Государственный и муниципальный сектор в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:37, курсовая работа

Описание

Цель – изучение государственного и муниципального сектора в современной экономике РФ.
Для достижения вышеизложенной цели, были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы государственного и муниципального сектора в современной экономике;
2) проанализировать государственный и муниципальный сектора в современной экономике РФ;
3) структура курсовой работы полностью соответствует поставленным целям и задачам и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..
4
1 Теоретические основы государственного и муниципального секторов в современной экономике……………………………………..

5
1.1 Экономическая роль и функции государства………………….…….
5
1.2 Государственная и муниципальная собственность: нормативно-правовое регулирование………………………………………………….

15
1.3 Государственный сектор экономики………………………………...
1.4 Муниципальный сектор экономики…………………………………
20
26
2 Анализ государственного и муниципального секторов в современной экономике РФ ……………………………………………………………..

30
2.1 Современное состояние государственного сектора в России на федеральном уровне………………………………………………………

30
2.2 Анализ состояния государственного сектора экономики Оренбургской области за 2012 год………………………………………

39
2.3 Современное состояние государственного сектора в России на муниципальном уровне…………………………………………………..

41
3 Государственная финансовая политика Российской Федерации и рекомендации по ее улучшению…………………………………………

43
3.1 Понятие, составные элементы и механизмы реализации финансовой политики государства……………………………………..

43
3.2. Рекомендации по улучшению финансовой политики государства.
50
Заключение………... ……………………………………………………..
54
Список использованных источников……………………………………

Работа состоит из  1 файл

Государственный и муниципальный сектор в современной экономике.doc

— 367.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………..

4

1 Теоретические основы государственного и муниципального секторов в современной экономике……………………………………..

 

5

1.1 Экономическая роль и функции государства………………….…….

5

1.2 Государственная и  муниципальная собственность: нормативно-правовое регулирование………………………………………………….

 

15

1.3 Государственный сектор  экономики………………………………...

1.4 Муниципальный сектор  экономики…………………………………

20

26

2 Анализ государственного  и муниципального секторов в  современной экономике РФ ……………………………………………………………..

 

30

2.1 Современное состояние государственного сектора в России на федеральном уровне………………………………………………………

 

30

2.2 Анализ состояния государственного сектора экономики Оренбургской области за 2012 год………………………………………

 

39

2.3 Современное состояние государственного сектора в России на муниципальном уровне…………………………………………………..

 

41

3 Государственная финансовая политика Российской Федерации и рекомендации по ее улучшению…………………………………………

 

43

3.1 Понятие, составные элементы и механизмы реализации финансовой политики государства……………………………………..

 

43

3.2. Рекомендации по улучшению финансовой политики государства.

50

Заключение………... ……………………………………………………..

54

Список использованных источников……………………………………

56


 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современная система управления общественными финансами является результатом длительного развития государственных институтов. Минувшее столетие, и особенно послевоенный период, характеризовались значительным расширением государственного сектора в странах с рыночной экономикой, который в своем росте опережал динамику частного рыночного сектора, что обусловливалось усложнением государственных функций, применением новых методов макро- и микроэкономического регулирования, направленных на компенсацию «провалов» рыночного механизма.

В настоящее  время многие высокоразвитые страны используют новые формы бюджетного планирования, исполнения бюджета и  оценки результатов управления общественными  финансами, имеют современные системы  бюджетного учета и финансовой отчетности, институты внешнего и внутреннего аудита, управления ликвидностью и государственным (муниципальным) долгом, широко применяют контрактные отношения и конкурсный отбор поставщиков общественных товаров и услуг. Внедрению лучшей практики и современных методов управления общественными финансами посвящено огромное число руководств, подготовленных национальными и международными организациями. Они исходят из того, что при всех отличиях между системами управления общественными финансами разных стран сохраняется значительное сходство между ними в постановке основополагающих задач управления и их решении. Это делает возможным сформулировать общие принципы, стандарты и методы лучшей практики управления, которые могут быть с успехом внедрены в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

Объект исследования – государство РФ.

