Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:37, курсовая работа
Цель – изучение государственного и муниципального сектора в современной экономике РФ.
Для достижения вышеизложенной цели, были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы государственного и муниципального сектора в современной экономике;
2) проанализировать государственный и муниципальный сектора в современной экономике РФ;
3) структура курсовой работы полностью соответствует поставленным целям и задачам и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
Введение…………………………………………………………………..
4
1 Теоретические основы государственного и муниципального секторов в современной экономике……………………………………..
5
1.1 Экономическая роль и функции государства………………….…….
5
1.2 Государственная и муниципальная собственность: нормативно-правовое регулирование………………………………………………….
15
1.3 Государственный сектор экономики………………………………...
1.4 Муниципальный сектор экономики…………………………………
20
26
2 Анализ государственного и муниципального секторов в современной экономике РФ ……………………………………………………………..
30
2.1 Современное состояние государственного сектора в России на федеральном уровне………………………………………………………
30
2.2 Анализ состояния государственного сектора экономики Оренбургской области за 2012 год………………………………………
39
2.3 Современное состояние государственного сектора в России на муниципальном уровне…………………………………………………..
41
3 Государственная финансовая политика Российской Федерации и рекомендации по ее улучшению…………………………………………
43
3.1 Понятие, составные элементы и механизмы реализации финансовой политики государства……………………………………..
43
3.2. Рекомендации по улучшению финансовой политики государства.
50
Заключение………... ……………………………………………………..
54
Список использованных источников……………………………………
Поэтому необходимы усилия для того, чтобы имеющийся научный потенциал стал обеспечивать устойчивое экономическое развитие России. Но «точками разрыва» для обеспечения этого развития являются несколько проблем:
- отсутствие необходимой инфраструктуры для доведения научных разработок до реальных коммерческих разработок и образцов;
- недостаточное количество венчурных фондов и внешнеторговых фирм для обеспечения финансирования разработок и их вывода на мировой рынок (в Израиле имеется более 3 тыс. фирм и 180 венчурных фондов);
- практически полное отрицание интеллектуальной собственности и невозможность защиты авторских прав;
- неудовлетворительное количество и качество научных кадров (в большинстве институтов РАН средний возраст научных работников превышает 60 лет);
- слабый менеджмент в секторе научно-промышленных разработок.
2.2 Анализ состояния государственного сектора экономики Оренбургской области за 2012 год
Доля государственного сектора экономики в общем числе предприятий в 2012 г. по сравнению с 2011 г. сократилась и составила 1,4% (в 2011 г. – 1,5%). Государственные унитарные предприятия и хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций находятся в государственной собственности и собственности хозяйствующих субъектов, относящихся к госсектору экономики, составляют 0,35% от общего числа предприятий области (в 2011 г. – 0,4%).
Объем отгруженной промышленной продукции предприятиями государственного сектора увеличился на 85% составил 28,3 млрд. руб. Его доля в объеме отгруженной продукции области по сравнению с 2011 г. увеличилась вдвое и составила 3,3% (за счет роста объема отгруженной продукции по виду экономической деятельности «производство и распределение электроэнергии, газа и воды»). Наибольший удельный вес по объему отгруженной продукции (услуг) государственные предприятия занимают в производстве, передаче и распределении электроэнергии, газа, пара и горячей воды – 25%. В производстве машин и оборудования – 18,6% от общего объема производства, в целлюлозно-бумажном производстве – 8,3%, в производстве пищевых продуктов, включая напитки и табака – 6,8%, в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 5,3%.
В 2012 г. индекс промышленного производства в организациях госсектора обрабатывающих производств составил 84,2% (по всем предприятиям области – 85,4%), в организациях госсектора по производству и распределению электроэнергии, газа и воды – 132,2% (по всем организациям – 90,5%). По сравнению с 2011 г. во всех отраслях наблюдалось снижение объемов производства, за исключением производства резиновых и пластмассовых изделий (101%), химического производства (127,3%), металлургического производства и производства готовых металлических изделий (265,3%). Наибольшие темпы снижения наблюдались в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви (20,9%), производстве транспортных средств и оборудования (26,1%), производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (41,1%).
Доля государственного сектора в общем объеме платных услуг населению не изменилась и составила 10,9%. Наибольший удельный вес государственный сектор занимает в оказании услуг учреждений образования (31%), связи (17,1%), медицинских услуг (13,5%), культуры (13,5%), транспортных услуг (12,1%).
В общем объеме введенного жилья на организации государственного сектора приходится 23%, или 284,5 тыс. кв. м. (В 2011 г. – 7,1%.)
В производстве
важнейших видов продукции
Доля госсектора в общем объеме показателей транспортной авиации изменилась следующим образом: доля в объеме коммерческих перевозок снизилась с 99,7% до 10,5% (соответственно, доля в коммерческом грузообороте снизилась с 97,2% до 66,7%); при этом доля в пассажирском грузообороте изменилась незначительно – с 96,7% до 85,8%.
