной

задолженностью, как  Мексика и Бразилия. Обслуживание их  долга,  выраженного

в долларах, американским банкам и банкам других промышленно  развитых  стран

становится намного  дороже,  когда  в  США  повышаются  реальные  процентные

ставки.

    Крупный   бюджетный  дефицит  США   представляет   своего   рода   угрозу

международной кредитной  системе и американским банкам, в  первую очередь, из-

за своего давления на процентные ставки США, которое заставляет их расти.

    3. Внешнеторговый  дефицит означает, что объем экспорта  недостаточен для

 оплаты импорта.  Эту  разницу  можно  компенсировать  двумя  способами.  Во-

первых, можно разместить займы среди частных лиц и  организаций в  зарубежных

странах. В конце 80-х  годов,  когда  Соединенные  Штаты  испытывали  острый

внешнеторговый  дефицит,  они  превратились  в  крупнейшую  в  мире  страну-

должника. Во-вторых, можно продать иностранным инвесторам такие активы,  как

фабрики, торговые предприятия и фермы. США прибегли  и  к  этому  способу  в

конце 80-х - начале 90-х годов. Но затем для выплаты  таких долгов  и  выкупа

своих  активов  нужно,  чтобы  будущий   экспорт   превосходил   импорт.   В

перспективе Соединенным  Штатам придется потреблять и  инвестировать  меньше,

чем они производят. 

Противоположный взгляд: теорема эквивалентности  Рикардо

    Некоторые  экономисты не согласны с теми  аргументами, которые мы  только

что  привели.  Они  стоят  на  позициях  теоремы  эквивалентности   Рикардо,

согласно которой  финансирование дефицита за счет заемных  средств  оказывает

на ВВП то же воздействие, что и финансирование путем повышения  существующих

налогов.

|                                                                     |

|                                                                     |

|Эквивалентность  Рикардо - это интересное теоретическое  положение,    |

|утверждающее, что  при определенных условиях изменение  в налоговой    |

|системе с течением  времени, например, более низкие  налоги в настоящее|

|время и более  высокие налоги в будущем, не  влияет на расходы частного|

|сектора и поэтому  не оказывает влияния на национальные  сбережения,   |

|инвестиции и  счет текущих операций. Это положение  ведет к нескольким |

|замечательным  теоретическим находкам, например  уменьшение налогов,   |

|увеличивающее  бюджетный дефицит, не                                  |

|воздействует  на баланс текущих  операций, несмотря на кажущуюся      |

|взаимосвязь                                                          | 

По-видимому, людям  известно, что нынешний дефицит так  или  иначе  потребует

повышения  налогов  в  будущем   для   выплаты   дополнительных   процентов,

порождаемых  растущим  государственным  долгом.  Поэтому  домохозяйства  уже

сегодня тратят меньше, а сберегают больше  в  преддверии  сокращения  своего

будущего посленалогового  дохода, который можно использовать на  потребление.

И поскольку увеличение частных сбережений полностью компенсирует  увеличение

государственных  займов,  реальная  процентная  ставка  не  меняется.  Таким

образом,  бюджетный  дефицит  не  порождает  ни   эффекта   вытеснения,   не

внешнеторгового дефицита. Теорема  эквивалентности  Рикардо  нарушает  связь

между блоками 1 и 2 на рис. 2, отрицая все их дальнейшие последствия.

    Однако  большинство экономистов не разделяет  эту необычную точку зрения.

Они  утверждают,  что  80-е  и  начало  90-х  годов  представили  достаточно

доказательств  отрицательного  влияния  крупного  бюджетного   дефицита   на

внешнеторговый  сектор. 
 
 

Ответные политические меры

    Обеспокоенность  крупным бюджетным дефицитом  и растущим  государственным

долгом породило несколько ответных политических мер:

    Бюджетное  законодательство 1990 г. - в ноябре 1990  года  Конгресс  США

активно занялся  решением  проблемы  дефицита,  приняв  Закон  о  пересмотре

бюджета 1990  г.  -  пакет  документов  о  повышении  налогов  и  уменьшении

расходов, направленный на сокращение бюджетного дефицита на 500  млрд.  дол.

в период с 1991 по 1996 гг.

    Этот  закон призван увеличить налоговые  поступления посредством:

          1)  повышения  предельных  налоговых   савок   для   состоятельных

             американцев с 28% до 31%;

          2) сокращение допустимых изъятий  и  вычетов  из  налогооблагаемой

             базы состоятельных граждан;

          3) увеличение взносов в систему  здравоохранения;

          4) повышение акцизов на  бензин,  табак,  алкогольные  напитка   и

             авиабилеты;

          5) введение налогов  на  предметы  роскоши  -  дорогие  ювелирные

             изделия, меха, автомашины, яхты и  персональные самолеты.

    За Законом  о пересмотре бюджета последовал  Закон о  соблюдении  бюджета

1990 г., установивший  обязательный порядок утверждения   новых  расходов  или

снижения налогов, который можно условно назвать "плати  за  каждый  шаг".  В

период с 1991 года по 1996 год  любой  новый  законодательный  акт,  который

увеличивает государственные  расходы,  должен  сопровождаться  компенсирующим

сокращением текущих  расходов или повышением налогов. 

Закон о сокращении дефицита 1993 года

    К 1992 году стало ясно, что,  несмотря  на  бюджетное  законодательство

1990  года,  способствовавшее  замедлению  роста  государственных   расходов,

ежегодный  бюджетный  дефицит  в  размере  175  млрд.  -  225   млрд.   дол.

сохранился. Конгресс США принял  Закон  о  сокращении  дефицита  1993  года,

призванный увеличить  налоговые поступления на 250 млрд.  дол.  за  5  лет  и

сократить федеральные  расходы на  соответствующую сумму.  Повышение  налогов

затрагивает в  основном (хотя и не только) домохозяйства  с высокими  доходами

Информация о работе Государственный долг и бюджетный дефицит