Предмет – государственный и муниципальный сектора в             современной экономике.

Цель – изучение государственного и муниципального сектора в современной  экономике РФ.

Для достижения вышеизложенной цели, были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические основы государственного и муниципального  сектора в современной экономике;

2) проанализировать государственный и муниципальный сектора в             современной экономике РФ;

3) структура курсовой работы полностью соответствует поставленным целям и задачам и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

 

 

1 Теоретические основы государственного и муниципального секторов в современной экономике

 

1.1 Экономическая роль и функции государства

 

Экономическая роль государства в Российской Федерации  на протяжении последних пятнадцати лет в основном сводилась к реформированию, представлена на рисунке 1:

- во-первых, отношений собственности в стране;

- во-вторых, к структурным реформам в промышленности и сельском хозяйстве страны;

- в-третьих, в проведении политики макроэкономической стабилизации в стране, для чего предпринимается ряд последовательных мероприятий, направленных на сокращение уровня инфляции, ликвидацию бюджетных дефицитов всех уровней и реформирование налоговой системы.

Рисунок 1 – Экономическая роль государства в Российской Федерации

 

В разные годы эти  цели достигались несколько отличающимися  методами. На начальном этапе в реформировании главный упор делался на приватизацию огромного государственного сектора, резкое увеличение налогов с хозяйствующих субъектов, дорогой кредит в целях стимулирования процесса реструктуризации экономики, при которой неэффективные неконкурентоспособные предприятия должны были обанкротиться, а выжить в условиях «дорогих денег» могли лишь наиболее конкурентоспособные. На этом же этапе происходило сокращение расходов федерального бюджета и недопущение перерастания инфляции в гиперинфляцию.

Вскоре выяснилось, что подобного рода политика влечет за собой целый ряд негативных последствий. В условиях нехватки наличных денег в обороте за счет резкого  сокращения, в том числе и бюджетных  расходов, стал приходить бартер на место денег, вексельные схемы, которые приводили к резкой криминализации экономики. Этому же способствовало увеличение налогового бремени на хозяйствующие субъекты. Сокращение расходов бюджетов всех уровней вело к сокращению доходов граждан. Это сузило конкурентный рынок, оставило многие национальные предприятия без какой-либо возможности для сбыта внутри страны. Крайне высокие процентные ставки по кредитам не давали возможности для развития своего бизнеса. Последовала череда банкротств и спад производства. Одновременно с этим правительство считало необходимым открыть рынок для иностранной продукции, для чего были значительно снижены таможенные пошлины не только на продукцию, в которой больше всего нуждалось население и экономика, но и на ту, которая производилась в стране в достаточных объёмах. Одновременно с этим проводилась политика поддержания высокого курса национальной валюты и финансирования бюджетного дефицита за счёт постоянных внешних заимствований, как на внутреннем рынке при помощи выпуска государственных краткосрочных облигаций с высокими процентными ставками, чтобы сделать их привлекательными для вложения средств инвесторов, так, и внешних заимствований МВФ, иностранных правительств, иностранных частных банков и компаний. Такая политика «крепкого рубля» с установленным валютным коридором, финансированием значительной части расходов бюджета за счет заимствований продолжалась до тех пор, пока на внешнем рынке складывалась благоприятная конъюнктура мировых цен на основные продукты экспорта (в основном из ТЭК страны). Как только цены на мировую продукцию пошли вниз, российский бюджет оказался не в состоянии выполнить обязательства ни перед внешними, ни перед внутренними кредиторами. Резервы были исчерпаны, поддержание высокого курса рубля стало невозможно. Произошла его резкая девальвация едва ли не на 300 %. Это позволило освободить Центральный банк страны от бремени постоянных валютных интервенций на валютной бирже. Ради регулирования ажиотажного спроса на доллар увеличивалось предложение доллара за счет валюты, который нечем было пополнить в условиях резкого сокращения валютной выручки компаний экспортеров, которые оказались на грани банкротства в условиях низких мировых цен, но девальвация привела к целому ряду положительных последствий для национальной экономики. Слабый рубль тут же поставил непреодолимый барьер на пути импорта в страну, так как доходы населения в условиях девальвации упали, импортная продукция стала неконкурентоспособной. Это освободило огромные ниши и рынки для национального производителя. В стране начался экономический рост. Правительство отказалось от политики «дорогих денег», постепенно снижалось налоговое бремя. Бюджетная политика осложнялась тем, что в условиях резкой девальвации валюты объемы внешнего долга страны выросли прямо пропорционально девальвации.