Доля государственного сектора в общем объеме внутренних затрат на научные исследования и разработки по Оренбургской области снизилась по сравнению с 2011 г. на 9,1 п.п. и составила 48,1%.
Объем инвестиций в основной капитал государственного сектора экономики за 2012 г. составил 41 млрд. рублей (23,4% от общего объема инвестиций в основной капитал по Оренбургской области), темп роста – 175,2% в сопоставимых ценах к уровню 2011 г. за счет роста в 13 р. объема инвестиций в деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта и в 31 р. в производство электроэнергии, газа и воды (в среднем по Оренбургской области темп снижения составил 93,3%). Значительный объем инвестиций в основной капитал в госсекторе приходится на следующие виды деятельности: деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта – 28,5% от общего объема инвестиций, транспорт и связь – 24%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 10,4%, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 7,9%, здравоохранение – 6,7%.
Сальдированный финансовый результат организаций госсектора составил 2,1 млрд. рублей, что составило 40% от результата 2011 г. Наиболее высокие его объемы приходятся на такие виды деятельности как обрабатывающие производства (30,3% от общего объема финансового результата госсектора); операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (27,3%); транспорт и связь (21,7%); торговля (8,3%). Убыточными по итогам 2012 г. были следующие виды деятельности: финансовая; рыболовство и рыбоводство; здравоохранение; текстильное и швейное производство; целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность; гостиницы и рестораны.
Среднесписочная
численность работников крупных
и средних организаций
Среднемесячная заработная плата работников организаций госсектора экономики за 2012 г. составила 13828,9 рублей, что на 6,8% ниже среднереспубликанского значения (14839,9 рублей).
2.3 Современное состояние государственного сектора в России на муниципальном уровне
Главными отраслями
промышленности города являются машиностроение
и металлообработка, авиа- и приборостроение,
химическая и нефтехимическая
Всего в городе Оренбург 2747 предприятий и учреждений. Их можно классифицировать по следующим сферам: Учреждения для детей 16 фирм, Интерьер дома 272 фирмы, Досуг и отдых 36 фирм, Зоомагазины, питомники, ландшафтный дизайн 20 фирм, Инструменты и оборудование 168 фирм, Красота и здоровье 72 фирмы, Недвижимость 30 фирм, Образование и наука 110 фирм, Общество 26 фирм, Одежда и обувь 15 фирм, Право и власть 155 фирм, Продукты питания 114 фирм, Промышленность 506 фирмы, Реклама 120 фирм, Связь и интернет 139 фирм, Спорт 5 фирм, Строительство 222 фирма, Техника 56 фирм, Торговля 114 фирм, Транспорт 235 фирм, Туризм 67 фирм, Услуги 98 фирм, Финансы 150 фирм.
Из них к
государственной собственности
относятся:
Учреждения для детей – 0 предприятий из 16 фирм (0%); Дом и интерьер – 3 предприятий из 272 фирм (1,1%); Досуг и отдых – 1 предприятие из 35 фирм (2,9%); Зоомагазины, питомники, ландшафтный
дизайн - 8 предприятий из 20 (40%); Инструменты и оборудование 1 предприятие из 168 (0,6%); Красота и здоровье 5 предприятий из 72 (6,9%); Недвижимость 0 предприятий из 30 (0%); Образование и наука - 54 учреждения из 110(49%); Общество 11 учреждений из 26(49,3%); Одежда и обувь – 1 предприятие из 15 (6,7%); Право и власть 34 учреждения из 115 (29,6%). В сфере Продукты питания относится 0 предприятий из
112 (0%). В Промышленности 13 предприятий из 503 (25,8%), из
которых: в Лесной промышленности относится 3 предприятия из 9 (33,3%); в Металлопрокате – 0 предприятий
из 13 фирм (0 %); в Оборонной промышленности
– 0 из 0 предприятий (0 %); Промышленность
2 из 86 фирм (2,3 %); в Радиоэлектронике и приборостроениие
1 из 146 фирм (0,7%); в Сельском хозяйстве 3
из 7 фирм (42,8%); в Топливе и ГСМ - 0 предприятий
из 32 (0 %); в Химической промышленности
3 фирмы из 110 (2,7%); в Чёрных и цветных металлах
0 предприятий из 4(0 %); в Энергетике, энергосбережении
и ЖКХ 1 предприятие из 96 (1%). В сфере Рекламы 4 фирмы из 120 (3,3%), в сфере Связь и интернет 6 из 139 фирм (4,3%), в Спорте 0 фирм из 5 (0 %). В Строительстве 3 из 222 фирм (1,3%) относятся к
государственной собственности; в Технике 0 предприятий из 56 (0 %);В Торговле 2 предприятия из 114 (1,8%); в Транспорте 2 из 235 предприятий (0,9%); в Туризме 0 из 67 фирм (0 %). В сфере услуг 1 государственное предприятие
из 98 (1%). В сфере Финансов: 54 учреждения из 150 (36%).