Для того чтобы  справиться с выплатами по внешним  долгам, все Правительства с 2000г. были вынуждены прибегать к сверхосторожной  бюджетной политике, суть которой  можно свести к следующему - прогнозирование основных параметров бюджетов (прежде всего федерального) исходя из явно заниженных цен на основные продукты экспорта, что приводило бюджетные доходы к более низким показателям по сравнению с возможным уровнем и продолжается до сих пор. Это позволило опережающими темпами в условиях резко улучшающейся мировой конъюнктуры погасить внешний долг перед государствами-кредиторами вместе со всеми процентными выплатами. Также позволило быстрыми темпами нарастить золотовалютные резервы страны, позволило снизить налоговое бремя на хозяйствующие субъекты, добиться за последние 10 лет не дефицита, а профицита государственного бюджета. Это было сделано за счет социальных программ, регулирования доходов граждан всех видов, которые могли вырастать другими темпами. В результате этих мероприятий экономическая роль государства по сравнению с периодом 90х годов резко выросла.

Государство стало  постепенно с большей степенью эффективности  выполнять свои основные экономические  функции[3], представленные на рисунке 2

 

Рисунок 2 – Функции государства

 

 Регулирующая функция – важнейшая функция, которая проявляется в самых разных сферах экономической жизни общества, важнейшими сферами являются: сферы регулирования денежного обращения в стране, регулирование банковской и бюджетной, кредитной системы в стране, регулирование институциональной структуры экономики страны. Регулирующая функция представлена на рисунке 3

 

Рисунок 3 – Сферы экономической  жизни страны, за которые отвечает регулирующая функция государства.

 

В сфере регулирования  денежного обращения государство  выдвигает главный показатель эффективности  или неэффективности регулирования: это определенный курс национальной валюты, который должен отвечать следующим  параметрам, которые нельзя описать  математически количественно:

1) этот курс должен стимулировать экспорт страны, обеспечивать ценовую конкурентоспособность продукции национального производителя на мировом рынке;

2) не должен являться серьезным барьером на пути импорта продукции на внутренний рынок страны, особенно в самой необходимой для экономики страны сфере [3].

Чтобы реализовать основные задачи и параметры, государство  регулирует эту сферу, вынуждая работать системно по всем основным направлениям, непосредственно связанным с  задачей поддержания курса национальной валюты на приемлемых для решения этих двух задач уровнях. Регулируя курс, государство одновременно вынуждено проводить определенную политику в области таможенного регулирования и в области бюджетного регулирования.

В условиях современной рыночной экономики курс национальной валюты современное государство может регулировать исключительно за счет валютных интервенций, которые оно периодически проводит по мере надобности, вмешиваясь в ход рыночных торгов [4].

В условиях, когда  на бирже по объективным и субъективным причинам действий игроков резко возрастает спрос на национальную валюту, естественно, что курс рубля будет резко укрепляться, пойдет вверх, будет происходить существенная ревальвация национальной валюты. Государство не сможет спокойно смотреть на это, потому что ревальвация грозит существенно изменить экономическую ситуацию в стране: во-первых, чрезмерное укрепление национальной валюты автоматически ведет за собой резкое снижение конкурентоспособности продукции национального экспорта на мировом рынке. Это означает резкое снижение объемов экспорта, валютной выручки хозяйствующих субъектов, снижение доходов федерального бюджета России. Следовательно, невозможность бюджета исполнить все обязательства по расходам и серьезные финансовые осложнения для предприятий-экспортеров с уплатой налогов вплоть до банкротства. Чтобы не допустить этого, государство в этом случае прибегает к дополнительной эмиссии своей национальной валюты, которая не будет приводить к инфляции, потому что, эмитируя рубль и выбрасывая дополнительные средства, государство будет сбивать спрос путём покупки иностранной валюты, не давая курсу рубля расти. В результате ажиотажный спрос на рубль будет ликвидирован до оптимального уровня. Резкая ревальвация не произойдет.

Если на рынке  складывается прямо противоположная  ситуация, происходит ажиотажный спрос  на доллар, биржевые игроки начнут выбрасывать рубль в огромных количествах. Произойдет резкая девавальвация валюты, которая приведет к целому ряду негативных последствий:

1) произойдет резкое обесценивание доходов граждан;

2) произойдет сужение внутреннего рынка за счет недоступного импорта;

3) произойдет резкое перенацелевание продукции компаний-экспортеров с внутреннего рынка на мировой, так как внутренний рынок окажется под угрозой, а на мировом рынке возможно получение сверхприбыли, что приведет к росту цен на внутреннюю продукцию.

Для того чтобы  не допустить этого, государство  должно проводить прямо противоположные  мероприятия: должно «расконсервировать»  валютные резервы и выбросить на биржу значительное количество иностранной валюты, чтобы сбить ажиотажный спрос и не допустить укрепления доллара или евро. Для того чтобы иметь эти резервы и добиться макроэкономической стабилизации, государство должно проводить сдержанную таможенно-тарифную политику и регулировать размеры тарифов на основную продукцию импорта и экспорта [5].

Экспортные  таможенные пошлины государства  повышают в тех случаях, когда  складывается благоприятная мировая  конъюнктура цен на основную продукцию экспорта, когда прибыли компаний-экспортеров, поэтому становятся высокими, а рентабельность превышает 50%. Это будет абсолютно безболезненным для экономической деятельности предприятий-экспортеров, что позволяет государству решить триединую задачу:

1) за счет резковыросших таможенных пошлин быстро наращивать золотовалютные резервы;

2) проводить  политику снижения налогов, потому  что это может делаться безболезненным  для доходной и расходной части  государственного бюджета, так  как выпадающие из-за понижения налогов доходы будут сразу заменяться доходами от таможенных пошлин;

3) решать вопрос  с разумным ограничением экспорта, чтобы не лишить внутренний  рынок продукцией национального  производителя. 

Экспортные  пошлины государство будет снижать  в условиях или понижающихся цен на мировом рынке на продукцию экспорта, чтобы эта продукция не оказалась не конкурентоспособной по цене в других странах, или в том случае, когда государство будет вынуждено дополнительно стимулировать экспортную продукцию с большой добавленной стоимостью на мировой рынок.

Импортные пошлины  государство будет повышать или  в условиях, когда оно сталкивается с недобросовестной конкуренцией иностранных  производителей, которые поставляют на внутренний рынок страны продукцию  по демпинговым ценам за счет субсидий своих государств. Также в случае, если оно будет сталкиваться с неформальными отношениями руководства иностранных компаний и той части государственного аппарата, которая отвечает за внешнеэкономическую деятельность страны. Это повышение будет приводить к удорожанию импорта, снижению его конкурентоспособности на рынке, уменьшению продукции и, следовательно, к созданию монопольно благоприятных условий для национальных производителей на этом же внутреннем рынке. Это имеет смысл, если данный сектор экономики был изначально стратегически важен для суверенитета и был неконкурентоспособным из-за уровня менеджмента по сравнению с иностранными конкурентами. В этих условиях такая таможенная политика позволяет национальному производителю за счет сверхприбыли от почти монопольного положения на рынке провести соответствующую структурную перестройку производства, обновление производства, что позволит выйти на новый уровень и сделать более конкурентоспособную продукцию. Это произойдет, если государство создаст систему эффективного контроля за вложением этих средств от сверхприбылей на нужды технологического переоснащения.

Информация о работе Государственный и муниципальный сектор в современной экономике