Итак, анализирую все вышеперечисленное можно сказать, что доля государственной собственности в общем числе предприятий города Оренбург составляет: приблизительно 7,3 % из 100% или 203 предприятий из 2747. Видно, что доля государственного сектора незначительно, в основном государству принадлежат учреждения высшего профессионального, среднепрофессионального образования и 54 из 110 (2% госсектора города, 49% госсектора в образовательных учреждениях), общественные учреждения 9 из 25 или (0,3% госсектора города, 4 % госсектора в общественных учреждениях), учреждения права и власти – 34 из 115 или приблизительно (1,2% госсектора города или 16 % госсектора учреждений права и власти), также финансовые учреждения – 54 из 149 (2% госсектора г. Оренбурга или 26% госсектора финансовых учреждений, а также учреждения, которые мы отнесли к группе Зоомагазины, питомники, ландшафтный дизайн - 8 предприятий из 20 (40% госсектора в одноименной сфере или 0,3 % госсектора города Оренбурга). На содержание вышеперечисленных сфер экономики республиканские власти затрачивают много ресурсов.
Полностью принадлежат частому бизнесу следующие сферы экономики города: сфера развлечений и туризма, сфера услуг и индустрия красоты и здоровья, сфера строительства, вся промышленность, металлургия и металлообработка, сфера компьютерных и интернет-услуг, реклама, пищевая промышленность и т.д. Частный медицинский бизнес составляет большую опасность, ведь государственные учреждения здравоохранения должны составлять конкуренцию частным, как в количественном, так и качественной аспектах, частный бизнес в сфере медицины приводит увеличению цены предоставляемых услуг, но зачастую, его качество намного выше, чем в государственных учреждениях. Большая опасность кроется в частном строительстве, т.к. высок процент ненадежности этого бизнеса (когда, например, появляются обманутые дольщики и вкладчики), увеличивается риск банкротства этого бизнеса и т.д.
Подведем итог, анализ госсектора г. Оренбург показывает долю госсектора в муниципалитете города, позволяет более детально рассмотреть и распределить финансы и дает конкретную и реальную основу экономистам-аналитикам для разработки и принятия бюджета.
3 Государственная финансовая политика Российской Федерации и рекомендации по ее улучшению
3.1 Понятие, составные элементы, механизмы реализации и проблемы финансовой политики государства
Государственная и финансовая политика является ключевым элементом макроэкономической политики го5сударства и главным механизмом регулирования экономических процессов в стране. Она разрабатывается и принимается высшими органами государственной власти, ее основные положения подготавливаются двумя основными министерствами, Министерством финансов и Министерством экономического развития и торговли, вместе с профилирующими комитетами в Администрации Президента. Эти основные положения проходят процесс согласования в основных министерствах Правительства и комитетах Администрации, но поправки, которые они могут внести, не являются принципиальными и не могут изменять общую концепцию финансовой политики, сформулированную в этих ведомствах. После этого разрабатывается целый комплекс законопроектов, которые от лица Правительства и Президента выносятся на утверждение в Федеральное Собрание и, после соответствующего одобрения там, составляют необходимую в рыночной экономике основу регулирования экономических процессов в стране.
В рамках этой финансовой политики выделяются следующие основные элементы и направления: во-первых, налоговая политика государства, во-вторых, бюджетная политика, в–третьих, кредитно–денежная политика, в-четвертых, институциональная политика, в-пятых, инвестиционная политика, в–шестых, социальная политика государства.
Важнейшим элементом финансовой политики государства является налоговая политика, которая должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для хозяйствующих субъектов, реального сектора экономики (как государственного, так и частного) и должны способствовать финансовому оздоровлению предприятий, обеспечивать возможности предприятия для создания необходимых резервов финансовых средств на своих счетах, доступ к кредитным ресурсам в целях обеспечения финансового роста объемов производства. В рамках этой политики государственные органы власти предприняли ряд конкретных шагов на законодательном уровне в двух основных направлениях.
Реализация финансовой политики проводится в три этапа:
I этап. Выработка научно
обоснованных концепций
II этап. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, то есть, выработка стратегии и тактики финансовой политики.
III этап. Собственно осуществление
практических действий, направленных
на достижение поставленных
Известно, что существуют два типа финансовой политики:
а) дискреционная политика или политика, проводимая непосредственно правительством;
б) недискреционная финансовая политика, то есть, встроенные стабилизаторы. Регулирование экономики нельзя осуществлять исключительно при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной политики, несмотря на возражения экономистов, проповедующих невмешательство в экономику, представляется необходимым. Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Информация о работе Государственный и муниципальный сектор в современной экономике